Критерии оценки достижений детей с аутичным компонентом в сфере "жизненных компетенций"
статья по теме

Петрова Светлана Алексеевна

Статья посвящена проблеме обучения и оценивания детей с множественным дефектом, имеющими в своей структуре расстройства аутистического спектра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterii_ocenki.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

      Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида № 20

          

                 

«Критерии оценки достижений детей с аутичным компонентом

в сфере «жизненных компетенций»

                                                      Подготовила: учитель 2 «В» класса

   Парамонова Светлана Алексеевна

        

                Москва 2011

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ С                                              АУТИЧНЫМ КОМПОНЕНТОМ В СФЕРЕ

 «ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ».

В последнее время в наше учреждение стали поступать дети со сложной структурой дефекта. Все чаще в диагнозе таких детей помимо нарушений опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной сферы отмечается наличие аутистического компонента, или как сейчас принято говорить расстройства аутистического спектра (РАС).

Аутизм – нарушение психического развития, при котором прежде всего страдает способность к общению (навыки коммуникации) и поведение.

Аутичные дети – это дети с особыми образовательными потребностями. Но связь с социумом у них нарушена грубо и иначе, не так как у других детей с ОВЗ.

Данная категория детей обучается у нас в классах с общеобразовательными программами  и в классах с программами для детей с нарушением интеллектуального развития.

Педагоги, обучающие данную группу детей сталкиваются с однотипными трудностями, определенными характером нарушения психического развития при аутизме. Основными из них  являются проблемы поведения и трудности коммуникации, мешающие организации процесса обучения и самого аутичного ребенка и его соучеников.

Перед педагогами, ведущих обучение по обеим программам, встает сложнейшая задача: по каким критериям (параметрам) адекватно оценивать достижения аутичного ребенка в сфере «жизненных компетенций».

Долгое время в нашей стране считалось, что дети с аутизмом нуждаются лишь в уходе и лечении и поэтому считались необучаемыми. Но современные представления о детском аутизме и многолетние исследования в области изучения психического развития при аутизме позволили создать Макет Специального Федерального  Государственного Образовательного  Стандарта (СФГОС) начального школьного образования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Он был разработан специалистами Института Корррекционной Педагогики в 2010 году. Сейчас проходит апробация данного проекта в пилотных регионах России.

Данный образовательный стандарт позволяет ребенку с аутичным компонентом реализовать свое право на образование  вне зависимости от места проживания, вида образовательного учреждения, тяжести нарушения развития.

Ознакомившись с данным документом, на методическом объединении мы разработали проект критерий оценки достижений детей с чертами аутизма в сфере «жизненных компетенций».

Разработанные нами критерии дифференцируются в соответствии с установленными областями образования и выбранным вариантом ФГОС с акцентуацией на компонент «жизненной компетенции».

Компонент «жизненной компетенции» доминирует во 2 и 3 вариантах СФГОС и является основным для 4 уровня образования.

Особое значение для ребенка с аутизмом, обучающегося в соответствии с третьим вариантом  специального стандарта образования является оказание индивидуальной помощи в посильном расширении повседневного жизненного опыта и социальных контактов ребенка в доступных для него пределах.

Подробное описание критериев представлено в таблице.

Таблица 1.

Характеристика критериев оценки достижения детей с РАС,

        обучающихся по 2 и 3 вариантам СФГОС.

Образователь-

ные области

Варианты СФГОС

2 вариант

3 вариант

Язык и речевая практика

Использование вопросов, развернутых форм устной и письменной речи. Построение умозаключений.

Появление способности использовать развернутые формы речи. Возможное использование вопросов.

Математика

(применение математических знаний)

Возможное понятие практического значения математических знаний. Получение опыта их использования.

Понятие и использование элементов математических знаний.

Естествознание

(Практика взаимодействия с окружающим миром)

Осмысление временно-пространственной организации. Интерес к новым явлениям. Выделение причинно-следственных связей.

Детализация жизни в школе и дома. Появление интереса к новым явлениям. Выделение простых причинно-следственных связей.

Обществознание

(Практика жизни в социуме)

Дифференциация своего социального окружения. Усвоение социальных правил, ролей в семье и школе.

Усвоение простых правил семейной жизни. Установление дружественных отношений с одноклассниками, сопереживание.

Четвертый вариант специального стандарта отвечает образовательным потребностям детей с наиболее тяжелыми формами аутистического дизонтогенеза, часто осложненными другими нарушениями развития. Благодаря этому варианту стандарта все дети аутистического спектра вне зависимости от тяжести состояния могут вписаться в пространство образования.

Обучающей для аутичного ребенка в этом варианте стандарта является специальная организация всей жизни ребенка в условиях школы  и дома, позволяющая  дозировано, но планомерно расширять его жизненный опыт и социальные контакты.

Критерии группируются в соответствии с основными направлениями формирования жизненной компетенции:

Описание критериев представлено в таблице 2.

Таблица 2.

Критерии оценки достижений детей с аутичным  компонентом, обучающихся по 4 варианту СФГОС.

Компонент «жизненной компетенции»

Критерии оценки

Навыки коммуникации и социального взаимодействия

Овладение простейшей коммуникацией, необходимой в быту. Овладение доступными навыками самообслуживания.

Временно-пространственная организация

Усвоение школьного и домашнего порядка.

Взаимодействие с социумом

Понимание отношений в семье, своих отношений с учителем, своей роли ученика.

Представление о собственном жизнеобеспечении

Способность дать знать о недомогании, о том, что тревожит, пугает вербальными и невербальными средствами.

Учитывая особые  образовательные потребности  детей с РАС, предполагаем  введение специальной и подробной шкалы оценок. Подобные шкалы необходимы для выявления и оценки даже минимальных шагов в развитии активности и продвижении ребенка в освоении образовательной программы.

Критерии оценки достижений ребенка в сфере жизненной компетенции, по нашему мнению, должны  носить  количественный характер. Их основой должен служить анализ поведения и динамики  развития ребенка с аутичными чертами в повседневной жизни. Результаты анализа предлагаем  представлять в форме удобных и понятных условных единиц.

В настоящее время общепризнано, что помощь средствами образования требуется этим детям не меньше, а во многих случаях и больше, чем медицинская, что адекватно организованный начальный период школьного образования является решающим условием дальнейшего социального развития ребенка с аутизмом. 

В третьем и четвертом варианте, где компонент жизненной компетенции становится доминирующим, продвижение ребенка в этом направлении становится основным искомым результатом образования.

Разнообразие спектра нарушений и их тяжесть у детей с расстройствами аутистического спектра, отсутствие специальной литературы по данной проблеме не позволяют нам разработать единые критерии оценки для всех детей.

В следующем учебном году мы планируем продолжить работу в данном направлении. Разработанные нами критерии будут дорабатываться и применяться на практике (апробироваться).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка критериев оценки жизненной компетенции учащихся младших классов Центра

Разработка критериев оценки жизненной компетенции учащихся младших классов Центра...

Критерии оценки достижения планируемых результатов по предмету «Английский язык» в свете требований ФГОС.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к результатам освоения...

Методическая разработка "Критерии оценок сформированности компетенций"

Данное методическое пособие предназначено для реализации требований основной профессиональной образовательной программы ФГОС СПО по МДК 04.02. Организация и охрана труда младшеймедицинской сестры по у...

Критерии оценивания достижений обучающихся. Оценка сочинений

Критерии оценивания  достижений обучающихся.Оценка сочинений...

Критерии оценки учебных достижений детей с задержкой психического развития по математике

Данный материал взят из адаптированной учебной программы по математике...

«Критерии оценки достижений обучающихся в монологической и диалогической речи в начальной школе (по ФГОС)»

Первый, традиционный, трактует их как возрастание объема знаний, умений и навыков воспитанников, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педаг...

Критерии оценки достижения планируемых результатов по предмету «Бурятский язык как второй» (ФГОС)

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Бурятский язык как второй» представляет собой один из инструментов реализации требований стандартов к резу...