Программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в среде несовершеннолетних учащихся"
методическая разработка по теме

Юдина Елена Николаевна

Педагогическая профилактика может рассматриваться как вспомогательное звено антинаркотической политики. Между тем именно она способна стать той самой «прививкой», которая защитит ребенка от наркогенного заражения. Педагогическая профилактика оказывается тесно связанной с очень многими направлениями формирования личности н/л и должна охватывать все факторы социализации ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3._programma_kompleksn._mery_narkot.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида) № 18

Центрального района Санкт-Петербурга

            «УТВЕРЖДАЮ»

                      Директор  школы

                   

                      А.В. Тихомирова

Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в среде несовершеннолетних  учащихся ОУ № 18 Центрального района

2009 – 2012 года

Зам. директора по ВР

Е.Н. Юдина

Социальные педагоги:

Е.В.  Долгачева

М.И. Сибиляйнен

Пояснительная записка

Педагогическая профилактика может рассматриваться как вспомогательное звено антинаркотической политики. Между тем именно она способна стать той самой «прививкой», которая защитит ребенка от наркогенного заражения. Педагогическая профилактика оказывается тесно связанной с очень многими направлениями формирования личности н/л и должна охватывать все факторы социализации ребенка.

За последние годы число наркоманов в стране увеличилось примерно в 3,5 раза. Стремительное распространение этого страшного явления несет за собой угрозу национальной безопасности России. Это заболевание и смертность населения молодого и работоспособного возраста, уменьшение рождаемости и численности населения, рост правонарушений (наркотики требуют денег) и безнадзорности.

В данной ситуации актуальность ведения профилактической работы по предупреждению употребления детьми и подростками ПАВ является бесспорной.

Нарастающая острота наркологической ситуации свидетельствует о дефиците профилактической работы.

Основные нормативно –  правовые документы

1. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными   веществами в образовательной среде, одобренная Минобразования России  от 28.02.2000 № 619

2. Письмо Минобрнауки России, МВД России, ФСКН России «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях» от 21.09.2005 № ВФ- 1376/06.

3. Рекомендации «По осуществлению взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях» Письмо Минобрнауки России, МВД России, ФСКН России от 21.09.2005 № ВФ- 1376/06.

4. Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту на 2005-2009гг.» утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2005г. № 561

5. Распоряжение комитета по образованию Правительства Санкт - Петербурга  от 29.04.2005 г. № 199-р «Об  организации работы по реализации программы психолого-педагогического сопровождения реабилитации и коррекции детей с проблемами зависимости от психоактивных веществ в Санкт - Петербурге»

Цель программы

Цель: 

  1. профилактика употребления ПАВ среди несовершеннолетних;
  2. сокращение количества несовершеннолетних учащихся употребляющих наркотики, психотропные вещества, алкоголь, табачные изделия.

Задачи:

  1. Сотрудничество образовательного учреждения с социальными и медицинскими учреждениями для осуществления ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних учащихся, связанных с употреблением ПАВ и наркотических средств;
  2. Проведение работы  по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений;
  3. Внедрение новых методов и форм работы с несовершеннолетними учащимися для проведения первичной, вторичной профилактики и реабилитационной работы;
  4. Проведение внеурочных мероприятий, направленных на формирование у подростков антинаркогенных установок как внутриличностных механизмов, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни несовершеннолетних учащихся;
  5. Проведение мероприятий в рамках родительского всеобуча (лекторий для родителей).
  6. Обучение и помощь учащимся в социальной адаптации, стимулирующие их творческую активность.
  7. Формирование у ребенка потребности быть здоровым, т.е. формирование новой системы ценностей, ведущее место среди которых занимает здоровье. Формирование  у  учащихся ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Ожидаемые результаты

  1. Расширение взаимодействия школы с другими государственными структурами системы профилактики
  2. Своевременное выявление имеющихся проблем у учащихся; проблем семейного воспитания. Усиление роли семейного воспитания по профилактики социально- негативных явлений
  3. Создание условий для предупреждения негативных социальных явлений, для предупреждения употребления алкоголя, табачных изделий, психотропных веществ и наркотиков н/л
  4. Вовлечение максимального количества учащихся во внеклассную, внеурочную деятельность.

Комплексные  меры


п/п

Основные мероприятия

Год, месяц проведения

Класс

Виды деятельности

Результат

ВОСПИТАТЕЛЬГНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ

1

Изучение жилищно - бытовых условий и условий семейного воспитания учащихся школы.

Сентябрь- ноябрь

1-11

Посещение детей на  дому

Анализ данных.

Взятие на контроль неблагополучных семей.

2

ОБЖ. Валеология.

Сентябрь-май

1- 11

Уроки

Посещение учреждений

Выработка осознанных навыков ведения здорового образа жизни; пропаганда здорового образа жизни среди  сверстников, в семье.

3

Уроки коммуникативной культуры, толерантности.

сентябрь- май

1 - 5

Уроки

Внеклассные мероприятия

Психологические тренинги

Снижение агрессивности и конфликтности в классных коллективах, развитие коммуникативных способностей, воспитание у детей уважения к другим  нациям,

неприятие насилия к людям других национальностей.

Знакомство с культурой и обычаями разных народов.

4

День правовых знаний.

Октябрь-  ноябрь

1- 11

Встречи

Беседы

Презентации

Повышение  уровня правовой  грамотности учащихся.

Выработка навыков поведения в сложных жизненных ситуациях.

5

Вовлечение учащихся в городские соревнования «Класс свободный от курения».

Октябрь-  

 апрель

6 – 7

Занятия

Акции

Спартакиада

Конкурсы

Тематические линейки

Популяризация  среди учащихся здорового образа жизни.

Организация здорового досуга. Включение учащихся в программу соревнования, способствующей вовлечения их в социально значимую полезную деятельность.

6

Формирование здорового образа жизни, через вовлечение учащихся в активное участие в городских смотрах, конкурсах и акциях.

Октябрь-апрель

1-11

Соревнования

Акции

Конкурсы

Выставки

Осознанное  отношение к своему здоровью и потребности в здоровом образе  жизни.

7

Создание условий для организации «Ученического самоуправления» как в школе, так и в отдельно взятых классах.

Сентябрь- октябрь

6-11

Заседания Совета старшеклассников

Реализация себя в социально-творческой деятельности.

Умение принять самостоятельное решение.

Организация общешкольных социальных инициатив.

8

Создание условий для реализации детских социальных инициатив.

Сентябрь-май

5-11

Акции

Встречи

Расширение социального опыта учащихся

9

Вовлечение учащихся в работу международной общественной организации для детей с проблемами в развитии «Спешиал Олимпикс».

Сентябрь-май

1-11

Соревнования

  Праздники

  Волонтерское движение

Воспитание  толерантности к людям с ограниченными  возможностями.

Возможность самореализации в

 трудовых, художественных и спортивных  мероприятиях.

10

Вовлечение учащихся в работу школьных  секций и кружков.

Сентябрь-май

1- 11

Занятия

Реализация  спортивных  и  творческих способностей учащихся.

11

Проведения цикла бесед,  информационных линеек по профилактике употребления наркотиков, психотропных веществ, алкоголя и табачных изделий.

По плану работы школы

1- 4

5– 11

Беседы

Театрализованные представления

Тематические линейки

Создание положительных жизненных альтернатив использованию учащимися наркогенных и психотропных веществ.

12

Проведение индивидуальной работы с учащимися, склонных к употреблению психотропных веществ, алкоголя и табачных изделий.

По инд. плану работы с уч-ся,

по мере необходимости

5-11

Консультации специалистов

Тренинги

Беседы

Сформированность у  учащихся личной устойчивости к факторам риска и навыков противостояния  наркогенному и психотропному давлению.

13

Подбор методик индивидуальной работы и сопровождения учащихся.

 

По плану работы школы

1-11

Административные советы

Консилиумы СИСР

Заседания МО

Развитие индивидуальных способностей.

14

Проведение профориентационной работы среди учащихся.

Сентябрь-май

8-11

Информирование

Беседы

Диагностика

Тестирование психолога

Экскурсии в ПУ

Самоопределение учащихся  в выборе профессии    и  подбор профессионального образовательного учреждения.

15

Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность.

По плану работы школы

1-11

Трудовые десанты

Субботники

Производственная практика

Приобщение к трудовой деятельности, осмысление ее социальной значимости, овладение общетрудовыми умениями и навыками

Поддержание сохранности материально-  технической базы ОУ.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1

Постановка на контроль и патронаж  социально- неблагополучных семей;

-семьи, состоящие на учете в ОДН;

-семьи, состоящие на внутришкольном контроле.

По плану работы школы

Ежегодно

1-11

Посещение на дому

Сбор базы данных для учреждений профилактики

Опрос

Оздоровление семейных отношений

Недопущение злоупотребления родительскими  правами, жестокого обращения  с н/л.

Защита здоровья и прав детей

Устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, бродяжничеству  и иным правонарушениям  н/л.

2

Постановка на учет и патронаж социально- незащищенных семей;

- многодетные;

- семьи детей инвалидов;

- с опекаемыми детьми.

По плану работы школы

Ежегодно

1-11

Посещение на дому

Предоставление информации в учреждения профилактики

Оказание информационных и посреднических услуг.

Гармонизация внутрисемейных отношений.

3

Привлечение родительского актива и родительского комитета к работе;

-по обеспечение всеобуча

-по проведению родительского лектория

-по организации досуга  учащихся;

-по организации общественно-полезного труда;

- по участию в работе на педсоветах, административных     советах  и Советах школы;

- по взаимодействию с организациями.

По плану работы школы

Ежегодно

1-11

Заседания  родительского комитета

Выступления специалистов

Установление контактов с организациями и обществами

Установление делового сотрудничества.


4

Оказание консультативной помощи родителям.

По плану школы

ежегодно

1-11

Индивидуальные беседы 

Консультации специалистов

Тренинги

Родительский лекторий

Родительские собрания

Знакомство родителей с нормативно - правовыми документами по защите прав ребенка, обязанностей родителей в отношении воспитания ребенка.  

Повышение педагогической культуры родителей.

5

Направление  учащихся и их родителей  к специалистам  для консультаций:

- в кризисные центры        

- в центры диагностики      

- к врачам - специалистам

По мере необходимости

1-11

Информирование

Подготовка сопроводительных документов

Улучшение проблемной ситуации.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

1

Рассмотрение вопросов по  профилактике употребления наркотиков,  психотропных веществ, алкоголя и табачных изделий:

- на административных советах;

- на консилиумах СИСР;

- на заседаниях методических объединений;

- на производственных совещаниях;

- на педагогических советах.

По плану работы школы

Ежегодно

Доклады

Выступления

Презентации

Повышение уровня правовой грамотности работников ОУ.

2

Оказание методической помощи педагогам по проблемам  профилактики употребления наркотиков, психотропных веществ, алкоголя и табачных изделий н/л и социально-негативных явлений среди н/л

(в организации и проведении: классных часов, бесед, внеклассных мероприятий, открытых занятий, родительских собраний).  

По мере необходимости

1-11

Консультации

Информационно-обучающие занятия

Презентации

Круглые столы

Повышение профессиональной компетентности   педагогов.

3

Проведение индивидуальных консультаций  для педагогов по проблемам профилактики употребления  и социально - негативных явлений среди н/л

специалистами школы и специалистами учреждений системы профилактики.        

По мере необходимости

1-11

Консультации

Определение направлений  работы, необходимости привлечения различных специалистов  и организаций. Использование выбранных технологий  в конкретной практической деятельности.

4

Осуществление взаимосвязи со специалистами ОДН, опеки и попечительства МО, ЦВЛ «Детская психиатрия», секретарем КДН и ЗП, отдела образования, по вопросам профилактики употребления.  

По мере необходимости

Подготовка информационной и отчетной документации

Планы взаимодействия

Установление социальных связей.

Организация согласованной деятельности школы с учреждениями системы профилактики.

5

Представление интересов школы, учащихся и их семей на заседаниях КДН и ЗП, судов.

По мере необходимости

1-11

Участие  в заседаниях

Подготовка документов

Защита прав н/л и их семей.

Соблюдение законности.

6

Осуществление  взаимодействия с государственными и общественными организациями по оказанию помощи учащимся и их семьям.

По мере необходимости

1-11

Подготовка информационной и отчетной документации

Планы взаимодействия

Ходатайства

Оказание адресной  помощи и поддержки.

7

Участие в спортивных соревнованиях, творческих акциях по программам  общественных организаций по работе с инвалидами.

По плану работы школы

Ежегодно

1-11

Соревнования

Фестивали

Создание условий для реализации личностных  интересов и способностей через творческую  и спортивную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профилактике злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди учащихся

Программа в настоящее время очень актуальна, так как в ней рассаматриваются  проблемы профилактики употребления наркотических веществ и формирования ценностного отношения  к здоровью у подро...

Анализ работы по профилактике наркомании и борьбе с незаконным оборотом наркотиков

Нормативная- правовая база по профилактике ПАВ и наркобизнеса, регламентирующая деятельность ОУ по данному направлению - Конвенция о правах ребенка;-Декларация прав учащихся;- Конституция РФ;-«Ко...

Программа «Профилактика злоупотреблений наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи».

Программа имеет профилактическую направленность. В ней происходит обучение подростков  новым формам поведения, формируется  стрессоустойчиваяличность, способная самостоятельно,эффективно...

26 июня - Международный день борьбы с употреблением наркотиков и их незаконным оборотом.

26 июня в здании Администрации Приокского района состоялось мероприятие, посвященное - Международному дню борьбы с употреблением наркотиков и их незаконным оборотом. С подростками была прове...

Организация профилактической работы по предупреждению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных средств среди обучающихся образовательных учреждений и родительской общественностью

Работа школы по данному направлению осуществляется через «Комплексный план по защите прав детей, предупреждению правонарушений и преступлений, профилактике табакокурению, токсикомании и наркоман...

Памятка для педагогов по профилактике вовлечения подростков в незаконный оборот наркотиков через сеть Интернет

Памятку можно использовать как раздаточный материал после обсуждения темы с педагогами на ГМО, ШМО, педсовете...