Конспект занятия. Тема: «Перелётные птицы»
план-конспект урока по теме

Бартанова Марина Доржеевна

 Систематизация знаний о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perelyotnye_pticy.doc49.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

       МДОУ Детский сад комбинированного вида №86 «Колокольчик»

                         Конспект занятия по развитию речи

        в логопедической подготовительной группе

для педагогов города Якутска, в рамках семинара «Игровые формы в интеллектуальном развитии детей»

                        Тема: «Перелётные птицы»

                                                                Провела: Бартанова М.Д

                                                       учитель-логопед   высшей категории  

                                                                          Дата:    25. 11.09г                  

                                                          Якутск -2009г.                                                      

Тема: «Перелётные птицы»

Образовательные цели: Обобщение представлений о периодах осени и изменениях в природе поздней осенью. Систематизация знаний о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни

Формирование различных способов  словоизменения, согласование числительных с существительными в роде, числе, построение сложных предложений.

Развивающие цели: Развитие связной речи, слухового и зрительного внимания и восприятия, мышления и памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.

Развивать логическое мышление, внимание и память.

Воспитательные цели: воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: плоскостные изображения  перелётных птиц, силуэты птиц, магнитола, СД с записью криков улетающих журавлей, утка, конверт

                                                      Ход занятия:

  1. Орг.момент: Отгадайте загадку

                                    Птицы стаями летят.

                                         Грустно. Дождь и листопад.

                                         Ветер тучи в небе носит,

                                         Потому что это ….осень

 Логопед включает запись криков улетающих журавлей. Что вы услышали? Какими были крики? Почему?

Журавли улетают в тёплые края, прощаются с родиной до самой весны, поэтому им грустно.

2. Сегодня на занятии мы поговорим об осени, поговорим о том, что происходит в жизни перелётных птиц. Назовите признаки осени.

Стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди.

 Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад.

 Исчезли насекомые. Собираются в стаи и  улетают на юг птицы.

 Дни стали короче, а ночи длиннее. С полей и из садов убирают урожай.

Люди стали теплее одеваться. Дети пошли в школу.

 Какие периоды осени вы знаете? (Ранняя, золотая, поздняя)

Напомните, что происходит осенью в жизни перелётных птиц? Начните ответ со слов перелётные птицы. Перелётные птицы улетают в тёплые края. Почему они это делают? (Осенью становится холодно, прячутся насекомые, погибают растения, птицам нечем питаться).

Правильно. Названия каких перелётных птиц вам известны? (Дикие гуси, утки, лебеди, журавли, ласточки, стрижи, грачи, скворцы)

3. Упражнение «Кто лишний» (употребление сложноподчинённых предложений, развитие зрительного восприятия и внимания, мышления.

Логопед размещает на доске предметные картинки с изображениями перелётных птиц: ласточки, грача, лебедя, кукушки, снегиря и цапля

Посмотрите внимательно и подумайте, какая птица здесь лишняя.

 Почему? Как можно всех этих птиц назвать, одним словом?

 

4. Давайте с вами повторим  скороговорки: «Цапля важная, носатая, целый день стоит, как статуя»; «Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон»

5. Появление  утки в камышах, с письмом «Ребята, отгадайте, что это за птицы» деление  на 2 команды «Ласточки» и «Журавли»

Задания:

1. Назовите птиц по силуэтам (на каждую команду)

За правильный ответ выдаётся фишка, которая кладётся в специальную корзинку для каждой команды.

2. Загадки:

  • Кто без нот и без свирели, лучше всех заводит трели, голосистее, нежней? Кто же это?... соловей. Как вы догадались? (Он самый хороший певец из всех перелётных птиц)
  • У меня ходули – не страшит болото. Лягушат найду ли - вот моя забота.

(Это цапля. У неё длинные ноги, похожие на ходули, она питается лягушками).

3  «Отгадать название птицы по первым звукам названий картинок»  

  • Первой команде (автомобиль, индюк, слон, тыква) – аист
  • Второй (утюг, танк, кошка, апельсин)- утка.

4. «Считай  и называй»

К дому, где жили Таня и Ваня, прилетали птицы. Ребята наблюдали за ними, а Ваня сфотографировал птиц. Помогите ребятам посчитать сфотографированных птиц (Ваня сфотографировал одного аиста, пять ласточек, трёх кукушек; двух аистов, пять соловьёв, четырёх уток)

Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями.

У кого больше фишек, тот и побеждает.

5. Динамическая пауза:

Птички стали собираться  (бег врассыпную)

На поляне все садятся  (приседают на корточки)

Предстоит им долгий путь, надо птичкам отдохнуть

И опять пора в дорогу (встают и вновь машут руками)

Вот и юг. Ура! Ура! (бегут по кругу)

Приземляться нам пора (приседают на корточки)

 Предлагаю сесть детям  на свои места

6. Упражнение «Кто чем питается?» Составление предложений.

Птицы питаются насекомыми, лягушками, земляными червями,  гусеницами.

7. Игра «Найди место» (закрепление представлений о перелётных и зимующих птицах).

На магнитных досках прикреплены  картины с изображением леса с водоёмом в разные  времена года.  На столе перед детьми разложены  плоскостные изображения перелётных и зимующих птиц (лебедь, журавль, утка, кукушка, ласточка; дятел, снегирь, синица, сова).

Задание: Найдите место для каждой из птиц на картине и расскажите о том, где она находится. Логопед вызывает 4-х детей из одной команды, они прикрепляют изображения птиц к панно, затем из другой.

Лебедь плавает по озеру.

Журавль стоит в воде около берега.

Ласточка поднялась высоко в небо.

Грач сидит на берёзе.

Утка сидит в гнезде в камышах. Кукушка сидит в кусте орешника.

8. Итог: О ком мы беседовали на занятии? Почему они называются перелётными?

Почему они не остаются зимовать (исчезают насекомые, которыми они питаются – вот они и летят туда, где есть корм, в тёплые края)

Что вам запомнилось на занятии? Что вам понравилось?

Используемая литература:

1. Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР» Санкт – Петербург «ДЕТСТВО –ПРЕСС» 2008

2. Н.В.Нищева - «Занимаемся вместе» (старшая группа) ч.1 Санкт – Петербург «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2007

3.

4

5

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»

Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе № 4 компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Образовательная деятельность: коммуникация Раздел: развитие речи Тема «Перелётные птицы»

конспект итоговой НОД составлен для детей старшей группы, имеющих задержку психического развития. к конспекту прилагается презентация с дидактическими играми, которые можно использовать как вне заняти...

Конспект урока на тему "Перелётные птицы"

Конспект открытого урока....

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Перелётные птицы»

Данный конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. К конспекту прилагается презентация с иллюстративным материалом по теме....

Конспект логоритмического занятия на тему "Перелётные птицы"

Конспект логоритмического занятия на тему "Перелётные птицы"...