Дифференциация звуков Б - П, Б’ – П’.
план-конспект урока по теме

Кондякова Татьяна Анатольевна

 Логопедическое фронтальное  занятие

с группой учащихся  2 класса

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differenciaciya_b-p.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               Логопедическое фронтальное  занятие

с группой учащихся  2 класса

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Тема.  Дифференциация звуков Б - П, Б’ – П’.

Лексическая: Осень.

Цель.

  1. Определение заданного звука в словах, различение звуков Б –П, Б’–П’.
  2. Формирование навыка звукобуквенного анализа и синтеза.
  3. Закрепление обозначения твёрдости и мягкости согласных; звукобуквенных         связей.
  4. Использование символик в развивающих целях.
  5. Обогащение лексики по теме «Осень».
  6. Развитие внимания, наблюдательности, мыслительных способностей.

Оборудование. Слоговые таблицы, магнитные буквы, звуковая линейка, фишки «глухой, звонкий согласный», предметные картинки с изображением животных, деревьев, осенние листья.

                                                         

Составила учитель-логопед

Кондякова Татьяна Анатольевна

                                                  Венгерово 2012

Ход занятия.

  1. Орг. момент.

- Сядет тот, чьё имя начинается с глухого согласного звука; со звонкого согласного звука.

  1. Введение в тему занятия.

-  Какое сейчас время года?

Вяжет сети паучок,

Гонит тучи ветер.

Загрустил наш барсучок

О прошедшем лете.

Белка села на пенёк,

Что готовит ей денёк?

(По ходу чтения стихотворения выставляются предметные картинки с изображением животных).

        Ответить на вопросы:

а)  Кто вяжет сети?

- С какого звука начинается слово паучок, дать характеристику звуку [П].

(звук  [П] – согласный, глухой, в слове паучок твердый).

б)  Кто загрустил о прошедшем лете?

 - С какого звука начинается слово барсучок,         дать характеристику звуку [Б].

(Звук [Б] согласный, звонкий, в слове барсучок – твердый).

в)  Кто присядет на пенёк?

- Определить звук вначале слова белка, дать         характеристику звуку [Б’].

(Звук [Б] согласный, звонкий, в слове белка – мягкий).

г) Куда сядет белка?

- Определить звук в начале слова пенёк, дать характеристику звуку [П’].

(согласный, глухой, в слове пенёк – мягкий).

III. Составление слов из  букв на магнитной основе.

- Какая сегодня погода? Какой звук слышится в начале слова погода,         дать характеристику звуку. Написать слово погода при помощи магнитных букв, поставить  ударение.

- Какое небо сегодня? Какой из изучаемых звуков слышится в слове небо? Определить         место звука в слове, разделить на слоги, написать слово небо.

IV. Физкультминутка.

Дует, дует ветер,

Дует, задувает,

Желтые листочки

С дерева срывает...

V.  Определение места звука в слове. Составление предложений с заданными словами.

 1. Осенний лес

- Что происходит с деревьями осенью?

- Как называется явление, когда опадают листья? (листопад)

- Какой звук слышится в слове листопад, определить место звука в слове.

- Где лучше всего наблюдать за листопадом?

Мы пойдем в осенний лес, листопад кружится здесь.

Листопад, листопад, листья разные летят.

Вы по листику возьмите, место звука определите.

А на листиках загадки,

Там слова играют в прятки.

(Дети выходят к доске, сдувают осенние  листья и получают листочек с изображенной на нем звуковой линейкой.)

-Определить по звуковой линейке место звуков [Б] и [П] в словах и обвести цифру, соответствующую месту звука в слове, в кружочек.

-Что растёт в лесу? Деревья, грибы, ягоды.

-В каком из этих слов есть звуки [Б] или [П]? Это слово грибы.

На линейке отмечается место звука.

(Логопед выставляет на доске картинки с изображением грибов, дети поднимают фишку с буквой, соответствующей звуку, который определяют в данном слове, если гриб съедобный – работают со звуковой линейкой.)

Грибы: опята, белые, поганки.

Составить предложение со словом грибы.

Дети собирают грибы в лесу.

  1. Прогулка в лесу.

На столе учителя карточки с изображением деревьев, перевернутые лицевой стороной вниз.

Мы войдем в осенний лес,

Там тополь ростом до небес.

а) - Какое дерево нам встретилось первым?

-Какой звук слышится в слове тополь? Дать         характеристику звуку [П].

б) - Назовите дерево, у которого белый ствол (береза); какой звук слышится в слове береза? Дать характеристику звуку [Б’].

в) - Вот дерево могучее, зовётся просто дуб. Дуб в лесу не один, их много, значит, в лесу растут…  дубы. Какой звук слышится в слове, дать характеристику звуку [Б].

г) - В глубине леса спряталась пихта. Какой звук слышится, дать характеристику звуку [П’].

-Посмотрите внимательно, какое дерево отличается от других, чем?

3. Игра «Ветер шалунишка».

-Лесник развесил на деревьях их названия . (Кто такой лесник?).

Ветер сорвал таблички, перепутал         и унёс из названий деревьев буквы Б и П. Нужно буквы в названия         вставить и на место листочки подставить.

То.оль, .ерёза, ду.ы, .ихта

4. Игра «Поймай звук».

-Устали? Сядем на пенек в этот ласковый денек. Какой звук первый  в слове пенёк?

-Буду слова вам сейчас называть,

Звуки в них будете определять.

Если звук [Б] в слове слышится – хлопайте,

Если же [П], то ножками топайте.

        Пень, барсук, полено, палка,

        Бор, берлога и скакалка.

        Объяснить значения слов бор, берлога.

VI. Итог занятия.

        С какими звуками мы работали сегодня?

        Дать характеристику звукам [П] и [Б], [П’]и [Б’],.

        Как называется явление природы, когда листья опадают с деревьев?

        Кто ухаживает за лесом? Почему необходимо ухаживать за лесом?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков [т] и [д]. Закрепление понятий звонкий/глухой звук

Цель занятия: Сравнение и дифференциация  звуков [т] и [д].Задачи:  Образовательные: закрепление умения давать характеристику звука (по звонкости – глухости, твёрдости - мягкости), зак...

Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»

Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...

Автоматизация звука «Х» в игровых упражнениях. Дифференциация звуков «С - З».

На индивидуальном занятии ведется работа на дифференциацию звуков «С – З» и автоматизацию звука «Х» в разных игровых упражнениях, которые затрагивают развитие таких познавательных процессов как: памят...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».

Открытое индивидуальное занятиепо развитию  слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»

Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...