Адаптированные учебно-коррекционные приемы преподавания истории в условиях СКОУ
методическая разработка по теме

Полулях Светлана Алексеевна

 

Настоящие адаптированные учебно-коррекционные приемы предназначены для организации обучения детей  истории в условиях СКОУ. Обучение в СКОУ с нарушениями ОДА регламентируют нормативные государственные документы: Закон РФ «Об образовании», «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии IV вида». Содержание образования в СКОУ определяется образовательными программами, соответствующими по объему учебным материалам общеобразовательных школ. Однако они должны быть адаптированы в соответствии с особенностями психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся.  А также  «Программами специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под редакцией В.В. Воронковой.

         Данная  работа предназначена для оказания практической помощи учителям, методистам в выборе адекватных педагогических воздействий при работе с учащимися с НОДА и ЦНС на уроках истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ist._adptir._priyomy.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированные учебно-коррекционные приемы

преподавания истории в условиях  СКОУ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящие адаптированные учебно-коррекционные приемы предназначены для организации обучения детей  истории в условиях СКОУ. Обучение в СКОУ с нарушениями ОДА регламентируют нормативные государственные документы: Закон РФ «Об образовании», «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии IV вида». Содержание образования в СКОУ определяется образовательными программами, соответствующими по объему учебным материалам общеобразовательных школ. Однако они должны быть адаптированы в соответствии с особенностями психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся.  А также  «Программами специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под редакцией В.В. Воронковой.

         Данная  работа предназначена для оказания практической помощи учителям, методистам в выборе адекватных педагогических воздействий при работе с учащимися с НОДА и ЦНС на уроках истории.

Уровневые характеристики показателей  когнитивной деятельности

  1. Когнитивная

Дети с ДЦП, обучающиеся по программе VIII вида.

  1. наглядно-образный вид мышления отличается ригидностью мыслительных процессов, соскальзыванием;
  2. внимание неустойчивое, требует стимуляции и удержание;
  3. предметное запоминание, воспроизведение медленное, с искажениями;
  4.  преимущественно механическое запоминание;
  5. самостоятельно задания не выполняют, необходимы совместные действия с педагогом.  

Дети с ДЦП и ЗПР, обучающиеся по образовательным программам

  1. наглядно-образное мышление;
  2. элементарное словесно-логическое мышление;
  3. внимание не достаточно устойчивое, процесс переключения замедленный;
  4. запоминание медленное, воспроизведение с привнесениями;
  5. преобладает словесно-образная память;
  6. доступны задания по образцу с использованием указательных жестов, помощи педагога

           Понимает информацию, может объяснить, применяет задания на практике, выполняет задания по          образцу.  

Учебно-коррекционные приемы по истории для детей с ДЦП и ЗПР.

  1. Прием, название

Цель (коррекционная направленность)

Содержание (технология проведения)

  1. действия учителя
  1. действия ученика

Развитие мышления

1.

Упражнения на формирование исторических понятий (тест).

Развитие долговременной памяти, логического мышления.

Записывает ряд понятий на доске.

Читает определения.

Предлагает ряд признаков понятия.

Слушают определения, соотносят с понятиями, выполняют работу в тетради.

Учащиеся должны выбрать нужные признаки.

2.

Составление логических схем.

Развитие логического мышления.

А доске чертит структуру, схемы, частично заполненную.

Работают с текстом, заполняют схему.

3.

Работа с историческими документами.

Развитие логического мышления

Задает вопрос к тексту: объясняет правила работы с алгоритмом (план анализа документа. Например, когда и кем был написан документ; о чем данный документ рассказывает и т.д.)

Анализируют документ при помощи алгоритма.

4.

Лишнее слово.

Развитие мышления

Предлагает ряд слов (понятия, имена, названия городов), объясняет задание: нужно найти слово «выпадающее» из общего ряда.

Исключают лишнее слово.

Развитие памяти, внимания.

5.

Комментированное чтение текста.

Развитие активного внимания.

Объясняет задание, задает вопросы, оценивает.

По очереди читают текст, отвечают на вопросы.

6.

Кроссворд.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Предлагает составить тематический кроссворд.

Работают с материалами учебника, формулируют вопросы.

7.

Опорный конспект.

Развитие активного внимания, памяти, логического мышления.

Сопровождает текст учебника наглядной конструкцией состоящей из слов и символов. Организует проверку.

Записывают опорный конспект, озвучивают запись, работая в парах. Выполняют текстовые задания.

8.

Дидактическая игра «Древо мудрости».

Развитие памяти, активного внимания.

Предлагает прочитать текст из параграфа или документа (исторического) и задать вопрос. Оценивает и уточняет ответы.

Читают текст и составляют вопрос, записывают на листках, крепят на «Древо мудрости». По очереди выходят и, срывая листы, отвечают.

* Вопросы может составить учитель.

9.

Историческое лото.

Развитие долговременной, зрительной памяти.

Готовит раздаточный материал: карточки с именами, датами, описанием событий или определениями, понятиями.

Объясняет задание: необходимо соотнести дата – событие, понятие – определение.  

Выполняют задание: соотносят карточки, поднимают правильные ответы.

10.

Дидактическая игра «Исторический герой» или ролевая игра.

Развитие долговременной, зрительной памяти.

Готовит раздаточный материал.

Читает характеристики исторического деятеля.

Готовит материал для сценки об историческом герое.

Соотносят имя – событие.

Поднимают карточку с именем.


Готовят выступления по группам, разыгрывают сценки, класс узнает о ком идет речь.

11.

Описание картины иллюстрации.

Развитие активного внимания, памяти.

Предлагает прочитать текст учебника. Объясняет план анализа картины (иллюстрации).

Рассматривают иллюстрацию по плану, составляют сюжетный рассказ.

12.

Работа с исторической картиной.

Развитие внимания, памяти.

Предлагает, использую картину рассказать об исторических событиях.

Показывают исторической карте места сражений, комментируют.

13.

Хронологические задачи.

Развитие памяти.

Предлагает упражнения по формированию хронологических знаний и умений (задачи): в каком году произошло событие, если это случилось … лет назад? Сколько лет продолжалось …? На сколько лет одно событие произошло раньше (позже) другого?

На основе предложенных данных решают задачи; работают с «лентами времени».

14.

Хронологический диктант.

Развитие долговременной памяти.

Предлагает текст с пропущенными датами.

Читают текст, вставляют в тексте даты.

15.

Историческая мозаика.

Развитие памяти, внимания.

Предлагает сложить из отдельных частей целый сюжет (историческое событие, архитектурный памятник).

Работают в парах, составляют картинку: рассказывают, что на ней изображено.

16.

Дидактическая игра «Исторические слова».

Развитие долговременной памяти.

Объясняет задание: на определенную букву необходимо вспомнить и записать исторические события, имена, отвечая на вопросы учителя (легендарный царь Македонии, музыкальный инструмент, город в Греции – на букву А).

Вспоминают, записывают ответы. Проводят самопроверку в парах.

Адаптированные учебно-коррекционные приемы по истории для детей, обучающихся по программе вспомогательной школы

(программа VIII вида).

Прием

Цель (коррекционная направленность)

Содержание (технология проведения)

Действия учителя

Действия ученика

Развитие памяти, внимания, мышления, речи

1.

Комментированное чтение.

Развитие внимания, памяти, речи.

Учитель предлагает отрывок из текста и ставит вопросы (записывает на доске).

Учащиеся читают текст, отвечают на поставленные вопросы.

2.

Работа с историческими схемами.

Развитие внимания, памяти.

Учитель рассказывает материал параграфа, используя исторические схемы (Бородинское сражение, Полтавское сражение), объясняет значение условных знаков.

Ученики внимательно слушают, по очереди используя схему, рассказывают о событии.

3.

Чтение исторического текста целиком.

Развитие внимания, речи.

Учитель ставит вопрос к историческому тексту (можно после прочтения).

Учащиеся читают текст по цепочке и отвечают на поставленный вопрос.

4.

Пересказ по плану.

Развитие памяти, речи.

Учитель задает каждому ученику отрывок текста на пересказ, предлагает карточку с планом ответа.

Ученик читает, пересказывает текст по плану.

5.

Составление хронологических таблиц.

Развитие памяти.

Учитель предлагает форму таблицы. Составляет вместе с учащимися, записывает на доске.

Учащиеся читают текст и совместно с учителем заполняют таблицу в тетради.

6.

Историческая викторина.

Развитие долговременной памяти.

По изученной теме составляет вопросы викторины. Отмечает правильность ответов, выявляет победителя.

Учащиеся отвечают на вопросы письменно или устно; возможно деление класса на команды.

7.

Заполни пропуски в тексте.

Развитие долговременной памяти.

Готовит небольшие по объему карточки по изученной теме, пропуская 2-3 даты, 1-2 имея. Дополнительно на доске можно записать в разброс имена и даты.

Учащиеся, работая с карточками, заполняют пропуски, выбирая из предложенных дат и имен.

8.

Работа с «лентой времени».

Развитие внимания, памяти, развитие временных представлений.

Чертит на доске «ленту времени», объясняет, что значит  эра и до нашей эры. Предлагает решение простых хронологических задач.

Учащиеся чертят «ленту времени» в тетради, решают задачи с помощью учителя, наносят на ленту времени даты.

9.

Работа с исторической картой.

Развитие внимания, памяти, пространственных представлений.

Объясняет содержание исторической карты, условные обозначения, задает вопросы по карте. Рассказывает о событии, показывая по карте.

Учащиеся слушают, рассматривают, отвечают на вопросы. Пробуют показать на карте города, направления, походы.

10.

Текстовые схемы, раскрывающие состав понятия.

Развитие мышления, речи.

Предлагает схему, которая раскрывает историческое понятие. Несколько раз объясняет ее содержание.

Слушают, чертят в тетради, пытаются передать содержание исторического понятия самостоятельно.

11.

Сюжетная картина.

Развитие внимания, памяти, мышления, речи.

Предлагает рассмотреть историческую карту и план изучения сюжетной картины.

Слушают, читают план, рассказывают о содержании картины с помощью плана.

12.

Опорный план.

Развитие внимания, памяти, мышления, речи.

Предлагает прочитать текст; рассказывает о правилах составления плана; записывает алгоритм на доске или каждому ученику раздает карточку с алгоритмом составления плана.

Оказывает индивидуальную помощь ученикам.

Читают текст учебника; совместно с учителем разбирают алгоритм составления плана. Составляют план к тексту.

13.

Игра «Что лишнее?»

Развитие памяти.

Предлагает текст или сюжетную картину с лишними элементами (словами, именами и т.д.). Предлагает узнать, что лишнее.

Читают текст или рассматривают картину, находят лишний элемент (1-3).

14.

Тесты.

Развитие памяти.

Предлагает  вопросы и два варианта ответа.

Слушают, отвечают в тетради или поднимают карточку с номером ответа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные методы и приемы преподавания иностранного языка в старших классах.

При анализе методов  и приемов преподавания иностранного языка в средней школе можно выделить приемов организации урока, без которых сложно добиться  качества знаний по предмету:...

Эффективные методы и приемы преподавания иностранного языка в старших классах

Эффективные методы и приемы преподавания иностранного языка в старших классах...

мастер-класс «Методические приемы в преподавании истории по УМК «История России. 6 класс» авторов С.В. Перевезенцева Т.В. Перевезенцевой издательства «Русское слово»

система работы учителя по апробации УМК «История России. 6 класс» авторов С.В. Перевезенцева Т.В. Перевезенцевой издательства «Русское слово» ...

«Современные методы преподавания истории и обществознания. Кейсы как эффективный проблемный метод преподавания истории и обществознания».

Человек, живущий в государстве, неизбежно включается в политическую жизнь. В ней можно участвовать активно (целенаправленно добиваться влияния на власть) или пассивно (целенаправленно или неосоз...

Инновационные приемы преподавания русского языка

«Концепция преподавания русского языка» ставит перед учителем сверхзадачу экологии русского языка и культурыШкола—едва ли не единственное место, где дети слышат правильную речь.О низкой грамотности вы...

Методические приемы преподавания английского в начальных классах

Использование различных приемов  преподавания английского языка в младших классах...