Дебильность.
статья на тему

Незнаева Марина Николаевна

Клиника интеллектуальных нарушений. Что же такое дебильность?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon debilnost-referat.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Клиника интеллектуальных нарушений

Дебильность

Термином «умственная отсталость» в отечественной коррекционной педагогике обозначается стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга.

Наиболее многочисленную группу среди умственно отсталых составляют дети-олигофрены. Олигофрения – это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС в пренатальный, натальный и постнатальный период (ранний).

Причины олигофрении различны. Выделяют 3 основные группы этиологических факторов:

  1. Неполноценность генеративных клеток родителей (в том числе наследственные заболевания и патология эмбриогенеза).
  2. Факторы, влияющие на внутриутробное развитие плода (болезни и алкоголизм матери, прием различных лекарственных препаратов, оказывающих вредное воздействие на плод).
  3. Осложнения во время родов (родовые травмы, обвитие плода пуповиной) и тяжелые болезни раннего возраста (черепно-мозговые травмы, нейроинфекции).

Однако, довольно часто встречаются случаи олигофрении с невыясненной причиной.

По глубине дефекта, в зависимости от выраженности психического недоразвития, различают три степени олигофрении: идиотия, имбецильность, дебильность. При всем многообразии клинических форм олигофрении есть общие для всех больных признаки психического недоразвития:

- во-первых, слабоумие охватывает не только недоразвитие познавательного процесса, но и личность в целом, т.е. страдает восприятие, память, внимание, речь, моторика, эмоции, воля, мышление и интеллект.

- во-вторых, ведущая роль в структуре психического дефекта принадлежит недостаточности абстрактного мышления, неспособности к обобщению. Мышление конкретнообразное, ситуационное. Речь отличается бедностью запаса слов, элементарным построением фразы, неграмотностью. Внимание и память в целом ослаблены, хотя бывает хорошо развита механическая память с избирательным запоминанием, например, номеров телефонов, фамилий, цифр. У больных снижен уровень побуждений, инициативы. Незрелость личности проявляется в повышенной внушаемости без логического осмысления ситуации, неспособности принять адекватное решение в обычных житейских ситуациях, недостаточной критичности к своему состоянию. Развитие физическое также протекает с задержкой. Степень задержки и тяжесть пороков развития зависят от степени  слабоумия.

Дебильность – наиболее легкая по сравнению с идиотией и имбецильностью степень слабоумия.  Многие врачи и дефектологи, учитывая широкий диапазон отставания и темпа психического развития, различают выраженную, среднюю и легкую (почти неотличима от нижней границы нормального интеллекта) дебильность.

Среди дебилов различают:

  1. Эретичных (возбудимых)
  2. Вялых апатичных
  3. Злобно-упрямых
  4. Мстительных
  5. Торпидных (заторможенных)

Дебилы способны к обучению, иногда при хорошей механической памяти, усидчивости и гиперопеке родителей достигают неплохих результатов в учебе, овладевают несложными трудовыми процессами, возможно их социальное приспособление в известных пределах. Однако сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы детей-дебилов не позволяют им овладеть программой общеобразовательной школы.

Анализ раннего развития детей-дебилов показывает наличие у большинства из них задержки в развитии. Клинически это проявляется в том, что эти дети позднее начинают реагировать на звуковые и световые раздражители. Задерживается и развитие их двигательных функций: они позднее начинают держать головку, поворачиваться, сидеть, ходить.

Детям-дебилам дошкольного возраста присущ ряд особенностей отличающих их от нормальных сверстников. Дебилы мало способны к самостоятельной деятельности. Их деятельность, даже игровая, непродуктивна, творческие возможности примитивны. Заметить эту особенность бывает трудно.

В силу тугоподвижности, косности умственных процессов дебилы с трудом справляются с предлагаемыми им заданиями, не могут быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, не используют прошлый опыт, медленно расширяют круг возможных действий, не улавливают изменений условий или характера игры и т.п. Эти дети обычно рисуют одни и те же предметы, долго играют в одни и те же игры. В выполняемых действиях преобладает элемент подражания. Действия носят однообразный характер.

В дошкольном возрасте часто выявляются и особенности моторики, речь идет об умении выполнять мелкие координированные движения. У дебилов они долго остаются неточными, неловкими.

Таким образом, уже в дошкольном возрасте выявляются ряд особенностей, свойственных детям-дебилам.

Особо нужно сказать о нарушении формирования речевой функции. В более тяжелых случаях дебильности, уже с раннего возраста задерживается реакция на речь окружающих, запаздывает появление гуления, первых слов, эхолалии. В более легких случаях речь развивается правильно на первоначальных этапах. Отклонения связаны с появлением фразы. У детей медленно накапливается словарь. При обследовании выявляется, что пассивный словарь преобладает над активным.

Чаще, чем в норме встречаются нарушения звукопроизношения; эти нарушения являются более стойкими и труднее поддаются исправлению. Речь долго сохраняет аграмматический характер (перестановки, замены звуков и слогов, опускания и искажения окончаний).

В школьном возрасте расширяется восприятие окружающего.

При общении дебилы, хотя и медленно, но овладевают представлениями о времени, месте. Однако они остаются ограниченными. Критические способности снижены: дети часто переоценивают свои возможности и не могут предвидеть последствий своих неправильных действий.

В процессе обучения – дебилы испытывают большие трудности. Овладение навыками чтения и письма происходит с большим трудом. Легче вырабатываются простые навыки. Так, например, им легче запомнить буквы, чем слить их в слоги и слова. Во время чтения и письма многие допускают ошибки в виде пропусков, недописок, искажений. Сравнительно легко овладевают порядковым счетом, но счетные операции осуществляются с большим трудом. Лица с дебильностью овладевают преимущественно конкретными знаниями.

Особенности высших функций:

-   восприятие достаточно активно, нет избирательности;

- внимание трудно привлечь, трудно фиксируется, зато легко рассеивается и отвлекается;

-   память гипертрофирована, не развито осмысленное запоминание, но механическая память может быть развита хорошо;

-  мышление конкретное, заостряется на второстепенных деталях, не могут установить логические связи, в структуре дефекта – недоразвитие речи, отставание в сроках развития, речь искажена фонетически и грамматически, проста, элементарна, стереотипна. Дети затрудняются высказать свои мысли, значит они затрудняются в пересказе.

Но в отличие от имбецилов, бывает, что дебилы нередко обнаруживают довольно высокое развитие речи, их поведение более адекватно и самостоятельно, что в какой-то мере маскирует слабость мышления. Этому способствует хорошая механическая память, подражательность. Однако наблюдение и специальные исследования выявляют у дебилов слабость абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций. Переход от простых к более сложным  отвлеченным обобщениям для них затруднителен.

 Эмоциональная сфера недоразвита, преобладают актуальные переживания.

Волевая деятельность характеризуется слабостью побуждения, недостаточной самостоятельностью, сочетается с импульсивностью, негативизмом, отсутствием борьбы мотивов.

Дети-дебилы медлительны, инертны, малоинициативны, но легко подражают взрослым, представляющих для них авторитет. Отмечается необдуманность и непредсказуемость поступков, слабость самообладания, неспособность подавлять свои влечения. Самооценка завышенная.

Все вышеперечисленные особенности детей-дебилов не всегда выявляются своевременно. Дети часто попадают в массовую школу. И, несмотря на то, что с некоторыми детьми очень хорошо работают родители и педагоги, в школе они не успевают. Стремление некоторых родителей удержать ребенка в массовой школе наносит ему большой вред. Не успевая в школе, он теряет веру в свои силы и возможности. В результате в одних случаях ребенок становится пассивным, апатичным, вялым, безразличным; у него формируются такие отрицательные черты характера, как неуверенность, отсутствие инициативы, внушаемость. В других случаях начинают преобладать возбуждение, повышенная реактивность, аффектные вспышки, возникают психопатоподобные состояния.

В процессе обучения во вспомогательной (коррекционной) школе дебилы накапливают запас знаний, представлений, умений, навыков. Обогащаются их эмоциональная сфера, выявляются индивидуальные особенности личности. Но осуществление высших форм мышления для них остается недоступным.

С годами дебильность становится менее заметной, особенно у тех, кто сумел хорошо адаптироваться в жизни. Однако, часть дебилов может попасть в группу асоциальных или даже уголовных элементов в связи с повышенной внушаемостью, некритичностью и недостаточным осмыслением ситуации.