Конспекты уроков по чтению и развитию речи
план-конспект урока (5 класс) по теме

Ромашова Валентина Николаевна

3 конспекта уроков по чтению и развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения и развития речи в 5 классе

Тема урока: Б.М. Раевский «Государственный Тимка».  

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока:   обобщение  знаний, полученных в ходе работы над  рассказом Б.М. Раевского «Государственный Тимка»

Задачи:

Образовательные:

 - повторить содержание  прочитанного рассказа;

- продолжать знакомить с особенностями рассказа;

- обобщить знания, полученные в ходе работы над данным  

   произведением;

- продолжить отработку навыка правильного, сознательного,  

   беглого и выразительного чтения;

- учить находить выразительные средства;

- пополнять словарный запас учащихся.

Коррекционно-развивающие задачи:

- коррегировать внимание путем выполнения нескольких видов  

  работ над текстом;

- коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение некоторых заданий учителя;

- коррекция и развитие памяти (кратковременной и долговременной)  путем неоднократного повторения необходимых данных;

- коррекция и развитие зрительных, слуховых восприятий;

- коррекция и развитие мыслительной деятельности;

- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к учебе, предмету;

- воспитывать самостоятельность;

-воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к природе, трудолюбие, умение сопереживать).

Методы обучения:

Рассказ, демонстрация, наблюдение, работа с книгой, игра.

Оборудование:  карточки для речевой разминки, учебники, кроссворд, рисунки детей с разными эмоциями.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

    учащихся

Теоретическое обоснование

1. Организа

ционный

момент









2. Речевая разминка.































3. Сообщение темы урока.







4. Повторение пройденного

на прошлом уроке.


5. Основная часть


 Чтение по цепочке



6. Физкульт

минутка


 

7. Работа  с текстом


Ответы на вопросы учителя
























Работа с текстом





Работа с текстом





Работа с текстом




Работа в парах

 




 








8. Итог урока.











9.Задание на дом, выставление оценок.




 Встали прямо, спинки выпрямили. Посмотрели, все ли готово к уроку ?

У нас урок чтения и я вам желаю хорошей и интересной работы.

Начнем наш урок с речевой разминки.

Прежде, чем начать  первое упражнение, давайте узнаем о чем оно. Для этого необходимо отгадать загадку:


Если надуть меня – я улечу,

Смирно лежать я никак не хочу.


Правильно, это воздушный шарик и первое наше упражнение на дыхание.

Представим, что у нас у руках воздушный шарик, надуваем его на звук Ф, сдуваем на звук С.

  Следующее упражнение:

- Куда, Фома, едешь?

- Сено косить.

-На что тебе сено?

- Коровок кормить.

- На что тебе коровы?

- Молоко доить.

- А зачем молоко?

- Ребяток кормить.


 Читает сначала учитель.Читаем сначала все вместе, а затем по ролям.


  Какой рассказ читали на прошлом уроке? Назовите автора рассказа?


Сегодня у нас обобщающий урок по рассказу Б.М. Раевского «Государственный Тимка», на котором мы узнаем, как хорошо вы поняли содержание рассказа и что из него вы извлекли для себя.


А чтобы вспомнить содержание рассказа, проверим Д\З. Дома вы читали рассказ, а Сергей и Даша составляли вопросы. Послушаем их вопросы и вспомним, о чем этот рассказ.


 Хорошо. А чтобы   убедиться, что вы все выполнили правильно, давайте прочитаем рассказ еще раз по цепочке.


Разминка под песню «Вместе весело шагать по просторам»


Ответьте на вопросы.

Почему Тимку знала вся школа?

Расскажите, чем был возмущен Тимка на строительной площадке.

Что придумали ребята, чтобы привлечь внимание прохожих к разорению сквера? Почему важно сохранять зеленые насаждения возле наших домов, в скверах и парках?

Как вы думаете, когда Тимка преграждал путь машине, ему было страшно? Докажите свой ответ.

Объясните, почему ребята и взрослые стали рядом с Тимкой? Чего они этим добились? Подтвердите свой ответ чтением текста.

Расскажите, почему через день «заслон» на стройке больше не потребовался?

Как ребята после этого стали относится к Тимке? Можно ли назвать его неравнодушным человеком?


Сейчас я вам покажу рисунки  с эмоциями, а вы найдите в тексте отрывки, которые можно прочитать с данными настроениями.


Молодцы. Еще одно задание. Я буду говорить начало или конец предложения, а вы найдите и прочитайте все предложение.


На доске написаны слова, вы в тетради выпишите только те, которые характеризуют главного героя.

Смелый

Умный

Находчивый

Капризный

Ленивый

Сознательный


Как называется рассказ? Объясните, как вы понимаете выражение государственный Тимка? Как вы считаете, беречь свою школу – это государственное дело?

Сейчас я попрошу вас в парах обсудить и подумать,  как еще можно   назвать этот рассказ и почему?


Молодцы.

Давайте подведем с вами итоги урока. Понравился ли вам рассказ Б.М. Раевского? Если вам понравился этот рассказ и вам интересно, какие произведения этого автора еще можно почитать, то я вам рекомендую следующие сборники рассказов Б. Раевского.

 

Откройте дневники и на четверг, на 6 урок запишите домашнее задание: пересказ понравившегося вам отрывка.


Вы очень хорошо сегодня работали. (Оценка деятельности учащихся).

На этом урок окончен, можете быть свободны.

















Воздушный шарик















Выполнение упражнения

















«Государственный Тимка»

Б.М. Раевский
























Проверка дифференци-

рованного д/з

Ответы на вопросы детей















Дети выполняют упражнение




Ответы на вопросы




























Удивленное,

Злое

Радостное






























Дети работают в парах



























Запись д\з

Психологический настрой детей на урок.










Привлечение внимания детей







Развитие дыхательной системы








Отработка навыка выразительного чтения




Развитие внимания.








Развитие памяти, мышления.



Сообщение темы и цели урока










Активизация внимания, мышления.













Снятие напряжения, отдых.









Развитие мышления, внимания, памяти.


Развитие связной устной речи








































Работа с тетрадью
















Работа в парах











Развитие внимания,  мышления







Проверка уровня полученной учащимися информации.








Расширение кругозора учащихся



Предварительный просмотр:

Тема: И.А. Крылов «Ворона и лисица»

Задачи: познакомить учеников с биографией баснописца, с содержанием басни, закрепить навыки сознательного и выразительного чтения; осмыслить характеры басенных персонажей, особенности жанра басни.

Примерная структура урока

1. Рассматривание портрета И. Крылова и ответ на вопрос: Что можно сказать об этом человеке, глядя на его портрет?

При ответе на этот вопрос ученики могут пользоваться планом и лексическим материалом, которые учитель записывает на доске:

План

  1. Возраст
  2. Лоб



  1. Глаза



  1. Волосы


  1. Мое отношение

Лексический материал:

Пожилой, немолодой человек

Открытый, высокий, говорит о большом уме этого человека

Задумчивые, внимательные, грустные, сосредоточенные; выражают, выдают печаль, грусть; чем-то опечален

Волнистые, растрепанные


Мне кажется, я представляю, я думаю...; остановился на минутку, хочет что-то сказать, задумался

Приведем примерный вариант высказывания учеников (оОразец для работы учителя).

С портрета смотрит на нас немолодой человек с задумчивыми глазами, очень высоким лбом. Он сосредоточенно смотрит вперед,  о чем-то задумался. Глаза у него внимательные и грустные. Он чем-то явно опечален. Открытый, высокий лоб говорит о большом уме этого человека. Волосы волнистые, растрепанные. Кажется, что он шел и остановился на минутку, хочет о чем-то рассказать.

2. Рассказ учителя о баснописце (с элементами беседы). Опорные слова и выражения: басня, великий русский баснописец, бессмертные творения.

Педагог может предложить ученикам прочитать материалi о жизни и творчестве баснописца по карточке.

Дополнительный материал для учителя

Иван Андреевич Крылов (1769 — 1844) родился в Москве, в семье армейского офицера, который выслужился от солдата до капитана. Когда мальчику исполнилось 8 лет, умер его отец. Семья Крыловых нуждалась, и Ваня не имел возможности учиться в школе. Учился он дома самостоятельно, читая книги. С 9 лет Ваня стал помогать матери. Он начал зарабатывать деньги перепиской различных бумаг. С 14 лет Крылов поступил на службу и стал содержать всю семью. Крылов не любил вспоминать свое суровое детство. Когда Ване исполнилось 14 лет, он с матерью переехал в Петербург, где продолжил образование. Он поставил себе цель — стать писателем. Крылов был очень трудолюбив, обладал большой волей. Он самостоятельно изучил несколько языков, прочел много книг. С 17 лет Иван Андреевич начал печатать свои произведения, в которых осуждал крепостничество, несправедливость, взяточничество, подхалимство. Произведения Крылова не разрешали печатать. Впоследствии Крылов долгое время работал в Публичной библиотеке Петербурга и стал писать басни.

Басня — короткий рассказ (чаще в стихотворной форме) с простым сюжетом, иносказанием, моралью. Цель басни — показ человеческих пороков, недостатков, высмеивание их.

Крылов осмеивал в своих баснях людские пороки: жадность, жестокость, зависть, невежество, трусость, хитрость, лесть, неблагодарность, хвастливость, подхалимство. Басни Крылова написан прекрасным русским языком. Многие слова и меткие выражен стали пословицами. Дедушкой Крыловым назвал народ свое баснописца. Почти два столетия живут басни Крылова, читают любят их взрослые и дети. Из басен Крылова читатели узнают о прошлом, учатся критически относится к недостаткам в поведении людей, знакомятся с замечательным языком великого баснописца.

3.        Взаимная беседа детей о И. Крылове после рассказа
учителя или чтения карточки. Примерные вопросы и задания:

  1. Написать на доске слово баснописец и разобрать е по составу.
  2. Назвать имя и отчество великого русского баснописца.
  3. Где и когда родился Иван Андреевич Крылов?
  4. Где учился Крылов? И др.
  1. Чтение учителем или учениками басни «Ворона и лисица».
  2. Выяснение эмоционального восприятия басни учениками. Сопровождающие беседу вопросы учителя: «О ком говорится в басне? О чем в ней говорится? Чем бас» напоминает сказку? Что вам запомнилось? Какие чувств вызвали у вас герои басни?»
  3. Чтение басни учениками.
  4. Комментированное чтение басни и словарная работа, в ходе которой выясняются значения слов: лесть; впрок;взгромоздясь;  вещунья; сперло. Как вы понимаете следующие выражения: Лисицу сыр пленил, плуитовка к деревцу на цыпочках подходит, говорит так сладко, ангельский голосок, царь-птица, с похвал вскружилась голова?

 Работа над языком басни. Сопровождающие вопросы и задания учителя: Как лисица хвалила Ворону? Была ли похвала заслуженной? Почему?  Прочитайте, как описана Ворона?   Найдите в басне народную пословицу. Подумайте и скажите, как объяснить их значение. (В сердце льстец всегда отыщет уголок).

  1. Анализ содержания басни по вопросам и заданиям учителя:  Почему лиса остановилась под деревом? Что она придумала, чтобы выманить сыр? Что из этого получилось? Кого в этой басне осуждает И. Крылов?
  2. Подготовка к выразительному чтению:

Как необходимо читать слова автора? А как говорит Лисица с Вороной?

  1.         Обобщающая беседа. Сопровождающие беседу вопросы учителя: Бывают ли у людей похожие обстоятельства в
    жизни? Какой недостаток высмеивает Крылов в басне?



Предварительный просмотр:

 Тема: Стихотворение И. Сурикова «Ярко светит солнце»

Задачи: формировать навык выразительного чтения; представить картину жаркого летнего дня, описанную поэтом; учить определять тему и главную мысль стихотворения; учить строить оценочное суждение о прочитанном стихотворении.

Примерная структура урока

  1. Организация начала урока. Учитель обращается школьникам с вопросами о готовности учащихся к уроку.
  2. Проверка домашнего задания. Чтение стихотворения «Брусника» В. Баскакова наизусть.
  3. Чтение учениками стихотворения.
  4. Беседа о впечатлении от прочитанного.

Примерные объяснения учителя: В стихотворении говорится о лете. Это главное. Лето — тема стихотворения, то, о чем рассказывает нам автор, происходит летом. Мы выделили главное и определи тему стихотворения. Тема стихотворения — лето. Назовите тему стихотворения.  О чем оно?

Примерные вопросы учителя: О чем говорится в стихотворении? О ком говорится? О каком времени года говорится в нем?

 5.        Чтение стихотворения учениками, при котором отрабатывается техника чтения, выразительность речи (интонация, расстановка пауз и ударений).

6. Выборочное чтение строчек из стихотворения по заданию учителя о погоде, о природе.

7. Словесное описание учениками иллюстраций к стихотворению. Учитель дает задание и вопросы: Нарисуй картинку к стихотворению. Какими красками ты будешь рисовать?

Примерная структура ответа: На картинке я нарисую лето. Я вижу (какое?) ... небо. Солнце (что делает'!)... . Кругом (какие?) ... цветы и травы. Дует (какой?)...ветер. Наверное, в воздухе слышно пение (кого?)... . Я думаю так потому, что на рисунке нарисованы (кто?)... Для рисунка я выберу (какие?) ... краски.

  1. Выразительное чтение стихотворения учениками.
  2.  Выяснение отношения поэта к стихотворению, с помощью вопросов: Как вы думаете, нравится ли лето И. Сурикову? Найдите слова и выражения, которые это подтверждают» .

Структура ответа и лексический материал: Лето нравится, потому что... Яркое солнце, все кругом светло, все золотисто от яркого солнечного света, пестреют яркие цветы, дремлет лес от летнего зноя, поет жаворонок в вышине.

Объяснения учителя: Мы доказали, что И. Сурикову нравится лето. Так мы определили главную мысль стихотворения. Главная мысль — это то, о чем автор хочет сказать. Поэту нравится лето. Он нам говорит: «Летом очень красиво и хорошо!»

10. Выяснение отношения ребят к стихотворению с помощью вопроса: Понравилось ли вам стихотворение?

Примерная структура ответов: Мне стихотворение... Я вижу... Я слышу... Я представляю...

II.        Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)

В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...

Конспект урока по чтению и развитию речи. Стихотворение А.А. Фета "На заре ты ее не буди"

Конспект урока по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: А.А. Фет. Стихотворение  "На заре ты ее не буди"....

Конспект урока по чтению и развитию речи в 9 классе по теме: Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и тетерев»Цель урока:- Систематизировать представление учащихся о жанрах сказки, через работу над текстом, наглядности....

Конспект урока по чтению и развитию речи в 3 классе на тему: А. Фет «Ласточки пропали»

Конспект урока по чтению и развитию речи в 3 классе  на тему:  А. Фет «Ласточки пропали» предназначен для школ VIII вида...

Конспект урока по чтению и развитию речи в коррекционной школе VIII вида. 9 класс

Тема. Ю.И.Коваль «Приключения    Васи Куриленко» (В деревни Сычи)Цель. Знакомить с жизнью и творчеством Ю.И.Коваля и его произведением  «Приключения Васи Куриленк...