Занятие профессионально - трудового обучения в 5 классе.
план-конспект урока (5 класс) по теме

Хисматулина Зайтуна Мухаматуловна
Предмет. Швейное дело. Класс. 5. Четверть I. Раздел программы «Ремонт одежды». Тема урока. Виды пуговиц. Пришивание пуговиц. Тип урока. Комбинированный. Цель. Дать представление о видах пуговиц и способах их пришивания. Задачи. Обучающая. Ознакомить с различными видами пуговиц (на стойке и с отверстиями, по форме, материалу, по назначению и т. д.), научить их различать и пришивать пуговицу на стойке. Развивающая. Развивать умение распределять по группам предметы (пуговицы) практически и классифицировать их в уме. Воспитывающая. Воспитывать трудолюбие и культуру труда (правильно пользоваться инструментами, соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте). Коррекционная. Уметь планировать свою деятельность. Методы обучения. Дидактические игры, практическая работа, вводный и текущий инструктажи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_5_klasse_otkr_ur.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ « Тарская школа-интернат».

План – конспект

открытого урока по швейному делу

в 5 классе.

                                                                                   Учитель трудового обучения

                                                                              I категории

                                                                                Хисматуллина З. М.

Октябрь

2008

Предмет. Швейное дело.

Класс. 5.

Четверть I.

Раздел программы «Ремонт одежды».

Тема урока.  Виды пуговиц. Пришивание пуговиц.

Тип урока. Комбинированный.

Цель. Дать представление о видах пуговиц и способах их пришивания.

Задачи. Обучающая. Ознакомить с различными видами пуговиц (на стойке и с отверстиями, по          форме, материалу, по назначению и т. д.), научить их различать и пришивать пуговицу на стойке.

Развивающая. Развивать умение распределять по группам предметы (пуговицы) практически и классифицировать их в уме.

Воспитывающая. Воспитывать трудолюбие и культуру труда (правильно пользоваться инструментами, соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте).

Коррекционная. Уметь планировать свою деятельность.

Оснащение занятия. Пуговицы на ножках и со сквозными отверстиями, куски белого плотного тика, костюм Незнайки, виды пуговиц ( по форме, назначению, материалу), портрет Незнайки, заголовки «Незнайка и его друзья» и «Ремонт одежды», 11 коробочек с пуговицами на каждый ученический стол, ножницы, иглы, нитки, аппликация из пуговиц, поезд из Ромашково.

Методы обучения. Дидактические игры, практическая работа, вводный и текущий инструктажи.

                                                  Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель. Сотни вещей окружают нас. Давайте присмотримся к ним. Что вы знаете об их происхождении, назначении, применении. Например, об этой маленькой вещице. ( Читаю загадки). Маленький, горбатенький в переулочке увяз. Маленький Демидка на петельке удавился. (Пуговица).  Толстая Алёнка прыгнула в воронку, сомкнулась воронка, завязла Алёнка. (Пуговица в петле).   Нашей Настасье велико платье, голова крепка, шея тонка, подол большой, просторен капюшон: то нырнёт в него, то вынырнет. ( Пуговица на стойке в петле).

Да вы правильно угадали. И сегодня тема нашего занятия называется «Виды пуговиц. Пришивание пуговиц». И проведем мы его несколько необычно, а поможет нам в этом литературный герой из книги Н. Носова  по имени Незнайка. Я жду его с минуты на минуту. (Обращаю внимание детей на тему занятия, написанную на доске).

  1. Повторение.

       ( Стук в дверь). Учитель. Да - да войдите!

Незнайка. Здравствуйте, ребята!

Учитель. Здравствуй, Незнайка! Мы с нетерпением ждём тебя. А что это с тобой? Почему ты так странно одет? И где все твои пуговицы?

Незнайка. Я так торопился, что и не заметил, что мой костюм не очень опрятный. Да и зачем это нужно! Можно и так ходить.

Учитель.  Ты неправ, Незнайка. И почему ты неправ тебе сейчас объяснят дети.

Ученик. ( Рассказывает домашнее задание). За своей одеждой надо следить ежедневно. Необходимо учиться пришивать пуговицы, если они оторвались, вешалку к пальто, плащу, подшивать низ платья или юбки. Аккуратным людям вещи служат дольше.

Учитель. Любую одежду нужно беречь и учиться ремонтировать. А хочешь,  дети расскажут тебе и заодно повторят для себя общий план работы по ремонту одежды.

Незнайка. Хорошо, расскажите, как надо следить за своей одеждой.

Учитель. Составить общий план работы по ремонту одежды вам поможет, ребята, поезд из Ромашкова из известного одноимённого мультфильма. ( Креплю на доску заголовок «Ремонт одежды», вагончики и карточки, расположенные в беспорядке на «полянке»). Каждая карточка отображает определённый этап работы. Вам нужно определить последовательность этапов работы и расположить их соответственно номерам вагонов.

1 вагон. Одежду и бельё выстирать.

2 вагон. Всю одежду разложить по видам.

3вагон. Осмотреть изделия, определить вид ремонта.

4 вагон. Выполнить ремонт.

5 вагон. Отутюжить, сложить одежду.

Незнайка. Всё это вы хорошо говорите. Только причём тут я?! Ведь  мне не надо ничего зашивать или подшивать. Просто у меня не хватает пуговиц. Да это такая мелочь, из-за которой не стоит расстраиваться.

Учитель. Вот об этой так называемой мелочи мы сегодня и будем говорить. Мы узнаем интересное из истории пуговиц, какие виды пуговиц бывают, и проведём небольшую практическую работу. А тебе, Незнайка, предлагаю присесть вместе с ребятами и поработать на уроке.

III. Изучение нового материала.

1.Учитель. Пуговица – не просто застёжка. Были времена, когда она служила драгоценным украшением. Неизвестные сведения об известной мелочи нам сейчас расскажут ребята.

Выходят 3 ученика. 

 1.Предшественниками пуговиц были различные застёжки, напоминавшие броши, а также шнурки. Шнуровки, в том числе украшающие, популярны и сегодня. С пуговицами были знакомы ещё древние греки. Учёные-археологи находили пуговицы, в том числе и золотые, которые были изготовлены в четвёртом веке до нашей эры.

  2.Форма, размер, материал и место расположения пуговиц во все времена зависело от моды. Как украшения пуговицы стали использовать с шестнадцатого века: их нашивали на рукав, на грудь, на обувь, головные уборы, сумки. Материалы из которых они изготавливались, были драгоценные камни, золото и серебро, слоновая кость, панцирь черепахи. Простые люди носили пуговицы деревянные и костяные, а также обтянутые тканью и вышитые.

  3.С первой половины восемнадцатого века появились пуговицы расписные-фарфоровые и стеклянные. На Руси пуговицы появились в конце 15 века – начале 16 века. И до Петра в моде были круглые – в форме шариков- пуговицы из драгоценных металлов с драгоценными же камнями. Народный костюм на Руси украшали в основном пуговицами из скрученных золотых и серебряных нитей.

Учитель.Ребята! Ответьте на простой вопрос. Для чего служат пуговицы?

(Далее идёт рассказ учителя).

Пуговицы  в одежде служат для застёгивания и отделки. Они бывают разных цветов и размеров. Обычно пуговицы подбирают в цвет основной ткани изделия. Если пуговицы являются отделкой, они могут быть другого цвета, отличного от цвета ткани одежды.

По форме пуговицы бывают круглые, овальные, квадратные, треугольные. ( Показ образцов).

Пуговицы изготавливают из разных материалов – они могут быть деревянные, пластмассовые, стеклянные, металлические, обтяжные из ткани, кожи. ( Показ образцов).

По назначению пуговицы бывают плательные, пальтовые, костюмные, брючные, форменные, детские. Для разных видов одежды используют различные пуговицы. (Показ образцов).

В промышленности выпускают 2 вида пуговиц: со сквозными отверстиями и с ушком. (Показ образцов).

Пришивают пуговицы нитками, сложенными вдвое.

2.Фронтальная беседа по данным новым сведениям.

Какие по форме бывают пуговицы?

Из каких материалов изготавливают пуговицы?

Какие пуговицы бывают по назначению?

Подберите  образцы пуговиц круглой, квадратной формы.

Выберите из образцов детские пуговицы, пуговицы для брюк, для пальто, форменные  пуговицы.

Выберите из образцов металлические, пластмассовые пуговицы.

Какие виды пуговиц по способу пришивания выпускают?

Выберите и образцов пуговицы с ушком, пуговицы с двумя – четырьмя отверстиями.

Нужно ли выбрасывать пуговицы, оставшиеся без пары?

Выбрасывать пуговицы, оставшиеся без пары не стоит. Человек с фантазией и выдумкой обязательно найдёт применение даже этой мелочи. Например, можно использовать пуговицы в аппликации или в своих поделках. (Показ работы).

3. Практическая работа.

Вводный инструктаж.

У нас в мастерской осталось много пуговиц, предлагаю вам посмотреть как можно с выдумкой и фантазией использовать их.  Для работы нам понадобится лоскут ткани в форме детского лица, нитки, игла с большим ушком и сама пуговица с ушком. Вначале вам нужно наметить место пришивания пуговицы, будьте внимательны, чтобы не сместить рисунок в данной аппликации. Затем отмерить нитку для работы, сложить её вдвое, вдеть в ушко иглы оба конца нитки. Закрепить нитку петлёй на лицевой стороне ткани. Пропустить иглу через отверстие ушка пуговицы. Ввести иглу в ткань с лицевой стороны и вывести на изнаночную сторону ткани. Выполнить 4-5 стежков в отверстие ушка пуговицы. Закрепить нитку петлёй на изнаночной стороне ткани.

Практический показ приёмов работы учителем.

Учитель. Перед началом работы мы всегда должны повторить правила безопасной работы.  Какие инструменты нам нужны в работе? (Игла, ножницы) Взрослые постоянно повторяют одни и те же слова об осторожности. А это так приедается и надоедает. Нашим учащимся заранее было дано задание выучить юмористические стихи по правилам безопасности.

 1 ученик. Работать ножницами можно,

Но только очень осторожно.

Не бегай с ними по квартире –

Так можно сделать харакири.

Коль просит кто-то, не зевай,

Вперёд колечками подай.

2 ученик. Игла в работе весела,

Она тонка и так мала!

Не будешь класть её на место,

Вдруг потеряется в отместку

И затаится в беспорядке…

Тебе ж потом воткнётся в пятку.

Практическая работа.

Выполнение работы учащимися.

В конце работы учитель крепит на доску портрет Незнайки и заголовок «Незнайка и его друзья», а дети крепят вокруг него свои работы в виде детских лиц (на месте носика должна быть пришита пуговица с ушком). Под каждым личиком учитель крепит имя ребёнка, выполнявшего работу.

Далее идёт коллективное обсуждение итогов практической работы, выставление оценок.

IV. Закрепление нового материала.

Как называется тема занятия?

Подберите пуговицы со сквозными отверстиями и с ушком.

Как пришивают пуговицы с ушком?

V. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по трудовому и профессионально-трудовому обучению 6 класс,VIII вид (для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития) обучение на дому 68 часов (2 часа в неделю)

Данная программа разработана для обучения учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья на дому, с учебной нагрузкой  -  2 часа в неделю.Цель: формирование у учащейся знаний о сам...

План-конспект урока по профессионально-трудовому обучению(9 класс) на тему:"Пошив изделия по плану".

Закрепление практических и теоретических знаний, умений, навыков в 9 классе...

Тематическое планирование к рабочей программе профессионально-трудовое обучение 8 класс

Программа разработана с  учетом современных требований к организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: обеспечивает компетентностный  подход,  учебный мате...