конспект занятия по развитию речи в старшей группе детей с онр по теме "Транспорт"
план-конспект урока по теме

В даннам конспекте представлена работа над лексико-грамматической стороной речи и связной речью в старшей логопедической группе по теме "Транспорт".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи: 

Коррекционно-образовательные:

- закрепление словаря и знаний по теме «Транспорт»;

- познакомить с разными  видами транспорта (железнодорожный, водный, воздушный,  наземный);

- познакомить с новыми словами  (железная дорога, машинист, локомотив,

товарный поезд, пассажирский поезд);

- упражнять в согласовании числительных и существительных;

- учить образовывать приставочные глаголы;

- учить правильно употреблять сравнительную степень прилагательных;

- упражнять в употреблении сложноподчиненных  предложений с союзом для того чтобы.

- учить  составлять описательные рассказы по плану-схеме.

Коррекционно-развивающие:

- развивать память, внимание, мышление;

- развивать фонематические процессы;

- развивать мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к различным видам транспорта;

- воспитывать чувство товарищества, доброты, взаимопомощи.

Предварительная работа:  наблюдение за транспортом, проведение различных упражнений по развитию речи и окружающему миру по теме «Транспорт»; организация сюжетно-ролевых и настольно-печатных игр по теме; разучивание стихотворений и загадок,  блок занятий по обучению рассказыванию о предметах с опорой на схему по темам: фрукты, овощи, игрушки, одежда.

Оборудование: костюм Гнома, игрушки по теме, детский велосипед, фланелеграфы, наборы геометрических фигур, план-схема, диск со звуковыми отрывками, предметные картинки, макет поезда.

        Ход занятия

  1. Организационный момент.

Дети, взявшись за руки, стоят в кругу.

- Сегодня замечательный день и настроение у меня тоже замечательное. Я хочу поделиться этим настроением с вами.  (Легкое сжатие руки передается детям по цепочке.)

     2. Основная часть.

Стук в дверь. Входит ребенок в костюме  гнома.

- Здравствуй,  Гном! Как ты здесь оказался?

Гном: - Я впервые оказался в городе и увидел здесь много интересного и удивительного.

- Что же удивительного ты увидел в городе?

 Гном: В городе я увидел большую гусеницу. В нашем лесу таких гусениц нет. Послушайте, как она поет.

 Включается фонограмма звука движущегося поезда.

- Что же это за гусеница?

Дети: - Это поезд.

Выставляется поезд.

- Поездом управляет машинист. Первый вагон поезда называется локомотив. В нем находится машинист и управляет поездом.

- Поезд передвигается по железной дороге. Это железнодорожный транспорт. Наш поезд повезет груз.

Выставляются картинки: автобус, танк, лодка, велосипед.

- Что повезет наш поезд, назовите  одним словом. (Транспорт.)

- В первом вагоне поедет транспортное средство, в котором один слог, во втором слово с двумя слогами, в третьем с тремя, в четвертом с четырьмя.

Дети делят слова на слоги и загружают поезд.

- Наш поезд повезет груз, значит он товарный. А если поезд перевозит пассажиров, он какой? (Пассажирский.)

Гном: А еще я в городе видел огромную белую черепаху. Она плыла по реке и пела песенку. В нашем лесу таких черепах не. Послушайте, как она поет.

Звучит фонограмма гудка парохода.

- Что это? (Пароход.)

- А что еще Гном мог увидеть на реке?

Игра «Сосчитай и называй».

Выставляются картинки : пять лодок, два плота, один парусник, два катера, пять кораблей.

- Эти транспортные средства передвигаются по воде, значит это какой транспорт? (Водный.)

 Гном: - А еще я в городе видел огромную птицу. Она летит и поет. В нашем лесу таких птиц нет.

- А как вы думаете, что это за птица? (Выслушиваются предположения детей.)

- Давайте послушаем ее песенку и проверим ваши предположения. Включается фонограмма звука  летящего самолета.

- Что это за птица?

- Давайте сравним птицу и самолет.

Игра «Добавь слово».

Птица летит высоко, а самолет еще … выше.

Птица летит далеко, а самолет еще … дальше.

Птица летит быстро, а самолет еще … быстрее.

Птица поет громко, а самолет гудит еще … громче.

У птицы крылья большие, а у самолета еще … больше.

У птицы крылья мощные, а у самолета еще … мощнее.

- А каких транспортных средств не было в небе, когда Гном гулял.

По картинкам: не было вертолетов, ракет, воздушных шаров, самолетов.

- Этот транспорт передвигается по воздуху, значит он какой? (Воздушный.)

 - Давайте вместе с Гномом полетаем на самолетах. Кто управляет самолетом? (Пилот, летчик.) Значит мы кто? (Пилоты, летчики.)

Физкультурная минутка.

Собираюсь я в полет   (Шагают на месте.)

Полетит мой самолет.    (Вытягивают руки вперед и соединяют ладони.)

Правое крыло отвел,    (Правую руку в сторону.)

Левое крыло отвел,    (Левую руку в сторону.)

А потом мотор завел.   (Круговые движения руками перед грудью.)

Полетали, покружились    (Изображают полет самолета.)        

И на место приземлились.    (Садятся на корточки.)

 Гном: - В городе я увидел много больших жуков. Они быстро ползают по улицам  и поют песенки. В нашем лесу таких жуков нет.

- Как вы думаете, что это за жуки?

- Давайте послушаем их песенку.

Включается фонограмма звука проезжающих машин.

- Что это? (Машины.)

- Как вы думаете, какие машины Гном мог увидеть в городе? (Пожарную машину, грузовик, скорую помощь … .)

- Давайте построим эти машины из геометрических фигур и расскажем о них Гному.

Конструирование из геометрических фигур.

- Что ты построил?

- Я построил пожарную машину. (Грузовик, скорую помощь, такси ... )

- Для чего нужна пожарная машина (Грузовик, скорая помощь, такси … )

- Эти транспортные средства передвигаются по земле, значит это какой транспорт? (Наземный.)

- Давайте покатаемся на этих машинах. Кто управляет машиной? (Водитель,шофер.)

- Значит  кем мы будем? (Водителями, шоферами.)

- Заводим машины: джжжжжж и поехали.

Дети изображают езду на автомобиле.

- Стоп! Мы приехали в гараж. Давайте понаблюдаем за машиной.

Игра «Подбери нужное слово» по демонстрации действий.

Машина в гараж … (заезжает), машина из гаража …(выезжает), машина вокруг гаража …(объезжает), машина к гаражу …(подъезжает), машина от гаража …(отъезжает), машина на мост …(въезжает), машина с моста …(съезжает).

Гном: Мне уже пора идти домой.

- А где твой дом?

Гном: Далеко в лесу.

- А на каком транспорте Гном  сам может быстро доехать  до дома. (На велосипеде.)

Гном: - А что такое велосипед?

Вывешивается картинка с изображением велосипеда и план-схема.

-  Давайте расскажем Гному о велосипеде по плану-схеме.  

Дети отвечают на вопросы полными предложениями.

  1. Как называется транспортное средство?
  2. Из каких частей состоит?
  3. Чем приводится в движение?
  4. Вид транспорта.
  5. Кто управляет этим видом транспорта?
  6. Какую пользу приносит человеку?

-Повторите весь рассказ о велосипеде, используя план.

- А вот у нас есть настоящий велосипед. Он такой же, как на картинке? (Нет.)

- Расскажите о нем по нашему плану.

Рассказ о детском трехколесном велосипеде по плану-схеме.

Гном: Спасибо вам ребята за помощь. Я от вас узнал много интересного о транспорте. Мне пора, меня ждут дома. До свидания!

Гном садится на велосипед и уезжает.

3. Итог.

-Как вы думаете, какое настроение у Гнома? Почему?

- О чем мы ему рассказывали?

- Понравилась вам встреча с Гномом?

- Что вам понравилось больше всего?

- Вы хорошо занимались. Я вами очень довольна.

   

 



Предварительный просмотр:

Задачи: 

Коррекционно-образовательные:

- закрепление словаря и знаний по теме «Транспорт»;

- познакомить с разными  видами транспорта (железнодорожный, водный, воздушный,  наземный);

- познакомить с новыми словами  (железная дорога, машинист, локомотив,

товарный поезд, пассажирский поезд);

- упражнять в согласовании числительных и существительных;

- учить образовывать приставочные глаголы;

- учить правильно употреблять сравнительную степень прилагательных;

- упражнять в употреблении сложноподчиненных  предложений с союзом для того чтобы.

- учить  составлять описательные рассказы по плану-схеме.

Коррекционно-развивающие:

- развивать память, внимание, мышление;

- развивать фонематические процессы;

- развивать мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к различным видам транспорта;

- воспитывать чувство товарищества, доброты, взаимопомощи.

Предварительная работа:  наблюдение за транспортом, проведение различных упражнений по развитию речи и окружающему миру по теме «Транспорт»; организация сюжетно-ролевых и настольно-печатных игр по теме; разучивание стихотворений и загадок,  блок занятий по обучению рассказыванию о предметах с опорой на схему по темам: фрукты, овощи, игрушки, одежда.

Оборудование: костюм Гнома, игрушки по теме, детский велосипед, фланелеграфы, наборы геометрических фигур, план-схема, диск со звуковыми отрывками, предметные картинки, макет поезда.

        Ход занятия

  1. Организационный момент.

Дети, взявшись за руки, стоят в кругу.

- Сегодня замечательный день и настроение у меня тоже замечательное. Я хочу поделиться этим настроением с вами.  (Легкое сжатие руки передается детям по цепочке.)

     2. Основная часть.

Стук в дверь. Входит ребенок в костюме  гнома.

- Здравствуй,  Гном! Как ты здесь оказался?

Гном: - Я впервые оказался в городе и увидел здесь много интересного и удивительного.

- Что же удивительного ты увидел в городе?

 Гном: В городе я увидел большую гусеницу. В нашем лесу таких гусениц нет. Послушайте, как она поет.

 Включается фонограмма звука движущегося поезда.

- Что же это за гусеница?

Дети: - Это поезд.

Выставляется поезд.

- Поездом управляет машинист. Первый вагон поезда называется локомотив. В нем находится машинист и управляет поездом.

- Поезд передвигается по железной дороге. Это железнодорожный транспорт. Наш поезд повезет груз.

Выставляются картинки: автобус, танк, лодка, велосипед.

- Что повезет наш поезд, назовите  одним словом. (Транспорт.)

- В первом вагоне поедет транспортное средство, в котором один слог, во втором слово с двумя слогами, в третьем с тремя, в четвертом с четырьмя.

Дети делят слова на слоги и загружают поезд.

- Наш поезд повезет груз, значит он товарный. А если поезд перевозит пассажиров, он какой? (Пассажирский.)

Гном: А еще я в городе видел огромную белую черепаху. Она плыла по реке и пела песенку. В нашем лесу таких черепах не. Послушайте, как она поет.

Звучит фонограмма гудка парохода.

- Что это? (Пароход.)

- А что еще Гном мог увидеть на реке?

Игра «Сосчитай и называй».

Выставляются картинки : пять лодок, два плота, один парусник, два катера, пять кораблей.

- Эти транспортные средства передвигаются по воде, значит это какой транспорт? (Водный.)

 Гном: - А еще я в городе видел огромную птицу. Она летит и поет. В нашем лесу таких птиц нет.

- А как вы думаете, что это за птица? (Выслушиваются предположения детей.)

- Давайте послушаем ее песенку и проверим ваши предположения. Включается фонограмма звука  летящего самолета.

- Что это за птица?

- Давайте сравним птицу и самолет.

Игра «Добавь слово».

Птица летит высоко, а самолет еще … выше.

Птица летит далеко, а самолет еще … дальше.

Птица летит быстро, а самолет еще … быстрее.

Птица поет громко, а самолет гудит еще … громче.

У птицы крылья большие, а у самолета еще … больше.

У птицы крылья мощные, а у самолета еще … мощнее.

- А каких транспортных средств не было в небе, когда Гном гулял.

По картинкам: не было вертолетов, ракет, воздушных шаров, самолетов.

- Этот транспорт передвигается по воздуху, значит он какой? (Воздушный.)

 - Давайте вместе с Гномом полетаем на самолетах. Кто управляет самолетом? (Пилот, летчик.) Значит мы кто? (Пилоты, летчики.)

Физкультурная минутка.

Собираюсь я в полет   (Шагают на месте.)

Полетит мой самолет.    (Вытягивают руки вперед и соединяют ладони.)

Правое крыло отвел,    (Правую руку в сторону.)

Левое крыло отвел,    (Левую руку в сторону.)

А потом мотор завел.   (Круговые движения руками перед грудью.)

Полетали, покружились    (Изображают полет самолета.)        

И на место приземлились.    (Садятся на корточки.)

 Гном: - В городе я увидел много больших жуков. Они быстро ползают по улицам  и поют песенки. В нашем лесу таких жуков нет.

- Как вы думаете, что это за жуки?

- Давайте послушаем их песенку.

Включается фонограмма звука проезжающих машин.

- Что это? (Машины.)

- Как вы думаете, какие машины Гном мог увидеть в городе? (Пожарную машину, грузовик, скорую помощь … .)

- Давайте построим эти машины из геометрических фигур и расскажем о них Гному.

Конструирование из геометрических фигур.

- Что ты построил?

- Я построил пожарную машину. (Грузовик, скорую помощь, такси ... )

- Для чего нужна пожарная машина (Грузовик, скорая помощь, такси … )

- Эти транспортные средства передвигаются по земле, значит это какой транспорт? (Наземный.)

- Давайте покатаемся на этих машинах. Кто управляет машиной? (Водитель,шофер.)

- Значит  кем мы будем? (Водителями, шоферами.)

- Заводим машины: джжжжжж и поехали.

Дети изображают езду на автомобиле.

- Стоп! Мы приехали в гараж. Давайте понаблюдаем за машиной.

Игра «Подбери нужное слово» по демонстрации действий.

Машина в гараж … (заезжает), машина из гаража …(выезжает), машина вокруг гаража …(объезжает), машина к гаражу …(подъезжает), машина от гаража …(отъезжает), машина на мост …(въезжает), машина с моста …(съезжает).

Гном: Мне уже пора идти домой.

- А где твой дом?

Гном: Далеко в лесу.

- А на каком транспорте Гном  сам может быстро доехать  до дома. (На велосипеде.)

Гном: - А что такое велосипед?

Вывешивается картинка с изображением велосипеда и план-схема.

-  Давайте расскажем Гному о велосипеде по плану-схеме.  

Дети отвечают на вопросы полными предложениями.

  1. Как называется транспортное средство?
  2. Из каких частей состоит?
  3. Чем приводится в движение?
  4. Вид транспорта.
  5. Кто управляет этим видом транспорта?
  6. Какую пользу приносит человеку?

-Повторите весь рассказ о велосипеде, используя план.

- А вот у нас есть настоящий велосипед. Он такой же, как на картинке? (Нет.)

- Расскажите о нем по нашему плану.

Рассказ о детском трехколесном велосипеде по плану-схеме.

Гном: Спасибо вам ребята за помощь. Я от вас узнал много интересного о транспорте. Мне пора, меня ждут дома. До свидания!

Гном садится на велосипед и уезжает.

3. Итог.

-Как вы думаете, какое настроение у Гнома? Почему?

- О чем мы ему рассказывали?

- Понравилась вам встреча с Гномом?

- Что вам понравилось больше всего?

- Вы хорошо занимались. Я вами очень довольна.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Дикие животные».

Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, б...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение  в звуковом ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи  в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Золотая осень"

КОНСПЕКТзанятия по развитию речи  в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе " ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ"

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ. Продолжать развивать память, мышление через игры ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Программное содержание:Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш;Задачи:Образовательные:-совершенствовать и закреплять умения и навыки в отчётливом произнесении с...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе...