"Чтение - вот лучшее учение"
статья по теме

Патершук Марина Николаевна

В данной статье содержатся рекомендации по развитию навыков чтения у учащихся  начальных классов, подчеркивается необходимость и важность их совершенствования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_-_vot_luchshee_uchenie.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

«Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Поэтому становится понятным. Какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению и какую ответственность он несет перед учеником, его родителями, учителями средней школы. Зачастую средняя школа упрекает начальную в том, что учащиеся, пришедшие в пятый класс, читают медленно, не умеют пересказывать, рассуждать и оценивать прочитанное.

Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.

Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивность формирования у него общеучебных умений и навыков. Одним из таких общеучебных умений и является навык чтения. Каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное образование ученика.

Навык чтения – это и то, чему учат, и одновременно то, посредством чего ученик сам учится. Народ давно подметил важность владения чтением, этим, как говорят о нем, общеучебным навыком, отразив свое отношение к чтению в пословицах и поговорках. Вот одна из них, древнейшая: «На азбуке осекся – и цифирь не удалась».

Навык чтения относится к числу сложнейших психофизиологических образований. В нем уникально сплелись элементы и свойства, относящиеся к мыслительной и речевой деятельности; в процессе чтения вовлекаются волевые качества читающей личности, ее ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, способности, интерес, установки; приводятся в активное состояние ранее накопленные представления и знания об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе, о ранее прочитанном, прослушанном, просмотренном по ТВ, в кино, в театре, на улице, мобилизуется лексика, тот запас слов, которым владеет читающий, накопленный им в процессе повседневных речевых, бытовых, индивидуальных и коллективных форм общения, активизируются усвоенные модели словоупотреблений, словоизменений и словообразований, модели построения предложений, текста и др.

Чтение, будь то общение с учебником, с книгой или периодикой – открывает перед учеником неисчерпаемые по богатству и разнообразию источники приобретения, расширения и углубления познаний ребенка о себе, других людях, о мире.

Чтение, книга – это мощное средство образования, воспитания и развития умственного, языкового, речевого, нравственного, культурного, эстетического, информационного, говоря шире – интеллектуального  и чувственного, средство развития всех способностей.

Вот почему в начальной школе столь большое внимание уделяется формированию у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения. Отсюда и проистекает практика повседневного контроля за уровнем и прочностью выработки этого универсального навыка, того, что изучают, и того, посредством чего учатся.

Навык чтения – явление сложное, комплексное. Это, прежде всего, умение понимать содержание читаемого текста, его смысл; это правильность чтения – умение почитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв и стоящих за ними звуков, слогов, слов. Это  выразительность – умение интонировать знаки препинания, интонирование, связанное с пониманием читаемого текста. Чтение – это способ чтения: он может быть побуквенным и отрывистым, слоговым (способ непродуктивный и нежелательный) и плавное, слоговое с прочтением сразу целых слов и, наконец, чтение целыми словами и группами слов (как желательные и продуктивные способы чтения). Это темп – определенная, посильная и необременительная для определенного возраста скорость чтения. Таким образом, навык чтения складывается в целом из двух сторон: смысловой – понимания, уразумения содержания и смысла читаемого и технической – подчиненной первой, обслуживающей ее -  способом, правильностью и выразительностью чтения.

Главенствующее, ведущее место в комплексе, именуемом «навыком чтения», принадлежит сознательности, пониманию того, что прочитывается. Все, что относится к технической стороне чтения, конечно, весьма значимо, но оно подчинено все той же смысловой стороне. Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим: 1) значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле; 2) содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями; 3) предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано); 4) основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.  

Осознанность, уразумение содержания прочитанного, его понимание не имеет границ и пределов. Этот компонент навыка чтения более всего обуславливает непрестанное совершенствование всех других компонентов, которые в известном смысле обслуживают его и подтягиваются к его уровню.

Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств – возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, круга и уровня притязаний, интересов и потребностей, начитанности, жизненного опыта, запаса наблюдений и многого другого. Вот почему одно и то же произведение может быть понято и осознано по-разному не только ребенком и взрослым, но и людьми одного и того же возраста и уровня образованности.

При оценке глубины и уровня понимания существенное значение имеет учет двух планов содержания текста: 1) фактического, предметного плана и 2) смысла предметного плана.

Предметный план – это описание обстановки, действующих лиц, диалоги, рассуждения, мысли, высказывания персонажей, вся событийная линия, значение слов, предложений и т.д.

Смысл предметного плана – это то, о чем все это говорит читателю, что всем предметным планом хотел сказать писатель.

Техническая сторона чтения, техника чтения охватывает все другие компоненты навыка чтения – способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения. Каждый из этих компонентов, как и их совокупность, подчинен смысловой стороне, пониманию, служит ее более полному выражению.

Каждый из  компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности, которые так или иначе влияют на весь процесс чтения. Важнейшим компонентом, составляющим технику чтения и более других воздействующим на иные ее стороны, является способ чтения. Из пяти основных способов чтения: плавное слоговое; плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов; чтение целыми словами и группами слов являются продуктивными. Их надо обстоятельно отрабатывать и побуждать детей к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов; т.е. к самому продуктивному способу чтения.

Темп (скорость) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения: 1 класс – не менее 40 слов в минуту, 2 класс – 60 слов в минуту, 3 класс – 90 слов в минуту, 4 класс – 110 – 120 слов в минуту.

Если ниже – это сигнал недоработки. При методически верно проводимой работе по обучению чтению каждый ученик начальных классов способен достигнуть обозначенных показателей скорости.

Направления, над которыми надо работать, чтобы повысить технику чтения:

Повышение скорости и одновременно качества чтения.

Развитие речи учащихся (синтаксический уровень).

Расширение, углубление, упорядочение читательского кругозора.

Какие же упражнения необходимо использовать по совершенствованию навыков чтения? К ним относятся:

1)      Упражнения, направленные на развитие четкости произношения;

2)      Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

3)      Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;

4)      Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой.

Помогают совершенствованию техники чтения и развития речи упражнения, приведенные ниже:

Звуковая разминка.

Артикуляция.

Слова, трудные для произношения (портфель, иллюминация)

Скороговорки.

Чистоговорки.

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.

     * Игра «Фотоглаз».

Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит взрослый, в перечне или нет?

Цель этого вида работы: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов. Влияет прием и на совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти.

*«Молния».

Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения про себя с чтением вслух.

Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния» и продолжается с 20 секунд (в начале) до 2-х минут.

Упражнение используется для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости.

*«Буксир»

Взрослый читает текст, варьируя скорость чтения в пределах 80 – 160 слов в минуту. Дети читают тот же текст про себя, стараясь успевать за взрослым. Проверка осуществляется путем внезапной остановки на каком-либо слове. Дети должны остановиться на этом месте, показать слово.

Это упражнение для развития скорости и гибкости.

Сравнение скорости чтения известного текста  и незнакомого.  Это упражнение активизирует деятельность учащихся, т.к. они видят свой рост и убеждаются в том, что труд приносит успехи.

Чтение за взрослым (вслух). Это упражнение вырабатывает скорость произношения слов.

За одну минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.

«Кто быстрее»? Требуется найти в тексте предложение, которое прочитал учитель. По команде «Начали» ученик «скользит по тексту» в поисках данного предложения. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, содержит игровой момент.

Чтение «Разведка».   Это чтение используется в целях обучения детей вертикальному чтению. Оно заключается в том, что дети с максимальной для них скоростью просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети не только учатся вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное.

Чтение «Спринт».  Небольшие отрывки текста учащиеся начинают читать одновременно на скорость (чтение про себя), текст незнакомый, плотно сжав губы и зубы, а после прочтения отвечают на сформулированные перед чтением вопросы к тексту. Цель упражнения: тренировка в скорочтении.

«Жужжащие чтение».  Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Сейчас этот элемент общепризнан, применяется во многих школах.

Традиционное вечернее чтение.

Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8 часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий». Эта рекомендация означает одно: почитай перед сном, чтобы это было последним впечатлением дня.

    Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он не любит читать. Режим щадящего чтения – это режим, когда ребенок прочитал несколько строк и после этого получит кратковременный отдых, т.е. читают взрослые.

    Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, которые разработаны И. Т. Федоренко. (18 наборов по 6 предложений)

Так же для развития оперативной памяти используются таблицы Никитин, Шульте, Дынко и Швайко. Они расширяют угол зрения, вертикального и горизонтального движения глаз.

    Любовь к чтению не может возникнуть без наличия у ребенка возможности свободно определять свое отношение к нему. Необходимо, чтобы родители и педагог прививали любовь к чтению, к детской книге.

   Приобретение учащимися необходимой для успешного обучения техники чтения дает определенные гарантии в том, что дети не уйдут из учебной деятельности, и позволяет сохранить в среднем звене качественную успеваемость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чтение - вот лучшее учение!" А.С.Пушкин

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия по творчесву А.С.Пушкина поможет учащимся  улучшить навыки выразительного чтения....

Проект "Чтение - вот лучшее учение"

—Велика и значительна роль книги в жизни человека!Сегодня чтение для многих людей, к сожалению, не является жизненной необходимостью, а КНИГА  перестала быть другом, нравственным авторитето...

Презентация "Чтение - вот лучшее учение"

В презентации предложены основы по  созданию проекта о формировании читательской компетентности учащихся на основе использования системы приёмов работы с текстом. Цель проекта разработать и прове...

"Чтение - вот лучшее учение!" А.С.Пушкин.

Часто причина неуспеха ребенка в учебе кроется в  нежелании читать. Как ридители могут помочь своему  чаду?...

рассуждение по высказыванию А.С.Пушкина "Чтение - вот лучшее учение"

Во время участия в районном конкурсе риторов среди учащихся 10 -11 классов  эта работа заняла второе место....

Чтение- вот лучшее учение

Для беседы с родителями....