Главные вкладки

    Статья по теме:
    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

    Малихова Лариса Николаевна

    Современные социально-экономические условия предъявляют повы­шенные требования к трудовой и начальной профессиональной подготовке выпускников школ-интернатов для глухих и слабослышащих детей.  В данной статье раскрываются возможности профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе предпрофильной подготовки на материале деятельности  Курской школы-интерната I и  II вида.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

     (НА МАТЕРИАЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСКОЙ

    ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА I И II ВИДА)

    Малихова Л.Н., учитель-дефектолог

    Современные социально-экономические условия предъявляют повышенные требования к трудовой и начальной профессиональной подготовке выпускников школ-интернатов для глухих и слабослышащих детей. В связи с этим сегодняшние выпускники учебных заведений с нарушенным слухом должны получить не только образование, но и быть морально, психологически и практически подготовленными к труду, к профессиональной и социальной адаптации в современном обществе, в трудовых коллективах как глухих, так и слышащих.

    Предпрофильная подготовка - это система педагогической, психолого-педагогической, медицинской, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению воспитанников выпускных классов основной школы в избираемых ими профилирующих направлениях будущего обучения и сфере последующей профессиональной деятельности.

    Одна из приоритетных задач предпрофильной подготовки воспитанников с нарушенным слухом в современных производственно-экономических условиях - это подготовка выпускников школ-интернатов к труду по осознанно выбранной профессии, а при необходимости - и к перемене профессии, рода деятельности; их социализация и профессиональное самоопределение.

    Вопрос о сущности профессионального самоопределения занимает важное место в творческом поиске педагогов, психологов, философов. Современная концепция профессионального самоопределения (В .А. Поляков, С.Н. Чистякова, Е.Н. Землянская и др.), основанная на разработанной Р. Бернсом «Я-концепции» развития личности, рассматривает профессиональное определение как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность, и трактуется как «Я»-концепция индивида, отражающая его понимание, переживания и намерения, предметные условия в профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях. Согласно данному подходу,

     профессиональное самоопределение - процесс формирования у личности отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности.

    Очевидно, что при таком подходе предпрофильная подготовка становится важным средством социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

    Основное условие предпрофильной подготовки - алгоритм действий и педагогическое сопровождение самоопределения воспитанников.

    Общие управленческие действия для педагогического коллектива, реализующего идеи профилизсщии образования:

    1.  Изучение и согласование ведущих понятий, идей и целей предпрофильной подготовки и профильного обучения на основе обсуждения нормативно-правовых документов по профилизации специального (коррекиионного) образования;

    2.  Исследование потенциальных возможностей и имеющихся ресурсов: учебно-воспитательных, научно-методических, материально-технических, управленческих, финансовых для введения предпрофильной подготовки  (факультативных курсов,   информационной работы,   профильной ориентации);

    3. Проектирование и программирование педагогической и управленческой деятельности по введению предпрофильной подготовки:

    -   для учителей - разработка программ факультативных курсов индивидуального профессионального сопровождения;

    для классных руководителей - разработка системы деятельности по диагностированию интересов, потребностей, способностей  по созданию образовательного пространства для профессионального самоопределения воспитанников;

    -    для администрации - разработка нормативно-локальных актов по профессиональной ориентации.

    4.   Планирование работы по введению предпрофильной подготовки;

    5.  Организация работы по предпрофильной подготовке (составление информационной карты образовательных услуг в муниципальной образовательной сети, система мероприятий по информированию__и профильной  ориентации воспитанников и т.д.);

    6.  Контроль и коррекция деятельности педагогического коллектива по «ведению предпрофильной подготовки (мониторинг, экспертиза, диагностика и т.д.).

    Педагогическое сопровождение самоопределения воспитанников -особая сфера деятельности педагога, ориентированная на взаимодействие с воспитанником по оказанию ему поддержки в личностном становлении избираемой профессиональной деятельности и самореализации к ней.

    Для того чтобы профессиональное самоопределение воспитанников с недостатками слуха было успешным, в Курской школе-интернате I и II вида разработана интегративная целевая программа по предпрофильной подготовке и планированию карьеры воспитанников, сквозная на все годы обучения, охватывающая деятельность разных специалистов школы-интерната.

         

     

    Этапы проведения программы:

            I  этап (младший школьный возраст) - осуществление подготовки  к трудовым навыкам, ознакомление с профессиями, включение детей в носильный общественно-полезный труд;

            II  этап (10-15 лет) - формирование общественно-значимых мотивов выбора профессии и интереса к конкретной трудовой деятельности;

    III этап (16-18 лет) - формирование знаний и умений воспитанников Ориентироваться в мире профессий; социально-профессиональная направленность подготовки воспитанников к труду в различных сферах деятельно-. ш с учетом психофизических возможностей подростков, осознанный выбор профессии и место получения профессионального образования. Программа предусматривает взаимодействие с профессиональными учебными заведениями, центрами профориентации, службой занятости, специализированными предприятиями, реабилитационными учреждениями и т. п.

    В процессе решения .проблемы предпрофильной подготовки неслышащих подростков в специальной школе следует иметь в виду необходимость разработки специальных форм и методов ее проведения. Это вызвано тремя обстоятельствами:

    во-первых, воспитанники с нарушением слуха (в большей степени глухие) обладают меньшим по сравнению со слышащими сверстниками уровнем общеобразовательной и политехнической подготовки;

    во-вторых, недостаточное развитие словесной речи неслышащих воспитанников затрудняет получение информации о профессиях;

    в-третьих, нарушение слухового анализатора весьма затрудняет, а подчас исключает возможность пользования источниками информации, которые предназначены для обучающихся массовых школ (радио, документальные и научные фильмы с дикторским текстом и пр.) (А.П. Розова, 1979).

    Большая роль в самоопределении подростков с ограниченными возможностями здоровья в выборе профессии принадлежит развитию, активизации творческой познавательной деятельности как в субъективном отношении, так и в объективном - определение психолого-педагогических факторов и средств формирования профессиональной готовности. Работа педколлектива направлена к самоопределению и самореализации каждого воспитанника.

    Следует учитывать, что жизненные устремления и притязания глухих и слабослышащих воспитанников выпускных классов разнообразны, но часто неадекватны, неустойчивы и несоразмеримы с физическими возможностями. Поэтому важнейшими социальными задачами Курской школы-интерната I и II вида являются: предпрофильная подготовка, направленная на осознанный выбор доступной и интересной для воспитанников профессии; формирование профессиональной направленности; формирование общетрудовых навыков по выбранной профессии и подготовка к успешной работе по ней в рабочих коллективах.

    В настоящее время на предпрофильную подготовку в школе интернате ориентирована предметная область «Технология». Основная педагогическая цель ее реализации - допрофессиональное и начальное профессиональное трудовое обучение. В последнее время в силу ряда объективных и субъективных причин в специальных коррекционных школах для глухих и слабослышащих детей стало очень сложно, а то и просто невозможно осуществлять допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку по профилям и профессиям. Профессии, по которым возможно обучение и школах I и II вида, как правило, являются непрестижными. Неудовлетворенность профессией, получаемой в школе, и стремление получить впоследствии новую приводят к значительному увеличению материальных затрат на профессиональное самоопределение и жизненную самореализацию лиц с нарушенным слухом. Это обстоятельство и делает проблему предпрофильной, допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки воспитан ников одной из самых актуальных.

    На современном этапе развития трудового обучения системы специального коррекционного образования лиц с нарушением слуха нет единых форм обучения и единого подхода к предпрофильной. допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки глухих и слабослышащих старшеклассников, что создает серьезные трудности организационного, педагогического и материального характера.

    Огромную помощь в организации допрофессионального обучения воспитанников Курской школы-интерната I и II вида оказывают обязательные занятия по выбору, факультативные занятия, занятия объединений дополнительного образования. Эти учебные часы расширяют общеобразовательные знания и политехнический кругозор, закрепляют знания воспитанников на практике, формируют трудовые умения, корригируют речевое и интеллектуальное развитие.

    Выпускники обучаются в начальных, средних, высших учреждениях профессионального образования как совместно со слышащими, так и в отдельных группах, но, к сожалению, по окончании этих учебных заведений устроиться на достойную работу им становится все сложнее.

    Вместе с тем, анализ выбора профессии и трудоустройства выпускников Курской школы-интерната I и II вида с 2007 по 2011г.г показывает, что выпускники нашей школы-интерната трудятся в разных отраслях народного хозяйства: пищевой, деревообрабатывающей, обувной, швейной, текстильной, трикотажной, полиграфической промышленности, на строительстве, в коммунальном хозяйстве, сфере бытового обслуживания и др.

    Современное производство требует широкой общеобразовательной, политехнической и профессиональной подготовки. Е5 связи с: этим воспитанникам с нарушением слуха необходимо давать профессию с «широким профилем», которая предусматривает наличие нескольких смежных специальностей, а также умений и навыков, используемых в разных видах трудовой деятельности.

    При выборе профессии для глухих и слабослышащих воспитанников необходимо учитывать:

    •   возможность организации профессионального обучения в школе-интернате, поскольку сложность оборудования не всегда, позволяет организовать подобное обучение в школьных условиях;

    •  производственное окружение школы-интерната и степень востребованности тех или иных специальностей в регионе;

    • необходимость и возможность соединения физического и умственно-10 труда в ходе производственного обучения;

    •  профессиональные интересы неслышащих воспитанников;

    • перспективы развития определенной профессии (специальности) в ус-ловиях технического прогресса.

    Существующая ситуация позволяет обозначить ряд проблем организации предпрофильной подготовки лиц с нарушением слуха; слабая материально- техническая база и оснащение мастерских, отсутствие современного оборудования, учебно-методических и дидактических пособий, недостаточная нормативно-правовая база, отсутствие квалифицированных кадров, отсутствие широкого выбора профессий, трудности с трудоустройством, низкая оплата труда глухих и слабослышащих выпускников.

    Для улучшения предпрофильной подготовки воспитанников с нарушением слуха можно предложить следующие пути решения обозначенных проблем:

    -  вводить новые курсы (например, «Издательское дело», «С компьютером на ты», «Основы ландшафтного дизайна» и др.) с целью обучения воспитанников организации своей трудовой деятельности;

    -   организовывать допрофессиональную подготовку на базе предприятий и НПО, СПО по совместному учебному плану с С (К)ОУ за счет увеличения часов на трудовое обучение в старших классах, организовывать специальные группы для лиц с нарушением слуха в средних специальных учебных заведениях (медицинских, кулинарных, легкой промышленности и др.) без отрыва от учебы и с проживанием в школе-интернате;

    -  повышать привлекательность рабочих профессий, расширять перечень профессий, по которым могут обучаться воспитанники с нарушением слуха в ПУ, колледжах и других учреждениях профессионального образования; разработать программно-методическое обеспечение по современным, востребованным профессиям;

    -  готовить квалифицированные кадры учителей технологии для школ-интернатов I и II вида, преподавателей и мастеров производственного обучения для НПО, СПО (со специализацией   «сурдопедагог»);

    -  изучать социум и его потребности, разрабатывать индивидуальные планы и проекты предпрофильной подготовки воспитанников Курской школы-интерната I и II вида, налаживать систему социального партнерства.

    Вместе с тем, решение обозначенных проблем зависит от условий, в которых осуществляется профориентационная деятельность. Можно утверждать, что система предпрофильной подготовки будет эффективной, т. е. подведёт воспитанников с нарушением слуха к осознанному выбору профессии, если она будет постоянной, целенаправленной, учитывающей возрастные особенности воспитанников, будет иметь комплексный и коррекционно-развивающий характер.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Беляева А.П. Интеграция содержания профессионально-технического образования. Текст./А.П.Беляева// Советская педагогика. 1989.-

    №1С.86-89;

    2. Кричевский В.Ю. Как построить профильную школу: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений (серия «Профильное обучение»). Текст./В.Ю.Кричевский, В.С. Кошкина;

    3. Максимова В.Н. Интеграция в системе образования. Текст.

    4. Новый политехнический словарь. Текст./ Гл.ред. А.Ю. Илишинский. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.671с;

    5. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения. Часть 2: Программно методические аспекты профильного обучения: Учебно-методическое пособие. Текст./ Под ред. СВ. Кривых. Санкт-Петербург -Сыктывкар: 2005.-186с;

    6. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Часть 1: учебник для етуд. высш. пед. учеб.; под ред. Е. Г. Речицкой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009.

    7. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Часть 2: учебник для студ. высш. пед. учеб.; под ред. В. Г. Речицкой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009.

    8. Чистякова СИ. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие. Текст./ Науч.ред. СИ. Чистякова. М.:АПК и ПРО, 2003.-102С



    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    «Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество через профессиональное самоопределение»

      В настоящее время в обществе сложилась сложная ситуация с социальной  адаптацией и интеграцией   детей ...

    Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе филологического образования

    Рекомендации  учителям русского языка и литературы, работающим в специально- коррекционных классах...

    СТАТЬЯ: Специфика подготовки и проведения урока английского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

     Статья написана для сборника Научного Издательского Центра «Педагогический поиск»....

    Развитие творческой активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе проектной деятельности на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества

     В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творч...

    Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе филологического образования

    Презентационный материал о сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка и литерат...

    Кинезиотерапия у детей с ограниченными возможностями здоровья

        Искренне надеемся, что наиболее полные знания о кинезиотерапии помогут родителям,  педагогам и м...

    СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

    Опыт работы с детьми в коррекционной школе восьмого вида....