Организация и проведение коррекционной работы в логопедической группе по средствам малых фольклорных форм
методическая разработка по теме

Макарова Татьяна Владимировна

В течение учебного года, в логопедической подготовительной к школе группе мы использовали детский фольклор в индивидуальных, групповых и подгрупповых занятиях, в часы досуга, на праздниках. Фольклор помог в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи. Было установлено, что использование малых фольклорных форм в сочетание с традиционными логопедическими формами и средствами – это удачный метод, используемый при устранении фонетико-фонематического недоразвития. Используя фольклор, мы научили детей не только, пользоваться определенными словами и выражениями, но главным образов вооружили их средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения. Кроме того, развив познавательную деятельность детей, выработали умения наблюдать, сравнивать и обобщать как явления окружающей жизни, так и различные явления языка.

Дети выпущены в школу в основном с чистой речью – 75%. У детей с заключением – стертая форма дизартрии в конце учебного года наблюдаются значительные улучшения – 25%. Без улучшений детей нет.

В ходе исследования мы установили, что игры с народным словом нужно вводить в свои занятия и музыкальным руководителям, и преподавателям физической культуры, работающим с детьми логопатами, так как они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности, высокое позиционное звучание речи, которое влияет на развитие певческой интонации. А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров делают их ближе духовно, что необычайно важно для детей с недоразвитием речи. Именно с этой целью мы включали элементы фольклора (загадки, чистоговорки, скороговорки) в домашние задания.

Хотим поделиться с вами нашими знаниями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_techenie_2008.doc234 КБ

Предварительный просмотр:

В течение учебного года, в логопедической подготовительной к школе группе мы использовали детский фольклор в индивидуальных, групповых и подгрупповых занятиях, в часы досуга, на праздниках. Фольклор помог в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи. Было установлено, что использование малых фольклорных форм в сочетание с традиционными логопедическими формами и средствами – это удачный метод, используемый при устранении фонетико-фонематического недоразвития. Используя фольклор, мы научили детей не только, пользоваться определенными словами и выражениями, но главным образов вооружили их средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения. Кроме того, развив познавательную деятельность детей, выработали умения наблюдать, сравнивать и обобщать как явления окружающей жизни, так и различные явления языка.

Дети выпущены в школу в основном с чистой речью – 75%. У детей с заключением – стертая форма дизартрии в конце учебного года наблюдаются значительные улучшения – 25%. Без улучшений детей нет.

В ходе исследования мы установили, что игры с народным словом нужно вводить в свои занятия и музыкальным руководителям, и преподавателям физической культуры, работающим с детьми логопатами, так как они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности, высокое позиционное звучание речи, которое влияет на развитие певческой интонации. А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров делают их ближе духовно, что необычайно важно для детей с недоразвитием речи. Именно с этой целью мы включали элементы фольклора (загадки, чистоговорки, скороговорки) в домашние задания.

Хотим поделиться с вами нашими знаниями

Организация и проведение коррекционной работы в логопедической группе по средствам малых фольклорных форм

1. Коррекционно-воспитательная работа по закреплению речевых навыков и умений у дошкольников с ФФНР используя малые фольклорные формы

Данные научно-методической литературы и практика работы в логопедических группах показывают, что успех формирования правильной речи у дошкольников с нарушениями речи во многом зависит от того, насколько продуктивно будет осуществляться процесс закрепления речевых навыков и умений, полученных детьми на логопедических занятиях.

Планируя работу в указанном направлении в экспериментальной группе детей шестилетнего возраста с ФФНР, мы исходили из следующих положений. Организация, формы работы и привлекаемый педагогами материал должны соответствовать возрастным особенностям детей, возможностям их речевого и общего психического развития. Приемы работы необходимо различать в зависимости, как от основных задач занятия, так и от его характера. На занятиях может использоваться из описываемых форм работы либо сочетание нескольких форм.

Чисто- и скороговорки – это особый речевой материал, как правило, небольшой по объему и специально построенный из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Само их название указывает на то, что произносить их нужно чисто – чистоговорки, и скоро, быстро – скороговорки. Указывая на роль скороговорок в формировании звукопроизношения, З.В. Савкова справедливо отмечает: «Скороговорки – это удивительный жанр фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка».

Чистоговорки представляют собой ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произнесения. Мы часто используем чистоговорки в работе над четкостью дикции, для тренировки дикционного аппарата. Чистоговорки, как правило, заучиваются наизусть, хотя можно применять и такой прием, как отраженная речь.

Для более быстрого запоминания чистоговорок дошкольниками можно использовать зрительную опору. Забавные рисунки, которые дети с удовольствием рассматривают, помогают быстрее запомнить текст. Нам не приходится повторять каждую чистоговорку, достаточно показать ребенку картинку, чтобы он вспомнил текст.

Предлагаем вашему вниманию лишь несколько образцов карточек с чистоговорками и рисунками к ним (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

«Всем, кто хочет добиться успеха, нужно начать с чистоты выговора, с развития силы и крепости в голосе» - писал великий русский ученый М.В. Ломоносов.

Считалки – жанр игрового детского фольклора, словесные рифмованные формулы, часто комические, с помощью которых определяется очередность в игре (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком мы используем при формированию у детей культурно-гигиенических навыков.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным.

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Все эти маленькие тексты обычно содержат максимальное количество «трудных», «скользких» мест для произношения, поэтому повторение вслед за взрослым или выученные наизусть они служат целям автоматизации и дифференциации определенных звуков в самостоятельной речи детей.

Загадки служат тем же целям, что и потешки, чистоговорки и считалки, т.е. введению в речь ребенка новых звуков (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Мы считаем необходимым включать в педагогический процесс русские народные сказки, символы, сюжеты и метафоры которые широко используются как в воспитательной, так и в психокоррекционной работе многими отечественными и зарубежными специалистами.

Загадки – изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Загадки у разных народов называются по разному. У чувашей, например, загадка – это «тупмалли юмах», что буквально обозначает «сказка, требующая отгадки». Почему? Многие загадки содержат сказочный сюжет и могут рассматриваться как особая разновидность сказок (Иларионова Ю. Учите детей отгадывать загадки. – М., 1976).

В.П. Аникин называет загадки «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления» (Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957).

Широкие педагогические возможности загадки отмечаются многими.

  1. Загадки способствуют развитию памяти, образного мышления, быстроте умственных реакций (Г.Н. Волков).
  2. Загадки доставляют уму полезное упражнение (К.Д. Ушинский).
  3. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому образному и точному слову, доставляют ребенку эстетическое наслаждение (Ю.Г. Илларионова).
  4. Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет педагогу без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка (Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина).

В нашей работе мы часто используем загадки описания:

Длинная, гладкая,

Оранжевая, сладкая.

Зайчики едят

И нам велят. (Морковка)

На первоначальном этапе дети лишь отгадывают загадки, но затем мы учим их самостоятельному составлению загадок-описаний.

Также используем мы и загадки с рифмующейся отгадкой:

Встает на заре,

Поет на дворе,

На голове гребешок.

Кто же это? (Петушок)

Составлять загадки рифмушки нам помогает печатная игра «Рифмушки - нерифмушки». Сначала мы используем загадки не длинные, с небольшим количеством признаков, чтобы не запутать детей, но когда дети научились выделять в предметах различные качества и свойства в работе с ними мы начинаем использовать загадки более сложные, в которых есть сравнения, метафоры, образы.

Скатерть бела всю зиму одела. (снег)

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (туча)

Подобные образы понятны детям благодаря их внешнему сходству с предметом-отгадкой.

В своей работе при проведении праздников и развлечений мы используем загадки-вопросы. Такие загадки и ответы на них способствуют формированию у детей убеждений. Их можно найти в сказках и заучить с детьми. Например:

«Что для человека дороже всего на свете?»

- «нет ничего дороже Родины» («Сказка о барине и его работнике»)

Благодаря систематичной работе во втором полугодии пребывания детей в логопедической группе мы уже можем использовать загадки, предполагающие несколько отгадок.

Без крыл летит,

Без ног бежит,

Без огня горит,

Без ран болит. (ветер, туча, солнце, сердце)

В середине учебного года дети имеют более широкие представления о животном мире, о труде людей, явлениях природы. Это позволяет расширить тематику загадок. Дети начинают понимать смысл образных выражений, поэтому и загадки могут не отражать реальные признаки предмета, а только создавать их образ.

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (морковь)

Широко используем мы и загадки, «расшифровка» которых строится на постепенном исключении неверных сопоставлений:

Черен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица. (жук)

Используем в своей работе литературные загадки, которые имеют длинное описание, а также загадки, для отгадывания которых необходимо иметь развитую наблюдательность.

Молода – похожа на серп,

Поживет – станет как лепешка. (месяц, луна)

Загадки мы используем на литературных викторинах, посиделках, развлечениях. Нами предлагаются загадки по сказкам. Это не только помогает закрепить содержание сказки, которую читали в группе на занятии, но и развивает память детей, образное мышление, элементы логического мышления (сравнение, анализ, синтез) и конечно, что самое главное для нас речь.

С образной загадки мы начинаем любое занятие по сказке (ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка, аппликация, музыкальное, физкультурное занятие и др.), это является хорошей мотивацией для приглашения сказочного героя, и проверкой детей на сообразительность.

Загадки загадывают и сказочные персонажи, и сами дети. С загадки мы стараемся начинать каждую часть занятия, это способствует поэтапному разворачиванию его содержания.

Дети отгадывают загадки индивидуально или хором. При индивидуальном отгадывании мы осуществляем обязательное поощрение детей и следим за тем, чтобы во время занятия похвалы удостоились все дети группы (причем не обязательно за отгадку).

При отгадывании загадок мы используем педагогический прием «Помоги»: дети помогают «незнающей, неумеющей» игрушке отгадать загадки. Ситуация успеха позволяет ребенку чувствовать себя уверенным в себе, компетентным (снимает комплекс неполноценности, если он отмечался раньше).

Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше. (Карлсон)

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился… (Колобок)

Загадки, как и потешки, чистоговорки и считалки мы используем самостоятельно, на занятиях, в играх и в разнообразной работе с детьми.

2. Совершенствование словесно-логического, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления по средствам фольклора

Словесно-логическое мышление – характеризуется использованием суждений и умозаключений. Наглядно-действенное и наглядно-образное – осуществляются, соответственно, посредствам действий и образов. Оно не возможно без речи и в то же время является одной из ее функций. Иными словами, речь и мышление тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.

Неиссякаемую пищу для словесно-логических упражнений предоставляют хорошо знакомые детям и любимые ими сказки. С радостью и интересом дети отвечают на вопросы:

- Почему семеро козлят открыли дверь Волку?

- Можно сказать, что Мышка вытянула репку? А кто вытянул?

- Почему Колобок от всех зверей убежал, а Лисе на нос сам прыгнул?

Большое влияние на развитие речи детей оказывают инсценировка какого-либо сюжета, - так называемые игры-драматизации.

Отбирая темы занятий по мотивам игр-драматизаций, следует учитывать одно немаловажное обстоятельство: дети должны хорошо знать и содержание сказки, и представлять внешний образ и повадки животных. В проведения игр-драматизаций может участвовать вся группа: одни как действующие лица, другие в качестве зрителей.

Доступные по содержанию небольшие сказки («Репка», «Заюшкина избушка») расскажут детям о дружбе, взаимопомощи, будут способствовать нравственному воспитанию. Во время игры все дети объединены общим переживанием, радостью, заинтересованностью, что помогает расположить детей к педагогам, сдружить детей группы.

По средствам сказки, мы учим детей самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка – все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок.

Наблюдая за играми старших дошкольников, Д.Б. Менджеринская отмечала: такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образ героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения.

3. Развитие у детей внимания и памяти по средствам фольклора

Одна из коррекционных задач – развитие познавательных процессов (мышления, образной и оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания).

Внимание и память – процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Р.Е. Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения недоразвития речи. Развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития.

Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры также формируют произвольное запоминание  текстов и движений.

«Слово и движение» - это не просто слово, а народная мудрость, не просто движение, а пластический образ, выражающий это слово.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины» – пестушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно, - понятно даже для самых маленьких.

Разучивание новых песен, стихотворений, инсценировок мы не начинаем до тех пор пока не будет проведена тщательная словарная работа и текст всех произведений не станет понятен каждому ребенку.

Дети с системными речевыми нарушениями с трудом усваивают новый материал, у них недостаточно развито произвольное запоминание. Нередко то, что было только что заучено, быстро забывается.  Опираясь на наш опыт, мы можем сказать, что не надо упрекать детей в нерадивости: только поощрение, терпение, и конечно, правильно организованные систематические занятия помогут им достичь определенных успехов.

Обеспечивая регулярное повторение отработанного с детьми материала используя при этом разнообразные методические приемы мы помогаем детям усвоить его постепенно.

В народных песнях часто поется о различных цветах и растениях. Поэтому все, о чем говорится в хороводах и музыкальных играх близко и доступно дошколятам. Рассмотрим это на примере музыкальной игры «Горошек и фасоль» сл. Ю. Лингиса, муз. Ю. Швядаса. В этой песне рассказывается о том, что вместо посеянного гороха выросла фасоль, а вместо фасоли – горох.

Игра несложная. Участвовать может любое количество детей.

До начала игры дети объединяются в пары. В паре – мальчик и девочка. Все пары встают в круг: мальчики – внутри, а девочки – с наружи.

Мальчики поют: «Сеял я горошек …», имитируют движения сеятелей и выходят из круга. После того, как слова пропеты, мальчики поворачиваются в центр лицом.

Девочки, имитирующие рост растения, поворачиваются лицом к мальчикам и поднимаются.

Мальчики: «Ты, фасоль, откуда?», упираясь в бока, с удивлением смотрят на девочек, делая четыре шага на месте.

При повторении слов песни мальчики идут в том же направлении, опять делают несколько сеятельных движений и возвращаются на прежнее место, а девочки, присев, поворачиваются через левое плечо к центру и поднимаются.

Все поют: «Вырос горох хороший.

С ним расти я вместе буду!»

В парах участники игры подают друг другу руки и шагом польки вращаются.

Потом все повторяется, но слова поют другие: «Сеял я фасоль. Ой, ты, горох, откуда?»

4. Развитие мелкой моторики рук при подготовке детей к письму по средствам фольклора

Занимаясь с детьми, мы увидели, что у ряда детей с недоразвитием речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции.

Характерными являются некоторая скованность, отсутствие легкости и грациозности при выполнении упражнений.

Наблюдая за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, мы видим недостаточную координацию пальцев, что позволяет нам судить об особенностях моторики пальцев.

Правильная оценка недостаточности в сфере моторной деятельности необходима для выявления закономерностей аномального развития детей с недоразвитием речи и построения системы коррекционных воздействий.

В настоящее время рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской речи. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот фактор, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания. В специальной литературе (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, М.В. Ипполитова, О.С. Бот) имеется описание приемов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи, приведены разнообразные игры и упражнения.

В коррекционную работу мы включаем серию подготовительных упражнений, обеспечивающих формирование зрительно-моторной координации, а также развитие тонкой моторики пальцев рук. Тем самым мы стараемся формировать у ребенка, одновременно, умение точно и ловко выполнять те или иные движения.

Оптимальным является использование в указанных целях физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения с одного вида деятельности на другой, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальцевую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, такая гимнастика послужит сразу двум важным целям и не потребует длительного времени.

Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Для детей логопедических групп проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. В ходе физкультминуток детям предлагается как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображают зайцев, собак, кошек, деревья и т.п. такая необычная игровая деятельность у ребят вызывает ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизировать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание.

Мы предлагаем родителям наших подопечных проводить эти игры в семье. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.

Повторяя наши движения в ходе пальчиковых игр, дети активизируют моторику рук. Тем самым мы вырабатываем у ребенка ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Мы предлагаем несколько игр, наиболее полюбившихся нашим детям: «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Ладушки», «Тпрушки» (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, мы разделили их на группы и определили назначения:

1. игры-манипуляции;

2. сюжетные пальчиковые упражнения;

3. пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой;

4. пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»);

5. пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук;

6. театр в руке.

В логопедической группе пальчиковую гимнастику мы включили в режим дня:

- утром с небольшой подгруппой или индивидуально;

- во время утренней гимнастики;

- на физкультминутках (три-четыре упражнения);

- на физкультурных занятиях;

- перед обедом, когда дети ожидают приглашения к столу;

- на прогулке в теплое время года;

- в зачине подвижной игры или в ходе игры;

- на досугах, праздниках, развлечениях.

Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психологических процессов, а также коммуникативности.

К концу обучения в логопедической группе кисти рук детей становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.


ПРИЛОЖЕНИЕ №1

п, пь

«Уп-уп-уп, мама варит суп»,

«Петя пилил пилой пень»,

«наш Полкан попал в капкан».

Говорит попугай

Попугаю:

  1. Я тебя, попугай,

попугаю! –

Попугаю в ответ

попугай:

  1. Попугай!
  2. Попугай! Попугай!

р – рь

«В этой норке крот, норку стережет»,

«На горе на горке горько ревет Егорка»,

«Быстро Егорка говорит скороговорку».

вь – фь

«Наш Филат не был виноват».

д – дь

Дед Дани дыню делил: «Дольку – Диме, дольку – Дине».

Мы предлагаем используемый нами набор поговорок на отдельные буквы:

О, А

Не по траве, а около катилось «о» и охало.

«О» охало, «о» окало… Не по траве, а около…

Б, П, В. Ф, Г, К, Д, Т, Х

Добыл бобов бобыль.

Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

От топота копыт пыль по полю летит.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок,у быка бела губы была тупа.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Верзила Вавила весело варил вилы.

Около кола колокола, около ворот коловорот.

Шакал шагал, шакал скакал.

Купи кипу пик.

Купи кипу пуха.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

В один, Клим, клин колоти.

В поле полит Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ЗВУК

[Л]


ПРИЛОЖЕНИЕ №3

1.

Курочка-потатурочка,

Кукушка, рябушка

Сели горели,

За море летели,

За морем горка,

На горке дубровка,

В дубровке царица –

Красная девица.

Медок, сахарок, -

Поди вон, королек!

2.

Первенчики,

Друженчики,

Беребенчики,

Трынцы, волынцы,

Поповы ладонцы.

Цыкинь, выкинь!

3.

«Зайчик белый,

Куда бегал?» –

«В лес дубовый». –

«Что там делал?» –

«Лыко драл». –

«Куда клал?» –

«Под колоду». –

«Кто украл?» –

«Родивон».

Шышел-вышел,

Вон пошел.

4.

Перя,

Еря,

Суха,

Рюха,

Пята,

Сата,

Ива,

Дуба,

Мака,

Крест!


ПРИЛОЖЕНИЕ №4

1.

Сидит дед, в шубу одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает. Лук

2.

Ног нет, а движется;

Перья есть, а не летает;

Глаза есть, а не мигает. Рыба

3.

Кто на себе свой дом носит? Улитка

4.

Две сестрички,

Две плетенки

Из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять –

Их надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять. Варежки

5.

Бежал по одной улице,

На другую перешел,

По третьей полетел. Ветер

6.

Шел долговяз, в землю увяз. Дождь

7.

Едет, едет взад-вперед.

В зубы возьмет –

На две части разоймет. Пила

8.

То толстеет, то худеет,

На весь дом голосит. Гармонь

9.

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. Дерево

10.

Сидит – зеленеет,

Летит – пожелтеет,

Падет – почернеет. Лист

11.

На всякий зов даю ответ,

А ни души, ни тела нет. Эхо


ПРИЛОЖЕНИЕ №5

«Пальчик-мальчик, где ты был?»

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- шевелить большими пальцами

- С этим братцем в лес ходил,

- большой палец несколько раз смыкается с указательным

С этим братцем щи варил,

- со средним

С этим братцем кашу ел,

- с безымянным

С этим братцем песни пел.

- с мизинцем

ЛАДУШКИ

Ладушки, ладушки,

Курочки-рябушки.

Ладушки, ладушки,

Курочки-кладушки.


- ритмично хлопать

Напугать Санюшку хотели.

- качать головой с укоризной

Сели на лоб,

- положить руки на лоб

Крылышками хлоп, хлоп,

- слегка хлопать кончиками пальцев обеих рук по лбу.

А Санюшка их

Хап! Хап! Хап!

И поймал.

- хватательные движения обеими руками

ТПРУШКИ

Тпрушки, тпрушки,

Пекла баба преснушки.


- хлопать: то одна рука сверху, то другая

Всем по преснушке,

- развести руки в стороны

А две – Ванюшке!

- показать два пальчика и обращаясь к одному ребенку, перед ним развести руки в стороны

ДОЖДИК

Дождик, лей, лей, лей

- помахивать кистями рук сверху вниз

На меня

- обе руки к груди

И на людей

- обе руки развести в стороны

На людей по ложке

- обеими руками показывать ложки: вытянуть руки в стороны, а ладошки сложить в «ложки» - углубления

На меня

- обе руки к груди

По крошке,

- обеими руками показать крошку, соединив большой палец с указательным

А на бабу Ягу

- схватиться обеими руками за голову

Лей по целому ведру.

- обе руки сначала поднять вверх, потом резко наклониться вниз, расслабиться, руки свободно повисают


ПРИЛОЖЕНИЕ №6

1.

Сидит дед, в шубу одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает. Лук

2.

Ног нет, а движется;

Перья есть, а не летает;

Глаза есть, а не мигает. Рыба

  1. Кто на себе свой дом носит? Улитка

4.

Две сестрички,

Две плетенки

Из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять –

Их надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять. Варежки

5.

Бежал по одной улице,

На другую перешел,

По третьей полетел. Ветер

6.

Шел долговяз, в землю увяз. Дождь

7.

Едет, едет взад-вперед.

В зубы возьмет –

На две части разоймет. Пила

8.

То толстеет, то худеет,

На весь дом голосит. Гармонь

9.

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. Дерево

10.

Сидит – зеленеет,

Летит – пожелтеет,

Падет – почернеет. Лист

11.

На всякий зов даю ответ,

А ни души, ни тела нет. Эхо


ПРИЛОЖЕНИЕ №7

«- Пальчик-мальчик, где ты был?»

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- шевелить большими пальцами

- С этим братцем в лес ходил,

- большой палец несколько раз смыкается с указательным

С этим братцем щи варил,

- со средним

С этим братцем кашу ел,

- с безымянным

С этим братцем песни пел.

- с мизинцем

ЛАДУШКИ

Ладушки, ладушки,

Курочки-рябушки.

Ладушки, ладушки,

Курочки-кладушки.


- ритмично хлопать

Напугать Санюшку хотели.

- качать головой с укоризной

Сели на лоб,

- положить руки на лоб

Крылышками хлоп, хлоп,

- слегка хлопать кончиками пальцев обеих рук по лбу.

А Санюшка их

Хап! Хап! Хап!

И поймал.

- хватательные движения обеими руками

ТПРУШКИ

Тпрушки, тпрушки,

Пекла баба преснушки.


- хлопать: то одна рука сверху, то другая

Всем по преснушке,

- развести руки в стороны

А две – Ванюшке!

- показать два пальчика и обращаясь к одному ребенку, перед ним развести руки в стороны

ДОЖДИК

Дождик, лей, лей, лей

- помахивать кистями рук сверху вниз

На меня

- обе руки к груди

И на людей

- обе руки развести в стороны

На людей по ложке

- обеими руками показывать ложки: вытянуть руки в стороны, а ладошки сложить в «ложки» - углубления

На меня

- обе руки к груди

По крошке,

- обеими руками показать крошку, соединив большой палец с указательным

А на бабу Ягу

- схватиться обеими руками за голову

Лей по целому ведру.

- обе руки сначала поднять вверх, потом резко наклониться вниз, расслабиться, руки свободно повисают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Из опыта работы "Применение малых фольклорных форм в социально-педагогическую реабилитацию детей младшего возраста в условиях детского дома-интерната"

 В предложенной презентации представляю свой опыт работы по вышеуказанной теме.Показаны основные области коррекционно-педагогического воздействия,а именно:медико-гигиеническая, медико-проф...

План кружковой работы "Народную мудрость - в лукошки - ладошки" (знакомство с малыми фольклорными формами)

Предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование кружковой работы "Народную мудрость - в лукошки-ладошки". Планирование расчитано на воспитанников младшего возраста и включает в себя сле...

Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). Н.В. Нищева

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических груп­пах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаи...

Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников

Художествееное устное слово играет большую роль в речевом развитии детей. Язык народных произведений лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их...

Тематическое планирование коррекционной работы в логопедических группах 1,2,3 классов на логопункте общеобразовательной школы

Тематическое планирование для логопеда при общеобразовательной школе является серьезной проблемой, т.к. характер проявлений речевых нарушений самый разнообразный. Много нарушений письма и чтения у дет...

Стимулирование познавательной и речевой активности детей раннего возраста в группах СРП средствами малых форм фольклора. Ролево-игровой проект "Фольклор в раннем возрасте"

В презентации представлены материалы участия в семинаре-практикуме "Проектная и исследовательская деятельность в дошкольных группах в условиях реализации ФГОС ДО"....

Коррекционная работа воспитателей логопедических групп.

Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте — одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами. Формирование у детей правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит, преж...