«Использование дидактических игр и мнемотаблиц в работе по развитию связной речи у детей в условиях детского сада».
методическая разработка на тему

Казанкова Елена Рудольфовна

 

     Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_specialista.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

 

  Динамические наблюдения  , сравнительный анализ состояния  связной речи  показали , что использование  приёмов мнемотехники  в системе работы над связной  речью значительно  увеличивает процент  показателей информативности и связности  речи , уменьшает количество грамматических                                и лексических ошибок , количественно  и качественно  улучшает  параметры             связности и  цельности языкового оформления речи детей.

Остановлюсь  на некоторых моментах , от которых зависит эффективность коррекционной работы . Одним из важных моментов в развитии связной речи у детей является  умение  педагога обеспечить обратную связь. Я добиваюсь этого с помощью следующих приёмов :

- «активное слушание»(«Я тебя слушаю», «как здорово ты сказал»);

- «зазеркалье» (повторения выражения , жесты , показывающие позитивное отношение к ответу ребёнка);

- «резюмирование»,т.е. подвести итог сказанному ребёнком («Я правильно поняла?»);

- «приём повтора» («Я слышала, что ты сказала…»).

   Большое значение придаю выбору произведений для пересказа. Предпочтение отдаю текстам с такими композиционно – сюжетными особенностями , как наличие однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, ясной логической последовательности событий, текстам с чётким делением на фрагменты (эпизоды). При подборе произведений учитываю содержание (познавательность)  и объём текста, доступность лексического и грамматического языкового материала. Проводимая мной коррекционно-логопедическая работа начинается в старшей группе в конце первого квартала, после проведения серии подготовительных занятий, включающих обучение составлению фраз – высказываний по отдельным (ситуационным) картинкам с изображением действий, а также элементарному описанию предметов по основным признакам. Здесь я использую речевую игру «Что мы видим, что мы   слышим?». Дети упражняются в подборе глаголов. Именно картинки являются незаменимым помощником при работе с детьми. Наблюдения показали, что воспроизведение детьми слов и словосочетаний, обозначающих действия, значительно облегчает  им последующее составление  пересказа.

       На занятиях  по  составлению  описаний использую красочные игрушки , животных , птиц, растения . Ребёнку предлагается самостоятельно выбрать понравившиеся предметы . Сначала они сравниваются путём выделения отличительных исходных качеств. Ребёнок должен внимательно  рассмотреть предмет , выделить детали , обратить внимание на цвет , форму, величину , материал . Внимание детей направляю на выбор более точных определений , умение контролировать свою речь , точно соотносить предмет с его   признаками.   К работе   привлекаю  кукольные  персонажи , которые                                                                         будут интересоваться рассказом ребёнка .Это повышает эмоциональный настрой , побуждает к более детальному описанию . С увлечением  дети включаются в занятие , если оно начинается с вопроса – загадки . Логопед : «Посмотрите и догадайтесь : для кого приготовлен корм (морковка , капуста , сухари )?» Подтвердив правильность ответа , я выставляю картинку  с изображением кролика. Большой интерес у детей вызывает такой игровой приём, как рассматривание «живой куклы» и её описание . Дети сами выбирают ребёнка, которого будут наряжать на праздник. Все поочерёдно дополняют по собственному выбору различные детали одежды (шёлковый  голубой бант; блестящую золотую брошку и т.д.). Затем они рассказывают о том , как красиво одета каждая очередная «кукла» , вносят разнообразные изменения в её наряд , сопровождая их развёрнутыми  повествованиями .Рассказы  детей можно записывать на магнитофон , а затем анализировать ; устанавливать , чей рассказ более подробный , красочный и интересный.           Продолжая работу по обучению детей связной речи, полезно организовать диалог между героиней  рассказа и её товарищами: «Куда собралась ехать девочка ? Кто купил ей красивую брошку, юбку? Из чего сшита кофточка? Кто завязал ей такой красивый бант ? Какие украшения ей хотелось бы получить  в   подарок?  Можно    при  этом  организовать   соревнование : кто  больше  задаст девочке вопросов , тот становится персонажем следующей игровой ситуации . Дальнейшим  продолжением обучения может служить придумывание детьми эпизодов из поездки в нарядном платье на бал , на карнавал , в замок . Дети , фантазируя , описывают приключения , которые могут случиться с героями . Таким образом , идея   игры «Живая кукла» находит своё развитие на нескольких занятиях.                                                                                        Речевая    активность   детей   редко  возрастает , когда я провожу  занятия по       аналогии с «Блеф – клубом» , где  каждый  должен  придумать  и                                            рассказать   совершенно неправдоподобную историю .  Победителем объявляется       тот    , кто    по     общему    признанию  ,  оказался     лучшим Мюнхгаузеном , на его голову водружается картонный вариант знаменитой шляпы барона.

   Я уже отмечала эффективность использования на занятиях технических средств обучения , например , магнитофона . Рассказы детей записываются на магнитофон для последующего прослушивания , а также на индивидуальные карточки детей . Затем из них оформляют (с помощью родителей) для каждого ребёнка авторские экземпляры мини – книги с иллюстрациями . Собранный материал  позволяет проследить положительную динамику в развитии связной речи , а для детей – это стимул «стать признанным писателем» .

 Мотивация деятельности обеспечивается созданием проблемных ситуаций : «Угадай предмет ; Загадайка – ка» и т. д. Подтверждением  данных слов может служить игра « Угадай – ка» : На полотне располагаются все карточки , кроме первой , я описываю предмет по определенному плану , и дети угадывают , что это , а затем повторяют описания .

  Уже более пятнадцати лет я использую в своей практике игру «Стрелка». К каждой картинке , составляющей серию сюжетных картин , приклеивается сверху полоска с изображением части расширяющейся стрелки . Каждая полоска загнута назад. При условии правильного составления последовательности  полоски отгибаются , и дети видят стрелку , расширяю-

щуюся  к концу сюжета .Получившаяся стрелка – результат правильной работы ребёнка. Вариантов подобных игр  очень много .

  Мнемотаблицы  особенно эффективны  при  разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово  или небольшое словосочетание придумывается картинка, таким образом, все  стихотворения записываются схематически . После  этого ребёнок по памяти , используя графическое изображение , воспроизводит  стихотворение целиком.

   Активно использую мнемотаблицы при работе над сказкой. Занятия носят комплексный характер и направлены на развитие у детей речевой и психологической деятельности : развиваются мышление, память, внимание , закрепляется правильное  звукопроизношение .     В  своей практике я давно использую  наглядные схемы для составления описательных рассказов об игрушках , посуде , одежде , птицах , временах года . Ребёнок знает , с чего он может начать , чем продолжить и уточнить свой рассказ , а также как его завершить . Это достигается использованием унифицированных символов , обозначающих различные признаки. Опыт моей работы при изготовлении и использовании мнемотаблиц показал , что целесообразно давать обозначения , которые наиболее ярко символизируют характерные признаки предметов. Составлению рассказов по схемам предшествует подготовительная работа , которая проводится воспитателями на прогулках , занятиях и в свободное время . Как показывает опыт моей работы , слова , обозначающие абстрактные понятия , связанные с явлениями природы , например , пасмурное небо , моросящий дождь и т.п., - необходимо неоднократно повторять , чтобы они вошли  в словарь ребёнка .

   Нельзя не отметить , что в данных схемах будут нуждаться дети с высоким уровнем речевого развития , так как они не в состоянии составлять такие подробные рассказы - описания. Аналогичные схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов , но и для сравнительных рассказов , придумывания загадок о предметах. Хочется отметить ещё одно использование мнемосхемы , я имею в виду работу над поговоркой .Логопед произносит поговорку : «Не нужна птице золотая клетка , а нужна ей зелёная ветка» , и предлагает ребёнку объяснить её   смысл .   Далее     ребёнок   повторяет   её ,    опираясь     на    мнемосхему.

 Наличие зрительного плана делает  рассказы чёткими , связными , полными, последовательными . Моим воспитанникам  мнемотехника помогает ещё в дошкольный период , не требуя навыков чтения.

Учитель-логопед: Казанкова Е. Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ.

После логопедического обследования  учащихся начальной школы были выявлены дети, для которых русский язык не является родным. Такие дети имеют те или иные трудности в усвоении лингвистического ма...

Развитие связной речи у детей с ЗПР на уроках русского языка и литературы

Возрастная незрелость психических функций и интеллектуальных умений особенно ощутимо сказывается при изучении русского языка, поскольку он, как никакой другой учебный предмет, требует четкого взаимоде...

Развитие связной речи у детей с ЗПР на уроках русского языка и литературы

Возрастная незрелость психических функций и интеллектуальных умений ощутимо сказывается при изучении русского языка - предмета, требующего четкого взаимодействия зрительного, слухового и двигательного...

Использования мнемотаблиц-схем по развитию связной речи у детей.

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и ув...

«Развитие связной речи у детей с проблемами в речевом развитии через различные виды игровой деятельности»

Развитие связной речи является одной из главных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами пальчикового театра

В современной  логопедии  остро  встает  вопрос о недостатках  связного  высказывания  детей  с  общим  недоразвитием речи. Увеличение телевизио...

План по самообразованию "Развитие связной речи у детей с ОНР через дидактическую игру"

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Развитие связной речи у детей с ОНР через дидактическую игру»....