Использование элементов сказкотерапии на логопедических занятиях.
материал по теме

Лисейкова Елена Евгеньевна

Сюжеты сказок для проигрывания их на логопедических занятиях с детьми при помощи настольных игрушек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doc1.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов сказкотерапии на логопедических занятиях.

Известно, что самой близкой, доступной и увлекательной деятельностью для ребенка-дошкольника является игра. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребенка развивается и активизируется в игре, с другой – сама игра совершенствуется под влиянием обогащения речи.

По выражению известного психолога С.Л.Рубинштейна «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни ребенка».

Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым, уровень развития мышления и речи.

Многими педагогами подмечено, что у детей, с которыми много играют взрослые, значительно выше адаптивность в обществе. Основанная,  во многом, на ролевом поведении.

Во что же ребенок любит играть больше всего? Конечно, в сказку!

Раз увиденная сказка надолго оставляет в душе ребенка ощущение чуда, волшебства, праздника.

Сказка, в которой обычно побеждает добро, больной становится здоровым, бедный богатым, а слабый сильным, дает детям чувство защищенности.

Через моделирование и проигрывание сказок ребенок наиболее полно выражает себя, приближается к взрослому и открывает ему свой внутренний мир.

Подобная деятельность с детьми дошкольного возраста, открывает логопеду широкие возможности и позволяет логопеду:

  1. Создать у ребенка радостное, приподнятое настроение.
  2. Устанавливать эмоциональный контакт с малышом.
  3. Активизировать речевое общение.
  4. Оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие.
  5. Совершенствовать познавательные процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление).
  6. Развивать речь (все ее компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам) .
  7. Находить и закреплять способы конструктивного взаимодействия ребенка со сверстниками.
  8. Углублять самопонимание ребенка, адекватность самооценки.

Сюжеты сказок для проигрывания их на логопедических занятиях с детьми при помощи настольных игрушек.

«Невежливый бычок»

Жили-были в сказочном домике: Слоник Андрюша, Свинка Юля, Барашек Боря и Черный Бычок не хотел называть по имени других зверей, придумывал им грубые прозвища: свинье «Юля-грязнуля», слонику «Андрюша-большие уши», Борьку называл «баран – рогатый болван» или просто кричал друзьям: «Эй, ты!» Звери обиделись на него и не стали с ним играть.

Бычок заскучал. Потом подумал и попросил прощения. Он стал называть каждого по имени, а звери радовались и играли с ним. Нельзя обижать друзей!

«Гном и Волшебная палочка».

Однажды, на лесной поляне играли Медвежонок, Ежик, Белочка и Обезьянка. Зверята так расшалились, что разбудили лесного волшебника – Гнома. Когда он появился на полянке, все поздоровались с гостем. Только обезьянка отвернулась от Гнома, а потом нагрубили ему. Волшебник с помощью волшебной палочки, превратил Обезьянку в гриб. Звери стали просить прощения за обезьянку. Гном простил ее и снова оживил. После этого Обезьянка поняла свою ошибку и всегда была вежливой, здоровалась со взрослыми. Надо всегда здороваться!

«Как зайчишка стал смелым».

Зверята строили домик из бревен и досок. Зайчишка всего боялся, даже нести легкую доску не соглашался: «Я не умею! У меня не получится!» Ежик предложил зайцу нести доску вместе. На середине дороги ежик, который шел позади зайца, отпустил доску и зайчишка донес ее один. А когда в конце пути зайка обернулся, он понял, что донес груз сам, без всякой помощи. Друзья похвалили зайчишку. Теперь Зайчик смело делает добрые дела!

«Кот – все наоборот»

Жил-был среди зверят Кот – все наоборот. Говорит ему Ежик: «Дай, пожалуйста, игрушку», а Кот не дает, прячет. Просит его Белочка: «Подержи мою сумку», а он бросает сумку. Говорят Коту Зайчата: «Подойди к нам!», а он отходит. Просит Кота  мама: «Одевайся!», а он раздевается.

 Один раз дали зверята Коту подержать коробочку. Кот ее бросил, да попал прямо в лужу. А в коробке был вкусный торт. Задумался Кот : «Надо ли делать все наоборот?»

«Хрюша – Копуша»

Жил-был Хрюша – Большой Копуша. Он всегда все делал медленно, никуда не спешил. Ел целый час, одевался еле-еле, в детский сад приходил последний, на прогулку выходил позже других.

Когда друзья торопили Хрюшу, он отвечал: «Ну стоит ли мне каждый раз торопиться, ведь дело само никуда не умчится!»

Один раз звери собрались отдохнуть, поехать на море. Купили билеты на поезд и говорят Хрюше: «Поторопись, а то опоздаем!» А Хрюша опять повторяет: «Ну, стоит ли мне каждый раз торопиться, ведь дело само никуда не умчится!»

Не стали звери его ждать, сели в поезд, который точно по расписанию тронулся и поехал к морю.

Выходит, стоит иногда торопиться! Умчался поезд от Хрюши-Копуши. А вместе с ним пропал отдых!

 

«Упрямый ослик».

Мальчик вез полную машину вкусных сладких груш. На дороге машина застряла. Мальчик попросил зверят помочь ему. Помогали мальчику и Коровка, и Барашек, и Козлик, а Ослик отказался помогать. Отошел в сторону, отвернулся и говорит: «Не хочу, не буду!». Скоро общими усилиями зверята вытолкали машину, и она могла снова ехать по дороге. Мальчик угостил всех помощников грушами, а Ослик ничего не получил!

«Обезьянка, Черепаха и Попугай»

Однажды Обезьянка, которая все время хвастала, предложила Черепахе: «Давай побежим наперегонки. Кто первым добежит до домика, тот получит огромный банан!». Черепашка подумала и согласилась: «Хорошо, побежим,  только судить нас будет Попугай. Кого он назовет, тот и станет победителем!»

Обезьянка пошла выбирать место для соревнования, а Попугай подлетел к Черепахе: «Ты что, с ума сошла? Зачем ты согласилась? Ведь ты не сможешь перегнать Обезьяну!» «Если мы с тобой договоримся, - ответила Черепаха, то сможем проучить хвастливую Обезьяну». Попугай нагнулся к Черепахе и они о чем-то зашептались.

Через некоторое время Обезьянка прокричала им издалека: «Я готова! Пора начинать гонки!» и громко засмеялась. Попугай полетел и сел на крышу дома. В клюве он держал большой банан.

Как только Обезьяна пригнулась и приготовилась бежать, Черепаха уцепилась за ее хвост и всю дорогу ехала на нем как на санках. Обезьяна добежала до домика и закричала: «Я всегда первая! Я самая быстрая! Я самая умная!» Когда она обернулась и увидела Черепаху, то от  неожиданности села на землю.

Черепаха тихим голосом сказала хвастунье: « Я тебя, милая, уже давно жду!» А Попугай добавил: « Никогда не хвастай о деле наперед!» и отдал банан Черепахе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы VII Международной научной конференции. 21-22 апреля 2011г. "Использование приёмов сказкотерапии на логопедических занятиях".

В  последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений  речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и,  в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно ...

сказкотерапия на логопедических занятиях

Презентация опытно-экспериментальной работы   "Воспитание ЗКР с помощью методов сказкотерапии".  Работа была представлена на  краевом фестивале инновационных идей  в 2010г в г Агин...

Использование метода сказкотерапии в логопедической работе

Сказка обогащает эмоциональную жизнь ребенка. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения родного языка. Развивающая речь способствует развитию личности в целом. Многолетний опыт работы в дошколь...

«Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе по формированию связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и во...

Использования элементов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

Проблема повышения эффективности коррекционного воздействия на детей с нарушениями интеллекта остается особо актуальной в коррекционной педагогике.Согласно Л.С. Выготскому к интеллектуальным нарушения...