ОЛИМПИАДА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
статья по теме

Одним из наиболее трудных предметов для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида является математика...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_v_korrekcionnoy_shkole_voprosy_i_otvety1.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опубликовано в сборнике статей Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и прикладные вопросы организации психологического, педагогического и медико-социального сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья»,
под редакцией профессора В.Н. Скворцова, СПб, 2007

Олимпиада в коррекционной школе: вопросы и ответы.

Одним из наиболее трудных предметов для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида является математика.

Это объясняется тем, что овладение даже элементарными математическими знаниями требует от школьников с особыми образовательными потребностями достаточно высокого уровня развития процессов логического мышления, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы. Однако преодоление и коррекция недостатков развития учащихся, нуждающихся в совершенно особых условиях образования, должны не только способствовать решению поставленных образовательных задач, но и восполнять недостаток знаний об окружающем мире, развивать и формировать навыки социальной адаптации, т.е. способность к максимально возможной независимой жизни в современном обществе. Поэтому в работе учителя математики целесообразно применение различных форм, методов, приёмов обучения математике, как на уроках, так и во внеклассной работе по предмету.

Занимательные задачи, необычные задания, разнообразные загадки, ребусы, кроссворды и шарады очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Они будят воображение ребёнка, создают приподнятое настроение, вызывают положительные эмоции. А это, в свою очередь, активизирует учебную деятельность учащихся, позволяет преодолеть трудности математического характера, учит школьников оперировать и применять имеющиеся знания в изменившейся обстановке, развивает настойчивость в достижении цели.

Систематическая работа по предмету с умственно отсталыми учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы, направленная на развитие их внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления, активизацию познавательной деятельности, формирование эмоционально-волевой сферы, позволяет обратиться к такой форме проведения внеклассных мероприятий как олимпиада по математике.

Подготовка и организация математической олимпиады для учащихся 8-9-х классов ставит перед педагогом ряд задач:

  1. развитие устойчивого интереса к предмету;
  2. раскрытие потенциальных возможностей каждого ученика;
  3. углубление представлений учащихся об использовании сведений, полученных на уроках математики в практической деятельности;
  4. развитие желания и умения самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;
  5. формирование умения сочетать индивидуальную и коллективную работу;
  6. всестороннее развитие личности каждого школьника.

Для успешной реализации всех поставленных целей и задач олимпиада по математике проходит в два тура.

1 тур (отборочный) – Проводился среди учащихся одного класса. По его итогам составлялась команда из трёх человек.

2 тур (заключительный) – Проводился среди учащихся, которые показали лучшие результаты.

По его итогам определялись победители в личном и командном зачёте.

На каждый тур отводилось определённое время:

  1. 2 недели – на подготовку;
  2. 1 час 30 минут – на выполнение письменной работы.

Во время подготовки школьников к олимпиаде учителя, как на уроках, так и во внеклассной работе используют различные формы и методы обучения - это и проведение «нестандартных», занимательных уроков, викторин, конкурсов, выпуск математических газет, работа с учебной литературой и т.д.

При выполнении олимпиадных задач каждый ученик получает отдельный лист с напечатанными заданиями. Решение желательно сопроводить краткими пояснениями, чертежом или рисунком.

В олимпиадные задания включаются задания различной сложности, которые не требуют от участников знаний, выходящих за рамки программы по математике:

  1. Задачи доступные всем ученикам.
    Участник олимпиады, не решивший ни одной задачи, может потерять уверенность в своих силах, интерес к предмету.
  1. Выписаны подряд все числа от 1 до 50. Сколько раз написана цифра 3?
  2. Бревно распилили на 6 частей. Сколько распилов сделали?
  1. Задачи с «изюминкой».
    Это несложные задачи, которые доступны большинству учащихся, но более сообразительный ученик может, заметив «изюминку», решить их быстрее и рациональнее.
  1. Полный ящик с яблоками весит 28 кг. Ящик, заполненный на половину, 16 кг.  Сколько весит пустой ящик?
  2. Девочка начертила 2 прямые линии. На одной она отметила 2 точки, а на другой 3. Всего получилось 4 точки. Изобразите, как это могло получиться?
  1. Задачи повышенной сложности.
    Это задачи, которые смогут решить не более половины школьников, так как они требуют хорошей математической подготовки, уверенных вычислительных навыков, более широкого кругозора, особой математической смекалки.
  1. Периметр квадрата 28 см. Чему равен периметр прямоугольника, если его ширина равна стороне квадрата, а длина в 2 раза больше?
  2. По тропинке, вдоль кустов шли 11 хвостов.
    Сосчитать я так же смог, что шагали 30 ног.
    Это вместе шли куда-то петухи и поросята.
    А теперь вопрос таков: сколько было петухов?
    И узнать я был бы рад: сколько было поросят?

Для проведения олимпиады по математике создаётся жюри. Оно обеспечивает организацию каждого тура, проверку работ всех участников, обсуждает итоги и присуждает призы победителям. Итоги каждого тура олимпиады оформляются в виде решения жюри и вывешиваются на информационном стенде.

Проведение целого комплекса мероприятий, заключительным этапом которых становится олимпиада по математике, позволяет определить качество математической подготовки, математического развития и сознательность усвоения программного материала учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, содействует развитию речи и мышления школьников, формированию навыков самостоятельной и коллективной работы, расширению их кругозора, позволяет учащимся увидеть практическое значение тех знаний, которые были получены в ходе занятий.

Заключительный анализ материалов и результатов, полученных в процессе подготовки, организации и проведении олимпиады по математике, показывает, что систематическая работа учителя по любому предмету помогает учащимся получить не разобщённые знания, а систему знаний, которая может быть использована ими в дальнейшей, уже самостоятельной, жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые вопросы к олимпиаде по предмету: сельскохозяйственный труд(9 класс коррекционной школы)

Автор - составитель: Татьяна  Георгиевна Андраханова, учитель профессионально трудового обучения высшей категории Муниципального казенного специального(коррекционного)образовательного учреждения ...

Вопросы и ответы школьного тура олимпиады по географии в 8 классе

Вопросы и ответы школьного тура олимпиады по географии в 8 классе...

«Английский в фокусе» для начальной школы: вопросы и ответы

«Английский в фокусе» для начальной школы: вопросы и ответы» – Поспелова Марина Давидовна, заслуженный учитель России, почётный работник общего образования Российской Федерации, лауреат гранта Мо...

вопросы и ответы школьной олимпиады по географии в 8 классе 2015 год

Вопросы и ответы школьной олимпиады 8 класс 2015 год...

Статья в журнале "Коррекционная педагогика. Вопросы и ответы" №2(4), июнь 2019г.

Интегрированная коррекционно-развивающая деятельность по формированию математических представлений и сенсорному развитию с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальном развити...

Настольный теннис (вопросы и ответы) Тест состоит из нескольких вопросов. В каждом вопросе несколько вариантов ответа, выберите один правильный вариант ответа.

Тест пренназначен для проверки знаний основных правил настольного тенниса.Интересен новичкам и всем любителям игры. Из предложенных вариантов ответа необходимо выьрать всего 1 правильный.В игре настол...