ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
статья по теме

Социальный проект "Такие разные ступени..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_formirovaniya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шлям О. Б., Афанасьева М. Н.

Проектная деятельность как средство формирования навыков социального взаимодействия у школьников с лёгкой степенью умственной отсталости

     Изменившийся, в последние десятилетия, социально-экономический уклад жизни  России привёл к существенным преобразованиям в системе образования, в том числе и  специального.

     Сегодня «образование» – это социальный институт, ориентированный на решение таких задач, как превратить имеющийся социокультурный опыт в достояние всех в той мере, в какой они нуждаются в нём для полноценной, приносящей удовлетворение жизни; сформировать у человека способность к обогащению уже имеющегося опыта. Это не означает, что отменяется или подменяется главная задача образования - качество образования. Эта задача по-прежнему является приоритетной, но приобретает новый статус и требует новых форм взаимодействия. Переориентация модели образования с «трансляции» знаний, на создание условий для овладения школьниками, в том числе и умственно отсталыми, комплексом компетенций, направленных на формирование у них опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем требует поиска и разработки продуктивных педагогических технологий. В том числе целесообразно использовать позитивный потенциал метода проектов.

     Социально-образовательный проект «Такие разные ступени…» был осуществлён в 2011/12 учебном году с учащимися 6 - 9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Следует отметить, что на создание этого проекта педагогов школы подтолкнуло исконно детское любопытство. Дело в том, что в школе было открыто II отделение, в котором стали обучаться дети со сложной структурой дефекта. Некоторые из них не могут передвигаться самостоятельно, поэтому первые классы для данной категории учащихся находились на первом этаже. Однако, достаточно быстро, вновь поступившие школьники стали полноправными членами коллектива школы и с удовольствием начали готовиться к новогоднему празднику… И тут-то «наши старожилы» задали свой вопрос: «А как?» Как учащиеся, передвигающиеся на колясках, поднимутся по лестнице, пойдут на экскурсию в магазин или на почту?», - ведь самостоятельно преодолеть ступени такие дети не могут. Конечно, это возможно при помощи учителя, родителей или старшеклассников, но кто будет помогать выпускнику в дальнейшем?.. Все эти вопросы и подтолкнули педагогический коллектив школы к разработке проекта «Такие разные ступени…».

     Название этого проекта можно трактовать по-разному, ведь слово «ступень» - многозначно:

  1. для школьников – это конструктивный элемент лестницы, затрудняющий передвижение;
  2. для педагогов – этап формирования, развития и становления личности школьников.

     Цель создания социального проекта «Такие разные ступени…»: привлечь внимание воспитанников к актуальным социальным проблемам, формирование у школьников с интеллектуальной недостаточностью активной жизненной позиции, понимания, умения оценить, как свои возможности и потребности, так и окружающих.

     Социальный проект «Такие разные ступени…» позволил решить следующие задачи:

  1. показать значение знаний, полученных при изучении таких школьных предметов, как социально-бытовая ориентировка, математика, черчение, русский язык, география, основы безопасной жизнедеятельности и др., в повседневной жизни;
  2. вовлечь учащихся в активные массовые внешкольные мероприятия как необходимые условия активности познавательного процесса с учётом многообразия интересов, потребностей, желаний личности;
  3. приобщать школьников к общественно значимым социальным проблемам;
  4. формировать полноценное, с учётом особенностей их психофизического развития, восприятие окружающей действительности личностью в целом.

     Ход работы над проектом  «Такие разные ступени…» представлен в таблице 1.

Таблица 1

Этап

Сроки

Основные направления деятельности учащихся

Подготовительный

октябрь-декабрь

  1. обсуждение передвижения детей на колясках в школе, обычной жизни;
  2. обсуждение проблемы «Ступенек» для других категорий жителей района;
  3. опрос педагогов школы, воспитателей и родителей, жителей района по данной проблеме;
  4. обсуждение проблемы «Альтернатива ступеней»;
  5. формулировка проблемы и определение возможного варианта продукта проектной деятельности.

Планирование

январь-

февраль

  1. определение важных социальных объектов Петроградского района около школы;
  2. опрос педагогов школы, воспитателей, родителей, жителей района «Социальные объекты и их доступность» для всех категорий граждан;
  3. подведение результатов опроса и выбор социальных объектов для фотографирования.

Деятельность по решению проблемы

март-апрель

  1. фотографирование выбранных социальных объектов;
  2. поиск информации о правилах строительства пандусов;
  3. создание карты части Петроградского района;
  4. разработка и изготовление условных знаков для обозначения на карте «доступности» или «недоступности» исследуемых объектов;
  5. определение соответствия нормам «доступности» объектов оборудованных пандусами.

Оформление
результатов

май

  1. анализ полученных материалов;

нанесение их на карту.

Презентация
результатов

май

  1. представление карты микрорайона с нанесёнными доступными и недоступными социальными объектами.

Рефлексия

май

  1. анкетирование учащихся.

     В ходе подготовительного этапы работы над социальным проектом «Такие разные ступени…» учащиеся 6 – 9 классов приняли участие в «мозговом штурме», основой для которого послужили результаты опроса педагогов, воспитателей, родителей и жителей района. Это позволило школьникам достаточно чётко спланировать свою деятельность на втором этапе работы и определить предварительный продукт проекта.

     На втором этапе работы – планирование – учащиеся школы работали в двух группах. Первая группа, школьники 6 – 7 классов, стали участниками пешеходных экскурсий по микрорайону, тематика которых «Какой бывает магазин?», «Решаем бытовые проблемы!», «Оплата услуг: Что? Где? Когда?».

На этих экскурсиях ребята:

  1. познакомились с различными типами магазинов, расположенных в микрорайоне школы, а также товарами, представленными в них, правилами поведения в магазине;
  2. посетили предприятия, которые оказывают населению бытовые услуги: химчистка, ремонт обуви, парикмахерская, ателье;
  3. познакомились с коммунальными квитанциями и посетили места их оплаты: отделение Сбербанка, «Петроэлектросбыт», «Ростелеком».

     Вторая группа, школьники 8 – 9 классов, при поддержке психолога, социального педагога и учителя математики школы подготовили опрос «Социальные объекты и их доступность», провели его среди педагогического коллектива, воспитателей, родителей и жителей района и обработали полученные результаты. По итогам работы двух групп были отобраны социальные объекты, которые имели максимальную значимость для всех категорий жителей микрорайона, такие как образовательные и медицинские учреждения, продуктовые и промтоварные магазины, учреждения для оплаты коммунальных и оказания бытовых услуг.

     На третьем этапе работы над проектом «Такие разные ступени…» деятельность школьников носила преимущественно практическую направленность и осуществлялась с учётом того вида, который наиболее доступен конкретному ребёнку:

  1. 1 группы – фотографировала выбранные объекты, измеряла высоту ступеней и величину угла наклона пандуса.
  2. 2 группа – создавала карту микрорайона;
  3. 3 группа – разрабатывала и изготавливала условные знаки для обозначения на карте «доступности» или «недоступности» исследуемых объектов;
  4. 4 группа - осуществляла поиск информации о правилах строительства пандусов и проводила определение соответствия нормам «доступности» объектов оборудованных пандусами.

     Третий этап работы над социальным проектом плавно перешёл в четвёртый этап, результатом которого стала карта микрорайона, на которую были нанесены социальные объекты, в соответствии с разработанными условными знаками. В образовательных целях учителем СБО была создана карта в программе Mimio Studio 8.

     Заключительный этап работы – презентация результатов – школьники представили свою работу не только внутри школы, но и передали всю полученную информацию Главе муниципального образования «Чкаловское».

Информация о проекте представлена на сайте школы http://shkola25.ucoz.ru.

Дальнейшее развитие проекта «Такие разные ступени…» предполагает:

  1.  участие школы в более широком мониторинге «доступной среды», расширение карты обследованных объектов;
  2. привлечение внимания депутатов района к более активному решению социальных проблем его жителей, относящихся к маломобильным категориям граждан;
  3. создание электронного журнала с картой доступных для маломобильных групп населения объектов инфраструктуры района;
  4. формирование компетенций учащихся и взрослых, необходимых для успешной социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

     Работа над этим проектом позволила вовлечь каждого учащегося не только в интересную, но и социально значимую деятельность, почувствовать её важность и необходимость, открыла новые возможности для практического применения полученных ими знаний. Особо следует отметить, что в процессе осуществления социального проекта «Такие разные ступени…» его участникам приходилось много общаться: с соучениками, взрослыми, как знакомыми, так и незнакомыми. И именно общение, не ограниченное рамками образовательного процесса, явилось одним из ведущих направлений этого проекта, стало основополагающим условием для личностного развития школьников: помогало получать и усваивать необходимую информацию, систему ценностей, ориентироваться в жизненных ситуациях.

Литература:

  1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. - М.: Аркти, 2006
  2. Белякова И.В., Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников. - М., 2002
  3. Веселкова Н., Прямикова Е. Социальная компетентность взросления. / Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2005.
  4. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2001
  5.  Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника. // Народное образование – 2009 - № 4
  6.  Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов на Дону, 2005
  7.  Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач. школа. – 2005 - № 9
  8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность, как путь творческого развития учащихся в коррекционных классах со слабой степенью умственной отсталости.

Применение метода творческих проектов в учебной деятельности для обучающихся коррекционных классов 8 вида....

Проектная деятельность как средство формирования навыков социализации детей с ОВЗ

По предмету поварское дело в процессе изучения раздела: "Блюда из круп и макаронных изделий". В данной работе учащимся 10 класса предлагается выполнить творческо-исследовательскую работу самостоятельн...

Коррекция дисграфии у учащихся младших классов с лёгкой степенью умственной отсталости

Норма письменной речи. Группы нарушений письма. Виды дисграфии. Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия). Особенности детей с УО. Нарушение языково...

Мастер–класс «Оценка результативности освоения логопедических программ обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости»

Зональный семинар «Результативность реализации требований ФГОС обучающихся с УО». Мастер–класс «Оценка результативности освоения логопедических программ обучающихся с лёгкой ст...