Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста: "В гостях у Тигры".
план-конспект урока по теме

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [p].
Авторы: учитель-логопед Зайцева Елена Владимирона, учитель-дефектолог Ретивых Елена Сергеевна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_tigry.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «В гостях у Тигры».

Цель: Автоматизировать и ввести в речь поставленный звук [р].

Задачи:

 

Образовательные

  1. уточнять сведения о способе произношения звука [p];
  2. закреплять умение четко артикулировать звук [p]  в словах, в предложениях, в связной речи;
  3. формировать пространственные представления.

Коррекционно-развивающие

  1. расширять и активизировать словарь существительных и прилагательных;
  2. согласовывать числительные 1,2,3,4,5 с существительными;
  3. развивать и совершенствовать словестно-логическое мышление ребенка, как одну из функций речи;
  4. развивать речевую память;
  5. развивать просодическую сторону речи;
  6. продолжать развивать фонематические представления;
  7. развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление, воображение, восприятие;
  8. развивать умение употреблять в речи составные предлоги (из-за, из-под);
  9. формировать навыки речевого самоконтроля.

Воспитательные

  1. воспитывать умение оказывать и принимать помощь;
  2. формировать культурно-бытовые навыки;

Оборудование к игре «Уборка в домике Тигры».

  1. Игрушечные стиральная машина, шкаф, кровать;
  2. Игрушка «Тигра»  (герои м/ф Уолта Диснея);
  3. Предметные картинки: свитер, шарф, рубашка, куртка, трусы, шорты, перчатки, плащ, жилет, джинсы, носки, пальто, футболка.

 Оборудование к игре «Накрываем праздничный стол».

  1. Изображения героев м/ф Уолта Диснея: Поросенок, Крошка Ру, Кролик, Кристофер Робин.
  2. Пластиковая кружевная салфетка прямоугольной или квадратной формы.
  3. Предметные картинки посуды: самовар, заварочный чайник, сахарница, кружки (5 штук).
  4. Предметные картинки угощений:

Кондитерские изделия и сладости: эклеры, мороженное с фруктами, зефир, баранки, мармелад, ватрушки, торт, пирожные.

Овощи и фрукты: огурцы, морковь, горошек, персики, гранаты, груши.

Ягоды: арбуз, виноград, черная смородина, красная смородина, крыжовник.

Сухофрукты: курага, чернослив.

Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята! Я хочу познакомить вас с очень добрым и веселым существом. Отгадайте, кто это?

Загадка

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Шагает тихо,
Но если зарычит,
Весь лес замолчит.

Логопед: Молодцы ребята, правильно. Это Тигра. Он живет в волшебном лесу. Больше всего на свете Тигра любит прыгать, играть с друзьями и рычать. Сегодня мы продолжим изучать звук [р] и поможет нам в этом Тигра. Давайте заглянем к нему в домик и посмотрим, чем он сейчас занят? Согласны?

Основная часть

Логопед: Ребята, вы ничего не слышите? А я слышу. Мне кажется, этот звук доносится из домика Тигры. Так и есть! Это Тигра рычит.

  1. Когда Тигра рычит, какой звук мы слышим?
  2. Что происходит с нашим язычком, когда мы произносим звук [p]? ( Язык принимает форму ложечки. Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними передними зубами. Язычок соприкасается с бугорками и вибрирует под напором выдыхаемого воздуха.)
  3. Давайте вспомним, звук [p] какой? (твердый, согласный)

Когда Тигра радуется, он рычит очень громко. Когда Тигра грустит, он рычит тихо-тихо.

  1. Давайте попробуем порычать как веселый Тигра.
  2. А теперь, как Тигра, который грустит.

Логопед: Ребята, Тигра очень любит придумывать веселые стихи. Он называет их «рычалки». Давайте расскажем «рычалку»  вместе с ним.

Речевая разминка

Ра-ра-ра – новый день с утра!

Ру-ру-ру – мячик я беру!

Ро-ро-ро – он попал в ведро!

Ры-ры-ры – грустно без игры!

Игра «Уборка в домике Тигры».

Логопед : Ребята, к сожалению, Тигра не очень любить убираться. Свои вещи он распихивает, как попало, а грязные вещи забывает вовремя отправить в стирку. Сегодня Тигра ждет в гости своих друзей. Поэтому ему нужно срочно навести порядок. Одному ему не справиться.  Поможем ему?

  1. Ребята, давайте посмотрим, куда Тигра распихал свои вещи? (под кровать, за шкаф).
  2. Значит, откуда он должен их достать? (из-под кровати, из-за шкафа)

Инструкция

Вещи, в названии которых есть звук [p] – грязные. Тигре необходимо положить их в стиральную машину. Вещи, в названии которых нет звука [p] – чистые. Их нужно положить в шкаф.

Пример ответа детей: Из-под кровати Тигра достал рубашку. В этом слове есть звук [p]. Положим грязную рубашку в стиральную машину. Из-за шкафа Тигра достал футболку. В этом слове нет звука [p]. Положим ее в шкаф и т.д.

А теперь, давайте расскажем вместе с Тигрой еще одну «рычалку».                                  

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре                                /Сжимаем и разжимаем пальчики в

Прибираюсь я в квартире!                        кулачки/

Как же гости будут рады        !                        /На уровне груди соединить ладони,              

Громко скажут: «Это ж надо!»                        переплетя пальцы в замок/

Ты прибрал свои игрушки,                        /Слегка покачивать расслабленными

На кровати взбил подушки,                        кистями, опущенными вниз/

Все почищены ковры,                                /Кончиками растопыренных пальцев

                                        водить по столу вправо-влево/

Из одежды нет горы!                                /Соединить пальцы обеих ладоней

                                        «домиком»/

Логопед: Молодцы, ребята! Помогли Тигре навести порядок!

Игра «Накрываем праздничный стол».

Логопед: Ребята, давайте поможем Тигре накрыть праздничный стол. Вот-вот придут гости. Начнем?

Инструкция

  1. В центр стола (салфетки) мы поставим самовар, сахарницу, заварочный чайник. Дети берут по очереди каждый из указанных предметов и проговаривают предложение: «В центр стола я поставлю самовар» и т.д.
  2. В правый верхний угол стола давайте поставим любимые лакомства Кролика и Поросенка – овощи и фрукты.
  3. В правый нижний угол стола поставим любимые лакомства Крошки Ру – сухофрукты.
  4. В левый верхний угол стола поставим любимые лакомства Кристофера Робина – ягоды.
  5. В левый нижний угол стола поставим любимые лакомства Тигры – кондитерские изделия и сладости.

Дети по очереди выкладывают предметные картинки и называют их.

Логопед, в процессе игры, задает следующие вопросы:

  1. Эклеры с кремом, какие? (кремовые)
  2. Мороженое с фруктами, какое? (фруктовое)
  3. Баранки с ванилью, какие? (ванильные)
  4. Мармелад из малины, какой? (малиновый)
  5. Ватрушки с творогом, какие? (творожные)
  6. Торт с персиками, какой? (персиковый)
  7. Салат из моркови, какой?
  8. Варенье из персиков, какое?  И т.д

Логопед: Ребята! К Тигре придут четверо друзей. Сколько всего жителей волшебного леса соберутся за столом? Давайте посчитаем, сколько нужно поставить на стол кружек, что бы хватило каждому?

Дети считают: одна кружка, две кружки, три кружки, четыре кружки, пять кружек.

Итог занятия

 

Логопед: Стол накрыт. Тигра готов к приему гостей. А нам с вами пора возвращаться домой. Тигра говорит нам спасибо за то, что мы помогли ему навести в доме порядок и накрыть праздничный стол. Мы еще не раз вернемся с вами в волшебный лес и узнаем много интересных историй о Тигре и его друзьях.

А Тигре мы скажем спасибо за то, что помог нам научиться правильно произносить звук [p] в словах и предложениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня "Грибы. Автоматизация произношения звука Р в словах и предложениях"

Сделать тяжелую работу по автоматизации поставленного звука интересной детям и разнообразить её - вот главная задача этого занятия.Использование в коррекционном процессе куклы,  вымышленного ярко...

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Голос и его свойства. Гигиена голоса».

Логопедическое занятие валеологической направленности, в котором интегрированы образовательные области "Развитие речи", "Коммуникация",  "Здоровье", "Музыка", посвящено ознакомлению детей с образ...

Сценарий фронтального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Поиски подарков Снеговика. Звук «С»

Фронтальное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста "Посиски подарков Снеговика.Звук "С"Этап: автоматизация звука "С" в связной речи....

Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет Тема: «Необычное путешествие. Звук «Л»

Подгрупповое логопедическое занятие "Необычное путешествие. Звук "Л"Этап: автоматизация звука в связной речи....

Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет «Путешествие на волшебном самолете. Звук «Л»

Подгрупповое логопедическое занятие "Путешествие на волшебном самолете. Звук "Л".Этап: автоматизация звука в связной речи....

логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста "Звук и буква Р"

Цель занятия  - познакомить дошкольников старшего возраста (6-7 лет) со звуком и буквой Р.  Формировать звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ и синтез....

Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Сюрприз от Чебурашки»

Закрепление правильного произношения звуков [Ш; Ж] в речи, дифференциация звуков [Ш][ Ж ]....