Праздник "В гостях у грамматики"
методическая разработка (6 класс) по теме

Эрмик Людмила Александровна

В помощь молодым педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В помощь молодым педагогам24.15 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Праздник.

                                     В  гостях  у  грамматики.

Ведущий.

Тот, кто не  изучал грамматики, не знает языка. Он говорит менее грамотно. Такого легко сбить с толку. Речь его очень бедна.

Ведущая.

Грамматика дисциплинирует наш язык ,объясняет, как нужно говорить, правильно писать. Праздник мы начнём стихотворением О.Высотской. Внимательно слушайте о каких частях речи в нём говорится.

Уч – ся читает стихотворение О. Высотской.

- Существительное – ШКОЛА,  ПРОСЫПАЕТСЯ – глагол.

С  ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ  весёлый новый школьный день пришёл.

Встали  МЫ – местоименье, бьёт ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ  семь.

За ученье, без сомненья, приниматься надо всем.

Мы НАРЕЧИЕМ  отлично на уроках дорожим.

Соблюдаем мы  привычно дисциплину и режим.

После школы, как известно, мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны МЕЖДОМЕТИЯ  «ох» и «ах»!

Ведущий.

-Какие части речи не названы? ( частица, союз, предлог).

Выходят корень и окончание ( написано на шапочках, а на груди схема их обозначения).

Окончание.

- Ох, и устало я, братец, столько дел, что и вздохнуть некогда.

Корень.

-Что ты, ведь вас, окончаний так много, и у каждого своя работа. Отслужил в своём падеже – отдыхай. Вот мне трудно, столько родственников бывает, и без меня никто не обходится.

Окончание.

- Что верно, то верно. Каждое из нас только в одном падеже работать  может, зато  кому только не приходится служить. Даже заболеешь, начнёшь отказываться, мол, без нас обойдётесь, так обижаются. Поохаешь, да и бежишь на помощь.

Корень.

- Выходит, и вам трудно живётся.

Окончание.

- Ещё как трудно, а хуже всего, придёшь на работу, а корень ударение не отпускает, вот и попробуй, не допусти ошибки.

Корень.

- Этой беде легко помочь. Мне тоже часто без ударения приходится работать, но я знаю правило, что  какая буква чётко произносится под ударением, такую букву  надо писать и без ударения.

Окончание.

- Хороший закон. Попробуем жить по нему (садится).

Вбегает СУФФИКС.

- Дедушка корень, вот ты где, а я тебя ищу.

Корень.

    - Ребята, вот кстати , давайте поговорим о суффиксах. Скажите, что обозначает суффикс  - ТЕЛЬ.

Ведущая.        – Не понимаю, назовите какое – нибудь слово с этим суффиксом.

Суффикс. Учитель. Это тот, кто учит.   Строитель. Тот, кто строит.

Корень.

- Интересно, значит этот суффикс – ТЕЛЬ- обозначает труженика, работягу. А есть ещё суффиксы – работяги?

Суффикс.

А кто работает на стройке?                

Дети называют: каменщики, крановщики, сварщики, бетонщики, кровельщики (можно показывать картинки).

Суффикс.

- Значит больше  всего на стройке трудится суффикс …….. ЩИК (хором можно).

Корень.

- Замечательно. А какие ещё суффиксы работают на стройке?

Ведущий.

- Суффикс в слове шофёр не подходит.

Суффикс.

-Ещё как подходит.  «ЁР» большой труженик. Пришёл к нам из французского языка.

-Вот, кто ставит кинофильмы? (режиссёры), а управляет оркестром? (дирижёры).

- Кто красит в домах? (маляры), а отопление делают (слесари).

- Назовите  суффиксы в этих словах.  («ЯР», «АРЬ»). Правильно. Это старые  суффиксы – работяги. Они  новых слов не образуют, но в старых  во всю трудятся.  Да ещё как трудятся. Один даже футбольные ворота защищает.  Кто это? (вратарь). Суффиксы могут не только работать. Они могут похвалить или обидеть. Вот если я скажу: «Вы   …юги».

Ведущая.

- Неправда мы не жадюги и не хитрюги. Это суффикс – дразнилка. Отгадайте, кто такие.    «совсем маленькие, пушистые, раскрывают клювики» - (цыплята, индюшата), «лакают молоко из блюдца и виляют хвостиками» - (котята, щенята).

Суффикс.

- Это ласковые суффиксы.  А если вам встретится в лесу  -ОВИЩЕ-, вы обрадуетесь или испугаетесь?

Ведущий.

- Если это чудовище – испугаемся, а если сокровище – обрадуемся.

 Выходит приставка. Плачет.  

Корень.

-  Почему ты плачешь?

Приставка.

- Как же мне не плакать. Мне так плохо одной жить.

Корень.    – А вот познакомься. Это глагол. Я думаю, что вы подружитесь. Вместе вам веселее будет жить.

Приставка.

- Согласна, согласна! А у тебя есть братья?

Глагол.

- Да, и очень много, но все они живут в разных местах: прыгают, бегают, учатся, помогают, трудятся.

Приставка.

- А давай я познакомлю их со своими сестричками, если мне удастся  их собрать.  Одна где – то НАД, другая – ПОД, третья – ЗА, четвёртая – У.

Глагол.

- Хорошо, но сначала давай проведём с ребятами игру. Вас три части слова. Корень, суффикс, приставка. Вот вы меняйтесь местами, а ребята пусть подбирают слова к этим схемам. ( например, приставка и корень: приход, занёс, подпол и т.д. ; корень и суффикс: лётчик, ходок, вершок и т. д.;  приставка, корень, суффикс: разносчик, переросток и т.д.)           - Умеете подбирать. Ребята, а пришёл к вам на праздник не один, а со своими друзьями. Это существительное, местоимение, прилагательное. Послушайте, что они расскажут.

Существительное .

- Вот я хочу, ребята, высказать вам свою обиду. Даёте вы мне в друзья постоянные прилагательные. НЕБО у вас всегда ГОЛУБОЕ, ДОРОГА  - ШИРОКАЯ, ЛЕС – ЗЕЛЁНЫЙ, а ПЕСНЯ – ЗВОНКАЯ. Неужели других нет прилагательных.

Ведущая.

-  Ребята, давайте покажем сущ – ному, что мы много знаем прилагательных.

(Дети подбирают к сущ. прил – ые).

Существительное.

- Вот, ведь можете, когда захотите подумать. А род, старинный мой род путают.

Ведущий.

- Да! Хоть род у тебя и старинный, но определить его труде.

Местоимение.

- Трудно, если меня не знают, Со мной легко. Вот, как это делается.  Кто из ребят  расскажет. (Кто – то рассказывает).

Существительное.  Спасибо тебе, местоимение. Незря в народе говорят: «Друзья познаются в беде».

Входит ТЫСЯЧА (1000).

- Миллион извинений, я отниму у вас не больше одной минуты. Помогите мне устроиться среди вас. Мне немного нужно, где – нибудь с краешку.

- Существительное.

- Чем же я могу вам помочь?

Числительное.

- О, ведь вы самое длинное слово здесь, неужели с этим никто не считается?

Существительное.

- Нет, конечно, мы здесь все равны. Право не знаю, как вам помочь. А ваше имя?

Числительное.        

– Я  ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. В жизни я всегда указываю на количество или порядок предметов, когда их считают.

Существительное.

- Количество, порядок. Это хорошо. Знаете что, я оставлю вас при себе, это самое подходящее место для вас.

Вбегает МЕЖДОМЕТИЕ.

- Ну вот, опять без меня! ОЙ, здравствуйте , ребята. Ох! Ну, почему вы не любите меня.

Прилагательное.

- Мы обозначаем кто предмет, кто признак, кто действие, а у вас только одно на уме да на языке: ОХ, АХ, КАРАУЛ!

Междометие читает стихотворение Ангелова.

-  Ах, как трудно жить на свете, не усвоив, междометий!  Сердце так и гложет страх.  АХ! ЭХ, ведь как назло! Вот бы нынче повезло… ОХ, беда уже близка! Так и ждёт меня доска.  Если б кто – нибудь помог. ОХ! УХ, захватывает дух! УЖ! АХ! ЭХ! ОХ!.....не вызвали!

Глагол.

- Правильно сказал поэт. Если знаешь их, то легче живётся на свете. Ведь междометие выражает поощрение, похвалу, упрёк, запрет, благодарность, восхищение, возмущение, приветствие.

Ведущая.

- А сейчас мы проверим, как вы различаете части речи. (Выходят 12 человек, им раздают карточки со словами. При хлопке уч – ся читают их и бегут к своим частям речи. Кто быстрее и правильнее соберётся – победитель).

Заключение.  Все участники встают.  Читают стих. Гришашвили по строчке.

1.Уважаемый товарищ, будь прилежен впредь.

2. Чтоб могучей русской речью хорошо владеть.

3.Эта речь полна величья, гордой простоты.

4.В ней прекрасных слов богатство, сила красоты.

5.В разговорах или спорах с другом иль с врагом

6.Ты воспользуешься смело русским языком!

7.Наш народ внимает чутко грамотным словам,

 8. И несёт ученье радость и награду нам.

9. Потому ты, школьник резвый, будь прилежней впредь!

10. Ты обязан русской речью хорошо владеть.

       

                    Праздник составила Эрмик Л. А., ст Медвёдовская.

         Использованная литература:

  1. Л.Т. Григорян.  Язык мой – друг мой.
  2. Н.Н. Ушаков.  Внеклассные занятия по русскому языку.
  3. А.К. Аксёнова.  Э.В. Якубовская.  Дидактические игры на уроках русского языка.
  4. Журналы: «Педсовет». «Начальная школа».

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гостях у госпожи Грамматики.

Урок в 5 классе. Цель урока: Развитие грамматических навыков. Задачи:Тренировать в использовании известных глаголов в настоящем времени.Тренировать в использовании сильных глаголов с корнево...

Урок «В ГОСТЯХ У ГРАММАТИКИ.» (5-6 классы)

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ Good morning, dear boys and girls!  Nice to meet you!Today we have a competition in Grammar.Task 1   На доске висят 2 таблицы, на каждой по 5 словApricot...

Метод исследования на уроке английского языка по теме "Введение грамматики прошедшего времени" 4 класс Введение грамматики прошедшего времени на основе грамматики будущего и песни.

На каждом уроке английского языка исследовательская работа представляет собой, в основном , процесс анализа языковых едениц в различных контекстах и умения делать правильный вывод относительно их испо...

Тематическая выставка "Осень в гостях у грамматики. Осенние буквы"

Тематичесая выставка "Осень в гостях у грамматики. Осенние буквы"...

ИТОГОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в группе компенсирующей направленности детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи (III) уровня «В гостях у царицы Грамматики»

Конспект итоговой образовательной деятельности  в группе компенсирующей  направленности  детей  седьмого года жизни с общим недоразвитием речи (III) уровня «В ...

Конспект урока на тему: « В гостях у царицы Грамматики. Итоговое занятие по имени существительному.»

Закрепление знаний об имени существительном, дифференциация живых и неживых предметом (определение падежных окончаний существительных), закрепление представление о падеже, роде, склонении существитель...

Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе "В гостях у царицы Грамматики"

Закрепление навыка звукослогового анализа слов.Закрепление графического образа букв.Закрепление навыка чтения слогов и слов.Закрепление умения составлять предложения по опорным словам....