Коррекционная направленность игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями развития.
статья по теме

Игры с природным материалом являются базовой основой формирования у детей физической «картины мира». В процессе взаимодействия человека и природных материалов зародились первые игры, направленные на расширение представлений об окружающем мире при помощи зрительного, слухового и тактильного восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx15.29 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная направленность игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями развития.

Игры с природным материалом являются базовой основой формирования у детей физической «картины мира». В процессе взаимодействия человека и природных материалов зародились первые игры, направленные на расширение представлений об окружающем мире при помощи зрительного, слухового и тактильного восприятий. Игры и упражнения проводятся в доступной ребенку форме, следует подбирать материал, который наиболее подходит ребенку, так как не все дети одинаково воспринимают разный природный материал.

Первое с чем соприкасается ребенок – это вода. Игры с водой первоначально начинаются с умывания. Проводя гигиенические процедуры, мы знакомим ребенка со свойствами воды:

- вода холодная, теплая, горячая;

- вода льется, капает, булькает, плещется, журчит.

Не все дети сразу положительно относятся к воде, но так как это ежедневные процедуры, ребенок быстро привыкает к воде и на занятиях с интересом наблюдает и играет с водой. Какой может быть игра с водой?

  1. Можно воду взбивать венчиком, будут волны.
  2. Добавить шампунь, будут пузыри.
  3. Бросать в воду камешки, они тонут. Шишки и желуди – плавают.
  4. Проводить игру «Рыболов» - вылавливать ситечком  плавающие предметы или
  5. С помощью удочки с магнитом.
  6. Проводить игры с водяной мельницей.
  7. Проводить игру «Брызгалки».
  8. Дуть в воду через соломинку, выдувать пузыри и т.д.

Следующий вид природного материала – песок. Исходя из наблюдений в течении нескольких лет, пришла к выводу, что наши дети лучше воспринимают песок на большом пространстве. Два года подряд выезжала с детьми на залив. Дети воспринимали песок, как естественную окружающую среду. С удовольствием трогали песок руками, перебирали, пересыпали. Проводя занятия с песком на группе (ящик с песком), столкнулась со следующей проблемой: дети не знакомые ранее с песком, боялись прикасаться к песку, плакали, не хотели дотрагиваться до песка. Поэтому лучше знакомство с песком начинать в летнее время, когда есть возможность поиграть на улице, в большой песочнице.

К играм – упражнениям с песком относятся:

1. «Где мои ручки?».

2. «Найди мячик!».

3. «Пирожки для зайчика».

4. «Следы на песке» и т. д.

К играм с природным материалом относятся игры с сыпучими, сухими материалами, крупами, плодами, опилками и т.д. Из круп дети больше любят играть с рисом и горохом, из плодов – с фасолью и каштанами, орехами (очевидно за звук и форму).

К играм с сыпучими материалами относятся следующие упражнения:

1. «Пересыпание крупы ложкой из одной емкости в другую».

2. «Пересыпание рукой».

3. «Спрячем ручки».

4. «Где игрушка?».

Так же дети очень любят играть с тестом: раскатывать, отщипывать, мять, растягивать и т.д.

С пластилином можно проводить следующие упражнения:

1. «Сделай глазки, ротик мишке».

2. «Дождик».

3. «Следы на дорожке».

4. «Гриб мухомор».

При работе с природным материалом следует учитывать емкости, в которых материал подается. Для игр с водой подойдет ванна, аквариум, яркий тазик. При опускании желудей, каштанов, орехов в отверстия коробочек, хорошо, чтобы коробки  были прозрачными. Так ребенок может видеть результаты своего труда. Если мы рисуем на подносе с мукой или крупой, то поднос должен быть ярким.

Перед каждой игрой-занятием можно провести массаж кистей рук тем же природным материалом. Для этого можно использовать: сосновые, еловые, кедровые шишки, различные орехи, перышки.

К таким упражнениям относятся:

1. «Покатай шишку».

2. «Поймай шишку, орех».

3. «Пересыпь орешки, зернышки».

4. «Ласковое перышко».

К этому сообщению прилагаются карточки игр с природным материалом.

Литература:

  1. «Игры – занятия с природным материалом», Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина.
  2. «Развиваем мелкую моторику у малышей», И.А.Ермакова.
  3. «Лепим куличики, пускаем кораблики - развивающие игры с песком и водой», Л.Б.Деригина.
  4. «Наши пальчики играют – развитие мелкой моторики», М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина.
  5. «Коррекционные и развивающие, адаптационные игры», Т.М. Грабенко,

      Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная и конструктивная деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью

Из продуктивных видов деятельности умственно отсталых детей больше изучена изобразительная деятельность (Т. Н. Головина, О. П. Гаврилушкина и др.). Изобразительная деятельность таких детей формируется...

Использование игровых приемов при формировании зрительного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями развития

Зрение – важнейшее из пяти чувств. Именно благодаря зрению, мы получаем большую часть информации об окружающем мире. Существует четкая взаимосвязь между зрением и способностью использовать окружающие ...

Методы и приемы современного урока в коррекционной школе для детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в рамках освоения ФГОС.

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития об...

Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью

О роли формирования игровой деятельности в процессе обучения детей с интеллектуальной недостаточностью....

Использование логических игр для стимулирования интеллектуальной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью

Использование логических игр для стимулирования интеллектуальной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью...