Проектный метод в логопедической работе
статья по теме

Паршина Мария Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx74.96 КБ

Предварительный просмотр:

         Сегодняшний дошкольник - совсем другой по сравнению с ребёнком пятнадцати – двадцатилетней давности. Жаль, что для современного дошкольника характерна потеря живости, притягательности самого процесса познания, познание мира идёт информативно и однобоко посредством СМИ и компьютерных игр. Визуальность и виртуальность познавательных процессов приводит к тому, что год от года увеличивается количество детей, не желающих идти в школу. К этим проблемам прибавляются речевые - продолжается рост количества дошкольников с речевыми проблемами. Педагоги бьют тревогу, отмечая снижение положительной мотивации к занятиям, к процессу познания, речевую примитивность и скудность. Таких детей хочется назвать “уставшими от рождения” Что делать? Как исправить ситуацию?

        Поиск путей решения выше означенных проблем привёл к попытке применения в логопедической работе проектного метода. Мне оказались близки характерные для него черты: слияние теории и практики, когда ставятся и выполняются умственные задачи, при этом отправной точкой коррекционно-развивающего обучения являются интересы ребёнка.

         Главные преимущества этого метода в работе логопеда - значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития.

        Исходя из выше означенного, были сделаны выводы о необходимости разработки коррекционно-развивающих тематических проектов, структура которых подчинена главному в работе логопеда - решению вопросов коррекции и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.

        Мы поставили перед собой задачу, создать на территории ДОУ экологическую тропу с описанием природных объектов и речевым материалом к ним.

     Появилась небольшая  полянка с  лекарственными растениями:  мать и мачеха,  тысячелистник,  ромашка  и  обитающие на  нём    разные насекомые: бабочки ,божьи коровки, гусеницы , есть гнездо,  цветущие растения  на клумбе. Здесь ребята стараются  позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, пропалывают, опрыскивают. Оставлены    небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с не вытоптанными,   дети наблюдают, изменение растительного  покрова  под  влиянием  вытаптывания, где проговариваются  правила поведения на прогулке, на  отдыхе.

                                                                   

           На тропинке проводятся  наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии.  Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке мы с детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем и т. д., но свои впечатления об  увиденном   они затем выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.

       Знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках мы организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды.)

            Художественная литература о природе глубоко воздействует  на чувства детей.   Дети  с  умилением  слушают  "звуки природы"  и  работы получаются намного лучше. В детском саду проводится    конкурс  детских    рисунков : " Времена года", "Мир глазами детей",   " Как я провёл лето", "Листопад". Воспитание правильного  отношения детей к природе, умение  бережно обращаться  с  живыми  существами, полноценно осуществлено в дошкольный период    лишь в том случае, если  система работы  в детском саду сочетается с воздействием   на ребят в семье.  Для взаимодействия взрослых с детьми привлекаем  родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

С детьми подготовительных групп проводим викторины, кроссворды, интеллектуальные игры "Знатоки природы родного края", "Аптекарский остров", "Мир птиц".   Одна из форм экологического  воспитания    являются  праздники  и  развлечения.   Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на   эмоциональную  сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых  музыкальных произведений,  стихотворений,  игр, отгадывание загадок   на  темы   природы,  сколько включённость детей в   переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

     

     В проекте «Экологическая тропинка» реализовалось несколько направлений, неотъемлемая часть проектной деятельности, «Модель трех вопросов»

                     Что мы знаем

Что мы хотим узнать

Что нам поможет узнать

Лекарственные растения помогают выздороветь .  

 ( Люда) 

Бывают ядовитые.(Женя) 

Мама мне мыла голову отваром крапивы.( Вика) 

На ранку надо приложить подорожник.(Лёша)

Какие есть лекарственные деревья? (Аня) 

Кто у нас придумал Аптекарский остров? (Илья) 

Зачем? 

Для чего пьют чай из плодов шиповника? (Валя) 

Где взять их? 

Птицы и животные их тоже едят?(Арина)

Спросить у взрослых.(Илья) 

Прочитать в книге (Женя) 

Врач может рассказать.(Валя) 

Посмотреть фильмы.(Даня)

И исходя из интересов детей был разработан алгоритм тематического планирования.

1. Данное тематическое планирование составлялось всеми участниками проекта: уч. логопедом, детьми, родителями, другими специалистами ДОУ, воспитателями, учитывая их пожелания и интересы.

2. На этом этапе также был определен конечный продукт проекта

-Экологическая тропинка

- Пооперационные карты

- Создание книг по направлениям проекта

- игры

3. На этапе реализации проекта прошли следующие мероприятия – экскурсии, досуги, викторина, семинар для педагогов ДОУ.

этапы

мероприятия

Участники проекта

1.Выбор темы проекта.

Старт проекта.

«Модель трёх вопросов»

«Паутина»

Календарное планирование

Определение конечного продукта.

Дети, учитель -логопед,  родители.

Дети, учитель -логопед, родители.

Учитель -логопед. воспитатели,

Дети, учитель -логопед, воспитатели,  родители.

2.Планирование проекта 

Создание тропы.

Пооперационные карты.

Игры.

Книги.

Материалы.

Учитель -логопед. воспитатели, родители. 

3.Реализация проекта

Экскурсия

«Аптека»

«Ботанический сад»

Досуг :

      «Деревья и птицы.»

«Лекарственные растения.»

Викторина

«Зимующие и перелетные птицы.»

Кулинария

«Витамины»

Семинар для педагогов ДОУ. 

Экскурсовод, дети, учитель -логопед,  родители.

Дети, родители.

Дети, учитель –логопед, воспитатели,   родители.

Педагоги ДОУ.

           Вся идея проекта задуманного учителем логопедом была направлена на решение коррекционных задач: развитие речевой активности, обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, формирование фонематической стороны, развитие слоговой структуры, развитие связной речи, обучение грамоте в интересной, нетрадиционной форме. Дети  не только учатся правильной речи, но и самостоятельно пробуют добывать новые знания, экспериментировать. Знания в этом случае являются составной частью умений и не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне деятельности ребёнка.

мероприятия 

Направление работы

«Модель трёх вопросов»

«Паутина»

Развитие речевой активности

Создание тропы.

Пооперационные карты.

Игры.

Книги.

Материалы.

Развитие высших психических функций

Словарь

Развитие слоговой структуры слова

Грамматический строй речи

Формирование фонетической стороны речи

Обучение грамоте

  1. Пополнение и активизация словаря(по лексическим темам:
  2.  полевые цветы, садовые цветы, травы, кусты, деревья, птицы, овощи,

 фрукты,  ягоды, звери, насекомые, профессии, человек ).

  1. Подбор родственных и однокоренных слов.
  2. Образование новых слов при помощи (приставок, суффиксов).
  3. Употребление в речи глаголов в форме настоящего, прошедшего и

будущего времени.

  1. Работа по уточнению и употреблению предложных конструкций
  2. Употребление сложноподчинённых предложений с использованием

подчинительных союзов(потому что, если , когда.)

  1. Употребление  в речи синонимов, антонимов.
  2. Употребление притяжательных прилагательных.
  3. Совершенствование фонематических представлений (анализ, синтез)
  4. Составление графических схем (слогов, слов, предложений)
  5. Графическое начертание печатных букв.
  6. Чтение слов, предложений, коротких текстов. 

Экскурсии

«Аптека»

«Ботанический сад»

«Пищеблок»

«Медицинский кабинет»

Досуг

 «Деревья и птицы.»

«Лекарственные растения.»

Викторина

«Зимующие и перелетные птицы.»

Кулинария

«Фито-кафе»

«Витамины»

Драматизация

Развитие высших психических функций

Развитие связной речи

Развитие диалогической формы речи

  1. Заучивание стихов.
  2. Загадки (по лексическим темам).
  3. Пересказы коротких рассказов.
  4. Составление описательных рассказов.(по предметам, по картинам,
  5. из личного опыта)
  6. Использование различных интонационных структур.

         В системе проектной деятельности были реализованы образовательные области в соответствии с ФГТ.

      Логопед, предлагал детям игры и задания решающие коррекционные задачи. Необходимо отметить, что материал детьми усваивался намного лучше, чем на картинках и настольно-печатных играх, ведь всем было понятно, что значит выкапывать, полоть, пересаживать, окучивать, сеять и т.д.

        В реализации проекта активное участие принимали родители. Одной из главных задач, помощь детям в поиске и сборе информации. Здесь представлены коллажи, выбранного ребенком растения, сделанные дома. (фотография, загадки, стихи, использование в медицине, какие жив…. связанны с этим растением), из этих материалов были созданы книги о природе, что стало одним из продуктов проекта. Хочется отметить, что такие задания выполняются с большим интересом, чем традиционные задания в тетрадях.

               Обучение игровым действиям  с природным материалом  не  является изолированной задачей, а входит неотъемлемой составной частью в общий комплекс коррекционного обучения. Игры проводятся на основе системных знаний которые ребёнок получает в процессе взаимодействия с окружающем миром, взрослыми, сверстниками.

Накопленная детьми информация, помогала им в составлении рассказов и выстраивании логических цепочек. Понимания, что все  живые существа приспособлены к совместному существованию  и у каждого уникальная  роль.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о необходимости разработки коррекционно-развивающих тематических проектов, структура которых подчинена главному в работе логопеда - решению вопросов коррекции и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие творческой компетенции детей через внедрение проектного метода и индивидуальной работы с одаренными детьми"

В презентации "Развитие творческой компетенции детей через внедрение проектного метода и индивидуальной работы с одаренными детьми" представлен опыт работы в студии декоративно-прикладного т...

Доклад на тему: «Проектный метод в практике учителя слуховой работы» (из опыта работы)

Современный учитель должен пользоваться современными технологиями. Одной из такой технологий и является метод проектной деятельности.В данном материале я отразила свой личный опыт, отвечая на вопрос: ...

Нетрадиционные приёмы и методы коррекционной логопедической работы

Для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой целью должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей ...

«Применение музыкотерапии в логопедической работе, как одного из методов инновационного подхода в работе с детьми с ОВЗ». Из опыта работы учителя-логопеда

Инновационное развитие современной наукиxviii всероссийская научно-практическая конференцияЯнварские педагогические чтенияМузыкотерапия – метод психотерапии и Арт-терапии (лечение музыкой),...