Материал к семинару по теме "Нарушение письменной речи учащихся с умственной отсталостью", раздел "Коррекция оптических нарушений письма"
методическая разработка

Проявление оптических нарушений письма у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, направления и содержание коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл optich_narush_teor_mat-l.docx20.06 КБ
Файл optich_narusheniya_pism_rechi.pptx2.91 МБ

Предварительный просмотр:

   Коррекционная работа по устранению оптических нарушений письменной речи

I.  При оптической дисграфии у умственно отсталых детей наблюдаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оптических образов букв.

Варианты ошибок, относящихся к проявлениям указанного вида нарушений, представлены на следующих слайдах (см. слайды)

При устранении таких нарушений письменной речи проводится работа в следующих направлениях:

 а) развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного;

 б) уточнение и расширение объема зрительной памяти;

 в) формирование пространственного восприятия и представлений;

 г) развитие зрительного анализа и синтеза;

 д) формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;

 е) дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.

II.Остановимся более подробно на содержании коррекционной работы каждого названного направления работы.

  А)Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса). С целью развития зрительного гнозиса предлагаются следующие задания:

 1. Назвать предметы по их контурам.

 2. Назвать недорисованные предметы.

 3. Назвать перечёркнутые изображения.

 4. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга.

 5. Определить, что неправильно нарисовал художник.

 6. Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры).

 7. Подбор картинок к определённому цветовому фону.

Игровые задания по коррекции и развитию зрительного  восприятия

«Наложенные» изображения.  Предъявляются 3—5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

«Спрятанные» изображения.  Предъявляются фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все «спрятанные» изображения.

«Зашумленные» изображения.  Предъявляются контурные изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр, которые «зашумлены», т.е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать.

«Парные» изображения.  Предъявляются два предметных изображения, внешне очень похожих друг на друга, но имеющих до 5—7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.

 «Незаконченные» изображения.  Предъявляются изображения с недорисованными элементами, например, птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава и т.д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать).

«Точечные» изображения.  Предъявляются изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо назвать их.

«Перевернутые» изображения.  Предъявляются схематические изображения предметов, буквы, цифры, повернутые на 180°. Требуется их назвать.

«Разрезанные» изображения.  Предъявляются части 2—3 изображений. Требуется собрать из этих частей снова целые изображения.

«Перекрытые» изображения.  Предъявляются карточки со словами, цифрами, схематическими изображениями предметов, верхняя или нижняя части которых скрыты за полоской бумаги. Учащимся предлагается угадать, какое изображение находится на карточке.

  Формирование буквенного гнозиса:

1.Найти букву среди ряда других букв.

2.Сравнить одинаковые буквы, написанные разным шрифтом.

3.Назвать или написать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями.

4.Определить букву в неправильном положении.

5.Обвести контурные изображения букв.

6.Выделить буквы, наложенные друг на друга.

7.На фоне контурного изображения предметов найти «спрятавшиеся» буквы.

8.Конструирование букв из элементов.

  Б) Развитие зрительной памяти

 С целью развития зрительной памяти предлагаются следующие задания:

 1. Запомнить 4—5 картинок, а затем найти их среди других 8-10.

 2. Запомнить буквы, цифры или фигуры (3—5), а затем выбрать их среди других (8—10).

 3. Разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности.

 4. Игра «Чего не стало?». На столе раскладываются 5-6 игрушек. Дети должны запомнить их. Затем логопед убирает одну, а дети должны отгадать, какой игрушки не стало.

 5. Игра «Что изменилось?». Логопед раскладывает 4—5 картинок и предлагает детям запомнить их последовательность. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Дети должны определить, что изменилось, и восстановить первоначальное расположение картинок.

В) Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза

 В процессе логопедической работы по развитию пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе, психологическую структуру зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, состояние пространственного восприятия и пространственных представлений у умственно отсталых школьников.

 Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой:

 1) ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей;

 2) ориентировку в окружающем пространстве. Ребенок научается различать правую и левую руку раньше, чем ориентироваться в окружающем пространстве. Развитие пространственных представлений опирается на дифференциацию правых и левых частей тела, в первую очередь на выделение ведущей руки. У детей с интеллектуальной недостаточностью формирование пространственных представлений, ориентировки в схеме собственного тела, перекрёстной схемы тела (у находящегося напротив человека), затруднено, осуществляется в более поздние сроки, требует специального обучения.

 При устранении оптической нарушений письменной речи необходимо учитывать указанные закономерности формирования пространственных функций в онтогенезе и в связи с этим проводить логопедическую работу по следующему плану:

 1) Дифференциация правых и левых частей тела;

 2) ориентировка в окружающем пространстве;

 3) уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения.

Дифференциация правых и левых частей тела начинается с выделения ведущей правой руки. Рекомендуются следующие виды заданий:

 1. Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться. Затем предлагается сказать, как называется эта рука. В случае затруднений логопед сам дает ответ, а дети повторяют несколько раз. Далее дается задание поднять правую руку и назвать ее.

 2. Показать левую руку. Если дети не могут назвать левую руку, то логопед называет ее сам, а дети повторяют.

 3. Поднять то левую, то правую руку, показать карандаш левой, правой рукой, взять книгу левой, правой рукой.

 После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правового и левого глаза, уха.

 Далее детям предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левый глаз, левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.

Ориентировка в окружающем пространстве. Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у детей представлениях о правой или левой стороне тела, а также речевых обозначениях правой и левой руки. Эта работа проводится в следующей последовательности:

 1. Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе.

 Вначале логопед дает задание определить пространственное положение предметов, находящихся сбоку от ребенка: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева» и т.д.; предлагает выполнить действие, например, положить книгу справа или слева от себя.

 Если при выполнении этих заданий у ребенка возникают затруднения, то необходимо уточнить, что справа— это значит ближе к правой руке, а слева — ближе к левой руке. Далее пространственные отношения закрепляются в речи. Логопед предлагает ответить на такой, например, вопрос: «Где находится шкаф (окно, дверь)?» При этом ребенок должен стоять так, чтобы эти предметы были справа или слева.

 2. Определение пространственных соотношений между 2—3 предметами и их изображениями.

 Сначала логопед уточняет расположение двух предметов. Затем он предлагает взять правой рукой тетрадь и положить ее около правой руки, взять левой рукой книгу и положить ее около левой руки. Далее логопед задает вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?».

 В дальнейшем детям предлагаются следующие задания: положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге — справа или слева, где находится карандаш по отношению к тетради — справа или слева. Затем аналогичная работа проводится по определению пространственного расположения трех предметов. Логопед предлагает детям выполнить, например, следующие задания: «Положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа — ручку» и т.д.

 При коррекции оптических нарушений на письме проводится работа и по уточнению пространственного расположения различных фигур и букв. Детям предлагаются карточки, на которых нарисованы круг, прямоугольник, крестик, кружок, точка. Примерные задания:

 1. Написать определенные буквы справа или слева от вертикальной линии.

 2. Положить кружок, справа от него — крестик, слева от крестика поставить точку.

 3. Нарисовать точку, ниже точки — крестик, справа от точки— круг. Аналогичные задания: нарисовать кружок, справа от него — крестик, сверху крестика поставить точку; нарисовать треугольник, слева от треугольника — кружок, выше треугольника поставить точку и т.д.

 4. Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. Одновременно проводится работа по развитию зрительного расчленения графических изображений и букв на составляющие их элементы, по определению сходства и различия между графическими изображениями и буквами.

Дифференциация оптически и кинетически сходных букв.

Эта работа в большем объёме осуществляется непосредственно на логопедических занятиях. Целью её является закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме, автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв, дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв. Представления о сходстве и различии сходных графем формируются у учащихся через выявление зрительных сигналов-опор, помогающих детям не смешивать буквы в процессе письма. Очень действенным является приём соотнесения буквы с каким-либо сходным по форме предметом (з – змея, ж – жук и т.п.)

Так же рекомендуются такие приёмы, как ощупывание, узнавание рельефных букв, срисовывание, вырезывание буквы, лепка из пластилина, обведение контуров букв.

Эффективность коррекционной работы в указанном направлении  зависит от её системности,  многообразия применяемых приёмов, опоры на различные анализаторы, поддержания интереса учащихся к работе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекционная работа по устранению оптических нарушений письменной речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью Направления и содержание работы

Слайд 2

При оптической дисграфии нарушается: - Зрительное восприятие - Представления о форме, величине, цвете - Зрительная память - Пространственное восприятие и представления - Оптический и оптико-пространственный анализ - Дифференцированность оптических образов букв

Слайд 3

Проявления оптической дисграфии Искажение графического образа буквы (зеркальное написание, пропуски элементов букв, написание лишних элементов, неправильное расположение элементов буквы) Замена графически (оптически и кинетически) сходных букв

Слайд 4

Направления работы по преодолению оптических нарушений письменной речи развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса ), в том числе и буквенного; уточнение и расширение объема зрительной памяти ; формирование пространственного восприятия и представлений; развитие зрительного анализа и синтеза ; дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.

Слайд 5

Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса ). Назвать предметы по контурам Назвать недорисованные предметы Назвать перечёркнутые изображения Назвать наложенные изображения Определить, что неправильно нарисовал художник Распределить предметы по величине (с учётом реальных размеров) Подобрать картинки к определённому цветовому фону Дорисовывание незаконченных симметричных изображений Составление разрезанных на части картинок Работа с тестами Равена Конструирование из спичек, палочек Анализ нелепых картинок

Слайд 10

Развитие буквенного гнозиса Найти букву среди ряда других букв. Сравнить одинаковые буквы, написанные разным шрифтом. Назвать или написать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями. Определить букву в неправильном положении. Обвести контурные изображения букв. Выделить буквы, наложенные друг на друга. На фоне контурного изображения предметов найти «спрятавшиеся» буквы. Конструирование букв из элементов. Реконструирование букв

Слайд 14

Развитие зрительной памяти 1. Запомнить 4—5 картинок, а затем найти их среди других 8-10. 2. Запомнить буквы, цифры или фигуры (3—5), а затем выбрать их среди других (8—10). 3. Разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности. 4. Игра «Чего не стало?». На столе раскладываются 5-6 игрушек. Дети должны запомнить их. Затем убирается одна, а дети должны отгадать, какой игрушки не стало. 5. Игра «Что изменилось?». Раскладывается 4—5 картинок и детям предлагается запомнить их последовательность. Затем изменяется их расположение. Дети должны определить, что изменилось, и восстановить первоначальное расположение картинок.

Слайд 15

Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза дифференциация правых и левых частей тела; ориентировка в окружающем пространстве; уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения.

Слайд 16

Дифференциация правых и левых частей тела 1. Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться. Затем предлагается сказать, как называется эта рука. В случае затруднений логопед сам дает ответ, а дети повторяют несколько раз. Далее дается задание поднять правую руку и назвать ее. 2. Показать левую руку. Если дети не могут назвать левую руку, то логопед называет ее сам, а дети повторяют. 3. Поднять то левую, то правую руку, показать карандаш левой, правой рукой, взять книгу левой, правой рукой 4. Показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левый глаз, левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у сидящего напротив.

Слайд 17

Ориентировка в окружающем пространстве Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе. Определение пространственных соотношений между 2—3 предметами и их изображениями. Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв

Слайд 18

Работа по дифференциации смешиваемых букв Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв на различном речевом материале

Слайд 19

Задания для дифференциации оптически и кинетически сходных букв Сигналы –опоры для дифференциации оптически сходных букв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа логопедического мониторинга устной и письменной речи школьников с умственной отсталостью

Представлена программа логопедического мониторинга устной и письменной речи школьников с умственной отсталостью. В программе представлено теоретическоое обоснование, алгоритм логопедического мониторин...

Методические рекомендации СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, 2017

Несмотря на множество исследований, на наш взгляд, проблема развития речи умственно отсталых школьников остается актуальной.Прогрессивные педагоги прошлого и настоящего основной задачей изучения русск...

Представление педагогического опыта учителя русского языка и чтения по теме"«Формирование синтаксического строя речи учащихся c умственной отсталостью (нарушениями интеллекта ) на уроках русского языка».

Воспитание детей – сложное, тонкое, ответственное дело. Перед нами, учителями, встает масса трудных вопросов: как научить детей учиться, как возбудить интерес к предмету, как заложить прочные зн...

Особенности изучения нового материала, закрепления, повторения, проверки и оценки знаний, учащихся с умственной отсталостью.

познании весьма специфично. На этапе изучения нового материала решаются следующие задачи:-формирование новых понятий и явлений и исправление искаженных представлений о них;-коррекция дефектов развития...

Статья "Коррекция оптических нарушений письма у умственно отсталых обучающихся"

Материал к семинару по теме "Нарушение письменной речи учащихся с умственной отсталостью",...

Особенности обучения письму и развитию речи учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Целью уроков письма и развития речи  у обучающихся с умственной отсталостью является формирование интеллектуальной сферы устной и письменной речи как средства общения. Это одно из условий нравст...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа по духовно - нравственному воспитанию для учащихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) 6-9 классов специальной (коррекционной) школы «Я и мир вокруг меня»

Адаптированная дополнительная общеобразовательнаяпрограмма (модифицированная) по духовно-нравственному воспитанию для6- 9 классов специальной (коррекционной) школы «Я и мир вокруг меня&raq...