Урок по социально-бытовой ориентировке: "Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Рощина Анастасия Ивановна

Урок по СБО в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_konspekt.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Дивеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА

5 КЛАСС

ТЕМА:

Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине.

Учитель СБО: Рощина А.И.

2012-2013

Цель: Способствовать формированию представления о порядке приобретения товаров в продовольственном магазине.

Задачи:

образовательные:

  1. Учить выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню.
  2. Учить оплачивать покупку.
  3. Учить соблюдать правила поведения в магазине.

коррекционно-развивающие:

  1. Способствовать коррекции и развитию мыслительной деятельности.
  2. Способствовать развитию двигательной и слуховой памяти через выполнение упражнений по типу «Снежный ком».
  3. Способствовать коррекции и развитию диалоговой речи при участии в сюжетно-ролевой игре.

воспитательные:

  1. Воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету.
  2. Воспитывать общую культуру поведения.

Оборудование и наглядные пособия: товарные чеки, набор для совершения покупок (товары, деньги), памятка, сюжетные картинки, конверты, набор слов для памятки, карточки-меню, презентация, ПК, проектор.

Методы обучения:

словесные (рассказ-беседа)

наглядные (презентация, сюжетные изображения)

практические (самостоятельная работа обучающихся)

Ход урока

1. Организация начала урока

Цель: психологический настрой обучающихся, создание рабочей обстановки.

- Встали, ребята, подравнялись.

А теперь повернитесь все друг к другу,

И пожмите руку другу.

Руки вверх все поднимите,

И вверху пошевелите.

Скажем весело: «Ура!»

Нам урок начать пора!

- Садитесь.

- Ребята, кто сегодня дежурный?

- Все ли присутствуют на уроке?

- Как называется наш урок?

- Какой урок по счету?

- Какое сегодня число?

- Какой день недели?

- Молодцы, ребята!

 2.Сообщение темы и цели урока

Цель: сообщить обучающимся новую тему, поставить перед ними цель урока.

- Ребята, сегодня мы продолжаем изучать  раздел под названием «Торговля».

Тема нашего занятия: «Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах».

- Ребята, сегодня на уроке мы вспомним, что такое товар, какие группы товаров существуют. Мы узнаем: порядок покупки товаров в продовольственном магазине,  а также будем учиться выбирать покупку, оплачивать ее.

3. Повторение изученного материала

Цель: повторить и закрепить знания обучающихся по ранее изученному материалу.

- Но прежде чем мы перейдем к изучению новой темы, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках.

- Верно. Спасибо.

- Я предлагаю вам выполнить задание под названием: «Я купил (а) в магазине…»

Ваша задача: у каждого из вас карточка-картинка. Первый участник берет карточку, смотрит, что на ней изображено, кладет ее вниз изображением и говорит: «Я купил в магазине… и называет тот предмет, который был на карточке. Следующий игрок также выкладывает карточку за первой, говоря: «Я купил в магазине… и повторяет название всех предыдущих предметов, а потом к этой цепочке добавляет свой. Вам понятны правила игры?

(учитель в ходе объяснения показывает, что должны сделать обучающиеся)

- Ребята, давайте проверим, как вы справились со своей задачей.

- Все эти предметы были вами названы в такой же последовательности?

- Молодцы!

- Скажите, каким словом можно назвать все эти предметы, которые вы купили в магазине?

- Ребята, вы согласны с ответом …..?

- Я напомню вам: товар – это любая вещь, любой продукт, продаваемые в магазине.

- Как вы думаете, к какой группе товаров относится вся ваша покупка?

- Правильно, спасибо.

- Как называют магазин, в котором продаются промышленные товары?

- А сейчас я хочу прочитать вам стихотворение, послушайте внимательно.

Меня послали в магазин!

Я первый раз пойду один!

Ура! Я очень горд собой!

С продуктами приду домой,

Мне скажет папа: «Молодец!

Ты не солёный огурец!»

На всякий случай папа взял

Листок, и список написал

Вдруг я сумею позабыть,

Чего же нужно мне купить!

Я в магазин спешил, бежал!

Вошёл, и ошалело стал:

Чего в витринах только нет?!

Коробки с тысячей конфет,

И шоколадок длинный ряд,

А дальше йогурты стоят!

Но список!!! В нём ошибка есть!

Хлеб с молоком не вкусно есть!

Её исправить нужно мне!

Я подошёл, как в сладком сне,

Купил конфет и шоколад,

И свой любимый лимонад!

Теперь всё будет хорошо!

Весёлым я домой пошёл…

Отец покупки посмотрел

И, улыбаясь хитро, сел,

Тихонько маму подозвал,

Мои покупки показал.

Они вдвоём меня обняли

И почему-то засмеялись.

- Ребята, скажите, о какой группе товаров идет речь в стихотворении?

- Правильно ли ответил ……?

- А как иначе называют продовольственные товары?

- Как вы думаете,  в какой магазин: продовольственный или промтоварный, пришел мальчик?

- Правильно. Мы еще вернемся к разговору об этом мальчике.

Обобщение:

- Ребята, вы молодцы!  Теперь вы знаете, что такое товар, где его покупают, какие группы товаров существуют.

4.Физкультминутка

Цель: способствовать снятию чувства тревожности.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо  поворот.

Наклониться, прямо встать,

Руки вверх  поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили!

5.Изложение нового материала

Цель: изложить содержание учебного материала с опорой на имеющиеся у обучающихся  знания и умения.

Молодцы! Приступаем к изучению новой темы.

Откройте свои тетради, отступите от предыдущей темы 4 клетки и запишите сегодняшнее число 15 марта и тему урока: «Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине». (запись темы урока и даты в тетрадь)

- Ребята, как  вы думаете, допустил ли мальчик ошибки при покупке товаров?

- В чем заключались его ошибки?

-А как вы думаете, правильно ли поступили родители в конце стихотворения. Что они сделали?

- Конечно же, несмотря на возникающие ошибки и трудности, у мальчика и у нас с вами всё еще впереди. И мы обязательно научимся правильно делать покупки.

- Ребята, первое с чего мы начнем: это определение стоимости того или иного продукта в продовольственном  магазине.

- Внимательно посмотрите на представленные здесь товары, подумайте, сколько стоит каждый из них.

- Сколько стоит упаковка чая?

- Сколько стоит рулет?

- Сколько стоит пачка макарон?

(на столе лежат товары с ценниками: упаковка чая, пачка макарон, сок, горошек консервированный, рулет; на некоторых продуктах ценников не оказалось)

- Что помогло вам определить стоимость этих товаров?

- Сколько стоит сок, горошек?

- Как же мы узнаем, сколько стоят эти продукты?

- В таком случае, представьте, что я – продавец, спросите меня, сколько стоит сок, сколько стоит горошек.

- Скажите, сложно ли для вас оказалось определить стоимость товара?

- Молодцы!

- Ребята, для того чтобы продукты, которые вы купите, не испортили ваше настроение, обязательно перед покупкой проверяйте их срок годности. Это время, в течение которого продукты остаются безопасными для употребления  в пищу.

- Что следует сделать, если вы в магазине обнаружили, что срок годности продукта истек?

- Давайте попробуем определить срок годности этих продуктов.

(каждому обучающемуся дается какой-либо продукт, он определяет срок годности, результат его работы проверяется по экрану)

- Первая дата говорит о  том, когда был произведен продукт, вторая – когда истекает срок годности.

- Ребята, скажите, можно ли употреблять в пищу  эти продукты? Истек ли срок их годности?

- Молодцы, ребята, мы определили стоимость продуктов, срок их годности, а теперь предположим, что хотим купить какой-либо товар. Что нам для этого обязательно потребуется?

- Скажите, какие бывают деньги?

- Металлические деньги иначе называют монетами. Какие монеты вы знаете?

- Какая из перечисленных монет самая маленькая, самая крупная?

- Кроме монет вы еще назвали бумажные деньги, их по-другому называют купюрами.

- Какие купюры вы знаете?

- Какая из этих купюр самая маленькая, самая крупная?

- Ребята, посмотрите на экран. Мы видим, что Саша считает деньги. Скажите, обязательно ли уметь считать деньги, совершая покупки?

- Я полностью с вами согласна.

- Давайте попробуем посчитать, сколько денег изображено на экране.

- Молодцы!

- Ребята, для того, чтобы сделать правильно покупку, следует еще помнить о порядке ее приобретения.

- Я предлагаю вам составить памятку о порядке покупки товара.

- У каждого из вас на парте есть пронумерованный конверт. Откройте его. Перед вами карточки с набором слов, из которого нужно составить предложение, подумать, в чем его смысл. Номер конверта означает очередность вашего выступления. Если возникнут затруднения, поднимите руку, и я подойду.

(обучающиеся выполняют задание, учитель помогает по мере необходимости)

- Все справились с заданием?

- Хорошо, давайте посмотрим, что у вас получилось? У кого конверт под номером 1?

- Скажи нам, какое предложение у тебя получилось?

 (проверка правильности выполнения задания по экрану)

- Молодец! Верно составил предложение.

- Скажи, зачем мы заранее должны продумывать свои покупки?

- У кого второй конверт?

- Какое предложение ты составил?

- Для чего нужно обращать внимание на стоимость товара?

- Кто составил третье предложение?

- Что у тебя получилось?

- На что ты обратишь внимание при осмотре продукта?

- Кому достался четвертый конверт?

- Какое предложение ты составил?

- Как называют работника кассы, которому ты отдаешь деньги за покупку?

Кто прочитает нам пятое предложение?

- Какая информация содержится в чеке?

- Нужно ли хранить чек из продовольственного магазина? Как долго?

- Вот такая памятка у нас получилась. Молодцы, ребята!

- Если мы, покупая что-то, не будем забывать про все эти действия, то очень вероятно, что сможем совершить покупку правильно.

- Я приготовила вам такие же памятки на цветных листах, вклейте их в тетрадь.

(обучающиеся вклеивают памятки в тетрадь, учитель контролирует их работу, если время остается, обучающиеся переписывают памятку)

5. Закрепление изученного материала

Цель: закрепить в памяти обучающихся  полученные знания, добиться в ходе закрепления уровня осмысления изученного материала.

Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин» (работа с презентацией)

- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру под названием «Мы идем в магазин».

- В ваших кошельках есть определенная сумма денег, на которую вы должны приобрести продукты для приготовления завтрака с учетом предложенного меню.

- Как папа из стихотворения, для первой вашей покупки я решила облегчить вашу задачу и сама составила список продуктов, которые необходимо купить. Внимательно посмотрите, что вы будете готовить и что вам нужно для этого приобрести. Совершая покупку, постарайтесь воспользоваться полученными знаниями, а также не забывайте о правилах культурного поведения в магазине.

(использование во время игры ключевых выражений: здравствуйте; чтобы вы хотели; дайте мне, пожалуйста; что-то еще будете брать; возьмите; спасибо, до свидания)

Меню №1

Завтрак

Необходимые продукты

Гренки, сладкий чай

Батон

Сахарный песок

Яйца

Молоко

Чай

Растительное масло

Меню №2

Завтрак

Необходимые продукты

Бутерброд с маслом, чай



Батон

Сливочное масло

Сахарный песок

Чай

Меню №3

Завтрак

Необходимые продукты

Омлет, чай



Яйца

Молоко

Сахарный песок

Соль

Чай

Меню №4

Завтрак

Необходимые продукты

Яйца вареные, чай



Яйца

Батон

Сахарный песок

Соль

Чай

Проверь себя!

- Кто работал с меню под номером №1?

- Что ты приготовишь на завтрак?

- Скажи, смог ли ты купить все необходимые продукты для этого завтрака?

- Сколько денег ты потратил на покупку?

- Сколько денег у тебя осталось?

- Кто работал с меню под номером №2?

- Что ты приготовишь на завтрак?

- Какие продукты ты купил для приготовления завтрака?

- Сколько денег ты потратил на покупку?

- Сколько денег у тебя осталось?

- Кто работал с третьим меню?

- Что ты приготовишь на завтрак?

- Какие продукты ты купил для приготовления завтрака?

- Сколько денег ты потратил на покупку?

- Сколько денег у тебя осталось?

- Кто работал с четвертым меню?

- Что ты приготовишь на завтрак?

- Какие продукты ты купил для приготовления завтрака?

- Сколько денег ты потратил на покупку?

- Сколько денег у тебя осталось?

Молодцы, ребята, вы удачно сходили в магазин: купили, действительно, необходимые продукты, правильно подсчитали стоимость покупки, правильно подсчитали количество оставшихся денег. Мы будем продолжать учиться делать покупки на протяжении всех лет вашего обучения в школе.

6. Подведение итогов урока

Цель: способствовать постепенному снижению функциональной активности организма обучающихся и приведение его в относительно спокойное состояние.

- Ребята, все полученные знания и умения, вы сможете применить уже на следующем уроке, поскольку мы с вами пойдем на экскурсию в магазин и попробуем уже по-настоящему что-нибудь купить.

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по социально-бытовой ориентировке в 5 классе специальной коррекционной школы VIII вида «Формы приветствия и расставания со старшими и сверстниками»

В ходе  урока изучаются краткие сведения о происхождении форм приветствия, о применении фразеологизмов (например, «скатертью дорога»), о  допустимых формах приветствия старших и сверстников....

Методическая разработка урока по социально – бытовой ориентировке по теме: «Виды бандеролей. Порядок их отправления. » 7 класс.

Уроки СБО с специальной (коррекционной) школе 8 вида направлены на практическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование знани...

Открытый урок по социально – бытовой ориентировке. Тема урока: Крупы. Приготовление каши.

продолжать знакомить учащихся с основами здорового питания...

Коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке в 6 «а» классе Тема: «Виды магазинов. Их назначение»

ЦелидеятельностипедагогаЦель: познакомить обучающихся с основными видами магазинов и их назначением.Задачи:Коррекционно–образовательные: способствовать развитию представлений о магазинах торговл...

Методическая разработка на тему: конспект интегрированного урока по социально-бытовой ориентировке и альтернативному чтению "Я иду в магазин"

Конспект интегрированного урока по социально-бытовой ориентировке и альтернативному чтению  "Я иду в магазин" в 6 классе, класс "особый ребенок"Авторы: Лазарева Ю.И. (ГБОУ шко...