Бланки, используемые логопедами в системе здравоохранения, для обследования детей с речевыми нарушениями.
статья по теме

Селина Елена Николаевна

Эти 4 бланка для обследования речи детей сделаны на основе карты - трансформер. В бланках есть варианты ответов, это позволяет ускорить обследование ребенка, поставить верный диагноз, составить план работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 0_vstuplenie_k_blankam.doc27.5 КБ
Файл 1_blank_obshchiy.docx21.05 КБ
Файл 2_blank_dislaliya.docx16.3 КБ
Файл 3_blank_zaikanie.docx21.02 КБ
Файл 4_blank_zaikanie_i_drugie.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

БЛАНКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЛОГОПЕДАМИ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ,

ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Селина Елена Николаевна

МБУ ЦГБ, детская поликлиника города Железнодорожного, учитель-логопед, главный специалист по логопедии в системе здравоохранения города Железнодорожного.

Для логопедов, работающих в детских поликлиниках и медицинских Центрах, очень важно грамотно и быстро провести обследование ребенка, поставить диагноз и дать рекомендации родителям. Хорошо, когда у логопеда есть бланк с вариантами ответов. В бланках предусмотрены свободные строчки, специалист всегда может написать свой вариант ответа или привести примеры детской речи. Бланки помогают составить на ребенка подробную характеристику. Логопедические характеристики необходимы для представления на МППК, при направлении ребенка на консультацию к психиатру, в Областные поликлиники, при направлении   в речевые санатории и стационары. Бланки предусмотрены для обследования детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).

Предлагается 4 бланка.

Бланк № 1.Может быть использован при обследовании детей с разными речевыми нарушениями :  дислалия,  дизартрия, Задержка речевого развития (ЗРР), ринолалия, Общее недоразвитие речи (ОНР).

Бланк № 2. Может быть использован при обследовании детей с дислалией и фонематическим нарушением речи.

Бланк № 3. Может быть использован при обследовании детей с заиканием.

Бланк № 4. Может быть использован при обследовании детей с сочетанными диагнозами: заикание, стертая дизартрия; заикание, ОНР.

© Селина Е.Н.                                                                                                                                                  



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя ребенка___________________________________________________________________________

Дата рождения________________ № д/с______________________ № школы___________класс______________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ .

Понимание речи(не нарушено, нарушено незначительно, простейшие инструкции логопеда  выполняет, обращенную речь не понимает) ___________________________________________________________________

Психический статус:

Общая активность (спокоен, доброжелателен,  возбужден, суетлив, заторможен,агрессивен).

Внимание (внимателен, внимание неустойчивое, рассеян, повышенная отвлекаемость, апатия).

Контактность (контактен, повышенная словоохотливость, в контакт вступил с большим трудом, молчалив, безразличен к окружающим) _____________________________________________________________________

Особенности ответов (норма, неадекватность, эхолалия, одним словом, вопросом на вопрос, мимика, жесты, интонация) ______________________________________________________________________________

Ориентировка во времени и пространстве (норма, соответствует возрасту, ориентируется с трудом, не ориентируется) _________________________________________________________________________________

Память (норма, снижена способность к запоминанию, снижена способность к воспроизведению).

Мышление (норма, соответствует возрасту, ниже возрастного уровня) _________________________________

Работоспособность (хорошая, плохая, снижение работоспособности) _________________________________

Общее звучание речи:

Голос (нормальный, тихий, громкий, звонкий, глухой, сиплый, гнусавый, монотонный) ____________________

Дыхание (верхнеключичное, диафрагмальное,  смешанное, объем  достаточный, недостаточный). Речевой выдох (нормальный, короткий, судорожный) _________________________________________________________

Выразительность речи (выразительная, маловыразительная, невыразительная) _______________________

Темп,ритм (норма, тахилалия, брадилалия, скандированность, паузы, запинки) _________________________

Дикция  (норма, нечеткая, смазанная) ____________________________________________________________

Общая моторика:

Координация движений (не нарушена, заторможенность, вялость, разболтанность, снижение чувства ритма, замедленность переключаемости движений) _______________________________________________________

Координация мелкой моторики пальцев рук (не нарушена, нарушена,  не четкое выполнение, неловкость, снижение чувства ритма, замедленность переключаемости движений).Ведущая рука  (правша, левша, амбидекстр).

Строение и подвижность артикуляционного аппарата:

Лицевая мускулатура (без особенностей, сглаженность носогубных складок, одной или двух; отставание угла рта при оскале зубов; замедленность движений глазных яблок; односторонний птоз верхнего века; гиперкинезы; синкинезии)________________________________________________________________________

Язык (нормальный, макроглоссия, микроглоссия, тонкий, толстый, географический). Объем движений нормальный (ограниченный); неравномерность работы мышц; снижение способности к переключению и удержанию позы; девиация языка; тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы; увеличение гиперкинеза или замедление темпа движения при повторных движениях; цианичность; язычные судороги. Гиперсаливация. _______________________________________________________________________

 Подъязычная связка (нормадьная, укороченная) __________________________________________________

Твердое небо (нормальное, готическое, высокое, узкое, плоское, укороченное, расщелины неба).

Мягкое небо (нормальное, паретичное, укороченное, ассиметричное, расщелины, судороги).

Губы (нормальные, толстые, тонкие, шрамы, расщелина, неполное смыкание губ,судороги).

Зубы (без особенностей, мелкие, крупные, редкие, кариозные, вне челюстного ряда, крупные резцы, отсутствуют резцы, диастема) ______________________________________________________________________________________________

Прикус (нормальный, дистальный, мезиальный, передний открытый, перекрестный, прямой).

Фонетика____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фонематическое восприятие (норма, соответствует возрасту). Нарушение фонематического восприятия( по твердости-мягкости, звонкости-глухости). Может определить наличие звука в слове (не может). Может определить место звука в слове (не может)_________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Структура сложных слов (замены, пропуски, перестановки звуков; замены, перестановки, пропуски слогов; персеверации, антиципации, добавление слогообразующих гласных или слогов)________________________________________________________________________________________

Словарь (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, беден, ограничен лепетными словами и бытовыми неологизмами) _________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Структура фразы (не нарушена, соответствует возрасту, нарушена незначительно, аграмматизм, грубо нарушена, нет фразовой речи) ____________________________________________________________________

Может самостоятельно составить рассказ (не может) _________________________________________________

Диагноз: _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Рекомендации: _____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Учитель-логопед ________________________________________ /                                 /

Дата обследования: «________»_____________________201__г.

© Селина Е.Н. Бланк №1



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя ребенка ________________________________________________________________

Дата рождения _____________№ д/с___________№ школы ________ класс    __________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.

Понимание речи не нарушено.

Строение артикуляционного аппарата:

  Язык (нормальный,макроглоссия,микроглоссия,тонкий,толстый)___________________________

  Состояние подъязычной связки (нормальная, укороченная)____________________________

  Твердое небо (нормальное,готическое,высокое,узкое,плоское,укороченное)_________________

  Мягкое небо (нормальное,укороченное,ассиметричное)__________________________________

  Губы (нормальные, толстые, тонкие, шрамы, неполное смыкание  губ)______________________

  Зубы (без особенностей, мелкие, редкие, крупные, кариозные, вне челюстного ряда, диастема, крупные резцы, отсутствуют резцы) _____________________________________________________

  Прикус (нормальный, дистальный, мезиальный, передний открытый, перекрестный, прямой).

Подвижность артикуляционного аппарата (не нарушена, ограничены движения языка)______

____________________________________________________________________________________

Фонетика:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Фонематическое восприятие (не нарушено, соответствует возрасту). Нарушено фонематическое восприятие (по твердости-мягкости, звонкости-глухости). Может определить наличие звука в слове (не может). Может определить место звука в слове (не может) _______________________________

Структура сложных слов (не нарушена, нарушена незначительно)__________________________

____________________________________________________________________________________

Словарь соответствует возрасту. Лексико-грамматический строй речи в пределах нормы (нарушен не значительно). Может самостоятельно составить рассказ.

Общее звучание речи:

Голос, речевое дыхание, темп, ритм, выразительность речи-без особенностей___________

____________________________________________________________________________________

Психический статус:

Память, мышление в пределах нормы. Внимание, работоспособность в пределах нормы (снижены)___________________________________________________________________________

Диагноз: ___________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Рекомендации: ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Учитель-логопед ________________________________________ /                                 /

Дата обследования: «________»_____________________201__г.

© Селина Е.Н. Бланк №2

3



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя ребенка ________________________________________________________________

Дата рождения _________________ № д/с _____ № школы_________ класс ___________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.

Времявозникновения заикания_______________________________________________________

Предполагаемая причина заикания (испуг, психическая травма, болезнь, физическая травма, увеличение потока информации, подражание, без видимых причин).

Течение заикания с момента возникновения (постоянное, волнообразное, рецидивирующее).

Отношение ребенка к своему речевому дефекту (мутизм, смущение, испуг, подавленное настроение, переход к избирательному контакту, переход на тихую или шепотную речь, безразличие, страх речи)______________________________________________________________

Реакция окружающих (волнение, безразличие, насмешки, поддразнивания, фиксация  внимания на заикании, обращение к специалисту)__________________________________________________

Особенности личности ребенка (спокоен, уравновешен, возбудим, обидчив, плаксив, драчлив, доброжелателен, труслив, смел, дружен с детьми в коллективе, добрый, жадный, стремление к лидерству).

Внимание (внимателен, внимание неустойчивое, повышенная отвлекаемость).

Память (хорошая, снижена способность к запоминанию, снижена способность к воспроизведению.

Мышление (норма, соответствует возрасту, ниже возрастного уровня)_______________________

Работоспособность (хорошая, плохая, снижение работоспособности) _______________________

Речевая активность (молчалив, болтлив, говорит охотно) __________________________________

Голос (нормальный,глухой, крикливый, тихий, затухающий, прерывающийся).Темп речи (нормальный, тахилалия, брадилалия).Дыхание (верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное, объем достаточный, недостаточный). Речевой выдох (нормальный, короткий, судорожный).

Общая моторика:

Координация движений (не нарушена, заторможенность, вялость, разболтанность, снижение чувства ритма, замедленность переключаемости движений)__________________________________

Координация мелкой моторики пальцев рук (не нарушена, нарушена,  не четкое выполнение, неловкость, снижение чувства ритма, замедленность переключаемости движений).Ведущая рука  (правша, левша, амбидекстр).

Строение и подвижность артикуляционного аппарата:

Лицевая мускулатура (без особенностей, сглаженность носогубных складок, одной или двух; отставание угла рта при оскале зубов; замедленность движений глазных яблок; односторонний птоз верхнего века; гиперкинезы; синкинезии)___________________________________________________________________________

Язык (нормальный, макроглоссия, микроглоссия, тонкий, толстый, географический).Объем движений нормальный (ограниченный); неравномерность работы мышц; снижение способности к переключению и удержанию позы; девиация языка; тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы; увеличение гиперкинеза или замедление темпа движения при повторных движениях; цианичность; язычные судороги. Гиперсаливация_________________________________

Подъязычная связка (нормадьная, укороченная) _______________________________________

Твердое небо (нормальное, готическое, высокое, узкое, плоское, укороченное, расщелины неба).

Мягкое небо (нормальное, паретичное, укороченное, ассиметричное, расщелины, судороги).

Губы (нормальные, толстые, тонкие, шрамы, расщелина, неполное смыкание губ, судороги).

Зубы (без особенностей, мелкие, крупные, редкие, кариозные, вне челюстного ряда, крупные резцы, отсутствуют резцы, диастема) _____________________________________________________

Прикус (нормальный, дистальный, мезиальный, передний открытый, перекрестный, прямой).

Тип судорог (клонические, тонические, смешанные).

Локализация судорог (артикуляторные, голосовые, дыхательные, смешанные).

Степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая).

В каких видах речи выражено заикание (шепотная речь, сопряженная, отраженная, ответы на вопросы, чтение, пересказ, стихотворная речь, спонтанная речь).

Заикания невротическое, неврозоподобное, неврозоподобное с невротическими наслоениями.

Фиксация на трудных звуках, слогах, словах (не выражена, выражена) ____________________

Сопутствующие движения (рук, ног, головы, туловища).Отсутствуют,часты, стереотипны, постоянны и однообразны.

Наличие эмболофразий (нет, да)______________________________________________________

Диагноз:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Рекомендации:_____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

____________________________________________________________

Учитель-логопед ___________________________________ / /

Дата обследования: «_______»_________________201__г.

© Селина Е.Н. Бланк №3



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя ребенка ________________________________________________________________

Дата рождения _________________ № д/с _____ № школы_________ класс ___________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.

Времявозникновения заикания_______________________________________________________

Предполагаемая причина заикания (испуг, психическая травма, болезнь, физическая травма, увеличение потока информации, подражание, без видимых причин).

Течение заикания с момента возникновения (постоянное, волнообразное, рецидивирующее).

Отношение ребенка к своему речевому дефекту (мутизм, смущение, испуг, подавленное настроение, переход к избирательному контакту, переход на тихую или шепотную речь, безразличие, страх речи ) ______________________________________________________________________________________________________________

Реакция окружающих (волнение, безразличие, насмешки, поддразнивания, фиксация  внимания на заикании, обращение к специалисту)___________________________________________________________________________________________________

Особенности личности ребенка (спокоен, уравновешен, возбудим, обидчив, плаксив, драчлив, доброжелателен, труслив, смел, дружен с детьми в коллективе, добрый, жадный, стремление к лидерству)._______________________________________________

Внимание (внимателен, внимание неустойчивое, повышенная отвлекаемость).___________________________________________

Память (хорошая, снижена способность к запоминанию, снижена способность к воспроизведению)___________________________

Мышление (норма, соответствует возрасту, ниже возрастного уровня) ___________________________________________________

Работоспособность (хорошая, плохая, снижение работоспособности) __________________________________________________

Речевая активность (молчалив, болтлив, говорит охотно) ____________________________________________________________

Голос (нормальный, глухой, крикливый, тихий, затухающий, прерывающийся). Темп речи (нормальный, тахилалия, брадилалия). Дыхание (верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное, объем достаточный, недостаточный). Речевой выдох (нормальный, короткий, судорожный).

Тип судорог (клонические, тонические, смешанные).

Локализация судорог (артикуляторные, голосовые, дыхательные, смешанные).

Степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая).

В каких видах речи выражено заикание (шепотная речь, сопряженная, отраженная, ответы на вопросы, чтение, пересказ, стихотворная речь, спонтанная речь).

Заикания невротическое, неврозоподобное, неврозоподобное с невротическими наслоениями.

Фиксация на трудных звуках, слогах, словах (не выражена, выражена) _______________________________________________

Сопутствующие движения (рук, ног, головы, туловища). Отсутствуют, часты, стереотипны, постоянны и однообразны.

Наличие эмболофразий (нет, да) _________________________________________________________________________________

Общая моторика:

Координация движений (не нарушена, заторможенность, вялость, разболтанность, снижение чувстваритма, замедленность переключаемости движений) ______________________________________________________________________________________

Координация мелкой моторики пальцев рук (не нарушена, нарушена,  не четкое выполнение, неловкость, снижение чувства ритма, замедленность переключаемости движений).Ведущая рука  (правша, левша, амбидекстр).

Строение и подвижность артикуляционного аппарата:

Лицевая мускулатура (без особенностей, сглаженность носогубных складок, одной или двух; отставание угла рта при оскале зубов; замедленность движений глазных яблок; односторонний птоз верхнего века; гиперкинезы; синкинезии)____________________________________________________________________________________________________

Язык (нормальный, макроглоссия, микроглоссия, тонкий, толстый, географический). Объем движений нормальный (ограниченный); неравномерность работы мышц; снижение способности к переключению и удержанию позы; девиация языка; тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы; увеличение гиперкинеза или замедление темпа движения при повторных движениях; цианичность; язычные судороги. Гиперсаливация. _____________________________________________

 Подъязычная связка (нормадьная, укороченная) __________________________________________________________________

Твердое небо (нормальное, готическое, высокое, узкое, плоское, укороченное, расщелины неба).

Мягкое небо (нормальное, паретичное, укороченное, ассиметричное, расщелины, судороги).

Губы (нормальные, толстые, тонкие, шрамы, расщелина, неполное смыкание губ,судороги).

Зубы (без особенностей, мелкие, крупные, редкие, кариозные, вне челюстного ряда, крупные резцы, отсутствуют резцы, диастема) _____________________________________________________________________________________________________

Прикус (нормальный, дистальный, мезиальный, передний открытый, перекрестный, прямой).

Фонетика____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фонематическое восприятие (норма, соответствует возрасту). Нарушение фонематического восприятия( по твердости-мягкости, звонкости-глухости). Может определить наличие звука в слове (не может). Может определить место звука в слове (не может)________________________________________________________________________________________________________

Структура сложных слов (замены, пропуски, перестановки звуков; замены, перестановки, пропуски слогов; персеверации, антиципации, добавление слогообразующих гласных или слогов)________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________

Словарь (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, беден, ограничен лепетными словами и бытовыми неологизмами) _______________________________________________________________________________________________________________

Структура фразы (не нарушена, соответствует возрасту, нарушена незначительно, аграмматизм, грубо нарушена, нет фразовой речи) _________________________________________________________________________________________________________

Может самостоятельно составить рассказ (не может) _________________________________________________________________

Диагноз:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель-логопед ________________________________________ /                                 /

Дата обследования: «_______»_________________201__г.

© Селина Е.Н. Бланк №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

В данной работе раскрывается система коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями с использованием здоровьесберегающих технологий....

Советы логопеда родителям детей, имеющих речевые нарушения.

Предложенные советы и упражнения помогут в :правильном общении с ребёнком;развитии речевого дыхания, голоса, фонематического анализа и синтеза;развитии мелкой моторики и слогового анализа и синтеза.Та...

«Приемы взаимодействия логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения».

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей  является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Правильно организованная система взаимодействия ...

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей, как необходимый компонент при устранении речевых нарушений учащихся.

Работа направлена на использование различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей для повышения качества коррекционного воздействия...

Работа логопеда с родителями по сохранению здоровья детей с тяжелыми нарушениями речи

В данном материале изложено описание и рекомендации по организации форм взаимодействия логопеда средней группы с родителями....

«Роль взаимодействия учителей-логопедов с другими участниками образовательного процесса в коррекции речевых нарушений»

Взаимодействияе учителей-логопедов с другими участниками образовательного процесса в коррекции речевых нарушений (учителями, родителями, специалистами)...


 

Комментарии

Бабаева Вероника Рубеновна

Очень полезный и интересный материал. Проделана большая работа. Очень подробно изложена структура обследования. Спасибо!