Эффективные способы развития речи детей с алалией на основе ознакомления с окружающим миром.
статья по теме

Чукань Татьяна Вячеславовна

Наличие коммуникативного фактора — эмоционального отношения к объекту, обращенной к ребенку речи, взаимодействия со взрослым — обусловливает возникновение речи у дошкольника и ее дальнейшее развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные способы развития речи детей с алалией на основе ознакомления с окружающим миром.

Развитие речи    у детей с моторной алалией   одна из актуальных тем в коррекционной педагогике.

Развитие речи происходит в общении со взрослым, через организацию совместной с ним деятельности, посредством овладения действиями с предметами, игрушками. К активной речи ребенок перейдет тогда, когда у него накопятся необходимые впечатления и возникнет потребность что-то сказать. В работе необходимо стремиться вызвать у ребенка к окружающим предметам, игрушкам - эмоциональное отношение, привлечь к ним его внимание и постепенно включить предметы в совместные манипуляции, тем самым, обеспечивая знакомство с ними и их свойствами. Наличие коммуникативного фактора — эмоционального отношения к объекту, обращенной к ребенку речи, взаимодействия со взрослым — обусловливает возникновение речи у дошкольника и ее дальнейшее развитие.

Занятия по развитию речи с детьми с алаликами должны тесно переплетаться с занятиями по ознакомлению с окружающим, с одной стороны, и занятиями по овладению действиями с игрушками, предметами окружающего мира — с другой.

Обучая детей речи, важно, чтобы они не только умели произносить слова, но и осмысливали их, чтобы речь не превращалась в набор механически заученных слов. Речь должна быть наполнена предметным содержанием. Детей нужно учить соотносить реальный предмет с изображением, выделять его из числа других предметов, а также показывать и называть действия бытового характера.

Работа по вызыванию, активизации речи детей и расширению их активного словаря представляет большую трудность. Безречевые дети, большей частью пассивные, инертные, со слабыми интересами, нуждаются в создании такой эмоционально ярко окрашенной обстановки игр и занятий, которая вызывала

бы у них живую реакцию и речь. Игра всегда вызывает интерес и радость у детей, они стараются хорошо выполнять свои роли, стараются говорить.

В дальнейшем детей следует научить умению наблюдать жизнь окружающего мира (смену погоды, жизнь растений, поведение животных и птиц, игры и занятия детей, работу взрослых). Обычно наблюдения проходят в виде организованных занятий — экскурсий. На первых этапах обучения содержанием экскурсии может быть наблюдение за одним конкретным объектом, отдельными фактами действительности.

Вопросы, которые задаются во время экскурсии, должны быть тщательно продуманы. Они должны способствовать осмыслению наблюдаемого объекта, явления, направлять внимание на выделение его характерных

признаков, подводить к элементарным сравнениям и сопоставлениям по величине, цвету, форме.

В обучении связной речи широко может быть использована работа с картиной. Дети-алалики в силу присущих им особенностей, обусловленных

общим недоразвитием речи, бедностью жизненного опыта, очень часто не

существенные детали и особенности предметов. На занятиях по развитию речи можно использовать фланелеграф. С помощью его можно подвести

ребенка к пониманию вначале простого сюжета картины, а потом и более сложного. Ему легче понять сюжет, который на его глазах и создается. Фланелеграф позволяет использовать при восприятии сюжетной картины

двигательный    анализатор,    то   есть   прибегать    к   приему,    наиболее активирующему речевую деятельность ребенка.

Для начала надо брать_ картины, простые по композиции, с ограниченным количеством действующих лиц. Больше всего подходят картины, отображающие хорошо известные детям отдельные моменты их жизни в характерной для них обстановке. Также первый этап можно начать с рассмативания фотографий из семейного альбома - фотографии членов семьи, самого ребенка. Альбом становится «копилкой» всех впечатлений

ребенка и в дальнейшем будет способствовать развитию навыка чтениям письма.

Для описания подходят картинки с изображенными крупным планом предметами. Для обучения рассказыванию, в картине должен быть

несложный сюжет с ярко выраженными признаками действия.

Прежде всего важно научить детей рассматривать и понимать содержание картины. Важное место в речевом развитии детей принадлежит беседе по картинке - как предметной, так и сюжетной. Использование диалогов по картине способствует не только речевому, но также социально-эмоциональному развития ребенка, становления его мотивационной сферы. В этом помогут пособия «Беседы по картине».

Работа с Картинкой должна включать эмоциональные моменты. Вопросы,   задаваемые   ребенком,   являются   показателем   его   роста, развития   его   познавательных   интересов.   У   детей-алаликов   вопросы появляются с первых этапов овладения зачатками разговорной речи. Однако круг этих вопросов ограничен. Они задаются преимущественно по поводу     хорошо     знакомых     детям     действий,     которые     проводятся систематически и требуют не пояснения, а утверждения или запрещения. Нерасчлененность восприятия, ограниченность интересов    проявляются отсутствии   вопросов   познавательного   характера.    Отсутствие   точного различения звуков приводит к тому, что дети смешивают близкие по звучанию,  но  разные  по значению вопросительные слова:  куда? кому? откуда? когда?

Умение задать вопрос позволяет ребенку вступать в речевой контакт с окружающими, расширяет возможности речевого общения.

Дети приучаются смотреть, рассматривать, сравнивать, эмоционально реагировать на происходящее. В процессе работы по развитию речи дети узнают назначение предметов окружающего быта, узнают и показывают действия бытового характера, по возможности называют все это, учатся строить простую фразу. У детей расширяется пассивный словарь,

активизируется собственная речь, она становится в большей мере средством коммуникации и помогает в дальнейшем обучении.

План занятий и методика речевой работы с моторными

алаликами.

Эффективными способами развития речи являются:

  1. Развитие понимания речи.
  2. Развитие самостоятельной речи.
  3. Отработка элементов звучащей речи.

Неговорящий ребенок, не имеющий возможности спросить о значении того или иного слова, может в силу этого одного уже иметь известный дефект в понимании речи. Имеет значение и то, что обычно ребенок уточняет значение слов во время говорения, когда окружающие исправляют его ошибки — алалик и этого лишен. Наконец, неуменье понимать длинные тексты объясняется в большей степени тем, что дети не привыкли слушать, так как в семье с ними обычно мало разговаривают из-за трудно преодолимого убеждения, что немой не может всего понять. Как бы ни объяснять дефекты в понимании речи, их необходимо учитывать в педагогическом процессе.

Работа по развитию самостоятельной речи преследует задачу обогащения словаря, развития навыков связной и правильной в грамматическом отношении речи. Эти три задачи неотделимы друг от друга.

В раздел работы над элементами звучащей речи необходимо включать три вида работы, каждый из которых имеет самостоятельное значение:

  1. постановка дыхания необходима ввиду предрасположения алаликов
    к развитию заикания и ввиду того, что расстройство дыхательной
    функции, в ряде случаев наблюдающееся у алалика, затрудняет
    процесс воспитания речи;
  2. работа   по    постановке    отсутствующих    звуков    и    коррекции
    произношения;

3)        упражнение в подражании элементам речи.

Учитывая все значение и важность речевой практики, важно  стремится к    активизации речи детей. Наряду с накоплением точных конкретных

представлений нужно   придавать большое значение развитию внимания к речи, умению вслушиваться в образцы правильной речи.

Данные личного опыта и наблюдений в непосредственной педагогической практике позволяют сделать некоторые выводы о положительном влиянии этих способов развитии речи на дальнейший ход развития речевых возможностей детей, а также их значении в обучении грамоте и осмысленному чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи на основе ознакомления с окружающим миром

Тема:  Ягоды. Определение и различение.Цель: Расширить представление о многообразии растений.Познакомить с отличительными признаками ягод.Формировать навык правильного сбора ягод.Коррекция р...

Использование экспериментирования для эффективного формирования личностного опыта дошкольника с интеллектуальной недостаточностью при ознакомлении с окружающим миром.

Данный материал говорит об особенностях использования технологий эксперементирования в работе с детьми дошкольного возраста с интелектуальной недостаточностью....

Развитие экологических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы ...

Обобщение педагогического опыта «Пальчиковые игры, как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Выбор темы исследования, посвященного проблеме развития речи у детей младшего дошкольного возраста возник не случайно. Длительный срок работы с детьми   в  дополнительном образовании по...

Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей дошкольного возраста

Современная система дошкольного образования претерпевает существенные изменения в связи с введением ФГС ДО. Одно из изменений касается расширения спектра детских видов деятельности. Но, как и раньше, ...

Рисование сказки как способ развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья

О формах работы со сказкой, о плюсах рисования на доске, о том, как рисование сказки на доске, способствует повышению речевой активности у детей с ограниченными возможностями здоровья...