Воспитательная работа с детьми и родителями в 1 классе коррекционной школы.
методическая разработка по теме

 Масленникова Юлия Васильевна

В этой публикации я  отразила работу прошлого года с 1 специальным (коррекционным) классом МБОУ СОШ №30, где показала свою работу за тот период. Надеюсь, материал помещённый  мной пригодиться и другим педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 0-1_klass_maslennikova_yu.v._vospitatelnaya_rabota.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная работа с детьми и родителями

в 0-1 «в» классе МБОУ СОШ №30

учителя Масленниковой Ю.В. 


Перелистав известные тома,
Мы научились говорить красиво
Словами Пушкина, Макаренко, Дюма,
Но ведь не только в этом наша сила.
И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота,
Кусочек сердца отдавать кому-то –
Такая, брат, у нас с тобой работа!
В.Беляков


Классный руководитель - это не профессия; для меня - это состояние души. Мой стиль педагогического общения с детьми и родителями– диалогическое общение. Это общение, построенное на уважении их прав, взаимном доверии друг к другу, желании педагога слышать не только себя в общении с детьми и взрослыми, но и самих воспитанников и их родителей.
Моё педагогическое кредо:

  • Любовь к детям и безграничная вера в их возможности
  • Непрерывный поиск наиболее эффективных форм и методов работы.
  • Сотрудничество с детьми и их родителями.

В формировании воспитательной системы класса я опираюсь на методику коллективно- творческого воспитания. Для меня это прежде всего коллективная организация совместной деятельности взрослых и детей, коллективистский дух, партнерские отношения между ними, творчество и забота. Т.о. хочу отметить работу детей и родителей в дни каникул, когда они совместно выполняют задания творческого характера по чтению в индивидуальных альбомах (закрепление изученных букв).

Мои основные принципы:

  • Знай! Люби! Береги!
  • Не забывай своё детство.
  • Иди вместе с детьми по пути их взросления (именно вместе, а не рядом).
  • В воспитании стремись объять необъятное.
    Только в том случае, если мы будем помнить своё детство, свою пору взросления, мы сможем найти со своими воспитанниками общий язык.

Как часто выручали меня примеры из собственной жизни, рассказанные моим юным друзьям. Ни доводы, ни уговоры, ни нравоучения не могут помочь там, где личный опыт становится единственным критерием истины и доверия.
Не боюсь открывать себя своим детям: они мудро и по достоинству оценивают мою откровенность, никогда не злоупотребляя ею.
Многие наши беды, а детские в своём большинстве проистекают именно оттого, что нет рядом людей, которым можно открыть свою душу и сердце. А ведь именно с их возраста и начинается доверие к взрослым и друг другу.

Главный результат воспитания- «БЫТь человеком».


«БЫТь человеком» - вот главный результат воспитания. Поэтому ставлю перед собой следующие цели и задачи:


Цели:
- выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью;
- развивать их душу, ум и тело в единстве и гармонии;
- воспитывать чувства ребенка, развивать и совершенствовать его интеллект;
- способствовать социализации воспитанников.

Для достижения цели необходимо решить комплекс задач.
Задачи:

  1. создание условий для бесстрессового перехода ребенка из семьи и детского сада в школу.
  2. развитие умения слышать и слушать других, устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.
  3. создание условий для творческого самовыражения личности.
  4. развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воли, чувств.
  5. воспитание нравственных качеств личности.

Основой своей воспитательной деятельности я считаю педагогику сотрудничества. Это не только сотрудничество учителя и родителей, что немаловажно для нашей школы, но и сотрудничество педагога и детей, а также самих детей друг с другом. Я стараюсь привлекать в общественную деятельность всех детей. Так большинство детей класса принимали активное участие в праздниках и различных школьных мероприятиях(День знаний и день учителя,  Новый год, 23 февраля и 8 мата, Масленица) Активно принимали участие не только дети , но и родители ( Калачевой Лизы мама шила костюм для «поварят», Учинина Ильи помогает мне вести школьные и классные дела, никогда не откажет в помощи мама и папа Данилкины и Дыма, постоянная помощь в уборке класса осуществляется мамой Шадчнева Жени и Кошик Миши).

Для реализации целей и задач воспитания считаю необходимым использовать методы:

  • Диагностические (изучение, наблюдение, беседа)
  • Организационные (изучение, повторение, самоуправление)
  • Побудительные (поощрение, наказание, внушение, убеждение)
  • Коммуникативные (доверие, сотрудничество, согласие)
  • Методы коррекции (требования, корректирования)
  • Методы совершенствования (изучения, обобщения)
  • Игровые методы
  • Поисковый метод
  • Эвристический метод

Для этого использую различные формы работы, основными из которых можно выделить следующие: беседа, консультации, классные часы, родительские собрания в классе и школе, встречи в узком кругу, совместные игры и праздники, спотивные мероприятия, внеклассные мероприятия, экскурсии.


Очень велика роль индивидуальной работы в воспитании, причем в равной степени и с детьми и их родителями.

Мои главные законы:
- Хвалить ребенка прилюдно, а порицать наедине;
- Даже ругая ребенка, нужно найти повод для похвалы;

Т.о. можно выделить следующие правила эффективного взаимодействия классного руководителя с воспитанниками и их родителями:

  • Ставь четкие цели перед детьми,
  • Делай то, что говоришь,
  • Избегай гнева, устрашения,
  • Хвали, но не захваливай,
  • Терпение, терпение, терпение…
  • Если умеешь, - учи других,
    Если не умеешь, - учись сам,
  • Не навреди!

Каждый вид работы, проведенный мною, всегда подвергается доскональному анализу с точки зрения достижения поставленных целей.

ВОСПИТАНИЕ = СЕМЬЯ + ШКОЛА-это лозунг воспитательной работы любого учебного заведения.

Установление контактов с родителями – начало всех начал.

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает 3 основные направления:

  1. Просвещение по вопросам психологии и педагогики 
    (привлекаю специалистов различных направлений: психологов, воспитателей, учителей-предметников, логопеда и др.)
  1. Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. 
    (Знакомлю с традициями школы и класса, достижениями учителей и воспитанников, требованиями, Уставом школы, правилами поведения, с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе, планом воспитательной работы. Большое внимание уделяю участию самих родителей во внеклассных мероприятиях. Мы вместе в театрах, музеях, на экскурсиях, на семейных праздниках и классных часах; совместно с детьми и родителями ставим спектакли, организуем концерты, интеллектуальные игры, спортивные соревнования, праздники, посиделки у самовара, трудовые десанты, выпускаем газеты, плакаты и т.д.)
  2. Стали традицией в нашем классе:
  • Часы общения с родителями (1 раз в неделю, по необходимости)
  • «Горячая линия» (звонки по телефону с 19:00 до 20:00 ежедневно)
  • Консультация «в трудную минуту»
  • Посещение на дому
  • Родительские уроки (присутствие родителей на занятиях )

Все это помогает выявить проблемные ситуации, дает возможность выбрать правильную линию поведения, повлиять на общение родителей и ребенка, стать ближе друг к другу, совершенствовать дальнейшую работу с семьёй и учащимися.

  1. Активно ведется и  коррекционная работа.
    Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки семье в решении проблемных ситуаций (Князевой С.И.- беседы, консультации, разъяснительная работа), организация мероприятий по профилактике вредных привычек (игра «Волшебное слово», беседа « Красиво говорим», Классный час «Воспитанный ученик»); работа слабоуспевающих учащихся (с Кошик М., Дыма С, Калачевой Л.).


Хотела бы отметить т.о. правила эффективного общения с родителями.

  • Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, — создайте необходимые условия для общения с вами!
  • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время!
  • Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
  • Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
  • Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали!
  • То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
  • Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность! Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь, хорошее, дающее шанс на будущее!
  • Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика!
  • Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам!
  • Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы над литературным произведением в старших классах коррекционной школы"

Данный материал познакомит с литературными произведениями, с которыми учащиеся знакомятся в старших классах и познакомит с рекомендациями в работе над этими произведениями....

Словарная работа на уроках письма во 2 классе коррекционной школы VIII вида(I четверть)

Данная работа поможет познакомить обучающихся со словарным словами по программе 2 класса в I четверти. Презентация содержит в себе тест на знание  словарных слов, который позволяет оценить знания...

Контрольная работа по русскому языку в 6 классе коррекционной школы Тема: "Имя прилагательное".

ККонтрольная работа помогает повторить и закрепить изученный  материал  по  теме:  «Имя  прилагательное»;  продолжить работу над  умением нахождения прилагательных в...

Календарный план воспитательной работы для работы с детьми среднего школьного возраста специальной коррекционной школы-интерната VIII вида

Календарный план воспитательной работы с детьми среднего школьного возраста специальной коррекционной школы-интерната VIII вида....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ГРУППЕ (ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ)

Структура воспитательной программы: 1.                Пояснительная записка.2....