Использование развивающих игр в работе с аутичными детьми.
методическая разработка по теме

Виды сенсорных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skanirovanie_shkonda_1-2.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

Использование развивающих игр в работе с аутичными детьми

Виды сенсорных игр

  1. Игры с красками. "Цветная вода": для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой; ребенок же своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравится. В этой игре ребенок довольно скоро может проявить желание более активно участвовать в происходящем: начинает "заказывать" следующую краску или выхватывает кисточку и принимается действовать самостоятельно. Когда увлеченность чистым сенсорным эффектом станет ослабевать (это может произойти через разное количество времени у разных детей, причем подразумевается, что ребенок играет в эту игру не только на занятиях, но может затеять ее в любой момент, призвав на помощь близких, либо самостоятельно, если позволяет уровень развития его бытовых навыков), можно приступать к расширению игры. Некоторые из возможных вариантов:

1) . Организация активного участия ребенка в игре и развитие бытовых навыков. Если ребенку нравится игра, скорее всего, он согласится выполнить просьбу-инструкцию: предложить ему открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем разлить воду по стаканам, а если пролили воду, вытереть лужу на столе или на полу тряпкой. Инструкции должны быть четкими, и лучше действовать вместе с ребенком: "Открываем кран. А где наша бутылка? Вот она, в шкафчике стоит. Давай нальем в нее водичку - ух, какая тяжелая стала бутылка... Теперь разольем воду по стаканам. Буль-буль-буль - течет водичка. Ой! Пролили воду на стол! Какая получилась на столе лужа! Возьмем тряпку и вытрем стол. Вот теперь стало хорошо". 2) Можно заняться смешиванием красок, получая новые цвета. Для этого можно сливать воду разных цветов в один стакан либо растворять в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. 3) Можно затеять игру "Кукольный обед": накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и угостите их различными напитками. В этой игре красная вода превращается в томатный сок, белая - в молоко, оранжевая - в фанту, а черная - в кофе... Фантазируйте  вместе с ребенком! 4) Используя пластиковые стаканчики разного размера, можно знакомить ребенка с понятием величины. 5) Посчитать стаканы с напитками, чтобы они соответствовали количеству "гостей".


2.        Игры с водой. Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимы
детьми. К тому же, игры с водой имеют и терапевтический эффект.
Следующие варианты игры: 1) Чтобы ребенку было удобнее достать до
крана, пододвинуть к раковине стул. Достать приготовленные заранее
небольшие пластиковые бутылки и пузырьки, наполняйте их водой из-под
крана: "Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь полная".
Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать "фонтан",
подставив под струю воды ложку или пузырек с узким горлышком. Обычно
такой эффект приводит детей в восторг. 2) Наполнив водой таз, организовать
игру в "бассейн", в котором учатся плавать игрушки (возможно в том случае,
если у ребенка уже есть опыт посещения бассейна). 3) Наполненный водой
таз теперь станет "озером", в котором плавают рыбки или уточки. 4) На
следующем занятии этот же таз с водой может превратиться в "море", по
которому плывут кораблики. 5) "Купание кукол"; искупайте кукол-голышей
в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце,
сопровождая свои действия словами: "А сейчас будем кукол купать».
 «Нальем в ванночку теплой водички, попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?..» и т.д. 6) "Мытье посуды"; вымыть посуду после кукольного "обеда".

3.        Мыльные пузыри. Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе
мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока не
передавят все до одного, и тут же просят повторения. Но сами попробовать
выдуть пузыри часто отказываются, т.к. это требует определенной сноровки
и развития дыхания. Необходимо предварительно подготовить ребенка к игре
с мыльными пузырями. Для этого необходимо научить его дуть,
сформировать сильный выдох, умение направлять струю воздуха в нужном
направлении. Во время игр с мыльными пузырями следует соблюдать
некоторые меры предосторожности: следить, чтобы ребенок дул, но не
втягивал в себя жидкость (он может сделать это по привычке, если привык
пить сок из пакетиков через трубочку, или захочет попробовать жидкость для
мыльных пузырей на вкус). Необходимо это предусмотреть, и
использовать для приготовления мыльных пузырей экологически чистое
средство для мытья посуды в небольшом количестве. 1) Чтобы вызвать у
ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложить ему
помимо рамки из купленного пузырька разнообразные трубочки, например,
трубочку для коктейля, можно  свернуть  и склеить  из плотной бумаги толстую трубку для получения большого пузыря. Для получения большого пузыря подойдет и небольшая пластиковая бутылочка с отрезанным дном. Можно разобрать гелевую ручку, получив в результате корпус – прозрачную трубочку из твердой пластмассы (в этом случае ребенок не будет прикусывать или перегибать трубочку.

2)"Пенный замок": в небольшую емкость с водой добавить немного


средства для мытья посуды и размешать. Взять широкую трубку для коктейля, опустить в миску и начинайте дуть; одновременно с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложить ребенку подуть вместе с педагогом, затем самостоятельно. Поставить внутрь пены пластмассовую игрушку - это "принц, который живет в пенном замке".

4. Игры со свечами. Приготовить набор свечей: обычную длинную, плавающие свечи, а также маленькие свечки для именинного торта. Начинаем с длинной свечи, устойчиво ее установить и зажечь на глазах у ребенка: "Смотри, как свечка горит, как красиво". Ребенок может испугаться, в этом случае отложить эту игру. Если реакция ребенка положительная, предложить подуть на пламя: "А теперь подуем... Сильнее, вот так - ой, погас огонек. Смотри, какой поднимается дымок". Скорее всего, ребенок попросит педагога  зажечь свечу еще и еще. В дальнейшем возможны следующие варианты игры: 1) Оставить маме "задание на дом": когда стемнеет, не включать в квартире электрический свет, а зажечь свечу и походить с ней по дому, освещая путь, - так ребенок познакомится с назначением свечи. 2) Держа в руке потушенную свечу, порисовать в воздухе дымом. 3) Наполнив таз водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей; в темной комнате (например, в ванной комнате с прикрытой дверью) получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами, зрелище. 4) Наполнить столовую ложку водой и подержать над пламенем свечи, обратить внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Подобным образом можно растопить кусочек льда или сливочного масла. 5) Приготовить зефир в шоколаде или пастилу и воткнуть одну или несколько праздничных свечек: сегодня "День рождения Мишки". Вместе с ребенком накрыть на стол, пригласить гостей, спеть песенку. Затем торжественно внести "праздничный торт" и задуть свечи.

5.Игры со светом и тенями.

1) "Солнечный зайчик". Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймать с помощью зеркальца лучик и постараться обратить внимание малыша на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша, отодвигать луч в сторону. Попробовать привлечь ребенка к игре: предложить поймать убегающего "зайчика". Если ребенку понравилась игра, поменяться ролями: дать ему зеркало, показать, как поймать луч, а затем встать у стены. Если у ребенка получится "солнечный зайчик", постараться "ловить" его как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: "Поймаю-поймаю! Какой шустрый заяц - как быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать... Ну-ка, заяц, спускайся к нам!" и т.д. Смех ребенка станет вам самой лучшей наградой. 1) "Тени на стене". Вечером, когда стемнеет, включить настольную лампу и


направить ее свет на стену. Однако, помня, что ребенок может испугаться, необходимо пробовать осторожно и первый раз проводить такую игру не в детской комнате. Ведь испуг будет связан именно с местом, где ребенок его испытал, с конкретной настольной лампой. Попробовать для начала в коридоре, а лучше на улице, в свете фонаря. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек мы получим на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д. 3) "Театр теней". Придумать несложный сюжет и организовать целый "театр теней", для чего использовать также приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты. 4} "Фонарик". Приготовить электрический фонарик и, когда стемнеет, походить с фонариком по группе. Фонарик пригодится, если перегорела лампочка, во время прогулки по темным аллеям парка, где нет фонарей и т.п. 5) "Темно -светло". При помощи фонарика устроить освещение в кукольном домике или в домике для игр, который можно соорудить из большой коробки. 6) "Китайский фонарик". Оклеив проволочный каркас цветной бумагой и закрепив внутри маленький фонарик, мы получим "китайский фонарик", который осветит все вокруг загадочным мерцанием разноцветных бликов.

6.        Игры со льдом. Попросите маму ребенка заранее приготовить лед: пусть
вместе с ребенком заполнят водой форму для льда и поставят в морозильную
камеру. На следующий день на занятии достать лед и вместе с ребенком
выдавите из формы в мисочку: "Смотри, как водичка замерзла: стала
холодная и твердая". Взять кусочек льда и погреть его в ладошке: "Ой, какая
холодная льдинка! А ручка теплая, давай зажмем в ладошке. Смотри,
водичка капает: это лед тает и снова превращается в воду". Можно поиграть с
водой следующим образом: 1) Подогреть кусочек льда над свечой. 2) В
прозрачную стеклянную кружку или стакан налить горячий чай (можно
подкрасить горячую воду), опустить кусочек льда и понаблюдать, как быстро
он тает. Можно взять несколько стаканов и наблюдать, как лед по-разному

-тает в воде разной температуры. А когда ребенок будет пить очень горячий чай, добавить в чашку с чаем кусочек льда, чтобы "быстрее остыл". Также можно охладить сок для мишки: мишка пьет и приговаривает: "Ах, какой холодненький сок!" 3) Можно приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски. Или порисовать красками на большом куске льда. 4) Зимой на прогулке обращать внимание ребенка на заледеневшие лужи, снять и рассмотреть сосульку и т.д.

7.        Игры с крупами. Приготовить по упаковке следующих круп - гречка,
горох, манная крупа, фасоль, рис. Высыпать гречневую крупу в глубокую
миску, опустить в нее руки и пошевелить пальцами. Выражая удовольствие
улыбкой и словами, предложить ребенку присоединиться: "Где мои ручки?
Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками - так
приятно! А теперь потри ладошки друг о друга - немножко колется, да?" На
следующих занятиях можно использовать другие крупы. В дальнейшем: 1)
Прятать мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем искать. 2) Пересыпать


крупу при помощи совочка, ложки, стаканчика из одной емкости в другую. Пересыпать в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук. 3) Если ребенок захочет рассыпать крупу, пусть это будет "дождь" или "град". По рассыпанной по полу крупе можно походить в носочках. Можно посыпать крупу на шейку или голую спинку ребенка, если он позволит. 4) "Приготовление еды". Насыпать в кастрюльку из набора кукольной посуды небольшое количество манной крупы, добавить воды и перемешать, - так можно сварить "кашку" для куклы. А если вдавить горошины в кусочек коричневого пластилина, то получится "шоколад с орехами".

8. Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной). Приготовить один брусок пластилина и показать ребенку основные приемы лепки: отщипывание, скатывание шариков круговыми движениями и раскатывание колбасок движениями вперед-назад (на плоскости стола или между ладонями), разрезание бруска на более мелкие кусочки при помощи стеки. Предложить ребенку попробовать (вначале действовать руками ребенка, если он не станет сопротивляться). Когда ребенок усвоит эти несложные умения, можно приступать к лепке из пластилина разных цветов: 1) Слепим маленькие шарики из пластилина красного цвета, получились "ягодки", а если в разноцветные пластилиновые шарики воткнуть палочки (можно использовать "ушные палочки", предварительно удалив вату) -получаются фруктовые леденцы "чупа-чупс". Раскатаем кусочек красного пластилина, получаем "колбасу", а если тонко-тонко раскатать белый пластилин - выкладываем на тарелку "спагетти". Теперь возьмем пластмассовую стеку и разрежем светло-коричневый пластилин на кусочки -это "хлеб". Итак, "угощение" готово, приглашаем кукол на "обед". Можно из кусочков пластилина разных цветов вылепить праздничный пирог, вставить свечку и организовать "день рождения". 2) Игра "Огород". На куске плотного картона выложить пластилиновые грядки. Теперь "сажаем овощи", для этого можно) использовать крупы: так горох станет "репкой", а красная фасоль -"картошкой"; разноцветная мозаика превратится в "красные помидорчики" и "зеленые огурчики"; некоторые овощи (например, "морковку") можно попытаться вылепить из пластилина. 3) Методом размазывания можно получить картину из пластилина: размазать по картону зеленый пластилин, -это "травка", прилепить маленькие красные кружочки - вот и получилась "полянка с ягодками". Таким же способом в синем пруду станут плавать "золотые рыбки", а на голубом картоне появится желтое пластилиновое "солнышко" с лучиками. В дальнейшем можно использовать в работе другие материалы - тесто, глину. Однако следует учесть, что использование пластичных материалов в работе с аутичным ребенком может быть осложнено его повышенной брезгливостью. Так, ребенок может с отвращением отшвырнуть тесто, потому что оно липнет к рукам, не решится притронуться к глине, откажется от работы с пластилином, если тот мажется или неприятно пахнет. И все же, опыт показывает, что если пробовать,


предлагая ребенку различные материалы и разные виды одного и того же материала, удается найти такой, который ему понравится.

9.        Игры со звуками. 1) Обращать внимание ребенка на звуки в
окружающем мире: скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, когда
размешиваем чай, звон бокалов друг о друга, скрип тормозов, стук колес
поезда и т.д. 2) Извлекать разнообразные звуки из предметов: постучать
деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, провести
палочкой по батарее, постучать костяшками пальцев по стеклу. Насыпать в
коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по
две). Потрясти коробочку, привлекая внимание ребенка к звучанию - пусть
ребенок найдет коробочку, которая звучит так же. 3) Приобрести для ребенка
следующие детские музыкальные инструменты: барабан, бубен, металлофон,
дудочку, гармошку, пианино. Когда ребенок научится играть на них,
использовать его умения в сюжетных играх: "У Мишки день рождения.
Давай сыграем для него на пианино. Когда поем песенку про Антошку,
играем на гармошке" и т.д. 5) Оказавшись на природе, вместе с ребенком
прислушиваться внимательно к звукам вокруг: шелесту листвы, жужжанию
мухи, журчанию ручейка... Звуки природы сами по себе несут успокоение и
чувство гармонии.

10.        Игры с движениями и тактильными ощущениями. Поскольку
прикосновения могут оказаться для аутичного ребенка болезненными,
поначалу стараться не дотрагиваться до него. Необходимо быть терпеливым
и тактичным и дождаться момента, когда ребенок первый проявит
инициативу. Это может произойти по-разному: вот ребенок впервые забрался
к педагогу на колени или вдруг во время занятия в первый раз надолго
остановил взгляд на лице педагога, а затем протянул руку и стал ощупывать
нос педагога, щеки, лоб (надо обязательно предоставить ему эту
возможность). Или же ребенок снял кофточку и словами "Больно, болит!"-
выразил просьбу погладить ему спинку. Будьте внимательны и не пропустите
этот важный шаг ребенка в сторону педагога. Если это произошло, то в
занятиях становится возможным проведение таких игр: 1) Тормошение,
возня: обычно происходят на полу, и ребенок является инициатором этой
игры. 2) "Догоню-догоню" ("поймаю-поймаю"): вы делаете вид, что
пытаетесь поймать ребенка, он же с визгом убегает. В игре "Змейка"
возьмите ленточку (скакалку, веревку) и, делая колебательные движения,
отходите от ребенка, предлагая ему догнать змею: "Уползает, уползает
змейка! Скорее догони!" Дать ребенку возможность победно наступить на
змейку ногой. 3) "Самолетики": покружить ребенка в воздухе - "Полетели,
полетели!", затем опустить на диван или на пол: "Приземлились".


Рекомендации по проведению сенсорных игр

  • Если ребенок не включается в игру, не обращает внимания на ваши действия, либо каким-то образом выражает протест против ваших действий, не настаивайте. Но обязательно попробуйте в следующий раз. Если же вы видите, что ребенку понравилась игра, но он остается пассивным, не останавливайтесь, продолжайте осуществлять игровые действия, комментируйте их так, словно вы уже действуете вместе с ребенком. Поначалу не стоит ждать от ребенка активности, следует радоваться любому, даже самому минимальному участию в игре.
  • Помните о том, что ребенка могут испугать те новые яркие впечатления, которые вы ему предлагаете. Поскольку предположить заранее, какое именно впечатление произведет на него данный сенсорный эффект невозможно, будьте осторожны: предлагайте новое постепенно и маленькими порциями. Внимательно следите за тем, как реагирует ребенок, и при первых признаках тревоги или страха немедленно прекратите игру.
  • Понравившаяся ребенку игра потребует некоторого количества повторений. Не противьтесь просьбам ребенка повторить игровые действия вновь и вновь: ему необходимо время, чтобы обжить новые ощущения.
  • Следует учитывать тот факт, что произвольное внимание ребенка кратковременно и неустойчиво, поэтому, если в игре появилась сюжетная линия, не затягивайте сюжет. Пусть поначалу игровые действия будут свернуты: например, на грядку посажен всего один овощ, а кукольный "обед" длится всего две минуты. Главная задача на данном этапе - при помощи эмоционального комментария сохранить логическую структуру игры, завершить игровое действие и подвести итог.
  • Во время игры ребенок может начать говорить, заглядывая при этом вам в лицо в ожидании реакции. Это могут быть фразы-штампы из рекламных роликов или придуманные им самим слова. Улыбнитесь в ответ и повторите то, что сказал ребенок, с соблюдением интонации. Такая форма общения, своеобразная "перекличка", даст ребенку подтверждение того, что вы его понимаете, вызовет большее доверие к вам.
  • Если ребенок чего-то очень захотел и старается выразить свое желание, постарайтесь найти социально адекватную возможность это желание удовлетворить. Чаще это желание обладать каким-либо предметом, совершать с ним определенные действия. Если же ребенок захотел что-то потенциально опасное, попробуйте предложить заменитель желаемого, Например, вместо таблеток предложите ему для кукольной аптечки безвредные конфетки-горошки,
  • Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагайте различные варианты. Они будут зависеть от предпочтений ребенка, а также от вашей фантазии и педагогического чутья. Необходимо постараться на основе интереса ребенка, его желания, организовать ситуацию обучения, которая позволит ребенку получить новые полезные сведения, усвоить новые навыки. При этом необходимо быть готовым к тому, что какие-то варианты развития событий ребенок примет не сразу, а с чем-то не согласится категорически.
  • Всегда существует опасность того, что предложенные действия ребенок начнет воспроизводить в многократно усиленной, а порой неадекватной форме. Так, он стучит по стеклу со всей силой, над огоньком свечи начинает поджигать палочки и т.п. При этом отвлечь его от подобных экспериментов очень трудно. Позвольте ребенку получить новое впечатление под вашим контролем и страховкой, а затем постарайтесь переключить на его любимую спокойную игру.

ИГРЫ МС АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ

«Собираем головоломки"»(Черепанова Г.Д.)

ЦЕЛЬ:  Развитие коммуникативных склонностей ребенка.  Собирать головоломки- один  из любимых  видов  деятельности  многих  аутичных  детей, поэтому данная   игра  доставляет им  большое  удовольствие.

СОДЕРЖАНИЕ :  Сначала  ребенку предлагают  собрать  одну или несколько головоломок

(«Тантрам"», «Квадрат Пифагора», «Сложи квадрат» и т.д.) .  Затем незаметно из  коробки  извлекают одну деталь. Ребенок  складывает  знакомую  головоломку  и  вдруг обнаруживает, что не хватает детали. Тогда он обращается за помощью. Если ребенок еще не готов к такого рода общению, взрослый может помочь ему. «Эта деталь у  меня. Если она тебе нужна, можешь попросить, и  я  отдам  ее». На первых порах можно даже помочь ребенку сформулировать просьбу. Полученный

 навык закрепляется постепенно,  при  каждом   повторении  данной  игры, а  затем  переносится  на  другие  виды деятельности.

Игры  с  чудесным  мешочком (Черепанова Г.Д.)

ЦЕЛЬ : Развитие кинестетических ощущений, восприятия цвета, формы,  умения сотрудничать со взрослым.

СОДЕРЖАНИЕ: На  левую руку ребенка надевают "волшебный мешочек", в котором находятся изготовленные из плотного цветного картона  (из пластика, из дерева) геометрические фигурки.  Мешочек  должен  быть  чуть  больше  ладошки  (по краю  отверстия пришивается резинка,  сам мешочек  лучше сшить из


ярких цветных лоскутков).

Наощупь ребенок левой рукой выбирает по заданию взрослого определенную геометрическую фигуру, а правой рисует на бумага его контуры. Затем из мешочка вынимается выбранная фигурка, она сравнивается с нарисованной, раскрашивается тем же цветом, что и оригинал.  Желательно,  чтобы ребенок во время работы произносил вслух название фигуры, цвета и те действия, которые он производит.

ПРИМЕЧАНИЕ   Игру лучше проводить в такой последовательности:

сначала в мешочке должны находиться предметы только одной формы (например, только треугольники), затем- двух  форм, трех форм, четырех форм и т.д. Всякий раз (кроме первого варианта) ребенку дается такая установка: «Выбери такой предмет, какой  я тебе покажу" . Или более сложный вариант: «Нарисуй предмет, который ты держишь в левой руке  в  мешочке», -в этом случае образец отсутствует, ребенок действует только по словесной инструкции.

«Говорящие рисунки»Черепанова Г.Д.)

Т*"        ill         I. I ..I.,.—«  ■            —■■■   I....I.        ..ii.i        ч.м —,. I ■

ЦЕЛЬ Развитие наблюдательности, коммуникативных склонностей, умения работать с пооперационными картами и составлять их.

СОДЕРЖАНИЕ  Ребенок получает пиктограмму и выполняет действия в соответствии с указанием на рисунке. Затем он рассказывает взрослому о том, как он догадался,  что нужно сделать именно это.


После небольшого диалога ребенок и взрослый могут поменяться ролями. Теперь взрослый выполняет изображенное схематично ребенком задание, а затем отвечает на его вопросы.

«Симметричные рисунки» (Черепанова Г.Д.)

ЦЕЛЬ Развитие коммуникативных склонностей, умения работать с партнером.

СОДЕРЖАНИЕ  : Предлагается по образцу нарисовать предмет вместе

со взрослым от оси: ребенок рисует справа (слева, если левша), взрослый- слева.  Договариваются , каким карандашом будут рисовать. Взрослый определяет исходные точки. Карандаши ставят одновременно в одну точку и проводят в одном ритме. (см. прил.)

«Менялки игрушек» (Карпова Е.В., Лютова Е.К.)

ЦЕЛЬ : Эта игра учит взаимодействовать с окружающими при  помощи не

только вербальных, но и невербальных средств, например, осуществлять контакт глаз.

СОДЕРЖАНИЕ  :  Все дети встают в круг, каждый держит в руках какую-либо игрушку. Водящий стоит спиной к  играющим и громко считает до 10. В это время некоторые играющие меняются предметами. При этом все действия выполняются молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Водящий входит в круг. Его задача- угадать,  кто с кем поменялся игрушками.

Можно договориться заранее, сколько попыток дается ведущему для отгадывания.

ПРИМЕЧАНИЕ  . Как правило,  аутичным детям бывает трудно сразу включиться в игру.


Обычно они сначала (иногда в течение нескольких дней или даже недель) просто наблюдают за игрой со стороны, затем при желании они могут встать в круг и принять участие в игре, а затем они могут согласиться водить. Причем, если ребенок не может или не хочет считать вслух, за него это сделать может взрослый или кто-то из ребят. "Создаем мультфильмы" (Слухова А.А.)

ЦЕЛЬ  : Учить детей восстанавливать последовательность происходящих событий ,развивать коммуникативные склонности.

СОДЕРЖАНИЕ   : Ребенку предлагается вспомнить основные события,

которые  происходили в течение предыдущего дня. Затем взрослый на карточках небольшого размера, сложенных в гармошку, вместе с ребенком делает зарисовки к основным режимным моментам. На листе  плотной  бумаги  взрослый рисует телевизор, прорезает в нем окошки и начинает с ребенком "просмотр" мультфильмов: «Вот ты встал утром, вспомни,  что сказал маме? Затем ты сел завтракать, выходя из-за стола, что ты сказал? и т.д. По окончании занятия ребенок может сложить карточки и взять с собой, чтобы посмотреть мультфильм дома вместе с мамой и папой. Данную игру следует проводить в течение нескольких занятии.

Волшебный сундучок" (Черепанова Г.Д.)

ЦЕЛЬ  Игра способствует развитию тактильных ощущений,формированию навыков связной речи.В основе данной игры лежит один из любимых видов деятельности аутичных детеи-разглядывание и изучение новых предметов.


СОДЕРЖАНИЕ: Красиво оформленный сундучок содержит различные

мелкие предметы. Надо доставать из сундучка их, рассматривать,играть с ними. Перебирать в сундучке предметы очень нравится детям. Можно построить занятия на закрепление свойств предметов.

Фантазировать:где это пригодится и т.д.Эту игру можно проводить с тканью,мехом,пуговицами,клубочками пряжи,бросовым материалом.Пофантазировать или заняться поделками.

Необходимо любую поделку делать до конца,чтобы ребенок захотел еще раз и два и... вернуться к волшебному сундучку.

"Рукавички" (Кряжева Н Л.,1997)

ЦЕЛЬ: включение аутичных детей в групповую работу. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички,количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом,но не раскрашенным,по помещению.Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою "пару", отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются,как можно быстрее,раскрасить совершенно одинаковые рукавички. Дети сразу видят и понимают целесообразность своих действий (ищут пару). Педагог наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договориваются. Проводить игру рекомендуется в два этапа.

На первом этапе дети только ищут парную рукавичку. Проиграв подобным образом несколько раз можно переходить ко второму этапу: найдя пару, участники игры раскрашивают парные рукавички.


"Щепки на реке" (Фопель К.1998)

ЦЕЛЬ: создать спокойную,доверительную атмосферу

Участники встают в два длинных ряда,один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. Это все вместе- Вода одной реки. По реке сейчас поплывут Щепки.Первый ребенок,первая щепка,начинает движение. Он сам решит, как будет двигаться. Например, закроет глаза и поплывет прямо. А вода плавно поможет руками Щепке найти дорогу. Возможно,щепка поплывет не прямо,а будет крутиться. Вода должна и этой щепке помочь найти дорогу. Может быть,Щепка,оставив глаза открытыми,будет двигаться хаотично или кругами. Вода должна и ей помочь. Когда Щепка проходит до конца Реки, она становится рядом с последним ребенком и ждет,пока не приплывет следующая,которая встает напротив первой. Тем самым они составляют Реку и постепенно удлиняют ее. Так,неспешно,Река будет блуждать по классу,пока все дети не проплывут по Реке,изображая Щепки.

Дети сами могут решить, как они в качестве "Щепок" будут "двигаться по Воде": медленно или быстро.

Дета,которые будут Водой, должны потренироваться приостанавливать и направлять самые разные Щепки. Аутичному ребенку не обязательно быть в роли Щепки.

"Охота на тигров" (Карпова Е.В., Лютова Е.К.,1999)

ЦЕЛЬ:  научить детей планировать свои действия во времени

Группа участников встает в круг.  Водящий выходит за круг, становится

спиной к группе и начинает громко считать до 10.

В это время участники передают друг другу маленького игрушечного  

тигра.


После окончания счета тот,у кого находится тигр,вытягивая руки вперед, закрывает тигра ладошками. Остальные участники делают то же самое. Задача водящего-найти тигра.

Как правило,аутичным детям трудно сразу включиться в игру,поэтому сначала необходимо дать им возможность - понаблюдать за ходом игры со стороны.

"Покажи нос" (Васильева Е.А.)

ЦЕЛЬ: помочь детям ощутить и осознать свое тело. Раз,два,три,четыре,пять, Начинаем мы играть. Вы смотрите,не зевайте И за мной все повторяйте, Что я вам сейчас скажу И при этом покажу.

Воспитатель,называя части своего тела,показывает их на себе,кладет на них руки. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе названные части тела.

Затем воспитатель начинает "путать" детей: называть одну часть тела,а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.

"Кто я?" (Черепанова Г.Д.)

ЦЕЛЬ: развитие представлений и воображения ребенка

Содержание: Взрослый поочередно надевает на себя атрибуты представителей различных профессий (врач,артист,дирижер,.дрессировщик, милиционер и т.д.) Ребенок должен отгадать,кто был.


"Придумки" (Черепанова Г.Д.)

ЦЕЛЬ: научить детей распознать различные эмоции. Взрослый просит ребенка придумать небольшой рассказ, ориентируясь на картинки. Он говорит:"Я начну придумывать историю,а ты продолжишь ее. К этой истории у нас уже нарисованы картинки. Например,Таня вышла водвор гулять. Она взяла мяч. Настроение у нее было вот такое (педагог показывает на карточку). Как ты думаешь, что произошло?"

"Покажи по-разному" (Черепанова Г.Д.)

ЦЕЛЬ: научить детей распознавать и показывать различные ощущения и действия, ознакомить их со словами-антонимами. 1 этап игры: Взрослый говорит:

  • вот я захожу в ворота высокие (и сопровождает свои слова показом),а вот я захожу в ворота... (взрослый пригибается)Какие? Ребенок должен назвать антоним к слову "высокие".
  • я несу легкий пакет (показывает),а теперь я несу (показывает)... Какой пакет?
  • я перехожу широкую реку (показывает),а вот я перепрыгиваю через ручей (показывает)... Какой?
  • я иду медленно,а вот я иду...Как?
  • я гуляю,мне жарко. Но вот подул ветер,и мне...
  • я смотрю грустный спектакль. А теперь смотрю...

2 этап игры: Все действия выполняет ребенок,а взрослый комментирует или устанавливает правила игры, например:"Если я скажу, что ворота-высокие,то ты идешь,как обычно,а если я скажу,что ворота низкие, то ты пригибаешься и т.д.


"Солнечный зайчик" (Черепанова Г.Д.)

ЦЕЛЬ: развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.

"К нам в гости пришел Солнечный зайчик. Найди, где он находится. (Педагог включает фонарик и светит им на стенку). А теперь зайчик будет двигаться. Запомни,как он двигался, и нарисуй его путь". Ребенок следит взглядом за движением светового пятна,а затем зарисовывает траекторию пути зайчика на бумаге. Вместо фонарика можно использовать лазерную указку,а в солнечный день-зеркалыде.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ

Реферат. ПАПО, 2010 г., "Актуальные проблемы дефектологии"...

Методические рекомендации в работе с аутичными детьми

В статье рассматриваются психологические особенности детей с РАС, виды коррекционной помощи....

«Использование развивающих дидактических игр на занятиях с детьми с особыми возможностями здоровья»

К вниманию представлены ряд развивающих коррекционных дидактических игр, которые на протяжении многих лет успешно используются на занятиях с детьми с особыми возможностями здоровья. Игры вызывают боль...

«Расстройства аутистического спектра (РАС). Организация коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми в ДОУ».

Встретить такого ребенка с РАС может каждый человек, который постоянно имеет дело с детьми. Детский аутизм проявляется в очень разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развити...

Коррекционная работа с «аутичными»детьми

                  Что таое аутизм?  Основные симптомы  аутизма. Коррекционная работа с "аутичными детьми"...

Доклад «Особенности логопедической работы с аутичными детьми»

laquo;Особенности логопедической работы с аутичными детьми»...