Развитие межполушарного взаимодействия
консультация по теме

Минеева Юлия Александровна

        Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Его можно развивать с помощью упражнений - комплекса движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Обычно подобные упражнения включают в свои занятия психологи.  Работая с детьми с задержкой психического развития,  мы постоянно ищем методы более эффективной работы и рекомендуем использовать подобные упражнения логопедам, работающим с особыми детьми (в качестве релаксации в составе занятия, организационного момента). Полезно привлекать к овладению упражнениями родителей,  которые вместе со своим малышом могут дома превратить игру в полезное занятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          Цели упражнений:

• Развивать высшие психические функции.

• Функционально активизировать подкорковые образования мозга.

• Обеспечивать и регулировать общий энергетический фон, на котором развиваются все психические функции.

• Стабилизировать межполушарное взаимодействие.

• Обеспечивать приемы и тонкий анализ модально-специфической информации.

• Обеспечивать регуляцию, программирование и контроль за протеканием психической деятельности, управление работой нижележащих уровней.

                             

Игра «Котик»

ЦЕЛИ:

• Активизировать тактильные ощущения.

• Развивать переключаемость движений.

Кот «спит» в центре, мыши  тихо на цыпочках крадутся, потом подходят к коту, гладят его и поют:

Котик, котик, что ты

спишь?

По двору крадется мышь.

Котик вскакивает, кого он поймает, тот становится котиком.

                          Релаксация «Ковер-самолет»

ЦЕЛЬ:

• Показать способы отдыха после активной игры.

И.п. - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.

Логопед. Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

Упражнение «Яйцо»

ЦЕЛЬ:

• Активизировать работу стволовых структур мозга (наибольший эффект достигается при выполнении этого упражнения с мамой).

Ребенок садится на пол, подтягивает колени к животу, обхватывает их руками, голову прячет в колени. Пусть представит себя цыпленком, который будет вылупляться из яйца. Мама садится сзади ребенка, обхватывает его руками и ногами, изображая скорлупу, и предлагает цыпленку вылупляться.

                               Упражнение «Тоннель»

Дети  встают на четвереньки боком друг к другу, изображая тоннель. Каждый ребенок проползает по «тоннелю», достраивая его в конце, при этом его слегка прижимают, чтобы он, ползя, прикладывал усилия.

Коммуникативная игра «Я знаю, что ты любишь…»

Дети садятся кругом и, поворачиваясь друг к другу, заканчивают фразу «Я знаю, что ты любишь…». Если ребенок угадал, что любит другой, игра продолжается, если нет, ребенок ищет другое продолжение фразы.

                   

Растяжка «Струночка»

ЦЕЛЬ:

• Развивать межполушарное взаимодействие, управление своим телом, ориентировку в пространстве.

Упражнение выполняется, лежа на спине. Дети должны почувствовать пол головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем описать свои ощущения. Пол может быть твердым, жестким, мягким, холодным или теплым, гладким или шершавым, ровным или бугристым.

Затем педагог (родитель) берет одну руку ребенка и немного растягивает (другая рука лежит расслабленно), затем другую руку. Аналогично поочередно растягиваются ноги. Далее ребенку предлагается представить себя сильно натянутой струной и растягивать тело, потягиваясь сначала двумя руками и двумя ногами, затем - правой (рука, бок, нога) и левой стороной тела (линейные растяжки). Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться.

                               

Дыхательные упражнения

ЦЕЛЬ:

• Активизировать работу стволовых отделов мозга.

И.п. - лежа на спине. Детям и родителям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

               

                   

                           Глазодвигательные упражнения

ЦЕЛИ:

• Развивать межполушарное взаимодействие.

• Формировать сканирование пространства.

И.п. - лежа на спине. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. У педагога в руках маленькая яркая игрушка, дети следят за перемещаемым предметом. Глаза сначала смотрят на расстояние вытянутой руки, затем на расстояние локтя и, наконец, ближе к переносице. Упражнение совершается в медленном темпе (от 3 до 7 с) с фиксацией в крайних положениях на время, равное предшествующему движению глаз.

   

  Упражнения для развития мелкой моторики рук

ЦЕЛИ

• Развивать мелкую моторику рук с помощью упражнений «колечко» и «кулак - ребро - ладонь».

• Развивать межполушарное взаимодействие, произвольность и самоконтроль, переключаемость движений.

• Активизировать пальцы рук.

• Развивать переключаемость движений, самоконтроль.

• Развивать эмоциональное восприятие.

И.п. - сидя на полу.

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее дети перебирают пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак - ребро - ладонь». Детям показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром; распрямленная ладонь на плоскости пола. Дети выполняют указания, затем по памяти 8-10 раз. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении предлагается ребенку помогать себе командами («кулак - ребро - ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

 

   Коммуникативное упражнение «Комплимент»

Дети  садятся в круг. Каждый говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…».

               

                            Релаксация «Огонь и лед»

Упражнение включает попеременное напряжение и расслабление всего тела. Дети выполняют упражнение лежа. По команде «Огонь!» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «Лед!» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Несколько раз чередуются обе команды, произвольно меняя время выполнения.

     

       Когнитивное упражнение «Чаша доброты»

                      (эмоциональное развитие)

Логопед. Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще пустые чашки. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»

Прощание

Вместе вспоминаем, что сегодня делали, хвалим друг друга, говорим добрые слова и пожелания на прощание.

Список использованной

и рекомендуемой литературы

Сиротюк А.Л. Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников. М., 2005.

Сиротюк А.Л. Изучение детей с учетом психофизиологии. М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие межполушарного взаимодействия

В статье представлены комплексы кинезиологических упражнений, которые могут с успехом использоваться на логопедических занятиях ...

Влияние движения на развитие межполушарного взаимодействия

Занимаясь с детьми хореографией на протяжении долгих лет, стала замечать, что в последнее время увеличилось число детей с нарушениями моторики. Меня заинтересовали причины происходящего,  возможн...

Семинар для учителей начальной школы "Кинезиология. Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия".

"Кинезиология. Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия"....