"Существительные с суффиксами уменьшительно - ласкательного значения".
план-конспект занятия по теме

Фролкина Светлана Александровна

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.  Одно из игровых упражнений связано с новогодней тематикой, поэтому рекомендуется проводить перед Новым годом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchestvitelnye_s_suffiksami_umenshitelno.docx681.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Существительные с суффиксами уменьшительно – ласкательного значения»

Конспект организованной образовательной деятельности                                                                      с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

Цель: образование существительных с помощью суффиксов с уменьшительно – ласкательным значением.

Задачи:                                                                                                                                                                                               - закрепление умения образовывать существительные с помощью суффиксов с уменьшительно – ласкательным значением;                                                                                                                                       - упражнение в практическом употреблении существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами в сложных синтаксических конструкциях с союзом А;                         - упражнение в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в родительном падеже единственного числа;                                                                    - преобразование существительных в предложениях в уменьшительно – ласкательную форму.

Оборудование:                                                                                                                                                      1) Большие и маленькие предметы: мешок и мешочек; мяч и мячик; дудка и дудочка; ложка и ложечка; ключ и ключик; неваляшка и неваляшечка; молоток и молоточек. Ширма.                                                                                                                                                                               2) Индивидуальные коврики. Музыкальное сопровождение (запись спокойной музыки).                                                                                                                                                             3) Мяч.                                                                                                                                                                             4) Панно «Ёлка» и «Ёлочка», пары плоскостных ёлочных игрушек (будут крепиться к елкам с помощью ленты- липучки ): шар и шарик, хлопушка и хлопушечка, бант и бантик, шишка и шишечка, звезда и звёздочка, дом и домик, снежинка и снежиночка, сосулька и сосулечка, цветок и цветочек, снеговик и снеговичок. Плоскостные снежинки.  Вращающаяся стрелка.                                                                                                                                                                              5) Сундук с конфетами и сундучок с конфетками.

Ход организованной образовательной деятельности.

  1. Организационный момент.  Логопед просит детей назвать своё имя, сказав предложение: - Меня зовут …
  2. Введение в тему.  Логопед: - Дети, скажите, как вас мама и папа называют по имени ласково? Например, меня мама называла Светочка.  (Дети называют свои имена  в ласкательной форме)
  3. Постановка цели.   Логопед:                                                                                                                 Как нам приятно бывает, когда ласково нас называют.                                                           Дорогие мои дети! Хочу я с вами поиграть.                                                                                 Будем разные предметы ласково мы называть.
  4. Игра «Разложи предметы».                                                                                                                              Дети подходят к ширме, за которой стоит стол, на столе разложены большие и маленькие предметы.  Логопед убирает ширму,  дети рассматривают предметы.   Логопед: - Здесь находятся разные предметы.  Их можно объединить в пары.     В каждой паре будут предметы, которые одинаково называются. Но один предмет большой по величине, а другой маленький.  Сначала покажите и назовите все большие предметы.  Петя, покажи и назови большой предмет.  (Это молоток.)    Маша, покажи и назови большой предмет.  ( Это дудка.)   и т.д.     А теперь покажите все маленькие предметы и назовите их ласково.  Петенька, покажи и назови маленький предмет ласково.   (Это мячик.)   Настенька, покажи и назови маленький предмет ласково.  ( Это ложечка.)    и т.д.                                       А  сейчас мы будем раскладывать предметы.  Большие предметы будем класть  в большой мешок, а маленькие – в маленький мешочек.  И будем говорить, что мы делаем: - Я кладу ложку в мешок, а ложечку – в мешочек.                                                   – Я кладу ключ в мешок, а ключик – в мешочек.      и  т.д.
  5. Игра «Узнай на ощупь».                                                                                                                  Логопед предлагает детям стать волшебниками и узнать маленькие предметы, не видя их, а только пощупав.  Логопед ласково называет каждого ребёнка:         - Коленька! Раз, два, три – ты в мешочек не смотри!  Предмет ручкой хватай, ласково называй!                                                                                                                               Ребёнок нащупывает предмет, называет его ласково, достаёт из мешочка и показывает.  Предметы кладутся на стол.
  6. Игра «Чего не стало?»                                                                                                              Маленькие по величине предметы разложены на столе.                                                      Логопед: - Дети, вы будете отворачиваться, а я прятать в мешочек предмет.  Когда я попрошу вас повернуться, вы посмотрите и  скажете, чего не стало.  Не забудьте назвать предмет ласково.  (Не стало дудочки.)
  7. Динамическая пауза.                                                                                                                              Логопед: - Пойдём дальше мы играть, упражнения выполнять.                                                                  Дети ложатся на индивидуальные коврики и выполняют упражнения под спокойную музыку. Логопед даёт инструкцию, используя  уменьшительно – ласкательные слова:                                                                                                                                          - Воздух носиком вдыхаем, через ротик выдыхаем.                                                         - Ручки плавно поднимаем и спокойно опускаем.                                                            - Ножки в коленочках согнуть, к животикам подтянуть. Выпрямить ножки.
  8. Игра «Изменялки».                                                                                                                              Логопед: - Будем с мячиком играть, предложения изменять.  Я буду каждому из вас называть предложение и бросать мячик.  Вы изменяйте предложение так, чтобы в нём появились ласковые слова, и бросайте мячик обратно.                            – Собака догоняет зайца.   (Собачка догоняет зайчика.)                                                      - Мама вяжет носок.    (Мамочка вяжет носочек.)                                                                    - Белка грызёт шишку.   (Белочка грызёт шишечку.)                                                           - Папа читает книгу.    ( Папочка читает книжечку.)                                                             - Лена надевает юбку.    (Леночка надевает юбочку.)
  9. Игра «Наряжаем ёлку и ёлочку».                                                                                                  Логопед: - Дети, какой праздник скоро наступит?   (Новый год.)  Что является главным украшением новогоднего праздника?   (Ёлка)                                                                      Логопед показывает панно  «Ёлка» и «Ёлочка», дети сравнивают ёлки по величине, называют маленькую ёлку ласково – ёлочка.                                                Логопед: - Продолжаем мы играть, будем ёлки наряжать. Нам нужны игрушки для ёлки и ёлочки. Вот здесь на снежной поляне спрятаны ёлочные игрушки (логопед подводит детей к столу, в центре которого находится вращающаяся стрелка, вокруг стрелки лежат плоскостные снежинки, под снежинками – пары плоскостных ёлочных игрушек). Вы будете вращать стрелку.  Стрелка укажет на снежинку. Вы поднимете снежинку и найдёте под ней две игрушки – большую и маленькую. Назовёте игрушки и повесите большую игрушку на ёлку, а маленькую – на ёлочку.                                                                                                                      Образец ответа: - Это звезда и звёздочка.  Я повешу звезду на ёлку, а звёздочку – на ёлочку.                                                                                                                                      Дети любуются ёлкой и ёлочкой.                                                                                                     Логопед: - Какие у нас получились ёлка  и ёлочка?  ( красивые, нарядные, украшенные, праздничные… )   Ёлка и ёлочка стали нарядными, яркими игрушками наши глазки радуют!
  10.  Сюрпризный момент.                                                                                                                        Логопед находит под ёлкой сундук с конфетами, а под ёлочкой – сундучок с конфеточками (все слова проговариваются с детьми) и угощает детей:                                      - Для Насти – конфета, для Настеньки – конфеточка.
  11.  Итог.                                                                                                                                                   Логопед: - Мы сегодня называли ласково самые разные предметы. У вас это очень хорошо получилось.  Молодцы!

                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уменьшительно-ласкательные суффиксы (диминутивность) в английском языке

Сведения об авторе: Ахметханова  Гульнара  Масгутовна, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мульминская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района ...

Презентация к уроку русского языка на тему"Значение уменьшительно-ласкательных суффиксов в русском языке"

Урок представлен как изучение  употребления и правописания уменьшительно- ласкательных суффиксов в слове.Данный материал можно использовать в 5-6 классах. Урок является звеном общей темы "Словооб...

Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Цель задания: совершествовать умения образовывать  и использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами у детей с ОНР. Можно использовать в качестве домашнего задания....