Патриотическое воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по теме

Воспитание гражданина с активной жизненной позицией, патриота невозможно без формирования у него гражданской культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание как средство социализации детей  с ограниченными возможностями здоровья.

Е.С. Долгополова – учитель музыки ВКК

МБОУ специальная (коррекционная)

школа-интернат №8

г. Саяногорск

“Как нет человека без самолюбия,— так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...” (К.Д.Ушинский)

В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических и гражданско-патриотических традиций, устойчивому развитию общества. Постепенно наша страна вступает на путь формирования демократического, правового государства и становления гражданского общества. В этих условиях особую значимость приобретает задача возрождения традиционных патриотических ценностей Отечественной культуры, т.к. будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, защите интересов многонационального государства. Наше многогранное, быстро развивающееся общество дети воспринимают через призму взрослого, опытного человека, следовательно, на плечи взрослого и учителя в частности, ложится основная задача – правильно подготовить учащихся к условиям проживания в многонациональном регионе (через обучение, воспитание и просто общение). Современный учитель, являясь связующим звеном между подрастающим поколением и постоянно меняющейся действительностью, одновременно выполняет функции учителя-предметника, классного руководителя, педагога дополнительного образования. Гражданское образование невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это - целостная система, охватывающая все  сферы деятельности образовательного учреждения. Большую роль в воспитании гражданственности играют уроки русского языка и литературы,  на которых педагоги осуществляют главную задачу филологического образования - формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота. С этой целью учителя русского языка составляют словарные диктанты, используя лексику гражданско-правовой тематики.  Знакомят с понятиями: героический, гуманизм, общество, Российский, человек, ветеран, Россия, конституция, демократия, отечество, патриот, президент и т.д.

Обращение к региональному компоненту на уроках, его разумно организованное изучение является мощным средством гражданско-патриотического воспитания современной молодёжи. Оно не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает любовь к тому, что называют малой родиной, расширяет представление об ее истории и сегодняшнем дне. На занятиях школьники знакомятся с социально-экономическим положением Хакасии, традиционными сибирскими праздниками и обрядами, видами декоративно-прикладного искусства, семейными традициями. Патриотизм неотделим от индивидуальных и гражданских качеств личности. Чтобы воспитывать их в человеке, нужен отлаженный механизм, который предстоит вновь создавать сегодня, исходя из новых условий и нужд современного общества. С этой целью в нашей школе оборудован   кабинет истории, стенды с государственной символикой, правовые стенды.

Анализируя современный опыт гражданско-патриотического воспитания можно выявить ряд противоречий (противоречия продемонстрированы на слайде) между:

- потребностями общества, государства в формировании гражданина-патриота на основе национальных культурно-исторических традиций и преимущественной ориентации молодёжи на абстрактные человеческие ценности;

- потребностью обучающихся в социально значимой деятельности, социального самоутверждения и реальными условиями для их включения в патриотическую деятельность;

Данные противоречия актуализируют проблему духовности человека, которая по утверждению К.Д.Ушинского проявляется в патриотических чувствах. Развитию патриотических чувств способствует общеобразовательная школа, которая формирует в сознании подрастающего поколения гражданско-патриотические ценности, социально-этические нормы поведения, основанные на национальных и общечеловеческих идеалах. При этом организация гражданско-патриотического воспитания в школе вооружает подрастающее поколение знаниями базовых основ русской и общемировой культуры; формирует национальное самосознание, мотивацию к саморазвитию в мире культуры; развивает в каждом ребёнке историческую память, патриотические, гражданские и нравственные чувства; закладывает патриотические основы и умения. Особое место в гражданско-патриотическом воспитании занимает дополнительное образование. Оно расширяет разновозрастное и межнациональное взаимодействия в творческих объединениях: будь это детский театр, танцевальный коллектив, вокальная студия и хоровая студии, кружки “Юный столяр” и “Народные умельцы”, спортивные секции. Классный руководитель координирует деятельность детского коллектива и организует совместно с активом класса * реализацию годового плана общешкольных мероприятий, экскурсионную работу по старинным русским городам, святым местам, знакомит с памятниками культуры, искусства и быта Хакасии. Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания на основе культурно-исторических традиций является формирование и развитие у школьников социальной активности, которая проявляется в социальных и гражданских акциях милосердия, традиционных национальных праздниках и разнообразных творческих конкурсах.  Ученики нашей школы приняли активное участие во Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма»: «Наследники Гагарина», «Письмо ветерану», «Письмо солдату в армию», «Письмо президенту». В Республиканском конкурсе художественных работ «Россия выбирает будущее», «Мы выбираем новую жизнь».

 Патриотическое воспитание является важнейшим средством укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации.

Его цель заключается в формировании патриотических чувств и сознания, готовности к выполнению гражданского долга по защите Родины, упрочении единства и дружбы народов России. Патриотическое воспитание - это своеобразное окно в мир, в область человеческих отношений.

Воспитание гражданина с активной жизненной позицией, патриота                                         невозможно без формирования у него гражданской культуры. Важным направлением во внеурочной деятельности является гражданско – патриотическое и нравственное воспитание.

Большое внимание педагогами уделяется внеклассной работе по гражданско-правовой проблематике и гражданско-патриотическому воспитанию через такие мероприятия, как      

  • Уроки гражданственности.
  • Краеведческий конкурс «Знай и люби родной город».
  • VII краеведческий марафон «300 лет вместе»; «Лучшие трудовые династии».        
  • VI республиканский фестиваль детского объединения
  • Поисковые акции
  • День народного единства «Отчизны славные сыны».
  • Классные мероприятия «Гражданином быть обязан».

Библиотечные часы на темы: «Навеки с Россией»; «Дороже золота и серебра». 

В основе внеклассных мероприятий, проводимых в школе, лежит технология коллективного творческого дела, что обеспечивает демократичность поведения всех участников воспитательного процесса, особый школьный дух, сотрудничество в цепи взаимодействия  «учитель – ученик – родитель».

Стало традицией проведение в школе Уроков мужества, торжественных линеек, посвященных памятным датам, великим событиям нашей истории. На эти мероприятия приглашаются ветераны Великой Отечественной войны.

Общение с живыми участниками тех великих событий является источником  воспитания патриотизма у школьников.

 Школа не единственный фактор гражданского образования и патриотического воспитания, но её роль возрастает в условиях глубоких перемен в жизни страны.

«Река живёт пока течёт, человек живёт пока помнит», - гласит народная мудрость.

Конечно, только школа не может осуществлять воспитание гражданского патриотического сознания, но, тем не менее, именно школа может оказаться в этих условиях наиболее устойчивым институтом социализации личности.

Литература:

  1. Журнал «Классный руководитель», №8 2004г
  2. Журнал «Классный руководитель», 2000. №1
  3. Классные классные дела // Методические разработки воспитательных дел в классе. Ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой (Творческий центр «Сфера» Москва 2004)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности образования, воспитания и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности образования, воспитания и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках плавательного бассейна в системе дополнительного образования...

Патриотическое воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание гражданина с активной жизненной позицией, невозможно без формирования у него гражданской культуры....

Патриотическое воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание гражданина с активной жизненной позицией, патриота невозможно без формирования у него гражданской культуры...

Патриотическое воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание гражданина с активной жизненной позицией, патриота невозможно без формирования у него гражданской культуры...

Воспитание толерантности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Категория толерантности может быть рассмотрена с разных позиций: как этико-философское понятие, как принцип взаимоотношений между последователями разных идеологических концепций, убеждений и верований...

Гражданско-патриотическое воспитание как средство социализации выпускниц пансиона воспитанниц МО РФ

В статье рассматривается вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе. Именно система образования должна быть центром не только интеллектуального развития, но и гражд...