Методическое пособие по здоровьесбережению «Упражнения для глаз»
методическая разработка по теме

Жеребкова Ирина Ивановна

Методическое пособие содержит упражнения, самомассажи для снятия усталости с глаз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glaza.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Данное пособие разработано для педагогов Т.О. «ЗДОРОВЬЕ» и посвящено рассмотрению упражнений для снятия зрительного утомления, а также формирует правила гигиены зрения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Содержание

  1. Гимнастика для глаз

2. Упражнения на улучшение циркуляции крови в

органе зрения

3. Упражнения на укрепление глазодвигательных

 мышц

4. Упражнения на снятие зрительного утомления

5. Офтальмотренажер

6. Метод «бегущего огонька»

7. Основные правила гигиены зрения

8. Литература

9. Примечание

Гимнастика для глаз

Эффективность работы по оптимизации зрения зависит по использованию офтальмотренажера и комплекса упражнений, направленных на:

А) улучшения кровообращения в органе зрения;

Б) укрепление мышц глаз;

В) улучшение процесса аккомодации;

Г) снятие зрительного утомления.

Количество используемых упражнений определяется учителем в зависимости от содержания учебного материала, возраста обучающихся, продолжительности зрительной работы на уроке, интенсивности зрительной нагрузки и т.п. Однако обязательным условием является использование упражнений из всех предлагаемых комплексов.

Упражнения на улучшение циркуляции крови в органе зрения

  1. Сомкните веки обоих глаз на 3 – 5 секунд; повторите 6 -8 раз.
  2. Быстро моргайте глазами в течение 10 – 15 секунд, затем повторите то же самое 3 раза с интервалами в 7 – 10 секунд.
  3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.
  4. Сомкните  веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1 – 3 секунд.

Упражнения на укрепление глазодвигательных мышц

  1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2 – 3 секунд, затем переведите взгляд на палец правой руки, держа его перед лицом на уровне носа на расстоянии 25 – 30 см, через 3 – 5 секунд руку опустите. Повторите упражнение 10 – 12 раз.
  2. Обоими глазами смотрите 3 – 5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутой перед лицом; затем, сгибая руку, приближайте  палец к носу до тех пор. Пока палец не начнет двоиться. Повторите упражнение 6 – 8 раз.
  3. В течение 3 – 5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки. После чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3 -5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте. Закрывая правой рукой правый глаз. Повторите 6 – 8 раз.
  4. «Метка на стекле». Находясь в 30 – 35 см от оконного стекла, прикрепите к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3 – 5 мм, затем, вдали от линии взора, проходящего через метку, наметьте в окне какой-нибудь объект. Смотрите, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 2 – 3 секунды, затем переведите взор на намеченный объект на 1 – 2 секунды, после чего поочередно переводите взгляд то на метку, то на объект. В первые два дня тренируйтесь по 5 минут, в остальные дни – по 7 минут. Повторяйте упражнение систематически с перерывами в 10 – 15 дней. Упражнение можно выполнять 2 – 3 раза в день.

Упражнения на снятие зрительного утомления

Упражнения выполняйте через каждые 20 – 25 минут зрительной работы.

Исходное положение каждого упражнения – стоя или сидя.

  1. Совершите 15 колебательных движений глазами по горизонтали: справа – налево, затем слева – направо.
  2. Совершите 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх – вниз и вниз – вверх.
  3. Совершите 15 вращательных движений глазами слева – направо, затем справа – налево.
  4. Совершите 15 вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую сторону.

Офтальмотренажер

Для профилактики зрительного утомления на уроке предлагается использование опорных зрительно-двигательных траекторий, предложенных В.Ф. Базарным и его коллегами. Метод заключается в перемещении взгляда обучающихся по траекториям, расположенным на одной из стен классной комнаты (рис. 1.).

Рис. 1. Схема траекторий и направления взгляда обучающихся.

При этом каждая траектория рисуется разным цветом. Упражнение выполняется по команде :учителя и только стоя. В соответствии с указаниями стрелок взгляд учащегося движется по траектории: вверх – вниз,  влево - вправо, по и против часовой стрелки, по «восьмерке». Каждое упражнение повторяется: 10 – 15 раз по порядку.

Метод «бегущего огонька»

Другая методика, разработанная исследовательской группой профессора В. Ф. Базарного, получила название вестибуло-аудиоофтальмотерапия (методика сенсорных тренажей). Она направлена на снятие застойно-следовых реакций, развивающихся из-за серого книжного фона, а также на профилактику утомления вследствие обездвиженности головы. Первая проблема решается с помощью ярких цветных засветов, а вторая - посредством импульсивных сочетаний движений глаз и головы. Основу методики составляет разработанная техническая система, позволяющая создавать сенсорные стимулы, а также зрительно-двигательный тренаж.

В соответствии с методикой в классной комнате располагают четыре сигнальных светильника: два - в верхних передних углах комнаты, два - на потолке. Светильники предназначены для создания эффекта «бегущего огонька». Методика их использования заключается в том, что в середине урока, по команде учителя, все дети встают и внимательно следят за «бегущим огоньком», сочетая движения  глаз с движениями головы и туловища. При этом через каждые 10 – 15 секунд гаснет первая и быстро зажигается поочередно вторая, третья, четвертая лампочки. Направление «бегущего огонька» меняется автоматически (30 сек по ходу движения часовой стрелки и 30 сек – против; 30 сек по «восьмерке»). Скорость движения - в среднем от 1 до 1,5 сек в одном цикле. Продолжительность упражнения - 1,5 минуты. Отключение автоматическое.

Основные правила гигиены зрения

  1. Оберегать глаза от механических воздействий;
  2. Читать в хорошо освещенном помещении;
  3. Держать книгу на определенном расстоянии (30 – 35см) от глаз;
  4. Свет должен падать слева;
  5. Нельзя близко наклоняться к книге, т.к. это может привести к развитию близорукости;
  6. Нельзя читать в движущемся транспорте, т.к. из-за неустойчивости положения книги все время меняется фокусное расстояние, что ведет к изменению кривизны хрусталика, уменьшению его эластичности, в результате чего ослабевает ресничная мышца и нарушается зрение.

Литература

  1. Базарный В.Ф. Зрение у детей. Проблемы развития/ В.Ф. Базарный.- Новосибирск, 1991.
  2. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: методическое пособие. Часть 2. Физиологические и психологические аспекты здоровьесберегающего урока/Авторы – сост.: Т.Н Семенкова, Н.А. Заруба; под науч. ред. Э.М. Казина. – 2-е изд., стереотипное. – Кемерово: Изд. КРИПКиПРО,2005 – 193 с.

Примечание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие Комплекс физических упражнений с предметами для учащихся 9-11 классов

Систематически применяемая физкультура и спорт – это молодость, которая не зависит от паспортного возраста, это – старость без болезней, которую оживотворяет оптимизм, это долголетие, которому сопутст...

Методическое пособие "Учет психологических особенностей учащихся как основа здоровьесбережения"

Методическое пособие содержит характеристику особенностей сенсорного восприятия информации и способов мыслительной деятельности, способы диагностики и рекомендации педагогам о конструировании урока с ...

Учебно-методическое пособие - сборник грамматических упражнений по теме "Настоящее, прошедшее время в английском языке."

Сборник упражнений по грамматике по теме: Настоящее и прошедшее время. Задания на сравнение времен, употребление нужной формы глагола....

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "Использование коммуникативных упражнений для развития навыков говорения на уроке английского языка в 5 классе"

Коммуникативные упражнения, построенные  в диалогической форме, способствуют развитию лексических навыков говорения: умений отвечать на вопросы, умений задавать вопросы. Эти же упражнения, исполь...

Технические упражнения в спортивном ориентирование(Сборник упражнений по спортивному ориентированию) Методическое пособие

Данная работа предназначена для тренеров по спортивному ориентированию, педагогов дополнительного образования, педагогов- организаторов туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной работы образов...

Методическое пособие «Игры и упражнения на уроках изобразительного искусства»

Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки...

Методическое пособие Применение имитационных упражнений при подготовке лыжников-гонщиков

     Имитационные упражнения и имитация лыжных ходов - это упражнения без лыж, копирующие отдельные элементы (части) лыжного хода или ход в целом. Освоив эти упражнения, отработа...