Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников. Оснащение ребёнка жизненным опытом.  
методическая разработка по теме

Фролова Татьяна Валентиновна

 Выступление на методическом объединении по теме:

«Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников.  Оснащение ребёнка жизненным опытом»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

«Родниковская  специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат VIII вида»

                                  Выступление на Методическом объединении по

методической теме: «Особенности формирования жизненного опыта

у воспитанников.  Оснащение ребёнка жизненным опытом»

Подготовила: Фролова Т.В.

2013г.

Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников.  Оснащение ребёнка жизненным опытом.

    Проблема приобретения индивидом жизненного опыта неоднократно поднималась в отечественной и зарубежной литературе. Анализ различных наук о человеке, изучающих роль и значение жизненного опыта в сознании и поведении людей, приводит к выводу, что последний представляет собой сложный феномен.  Понятие «жизненный опыт» по-разному трактуется учеными и педагогами — практиками.

   Жизненный опыт - это самобытный, неповторимый синтез всевозможных умений, навыков, знаний и оценок, впечатлений, чувств и других состояний, осуществляемый в ходе человеческой жизни и направленный на решение ее проблем (П.В. Корнеев). 

    К.Д. Ушинский полагал жизненный опыт главной чертой человеческого организма: «Мы валим в детскую голову всякий, ни к чему не годный хлам, с которым потом человек не знает, что делать, тогда, как в то же самое время, самые образованные люди не знают того, что необходимо было бы им знать, и за незнание чего они часто расплачиваются дорогой ценою».

     Главнейшим навыком, даваемым ребенку школой, СТ. Шацкий считал умение работать и применять свои знания к осуществлению простых жизненных задач — заботиться о своем здоровье, физически и умственно работать, составлять план своей работы и проверять его на деле. «Главное знание — понимать те основные цели, которые ставит себе современная жизнь, и ориентироваться в тех средствах, которыми она хочет достигнуть этих целей».

    Очевидно, что на первый план в качестве основных для педагога выдвигаются такие формы и методы профессиональной работы с детьми, которые обеспечивают формирование практической стороны жизнедеятельности воспитанников в контексте современной культуры. Жизненный опыт рождается как социально — психологическое новообразование личности и становится результатом взаимодействия человека с окружающей действительностью, а его слагаемыми являются практические знания, умения и привычки действовать определенным образом.

      Главная задача коррекционной школы-интерната – формирование компетенций, сопутствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития воспитанников и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности.  

    С целью целенаправленного и эффективного обогащения жизненного опыта школьников в учебно-воспитательном процессе целесообразно придерживаться следующих принципов:

  • личностный подход в обучении и воспитании;
  • единство обучения и воспитания;
  • связь с жизнью;
  • учет индивидуальных особенностей детей;
  • учет и опора на жизненный опыт учащихся;
  • культуросообразность

   С целью реализации на практике содержания процесса обогащения жизненного опыта школьников можно использовать различные формы работы.

    Большую часть времени в интернате занимает внеурочная работа. Именно во внеурочное время в процессе повседневной жизни дети повторяют, закрепляют, расширяют знания, полученные на уроках, у них автоматизируются умения, формируются полезные привычки и нормы поведения. Этому в определенной мере способствует распорядок дня: соблюдение режима дня, утренний и вечерний туалет, уборка спален, класса, столовой, питание в школьной столовой. Воспитателю необходимо придерживаться требований к соблюдению учащимися правил поведения, санитарно-гигиенических требований. Воспитатель постоянно следит за тем, чтобы дети не забывали выученные правила и приобретенные умения и постоянно пользовались ими.

    Поддержание порядка в помещении, работа по благоустройству территории формируют бережное отношение к общественному имуществу. Прививая бережливость, нужно учить школьников замечать, не расходуется ли лишняя энергия, вода, сколько остается пищи после обеда и т.п.  

    В процессе обогащения жизненного опыта школьников особое значение приобретают методы обучения. Среди них выделяются словесные методы (рассказ, беседа познавательная, этическая), наглядные методы (иллюстрации, рисунки, схемы), познавательные методы (элементарный и каузальный анализ, синтез, сравнение, повторение), практические методы (письменные упражнения, творческие задания). Среди методов воспитания наиболее важными и действенными являются методы убеждения (объяснение, разъяснение, совет, поощрения и т.д.), методы примера и упражнения.

    Воспитательные занятия должны иметь четкую направленность, предусматривать различные виды деятельности и быть социально значимыми для дальнейшей жизни учащихся. Необходимо помогать детям в выполнении задания не по принуждению, а по собственному желанию, с интересом, удовольствием.

    Особое место отводится домашним заданиям. В процессе их выполнения школьники имеют возможность вновь обратиться к ранее пройденному на занятии материалу и вновь переосмыслить и проанализировать свой жизненный опыт.

    Большое значение в расширении жизненного опыта воспитанников  имеют занятия дополнительного образования (создание кружков, секций, клубов по интересам). Здесь имеются широкие возможности для общения, обеспечивается равноправное положение детей, возможность самоутверждения. В таких коллективах ребенок будет заниматься любимым делом, проявлять свою индивидуальность, удовлетворять личные стремления к определённой деятельности. Общение ребёнка с педагогом носит характер содружества, сотрудничества и сотворчества: доброе напутствие, помощь в деятельности, поощрение к дальнейшим действиям. В таких условиях ребёнок испытывает удовольствие от своей деятельности и её результата, потому что он делает то, что нравится ему, а не только то, что предлагает педагог. Свобода выбора способствует появлению чувства независимости и уверенности в себе, что так необходимо детям  с особенностями в развитии. Личностно-ориентированный и личностно-деятельный подходы в работе с детьми, создание «ситуации успеха» для каждого воспитанника – всё это способствует раскрепощению и, следовательно, даёт возможность педагогам увидеть ребёнка таким, каков он есть в действительности, а уже исходя из этого – направлять его деятельность в нужное русло.

   Ведущим средством осмысления детьми своего жизненного опыта, его коррекции и расширения является использование игровых ситуаций и ролевых игр.  Игра готовит ребенка к  будущему, закладывает основы его будущего поведения.  Характерной особенностью игры является применение в ней предметов-заместителей, взятие на себя роли. В игре происходит углубление анализа отображаемых явлений. В сюжетно-ролевой игре формируются нравственные качества личности (настойчивость, ответственность, доброта, честность, самостоятельность и т. д.), коллективные взаимоотношения (умение согласовывать действия). Дети приобретают эмоциональный опыт: сопереживание, переживание. Чувства детей в игре, связанные с проявлением инициативы, творчества, близки эстетическим чувствам - это говорит о том, что сюжетно-ролевая игра является средством эстетического воспитания.

В зависимости от сюжета и содержания игры можно классифицировать:

а) бытовые игры (быт семьи, школы);

б) игры на тему труда;

в) игры с общественной тематикой.

      Таким образом, можно сделать вывод о том, что жизненный опыт детей в процессе школьного образования значительно расширяется и корректируется, наполняется новым содержанием. В результате специально организованного обучения и воспитания школьники приобретают, накапливают, переосмысливают, совершенствуют свой жизненный опыт. Все содержание образования способствует выстраиванию жизненного опыта учащихся и оснащению их опытом жизни на высоком уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Сопровождение и поддержка развития одарённой личности и особенности формирования у неё успешных жизненных стратегий.

Статья о заимодействии  учителя  и  учащихся  в  создании ситуации успеха в процессе внеклассной деятельности  по математике....

Представление педагогического опыта "Особенности формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка"

Особенности формирования коммуникативной компетенции  младших школьников на уроках английского языка...

«Особенности формирования учебной мотивации на уроках биологии». Из опыта работы учителя биологии М.Н.Фурса (ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург).

Жизнь не стоит на месте, многое в ней меняется, но ценность знаний, твоя компетентность  в выбранной области деятельности, умение развиваться и обучаться  - даст возможность самореализации, ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математические задачи и жизненные задачи.Пути выхода из различных жизненных ситуаций»

Курс имеет целью в научно-популярной форме познакомить учени­ков с различными направлениями применения математических зна­ний, роли математики в общечеловеческой жизни и культуре; ори­енти...

Статья "Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ в рамках коррекционного курса: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

 Наблюдения за контингентом воспитанников школы, имеющих ОВЗ, показывает, что неуклонно растет число сочетанных отклонений в развитии. Наряду со сложными аномалиями органического поражения...

Статья Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ в рамках коррекционного курса: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Статья Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ в рамках коррекционного курса: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»...