Использование компьютерных программ в работе логопеда в школе для детей с ДЦП
консультация по теме

Акимова Нина Константиновна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_kompyuternykh_programm.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование компьютерных программ в работе логопеда в школе для детей с ДЦП».

“ Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса”

(В. Г. Белинский)

     Работа логопеда в школе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата имеет ряд особенностей. Ведь       к основному симптому ДЦП – двигательным расстройствам, как правило присоединяются нарушения психики, зрения, слуха, интеллекта, различные эмоционально – волевые расстройства и, конечно, речевые. Логопедическое обучение является неотъемлемой частью педагогического процесса в школе и позволяет в той или иной мере нормализовать, компенсировать, формировать речевые возможности детей.

     Возросшая значимость учителя-логопеда в организации психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии, способствует росту требований к уровню его профессиональной компетентности. Учитывая, что ведущим направлением деятельности учителя-логопеда школы является коррекция дефектов речи и коррекция нарушений письма и чтения, особую значимость приобретает овладение методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять. При этом логопед так варьирует методическую инструментовку занятий, чтобы они во-первых наиболее полно соответствовали индивидуальным коррекционно-речевым программам детей, а во-вторых могли быть использованы другими специалистами. Это один из критериев педагогического мастерства учителя-логопеда.

      Разработка новых приемов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики. Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, в том числе использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса, позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций, создавая большую мотивацию и психологический комфорт для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, содействуя гармонизации развития.  

     Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности аномальных детей. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной, так как:

  1. позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций
  2. помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является не достаточно продуктивным
  3. позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка
  4. расширяет возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса.

что, в конечном счете, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.

     На логопедических занятиях можно использовать различные компьютерные программы. В настоящее время существует достаточно большое количество компьютерных игр-тренажеров, которые чаще являются обучающими и развивающими («Мир животных» - на развитие неречевого слухового гнозиса,  «Баба Яга. Пойди туда не знаю куда» - на

развитие памяти и логики, «Фраза», «Кроссворд», «Читай-ка», и др.). Следует отметить, что программы для логопедической коррекции речевых нарушений детей с дизартрией, которые являются наиболее частым расстройством речи при ДЦП, это программы с биологической обратной связью (БОС). Так как  ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи, обусловленное недостаточной иннервацией мышц артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, что препятствует овладению навыками полноценной коммуникативной деятельности, и часто приводит к нарушениям письменной речи (дислексии, дисграфии).

     Из отечественных разработок предлагаются тренажеры: " Развитие речи. Учимся говорить правильно"(2008) -для развития звуковой стороны речи, "Визуальный тренажер произношения" – Минск, известная компьютерная программа «Игры для тигры» (предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста), которая предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока: Звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика. Использование данных упражнений  позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:

• звукопроизношение,
• просодические компоненты устной речи,
• фонематический слух и восприятие,
• лексические и грамматические средства языка,
• коммуникативные навыки,
• артикуляционная моторика,
• обратные речевые кинестезии,
• мелкая моторика пальцев рук

     С помощью логопедического тренажера «Дэльфа-142»  можно решать следующие задачи логопедической работы:

- коррекция речевого дыхания;

- коррекция силы голоса;

- работа над устранением назального оттенка голоса;

- коррекция произношения гласных и согласных звуков;

- отработка дифференциации парных глухих и звонких согласных;

- отработка дифференциации согласных по твердости-мягкости;

- работа над звукобуквенным составом слова;

- работа над слоговой структурой слова;

- формирование обобщенного лексического значения слова;

- формирование лексико-грамматической стороны речи и расширение    словарного запаса;

- работа над морфологическим значением слова;

- формирование и коррекция навыка чтения.

      И хотя их и не назовешь самыми современными средствами, поскольку в быстро меняющемся компьютерном мире даже год - это очень много, тем не менее, на мой взгляд, они остаются наиболее эффективными при коррекции речевых нарушений у детей с дизартрией  на фоне церебрального паралича. А такие нарушения затрагивают всю речевую систему от двигательного звена и кинестетического восприятия до самой лингвистической системы. Однако, учитывая значительные затраты на создание специализированных компьютерных программ, их стоимость до сих пор остается довольно высокой. В ситуации, когда специализированные компьютерные программы недоступны большей части логопедов, а среди массовых игр трудно выбрать те, которые отвечали бы требованиям коррекционной педагогики, альтернативой может быть   создание собственных компьютерных презентаций, фильмов, слайд-шоу, разработанных педагогом с учетом уровня дефекта и индивидуальных особенностей каждого ребенка.. 

Логопед сам может готовить задания в электронном виде, используя например такие программы как MS PowerPoint, Word, Excel, Krabtest.  С введением новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, логопед, на мой взгляд, вполне может использовать в своей работе те программы, которые рекомендованы для применения  в работе учителю. Это, например, программа Hot Potatoe (Горячая картошка), предоставляющая возможность самостоятельно создавать интерактивные задания в виде викторин, кроссвордов, заполнения пропусков, установления соответствий, восстановления последовательностей как в режиме тренировки, так и на этапе закрепления или контроля. Можно использовать мультимедийный редактор «Живое слово. Кликер 5», работая с деформированными текстами. Не малый интерес, на мой взгляд, вызывает программа iMovie для создания видеопроектов, предусматривающая закадровое озвучивание. На слайдах можно разместить необходимый картинный или видео материал, цифровые фотографии, тексты, размеры которых можно варьировать. Данную программу, например,  можно в виде эксперимента использовать при коррекции просодической стороны речи у детей с дизартрией на последнем третьем этапе работы, когда необходима отработка различных интонационных структур в экспрессивной речи. Так как способность к восприятию и воспроизведению интонации, логического ударения у данной категории детей наименее сформированы. При этом ребенок может не только видеть, но и слышать себя  со стороны, как он произносит ту или иную фразу и исправить неверное произношение.   При желании здесь можно добавлять музыкальное сопровождение или звук метронома. Данная программа удобна для совместной проектной деятельности учащихся, учителя и логопеда. При этом решаются такие задачи, как:

- индивидуализация коррекционного процесса

- тесное взаимодействие учителя и логопеда

- раскрытие творческого потенциала специалиста

- открытие новых, еще не исследованных вариантов обучения

Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся позволяет более эффективно устранять различные недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха школьника, а также сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывая закономерности и особенности  развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Компьютер – это мощный инструмент, позволяющий решать новые, ранее не решенные, дидактические задачи, но только совместно с традиционными формами обучения.

Используемые ресурсы:

Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. —  www. pedsovet.ru

Сарапулова П. В. Особенности применения компьютерных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями, www. human.ru.

Материалы журналов «Логопед», 2010 – 2011 гг.

Логопедический тренажер «Дэльфа-142».

Программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008)

интернет-сайты:

www.logozavr.ru

www.nachalka. ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные технологии в работе логопеда.

Доклад на тему: "Компьютерные технологии в работе логопеда"....

«Использование компьютерной программы «Guitar-Pro» в работе с учащимися класса «гитары»

Доклад преподавателя Ивановой Ю.А. на научно-практической конференции Коломенского методического объединения "Инновации в системе работы образовательных учреждений дополнительного образования детей", ...

Открытый урок на уровне методического объединения "Использование компьютерной программы "Guitar-Pro" в работе с учащимися"

Урок проведен 30 марта 2013 года на уровне Коломенского мтеодического объединения в МОУ ДОД "Сосново-Борская ДШИ". Председатель комиссии: Румянцев П. И., заведующий секцией "гитары" Коломенского метод...

Использование компьютерных технологий на уроках логопедии.

Часто нам, учителям-логопедам, для закрепления той или иной темы приходится давать один и тот же материал. Так как у  детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается низкий уровень выпол...

«Использование компьютерных программ на занятиях по логопедии в специальной коррекционной школе VIII вида»

Компьютер в специальном образованииВ последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития – это и речевые патологии, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрени...

Конспект логопедического занятия для детей с ТМНР и системным недоразвитием речи с использованием компьютерной программы "Логомер" "Приключения в деревне".

Конспект открытого занятия для детей с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности,ТМНР, СНР. Возраст 10-12 лет....

Применение и использование компьютерных программ в обучении детей с нарушениями в развитии

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспи...