Особенности развития моторики у детей с общим недоразвитием речи и методы их коррекции.
статья по теме

Кучерова Юлия Викторовна

Данная статья рассказывает о взаимосвязи общей и речевой моторики у детей с общим недоразвитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 СТАТЬЯ: Особенности развития моторики у детей с общим недоразвитием речи и методы их коррекции                                                                Кучерова Юлия Викторовна  учитель-логопед                                                                   МБДОУ (муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение) №156 г.Тулы – детский сад комбинированного вида                                                                                    Значение развитой речи в воспитании и обучении ребёнка общеизвестно: главная суть речи – осуществлять у ребёнка функцию общения с окружающим миром, способствуя его вхождению в социум. А чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Мы изучали взаимосвязь общей и речевой моторики и нашли её подтверждение в исследованиях многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Нами было отмечено, что при овладении детьми двигательными умениями и навыками, развивается координация движений, а формирование движений происходит при непосредственном участии речи. Точное динамическое выполнение упражнений ног, туловища, рук, головы подготавливает артикуляционный аппарат к выработке правильных артикуляционных укладов, а как следствие – правильное звукопроизношение. В ходе наших наблюдений за детьми в ДОУ была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие; общая моторика при этом может быть нормальной. Исходя из опыта работы с детьми с ОНР, следует отметить, что детям с общим недоразвитием речи присуще  отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Нами были отмечены трудности у детей в выполнении движений по словесной инструкции , отставание от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушение последовательности элементов действия. Например, дети испытывают затруднения в упражнениях с мячом, при передаче его с небольшого расстояния, во время ударов мячом об пол с попеременным чередованием. Также затруднительны: прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания.                                                           В ходе наших наблюдений за детьми с ОНР в ДОУ мы выделили ряд особенностей в формировании мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков и т.д.). Движения детей с общим недоразвитием речи отличаются неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Мы считаем, что это является основной причиной, затрудняющей овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. В ДОУ многие дети с ОНР, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи, особую сложность для них представляет застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Неловкость движений дошкольников с ОНР обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Слабое развитие моторики у детей с общим недоразвитием речи сказывается и на других видах деятельности, например, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета. Нами отмечено, что слабо развитая моторика, свойственная детям с общим недоразвитием речи является причиной нарушений произносительной стороны речи, так как фонетически правильно оформленная речь предполагает точную координацию движений артикуляционного аппарата. А нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности детей, находят свое отражение и в их речевой деятельности. В трудах многих известных учёных мы нашли доказательства того, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.                                                                                                                                                              Исходя из этого, мы пришли к выводу, что уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности детей к школьному обучению. Нарушения моторики, как артикуляционной, так и мелкой могут создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе.  Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, для развития навыков ручной умелости. Мы считаем, что работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. На коррекционных занятиях в ДОУ нами широко используется один из самых известных и популярных методов коррекционного воздействия -  пальчиковая гимнастика. Практикование нами тренингов мелкой моторики рук, координирующих органы речи, способствует расширению лексического запаса детей, формированию у них правильного произношения. А потешки и скороговорки, которые обычно сопровождают пальчиковую гимнастику, помогают избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учат соблюдению речевых пауз, снижают психическое напряжение за счёт удовольствия, с которым дети занимаются пальчиковой гимнастикой. Стихи, сопровождающие действия,  привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Сопровождая пальчиковые действия прибаутками и потешками, мы тренируем память детей, так как в процессе гимнастики они запоминают стихотворные тексты. Ритм, неизменный порядок слов и рифма стихов и потешек  обогащают речь ребёнка разными интонациями, делают речь более выразительной. С целью развития мелкой моторики на коррекционных занятиях в ДОУ нами используются и другие виды деятельности: рисование (штриховка, закрашивание, дорисовывание деталей рисунка, обводка деталей картинки по пунктирным линиям и т.д.), аппликация, лепка, шнуровки, игры с крупой, выкладывание букв из различных материалов и многое другое. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям, направленным на развитие моторики и координации движения рук, мы решаем сразу две задачи: развитие речи и развитие мелкой моторики. Изученный нами теоретический материал и опыт работы позволили нам сделать следующий вывод: если развитие мелкой моторики соответствует норме, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же мелкая моторика слабо развита, то страдает и речь ребёнка.                                                              Литература                                                                                                                     1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Игры с пальчиками для развития речи. - М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2010. – 200с.                                                            2. Гаврина С.Е.  Развиваем мелкую моторику руки у детей. Пальчиковая гимнастика, рисование по контуру, раскрашивание / С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина; худож. Г.В.Соколов. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 64с.: ил. (Уроки для дошколят).      3. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. – М.: «Гном и Д», 2005.                                                                                                                 4. Гонеев А.Д., Мифенцева Н.И. Основы коррекционной педагогики. – М.: «Академия», 1999.                                                                                                  5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: «Литур», 2006.                                                                                                                                       6. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., «Просвещение», 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи».

Цель моей работы: всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе на основе тренировки мелкой моторики рук.Задачи:Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.Развивать мелкую...

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Использование нетрадиционных методов работы и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи

Доклад на тему: Использование нетрадиционных методов работы  и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи разработан  для выступления на семинаре-практикуме...

Цикл логопедических занятий № 2 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»

Направлен на продолжение коррекционно-развивающей работы по преодолению общего нарушения речи третьего уровня у детей....

Особенности развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

В статье предтавлен материал по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....

Особенности развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

В статье представлены особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....