Статья по теме "Воспитание гражданина средствами народной культуры"
статья по теме

Манакова Людмила Анатольевна

Опыт работы дополнительного вида деятельности "Народоведение" в коррекционной школе-интернате I вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc418.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание гражданина средствами народной культуры

Манакова Л.А., воспитатель

В какой стране бы ни жил человек – это, прежде всего, должен быть достойный гражданин своего государства с высокими нравственно-моральными качествами, гражданской позицией, креативным мышлением, способным к позитивной творческой деятельности в социуме, обладающий коммуникативными способностями.

Воспитательная система нашей школы-интерната направлена на формирование всесторонне развитого человека, социализированного в общество слышащих людей. Знакомство с историей, традициями своего народа, его культурой – это одно из направлений воспитания обучающихся, воспитанников с нарушением слуха, имеющее свои особенности.

Отдавая приоритет воспитанию гражданина на основе традиций русского народа, в школе была создана и апробирована в течение 6 лет программа «Народоведение» (на основе программы Новиковой Ю.). Она имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции,  служит одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.

Процесс обучения по программе «Народоведение» осуществляется в системе дополнительных видов деятельности (культурологическая направленность) и строится с использованием традиционных и нетрадиционных форм: проведение занятий с использованием мультимедийных  презентаций и видеоматериалов, организация тематических мероприятий, народных праздников, музейных уроков (в музее народной культуры), занятий коллективной деятельности.

Занятия по народоведению проводятся в специально оборудованном кабинете, в котором создан музейный уголок русского быта с подлинными предметами быта.

                                      

В таком кабинете на занятиях ребята погружаются в атмосферу жизни нашего народа в прошлом.

                         

Вся работа построена на народном календаре, годичном цикле жизни русского народа, и включает в себя постепенное знакомство воспитанников одновременно в единой цепочке с русской речью, обычаями, праздниками, обрядами, рукоделием, ремеслами, историей, культурой.

Народный календарь включает в себя несколько основных народных праздников: Осенины (встреча осени), Святки (зимние посиделки), Сретенье, Масленица (проводы зимы), Сороки (встреча весны), Зеленые святки (встреча лета), которые традиционно празднуются в нашей школе. В таких праздниках с удовольствием участвуют все воспитанники школы-интерната от мала до велика, а также учителя и воспитатели. Это праздники-развлечения, включающие в себя как элементы народных традиционных праздников и обрядов, так и разнообразные конкурсы и соревнования. Эти праздники еще больше повышают интерес к изучению народной культуры, так как к ним проводится большая подготовительная работа:

1. Работа с детьми по народному календарю является гармоничным соотношением сезонного труда и развлечений - нравственная норма народной жизни, т.е. постоянно прослеживается взаимосвязь нравственных и эстетических ценностей: общий труд и общий праздник.

2. Изучение на занятиях малых форм фольклора - сказка, пословицы, поговорки, загадки, прибаутки и т.д..

3. Коллективная творческая деятельность. К сезонному празднику изготавливаются обрядовые куклы и обереги, к осеннему празднику – кукла-зерновушка, к встрече весны – веснянки, к празднику Сороки – птички; изготовление тряпичной куклы для игр и кукол-оберегов.

4. Эстетическое воспитание. Эта проблема решается и на музыкально-ритмических занятиях - дети изучают народную песню, заклички, частушки, водят хороводы, изучают народный танец, знакомятся с народными инструментами и учатся на них играть, слушают музыку русских композиторов.

5. Конструкторская деятельность - это знакомство с архитектурой русских городов и весей, изучение деревянного зодчества. Воспитанники изготавливают макеты города, изб, деревенских построек.

Детям надо дать прочувствовать, прожить, проиграть, попытаться что-то сделать своими руками, чтобы осмыслить предлагаемый материал народной культуры и полюбить атмосферу народного праздника.

Я рассказываю своим ученикам о культуре быта нашего народа, о привычках и обычаях, о памятниках старины, чтобы воспитать у детей уважение к прошлому нашего народа. Они всегда улавливают суть моего рассказа и пытаются поддержать разговор, что очень важно также в плане формирования речи воспитанников школы-интерната. Даже имея недостаточный словарный запас, неслышащий ребенок стремится рассказать о своей семье, её традициях, своей малой родине.

Думаю, что дети, изучающие корни своей родословной, изучающие историю своего края, будут любить своих ближних, с уважением относится к предкам, к той земле, на которой живут, ценить заслуги своего народа, гордиться их достижениями. Таких детей никогда не назовут «Иванами, не помнящими родства своего». Эти дети – в свою очередь - воспитают поколение настоящих патриотов.

Resource id #4986

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье представлен материал о системе непрерывного экологического образо­вания, в которую включены разновозрастные группы, необходим различный подход  в раскрытии тем и методики ведения з...

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством средствами народной культуры

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка. В последнее время возросл...

Исследовательская работа "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".

Исследовательская работа обучающейся студии "Силуэт" МОАУ ДОД "ЦДТ" Рейзиной Алины....

Статья "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства...