Игра - драматизация в группе компенсирующей направленности старшего возраста
план-конспект занятия по теме

Каткова Марина Александровна

Игры - драматизации являются неотъемлемой частью работы по развитию речи с детьми, имеющими речевые нарушения. Данный материал пригодится ,как педагогам коррекционных групп,так и общеразвивающих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                              

                                                          Игра – драматизация

в группе компенсирующей направленности старшего возраста

«Как снеговики солнце искали»

Первая часть

Ведущий. Пусть мороз трещит,

                 Вьюга в поле кружит-

           Малышам-крепышам

           Не страшна стужа.

           Молодцы у нас ребята:

           Сильные и смелые.

Динамические упражнения. «На дворе мороз и ветер»

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

        На дворе мороз и ветер,

        На дворе гуляют дети,

        Ручки, ручки потирают,

        Ручки, ручки согревают.

        Чтоб не зябли наши ручки

        Мы похлопаем в ладошки.

        Вот как хлопать мы умеем,

        Вот так ручки мы согреем.

        Чтоб не зябли наши ножки,

        Мы потопаем немножко.

        Вот как топать мы умеем,

        Вот как ножки мы согреем.

        Нам мороз теперь не страшен

        Все мы весело попляшем.

        Вот как мы плясать умеем,

        Вот так ножки мы согреем.

Ведущий. Зимой очень холодно, но наши ребята холода не боятся.

Ребенок. Ой, сердит мороз!

           Ветки снегом занес.

           Хватает за нос,

           Щиплет до слез.

           Но мы не пугаемся,

           На лыжах и саночках катаемся,

           Над морозом сердитым потешаемся.

Ведущий. А еще наши дети любят из снега лепить снеговика.

        Физминутка

             (Речь с движениями).

        Раз –рука, два – рука

        Лепим мы снеговика.

        Мы катаем снежный ком. Вот такой!

        А потом поменьше ком. Вот такой (средний).

        А наверх поставим мы маленький комок.

        Вот и вышел снеговик – снеговичок.

(На магнитной доске ребенок выкладывает снеговика.)

Ребенок. Мы слепили бабу снежную,

          Бабу снежную, потешную.

          А зима сказала ей:

          - Стань работницей моей.

          У тебя в руке метла,

          Ты б дорожки замела.

          Раздели со мной заботы,

          И старайся до утра.

(Выставляем на магнитную доску  снежную бабу.)

Ведущий. Снежная баба старается, помогает зиме.

Ребенок. Я метелкою мету и снежок сметаю,

          А лопаточку возьму снег поубираю.

          Вот теперь у нас в саду чистые дорожки.

          И по ним сейчас пойдут маленькие ножки.

Ведущий. Молодец снежная баба! Помогает зиме, заметает дорожки. Снеговики у нас очень красивые получились. Жалко только, что скоро весна, солнышко пригреет, и снеговики растают.

Заволновались тогда снеговики. Что это за солнце? Почему оно должно погубить нас?

Плачет бедный снеговик.

Снеговик. Я в мороз стоять привык.

             Я не вытерплю жару,

             Обязательно умру.

Ведущий. Решили тогда снеговики поискать солнце и попросить его не приходить. И пошли. Снеговик шагал медленно, за ним мелко семенила снежная баба. Дошли снеговики до леса.

Вторая часть

Ребенок. Стоят деревья в инее,

           То белые, то синие.

           А кустики стоят

           От холода дрожат.

Ведущий. Тут снеговик услышал, как говорило дерево: «Мне холодно, кора трещит от мороза, когда же меня отогреет солнышко».

Снеговик. Деревья ждут солнца. Значит солнце хорошее.

Ведущий. Хотели снеговики идти дальше, но услышали стук на дереве.

Дятел. Я, дятел, все стучу и тихонечко ворчу

        -Сами в гости приглашают, а теперь не открывают.

Снеговик (обращается к дятлу) – Ты солнце не боишься?

Дятел. Найдите его побыстрее, скажите, что я его жду, мне хочется тепла.

Ведущий. Снеговики пошли дальше. Вдруг на них с дерева свалился пушистый зверек.

Снеговик. Это ты солнышко?

Белочка. Нет. Я белочка, мне холодно, я вся дрожу. Я жду солнышко, чтобы оно меня обогрело.

Ведущий. Только хотели снеговики идти дальше, как на полянку выскочил зайчик.

Снеговик. Значит ты солнышко?

Зайчик. Нет. Я зайчик. Я тоже жду солнышко, я хочу, чтобы оно меня обогрело.

Ведущий. Загрустили снеговики. Оказывается, все ждут солнышко с радостью.

            Но тут к ним подлетел снегирь.

Снегирь. Не печальтесь, снеговики! Когда солнце будет светить ярко, я улечу на Север, где снег не тает. Я тоже не люблю тепло. И вы отправляйтесь вместе со мной.

Ведущий. Повеселели снеговики. И когда наступила весна, снеговики сели в машину и поехали на Север. Снегири летели впереди и показывали им дорогу.

                За окном в углу двора

                Снеговик стоял вчера.

                Потеплело. Снеговик

                Сел в попутный грузовик.

                -Я на Север за зимой,

                Через год вернусь домой.

КОНЕЦ


Работа над образами

Ритмическое упражнение «Снежинки»

Ой, летят-летят снежинки,        Поочередно поднимают и опускают руки.

Белоснежные пушинки.

Это зимушка-зима                Поворачиваются вправо, вытягивая в сторону правую руку,

Рукавами повела,                то же повторяют влево.

Все снежинки закружила

И на землю опустила.                Кружатся, руки в стороны. Приседают.

Стали звездочки кружиться,

Стали на землю ложиться.

Нет, не звезды, а пушинки,

Не пушинки, а снежинки.

Ритмическое упражнение «Снежок».

Дует, дует ветерок,                Постепенно опускают руки, делая мягкие движения кистями.

И летит, летит снежок,

Закружился, заблестел,                Вращают кистями перед грудью.

Над полянкой полетел.

А снежок на землю пал.        Опускают руки вниз.

Дует, дует ветерок,                Поднимают руки вверх и постепенно опускают их вниз.

И опять летит снежок.

Дыхательное упражнение.

Как подул Дед Мороз в воздухе морозном,

Полетели, закружились ледяные звезды.

Кружатся снежинки в воздухе морозном,

Падают на землю кружевные звезды.

Вот одна упала на мою ладошку,

Ой. не тай, снежинка, подожди немножко.

        Дети берут снежинки на ниточках и дуют на них, наблюдая за кружением снежинок.

      Упражнение для коррекции зрения.

Мы снежинку увидали, - со снежинкою играли.

        Взять снежинку в руку и вытянуть руку перед собой.

Снежинки вправо полетели, дети вправо посмотрели.

        Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.

Снежинки влево полетели, глазки влево посмотрели.

        Отвести снежинку влево.

Ветер снег вверх поднимал и на землю опускал.

Дети смотрят вверх и вниз. Все на землю улеглись.

        Поднимать снежинки вверх и опускать вниз, покружиться и присесть.

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

Массаж пальцев «Рукавицы».

Вяжет бабушка лисица

Всем лисятам рукавицы.

        Поочередно потереть подушечки пальцев.

Для лисенка Саши, для лисички Маши,

Для лисенка Коли, для лисички Оли.

А маленькие рукавички для Наташеньки лисички.

В рукавичках да-да-да – не замерзнем никогда!

        Потереть ладони друг о друга.

Массаж рук «Строим дом».

Целый день тук да тук, раздается звонкий стук.

        Хлопаем ладонью о ладонь.

Молоточки стучат, строим домик для зайчат.

Молоточки стучат, строим домик для бельчат.

        Стучим кулачками.

Этот дом для белочек, этот дом для зайчиков.

        Растирание кулачков круговыми движениями.

Этот дом для девочек, этот дом для мальчиков.

Вот какой хороший дом, как мы славно заживем.

        Погладить ладонью от кисти к плечу.

Будем песни распевать, веселиться и плясать.

        Скользящие хлопки ладонями.

Мимическое упражнение.

Белка с ветки в свой домишко

Перетаскивала шишку.

Белка шишку уронила,

Прямо в мишку угодила.

Застонал, заохал Мишка:

-На носу вскочила шишка.

Физминутка «Мы шагаем по сугробам»

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.

        Дети идут друг за другом, высоко поднимая ноги.

Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем, а потом гулять пойдем.

        Садятся на стульчики и поглаживают ноги движениями ладоней снизу вверх.



Предварительный просмотр:

План работы

по подготовке к игре – драматизации по теме

«Зима»- « Как снеговики солнце искали»

Виды детской    деятельности

Воспитательно-образовательные

                      задачи                      

           Содержание работы

                Оснащение

Художественно- речевая деятельность

Знакомство с зимними явлениями природы

Воспитание интереса к окружающему миру.

Обогащение словарного запаса по теме

«Зима» и « Зимние забавы».

Развитие смекалки и наблюдательности, умению выделять  характерные признаки

Выразительное рассказывание воспитате-

ля по теме « Зима», « Зимние забавы»

Чтение рассказов и сказок.Описательные

рассказы детей. Чтение и заучивание

 стихотворений. Обсуждение их содержания.  Заучивание песенок,

потешек.Описание картин и иллюстрации,

высказывание впечатлений.

Сочинение историй

Стихи,загадки,сказки по теме

 « Зима».

Мнемотаблицы и пиктограммы к стихам и загадкам.

Картинки, иллюстрации

Театрально – игровая деятельность

Воспитание эмоционального восприятия

Зимней природы

Воспитание любви к театрализованной деятельности.

Развитие творческих способностей и коррекции психических процессов

( память, внимание, воображение)

Раскрытие духовных способностей каждого

ребенка

Знакомство со сказкой и героями сказки

Работа над образами.

Разыгрывание диалогов.

Обыгрывание ситуаций

Высказывание впечатлений

Этюды на разыгрывание ситуаций и образов.

Виды театра: игрушек, шапочек, на фланелеграфе

Творческая деятельность

(игровая.музыкальная,

танцевальная)

Различие эмоционального состояния по жестам, мимике, движениям.

Учить пользоваться жестами.

Познакомить детей с выразительными средствами речи: интонацией,темпом,тембром.

Развивать координацию движений.

Учить слушать, понимать и чувствовать характер музыкальных произведений

Игровые упражнения по развитию мимики,пантомимики.

Игры на подражание

Хороводы,импровизации

Слушание грамзаписи

Слушание музыки

Музыкальные игры

Подвижные игры

Физминутки

Игры и упражнений на развитие мимики, пантомимики (картотека)

Картотека подвижных игр и физминуток

Слушание музыки «Вальс»

Д.Кабалевского

Техника речи

Развитие речевого дыхания, артикуляции, дикции

Упражнения на развитие речевого дыхания.

Речевая гимнастика

Двигательные упражнения- речь с движением.

Массаж тела.

Пальчиковые игры

Картотека игр :

- на развитие дыхания,

-« речь с движением»,

-« пальчиковые игры»

Изодеятельность

Учить передавать особенности и состояние зимней природы.

Обратить внимание на цветовую гамму осени.

Закрепить умение вырезать по контуру, наклеивать их.

Учить анализировать изображение. Отбирать наиболее выразительные работы.

Формировать эстетический вкус.

Рассматривание иллюстраций,картин,фо-

тографий

Свободное и тематическое рисование

«Зима,зимние явления природы»

 Аппликация «Снеговик», « Падает снег»,

« Зайчик беленький».

Конструирование из бумаги

Картинки, иллюстрации, фотографии, муляжи по теме

 «Зима »

Самостоятельная художественная деятельность

Способствовать обогащению игрового опыта.

Развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.

Развитие навыков общения со сверстниками в различных ситуациях

Чтение,рассказывание сказок,стихов, загадывание загадок.

Диалоги с игрушками, друг с другом

Рассматривание и описание картин,

игрушек.,персонажей

Театрализованные выступления в различных видах театра

Подбор худож. литературы по теме «Зима»

Мнемотаблицы, пиктограммы,

картины, иллюстрации.

Набор игрушек.

Сюжетно- ролевые игры

Дидактические игры

Виды театра: кукольный, пальчиковый, масок, шапочек, на фланелеграфе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР), 5-7 лет (старший дошкольный возраст)

Данная программа может быть использована в работе учителей-логопедов в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи(общим недоразвитием речи)  старшего дошкольного ...

Сценарий развлечения с элементами песочной терапии в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) старший дошкольный возраст: «Путешествие в песочную страну»

Сценарий разработан в соответствии с проектом "Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей старшего дошкольного возраста"...

Авторская программа «ТИКОмания» в группе компенсирующей направленности (5-6 лет) развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования конструктора ТИКО «Логопедич

Представленная авторская  образовательная программа по формирование полноценной фонетической системы родного языка, развитию фонематического восприятия и овладению  навыками звукового анализ...