Образование слов при помощи приставок
план-конспект занятия по теме

Патершук Марина Николаевна

Конспект логопедического занятия в группе учащихся 2-классов с нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР по теме: Образование слов при помощи приставок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovanie_slov_pri_pomoshchi_pristavok.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Патершук Марина Николаевна, учитель-логопед

Логопедическое занятие

Тема: Образование слов при помощи приставок (2 этап коррекционной работы)

Логопедическое заключение: нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР III уровня

Класс: 2

Цель: совершенствовать у детей навык образования слов при помощи приставок про-, при-, пере- и пройденных ранее.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять у детей знания о приставках,  учить находить в словах приставку, графически обозначать её,
  • тренировать в образовании новых слов при помощи приставок и объяснять их     значение,  подбирать подходящие по смыслу   приставки к словам,
  • сравнивать лексическое значение слов в зависимости от приставок,
  • уметь правильно записывать слова с приставками;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать звуковой анализ и синтез, зрительное и слуховое внимание, временные и     пространственные представления;
  • обогащать словарный запас учащихся.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать культуру речи,
  • прививать интерес к занятиям.

Оборудование : карточки со словами, карточки для игры "Домино", книги с переплётами из разных материалов.

Ход занятия.

1. Организация начала занятия.

2. Введение в тему занятия.

     На доске слова:

    шёл     зашёл     пошёл   дошёл    ушёл

 - Прочитайте вслух написанные на доске слова.

 - Как они называются? (родственные)

 - Почему они так называются? (у этих слов один и тот же корень с одинаковым значением)

 - Какой это корень? (шёл)

 - Посмотрите внимательно какое из этих слов может быть лишним и почему?

 - Что объединяет остальные слова?

 - Какие в этих словах приставки? Одинаковые или разные? Назовите их.

 - Что меняется в слове с изменением приставки? (значение слова)

 - Что же такое приставка? Для чего она служит?

 - Как пишется приставка с корнем?

3. Сообщение темы и целей урока.

 - Кто догадался какая тема сегодняшнего занятия? (образование слов при помощи приставок)

 - Сегодня мы с вами познакомимся с новыми приставками. А какие это приставки, вы сможете сказать, если отгадаете зашифрованные здесь слова. Для этого вам нужно соединить по порядку буквы, выделенные другим шрифтом:

     

         АПУРСТО                                                     прошёл                     про

           ВГПДРЗКИ                          шёл                   пришёл                     при

          НФПБЕТРЯЕ                                                 перешёл                    пере

 - Правильно. Это приставки про-, при-, пере. Обратите внимание, что приставки про-, при-, пере- всегда пишутся одинаково, независимо от произношения.

4. Упражнения в образовании слов при помощи приставок устно и письменно.

 - А теперь давайте выполним 1-ое задание и понаблюдаем как изменится значение слов, если к ним добавить одну из этих приставок про- (устно).

        катить - прокатить

        плыть - проплыть

        ползти - проползти

        ехать - проехать

        бежать - пробежать

        тащить - протащить

 - Как изменилось значение слов? (действие закончилось или действие направлено мимо чего-либо или кого-либо)

   Аналогично с приставкой при- (по карточкам)

 - Как изменилось значение слов? (приставка при- обозначает приближение, присоединение, добавление к чему-либо)

   Аналогично с приставкой пере- (Игра "Домино")

катить

перекатить

плыть

переплыть

ехать

переехать

бежать

   и т.д.

 - Как изменилось значение слов? (приставка пере- обозначает преодоление препятствия)

   Письменно со словами:    вёз

                                нёс

                                летел

                                ходил

 - Откройте тетради. Какое сегодня число? Запишите число. Пишем в столбик данные слова.

 - Образуйте от каждого из этих слов новые с приставкой про-, потом с приставкой при-, и затем с приставкой пере-. Приставки в словах обозначьте.

 - Проверка. Что мы сейчас делали?

5. Физминутка.

 - Если я назову слово с приставкой про-, вы поднимаете руки вверх и прогибаетесь, если с приставкой при-  - приседаете, а с приставкой пере- - перепрыгиваете с места на место.          

            Прочитал, прибыл, перемыл, приготовил, проговорил, перечитал, простоял, приписал, перерисовал, промолчал.

6. Работа над обогащением словаря.

На доске два столбика слов:

        шитье                        ...седание

        радио                        ...гулка

        зарядка                ...дача

        книга                        ...мерка

        выходной                ...плёт

 - Посмотрите внимательно: Что пропущено в словах второго столбика? Давайте их вставим.

 - Кто из вас знает, что обозначает слово переплёт?

 - Переплет - это прочная твердая крышка из картона, кожи или ткани, в которую вклеиваются книжные страницы. (демонстрируется)

 - А теперь давайте соединим слова парами по смыслу. (Разбор, запись слов в тетради)

  - Составьте предложение со словами книга и переплет. (Запись в тетради)

7. Работа над развитием связной речи.

    На доске:

        Ребята _бежали кататься на коньках. _ступила зима. _пал снег. Река _крылась льдом.

 - Прочитайте предложения, записанные на доске. В предложениях пропущены приставки. Чтобы выполнить это задание, нам понадобятся не только те приставки, которые мы проходили на сегодняшнем занятии, но и приставки, которые мы проходили на прошлых занятиях.

Разбор.

 - А теперь ещё раз прочитайте предложения. Какое предложение должно быть первым? вторым? третьим? четвертым? (разбор)

 - Прочитайте получившийся текст.

 - Запишите его в тетради. Приставки обозначьте.

8. Итог занятия.

 - Над какой темой мы работали на сегодняшнем занятии?

 - С какими приставками познакомились?

 - Какое из заданий вам понравилось больше всех?

   Оценивание детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Практическое овладение образованием слов при помощи приставок.

Коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, логопеда, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо...

Образование прилагательных с помощью приставок.

Интерактивный тренажер для тренировки образования приставок. Разработан к УМК "Твой друг французский язык" 6 класс....

Состав слова. Образование слов при помощи суффиксов и приставок

Состав слова. Образование слов при помощи суффиксов и приставок...

Открытый урок логопедического занятия по теме: "Овладение практическим навыком образования глаголов с помощью приставок"

Конспект занятий для группы имеющей нарушения письма и чтения, обусловленное общим недоразвитием речи....

Урок русского языка в 5 классе "Образование новых слов при помощи приставок и суффиксов"

Урок сопровождается показом электронной презентации в программе Power Point и проецированием её на экране интерактивной доски.Процесс обучения в течение всего урока предусматривает испо...