Проект "Подсолнух"
проект по теме

Этот проект предназначен для организации содействия  обучающимся и их семьям в преодолении трудных жизненных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_podsolnukh.doc920 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и молодежной политики Лысковского муниципального района Нижегородской области

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Чернухинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Проект  содействия  обучающимся, воспитанникам   и их семьям в преодолении трудных жизненных ситуаций

        Авторы проекта:

                                                                          Молчанова В.В., зам. директора

                                                                           по воспитательной и

                                                                           профилактической работе,

                                                                           Малина Т.А., соцпедагог

                                                                                   

                                                                                               

        С.Чернуха

2011г.

Пояснительная записка

                                                            «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
                                                                                                            Л.Н. Толстой

       Воспитание, осуществляемое в школах, очень значимо, так как охватывает весь учебно-воспитательный процесс. Тем не менее,  все мы понимаем, что семья, обеспечивая раннее воспитание, является определяющей в процессе становления человека, глубоко влияя на его жизнь и способствуя развитию таких его качеств, которые не могут быть сформированы ни в каких других условиях. Именно в семье происходит социализация личности, закладываются основы морального, физического, трудового воспитания человека.

             В настоящее время в российском обществе повышается внимание к семье. Пристальное внимание к институту семьи в нашей стране связано с ухудшением демографической ситуации. Проблемы усугубляются и теми факторами, которые наблюдают педагоги: в семье отсутствуют благоприятные условия для общения, уходит положительный эмоциональный настрой. Действительно, ритмы сегодняшней жизни, сложившиеся социально-экономические условия не способствуют созданию той атмосферы семьи, когда неспешно, по-доброму проходит общение детей с родителями. Утрачиваются традиции народной педагогики, когда из поколения в поколение передавался опыт родителей, формировались навыки по уходу за братьями, сестрами, осуществлялся перенос этих навыков подросшими детьми в свою собственную семью и т.п.

 Обучающиеся, воспитанники нашей школы-интерната – это особый контингент детей. Из 120 человек, обучающихся в школе,  113 человек составляют  дети-инвалиды, имеющие индивидуальную программу реабилитации. В школе обучаются дети из 4-х районов Нижегородской области. В интернате проживают 68 воспитанников.

Социальный состав детей  характеризуется следующими показателями:

Малоимущие семьи – 18.

Многодетные семьи – 30.

Неполные  семьи -17.

Потеря кормильца – 8 семей.

 Мать-одиночка – 13.

Неблагополучные  семьи – 6.

Обучающиеся, состоящие на учете в КДН – 2.

     

 Все эти данные обусловили необходимость создания проекта , в которой выработаны механизмы взаимодействия семьи и школы по преодолению трудных жизненных  ситуаций.

       Проект рассчитан на 1 год и реализуется в процессе воспитательной работы, как во время учебы, так  и во внеурочной деятельности.

Информационная карта

Полное название программы

Педагогический проект «Подсолнух»

Автор программы

 Молчанова Вера Витальевна

Название организации

МСКОУ Чернухинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

Адрес организации

606240, Нижегородская область ,Лысковский район, с. Чернуха, ул. Буренино,  д. 5 а

Телефон

33-1-38

Формы осуществления проекта

Индивидуальные беседы;
- конкурсы; праздники;
- экскурсии; конференции; круглый стол,
- анкетирование; тестирование;

посещение семей на дому,

мониторинг,

контакты с социальными службами  

Цель программы

Способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребенка через социализацию, психологический комфорт ребенка в семье, укрепление духовных ценностей семьи.

Специализация программы

Содействие  обучающимся, воспитанникам и их семьям в преодолении трудных жизненных ситуаций

Сроки реализации

  1 год

Особенность программы

Уникальность данного проекта заключается в том, что он разработан специально  для детей с ограниченными возможностями здоровья

Этапы реализации программы:

Этапы

Сроки

Содержание

Ответственные

Подготовительный

Август

Составление программы, утверждение плана работы

классные руководители, социальный педагог, психолог

Основной

Сентябрь - Май  

Реализация программы

классные руководители, социальный педагог, психолог

Итоговый

Июнь  

Подведение итогов

классные руководители, социальный педагог, психолог

 

Ожидаемые результаты:

- приобретение родителями навыков социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком;
- возрождение традиций семейного воспитания;
- получение родителями практических знаний в деле воспитания детей;
- активизация совместной деятельности семьи и  школы по  стабилизации психолого-педагогической ситуации в семье

-педагогическая помощь семье.

Содержание проекта:

Индивидуальные беседы 

Цель: выявить  причины, негативно  влияющие  на посещаемость и  успеваемость детей,  причины их психологического дискомфорта, причины правонарушений

Месяц

Мероприятие

Цель

Август

Кто я такой?

Развить самосознание детей. Систематизировать знания детей о себе(ф.и.о., дом.адрес, национальность и пр.)

Сентябрь

Мальчики и девочки.

Закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем облике и поведении.

Октябрь

Я среди людей.

Развить представление о ходе развития человека, показать взаимозависимость отношений.

Ноябрь

Привычки хорошие

и плохие.

Раскрыть значение слова «привычка», развить способности к анализу и сравнению, способность к самооценке.

Декабрь

Зачем нужны правила?

Развить у детей понимание необходимости законов (правил) общения, желание их узнавать и выполнять.

Январь

Нарочно и нечаянно.

Развить нравственные чувства – сожаление, сочувствие, сформировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнеров.

Февраль

Учусь прощать.

Научить детей не обижаться по пустякам, различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подвести к пониманию слов «миролюбивый», «обидчивый».

Март

Учусь думать и

поступать по-своему.

Развить в детях чувство собственного достоинства, сохраняя доброжелательные отношения между сверстниками, стремление радоваться успехам другого.

Апрель

Зачем нужен друг?

Воспитать и развить осознанные взаимно доброжелательные отношения с ровесниками, понятия о дружбе, друзьях.

Май

Учусь сочувствовать.

Закрепить умение замечать, что кому-то плохо, выражать сочувствие, оказывать помощь.

Июнь

Почему бывают драки?

Сформировать у детей навыки общения, развить понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников, воспитать привычку достойно вести себя в конфликтной ситуации.

Внеклассные мероприятия 

Цель: формировать  умения и навыки  общения детей и взрослых,

привлекать детей и их родителей к участию в социальных проектах, акциях социально-нравственной направленности,

снятие стрессов, психологический комфорт ребенка в семье и в социуме

Месяц

Мероприятие

Отв.

Август

Операция «Уют»: подготовка жилых комнат и игровых к новому учебному году

Воспитатели

Сентябрь

Поход

Кл. руководители

Октябрь

Выставка поделок из природного материала

Руководители ДТО

Ноябрь

Акция  «За здоровый образ жизни»

Учителя физкультуры

Декабрь

Новогодние представления

Ст .вожатая

Январь

Зимние забавы на свежем воздухе: игра  «Царь горы»

Учителя физкультуры

Февраль

Конкурс  декоративно-прикладного искусства «Творчество: традиции и современность»

Руководители ДТО

Март

Концертная программа, посвященная 8 марта

Ст .вожатая

Апрель

Праздник «Наши достижения»

Кл. руководители

Май

Акция «Поздравь ветерана»,

Акция «Парк»

Воспитатели

Социальное партнерство

Цель: познакомить  с системой  работы социальных служб,

ознакомление с алгоритмом решения возникающих проблем, трудоустройство членов семей,

 профилактика правонарушений.

Месяц

Мероприятие

Отв.

Август

Ознакомление с правилами  поступления в школу-интернат

Зам. директора по ВР

Сентябрь

Ознакомление с алгоритмом оформления паспорта, пенсии

Соцпедагог

Октябрь

Встреча с представителями Лысковского благочиния

Зам. директора по ВР

Ноябрь

Взаимодействие  с районными ЦРБ, МСЭ, областная МСЭ

Соцпедагог

Декабрь

Поездка в Лысковский центр занятости населения

Соцпедагог

Январь

Встреча с работниками  Лысковского РОВД

Зам. директора по ВР

Февраль

Встреча с ветеранами  общества ветеранов, участников боевых действий

Зам. директора по ВР

Март

Экскурсия в детскую районную библиотеку

Соцпедагог

Апрель

Организация поездки на День открытых дверей в Спасский АПТ

Зам. директора по ВР

Работа с родителями

Цель: психолого-педагогическое просвещение родительской общественности.

Совет профилактики

Действует на основании:

  • Положения о совете профилактики,
  • Приложения к Положению о совете профилактики.

Цель: Осуществлять единый подход к решению проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защищать их права и законные интересы.

Задачи:

  1. Искоренять вредные привычки и привлекать к здоровому образу жизни.
  2. Контролировать занятость детей «группы риска»
  3. Оказывать психолого – педагогическую помощь детям «группы риска» и неблагополучным семьям

      4. Обследовать условия проживания детей «группы риска»

  1. Выполнять ИПР «ребёнка – инвалида»

План работы совета профилактики

на 2011-2012 учебный год

Месяц

Мероприятие

Ответственный

Примечания

Сентябрь

Ознакомление с  результатами летней занятости  детей, в т. ч. и детей группы риска

Зам. директора по ВР

Утверждение общественных воспитателей и кл. руководителей для работы с детьми «группы риска»

Рук. ДО

 Ознакомление с результатами обследования вновь поступивших обучающихся, воспитанников, формирование базы данных по семьям обучающихся на 2011 - 2012 учебный год ( акт обследования  и справка о составе семьи)

Зам. директора по ВР

Анализ проведения месячника безопасности движения

 (1.09 – 1.10 2011 г.)

Зам. директора по ВР

Анализ  мониторинга здоровья  обучающихся, воспитанников

за I полугодие 2010-2011 уч.г. 

Мед. работники

Октябрь

Отчёт об обследовании условий проживания детей, состоящих на  разных видах учета

Соц. педагог

Анализ банка данных социальной картотеки  обучающихся, воспитанников школы

Соц. педагог

Ознакомление с картотекой занятости детей «группы риска» (ДТО)

Зам. директора по ВР

Отчёт о взаимодействии педагога – психолога,  кл. руководителей, воспитателей, социального педагога, логопеда по выполнению рекомендаций ИПР

 

Зам. директора по ВР

Анализ выполнения педагогами единых требований  к организации ВОП.

Ноябрь

Организация профилактической работы с воспитанниками Лысковского  детского дома, детьми, находящимися под опекой

Соц. педагог

Анализ занятости детей «группы риска» в осенние каникулы

Зам. директора по ВР

Анализ диагностики воспитанности  на начало учебного года

Руководители МО кл. рук. и МО воспитателей

Совместный рейд педагогов и родителей, работников  Лысковского РОВД  в  неблагополучные семьи

Зам. директора по ВР

Контроль деятельности кл. руководителей, воспитателей, педагога – психолога, логопеда за оформлением ИПР детей «группы риска»

Зам. директора по ВР

Декабрь

Анализ  проведения месячника «За здоровый образ жизни»

(1.11.-1.12.2011 г.)

Зам. директора по ВР

Отчёт психолога  по релаксации трудных подростков

Педагог - психолог

Отчёт о взаимодействии педагога – психолога,  кл. руководителей, воспитателей, социального педагога, логопеда  о работе с детьми «группы риска» за I полугодие.

Соц. педагог

Анализ работы с неблагополучной семьёй

Соц. педагог

Анализ работы школы по профилактике правонарушений за I полугодие

Зам. директора по ВР

Январь

Анализ банка уточненных  данных социальной картотеки за I полугодие

Соц. педагог

Анализ занятости детей «группы риска» в зимние каникулы

Зам. директора по ВР

Ознакомление с картотекой занятости детей «группы риска» (ДТО)

Зам. директора по ВР

Февраль

Отчёт психолога по релаксации трудных подростков

Педагог - психолог

Отчёт об обследовании условий проживания детей, состоящих на ВШУ

Соц. педагог

Анализ  проведения месячника по профилактике правонарушений

(1.10.-1.11.2011 г.).

Зам. директора по ВР

Март

Отчёт социального педагога, общественных воспитателей и кл. руководителей о работе с детьми «группы риска» за I кв.

Соц. педагог

Контроль деятельности кл. руководителей, воспитателей, педагога – психолога, логопеда за оформлением ИПР детей «группы риска»

Зам. директора по ВР

Анализ работы с неблагополучной семьёй

Соц. педагог

Итоги месячника по патриотическому, гражданско-правовому воспитанию  

(15.02 – 15.03 2012 г.)

Зам. директора по ВР

Апрель

Анализ занятости детей «группы риска» в весенние каникулы

Зам. директора по ВР

Анализ работы педагога-психолога  с 9-классниками «Мои профессиональные планы: идеальные и реальные»

Зам. директора по ВР

Анализ консультирования о дальнейшем определении (устройстве) учащихся.

Соц. педагог

 Выполнение  программы  детского соуправления  «Наш дом»

Старшая вожатая Панфилова Н.А

Май

Анализ подтверждений о дальнейшем обучении выпускников

Соц. педагог

Отчёт о взаимодействии педагога – психолога,  кл. руководителей, воспитателей, социального педагога, логопеда  о работе с детьми «группы риска» за I полугодие.

Зам. директора по ВР

Анализ работы школы по профилактике правонарушений

за II полугодие

Зам. директора по ВР

Повышение уровня воспитанности обучающихся как фактор оздоровления. (Анализ диагностики уровня воспитанности обучающихся, воспитанников)

Зам. директора по ВР

Анализ работы с неблагополучной семьёй

Соц. педагог

Анализ выполнения единых требований

Зам. директора по ВР

Июнь

Анализ работы школьного оздоровительного лагеря

Зам. директора по ВР

 Календарно-тематическое планирование мероприятий

Месяц

Мероприятие

Август

  • Ознакомление с правилами  поступления в школу-интернат
  • Беседа. Кто я такой?
  • Операция «Уют»: подготовка жилых комнат и игровых к новому учебному году

Сентябрь

  • Ознакомление с алгоритмом оформления паспорта, пенсии
  • Беседа.Мальчики и девочки.
  • Поход

Октябрь

  • Встреча с представителями Лысковского благочиния
  • Беседа. Я среди людей.
  • Выставка поделок из природного материала

Ноябрь

  • Взаимодействие  с районными ЦРБ, МСЭ, областная МСЭ
  • Беседа. Привычки хорошие и плохие.
  • Акция  «За здоровый образ жизни»

Декабрь

  • Поездка в Лысковский центр занятости населения
  • Беседа. Зачем нужны правила?
  • Новогодние представления

Январь

  • Встреча с работниками  Лысковского РОВД
  • Беседа. Нарочно и нечаянно
  • Зимние забавы на свежем воздухе: игра  «Царь горы»

Февраль

  • Встреча с ветеранами  общества ветеранов, участников боевых действий
  • Беседа. Учусь прощать.
  • Конкурс  декоративно-прикладного искусства «Творчество: традиции и современность»

Март

  • Экскурсия в детскую районную библиотеку
  • Беседа. Учусь думать и поступать по-своему.
  • Концертная программа, посвященная 8 марта

Апрель

  • Праздник «Наши достижения»
  • Организация поездки на День открытых дверей в Спасский АПТ
  • Беседа. Зачем нужен друг?

Май

  • Акция «Поздравь ветерана»,
  • Акция «Парк»
  • Беседа. Учусь сочувствовать

Основное содержание социально-психологической  коррекции в школе

Специалисты

Содержание деятельности специалистов

Классный руководитель, воспитатель

- является связующим звеном в группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками;

- делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке;

- организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников,

-осуществляет работу по преодолению трудных жизненных ситуаций

Социальный педагог

изучает жизнедеятельность ребенка вне школы;

- организует профилактическую и коррекционную работу в школе;

- поддерживает детей, попавших в экстремальные ситуации;

- взаимодействует с педагогом-психологом и специалистами районного реабилитационного центра,

-осуществляет работу по преодолению трудных жизненных ситуаций

Педагог-психолог

- изучает личность учащегося и коллектива класса;

- анализирует адаптацию ребенка в среде;

- выявляет дезадаптированных учащихся;

- изучает взаимоотношения детей с взрослыми и сверстниками;

- подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы;

- выявляет и развивает мотивацию, интересы, склонности и способности школьников;

- осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей,

-осуществляет работу по преодолению трудных жизненных ситуаций

Учителя - предметники

-анализирует поведение ребенка, его    взаимоотношения  со  сверстниками;

- выявляет уровень мотивации  к обучению;

- выявляет дезадаптированных учащихся;

-взаимодействует с педагогами;

Медицинские работники

- организуют прохождение диспансеризации детьми; проводят медицинские осмотры; Контролируют выполнение норм питания, положений САНПИНа:

-выполняют рекомендации ИПР по медикаментозному лечению;

- проводят профилактическую работу с обучающимся, воспитанниками  и их родителями,

Диагностика

Опросник адаптации учащихся (учителем);

Выявление симптомов синдрома дефицита внимания, гиперактивности, импульсивности;

Методика «Три квадрата» (упрощенный вариант «Теста цветовых предпочтений Люшера»);

Методика «Рисунок школы»;

Проективные рисуночные тесты «Нарисуй человека» и «Несуществующее животное»

Специальный детский тест тревожности ( Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен )

Тест Рене Жиля «Эмоциональная близость ребенка к учителю»

Мотивация к учению Лускановой  

Мотивация к учению (анкета Лускановой)- для младших подростков;

Анкетирование по выявлению опыта проб алкоголя, курения;

Анкета «Трудновоспитуемость»

Тест-опросник «Адиктивная склонность»

Список используемой литературы

  1. С.В. Степанова. Младший школьник: проблемы воспитания в семье и образовательном учреждении. // Начальная школа. – 2008. – №5. – С. 3-4.
  2. Л.В. Тимарцева. Изучение истории семьи.// Начальная школа. – 2008. – №2. – С. 67-74.
  3. Н.А Токарева. Роль семейных отношений в нравственном воспитании ребенка. // Начальная школа. – 2008. – №5. – С. 19-21.
  4. М.А. Алоева Лучшие родительские собрания в начальной школе: 1-2-классы / М.А. Алоева, В.Е. Бейсова. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 311, [1] с.
  5. И.Г. Вахрушева, Л.В. Блинова «Программа профилактической работы с родителями детей начальной школы «Путь к успеху». – Казань, 2007.
  6. М.К. Господникова. Проектная  деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. – [3] с.: ил.
  7. Дик Н.Ф. Классные часы в 3-4 классах / Н.Ф. Дик. – Изд. 8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 311, [1] с. – (Сердце отдаю детям).
  8. В.И. Ковалько Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с.
  9. Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. – Волгоград: Учитель, 2007.–240с.
  10.   Беспризорник. 2009, №4
  11.  Классный  руководитель. 2011, №4; 2010, №8
  12. Практика административной работы в школе. 2009, №2
  13. Как работать с проблемной семьей.// Социальная педагогика, 2004, №2
  14. Социально-педагогическое сопровождение  детей  «группы риска» и их семей.//Социальная педагогика, 2003, №1
  15. Социальный педагог в школе. Волгоград, 2010
  16. Практические  материалы для специалистов  социальной службы  образовательного учреждения. М., 2006.
  17. Воспитание школьников, 2009, №6

Приложение

        

План работы с родителями

Месяц

Взаимодействие с родителями

Индивидуальные консультации

Общешкольные родительские собрания

Сентябрь

1. День открытых дверей

2.Уточнение социального паспорта школы:

2.1 Составление банка данных  о семьях вновь прибывших детей

2.2 Выявление малообеспеченных, многодетных семей. Организация защиты  интересов и прав данных категорий  семей.

1 класс. Советы родителям первоклассников.

1.Круглый стол «Познакомьтесь с нашей школой»

Октябрь

Классные родительские собрания, посвященные  изучению Закона РФ «Об образовании», прав и обязанностей родителей

Итоги 1 четверти

Консультации логопеда, психолога, социального педагога, медицинских работников  (по вопросам родителей) «Спрашивайте-отвечаем»

  1. Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида. Роль родителей в её выполнении.
  2. Советы психолога . Поведение родителей в процессе общения с детьми.

Ноябрь

Акты обследования семей состоящих на внутришкольном учете

Контроль работы столовой, санитарного состояния интерната

Беседы с родителями, дети которых имеют большое количество пропусков занятий

Декабрь

1.Классное родительское собрание

Итоги полугодия.

2. Контроль использования  опекунских пособий, пенсий.

Консультация школьного врача по итогом углубленного     мед. осмотра

Консультация психолога. Как преодолеть  рассеянность  у детей.

  1. Профилактика вредных привычек – важнейший этап в работе по здоровьесбережению.
  2. Мониторинг уровня здоровья воспитанников школы-интерната
  3. Режим дня
  4. Школьное питание.

Январь

Посещение семей, стоящих на внутришкольном учете.

Беседы с родителями, дети которых имеют большое количество пропусков занятий

Февраль

  1. Индивидуальная работа с родителями детей группы риска, детей, стоящих на разных видах учета
  2. Помощь родителей в проведении месячника гражданско-патриотического воспитания

Консультация психолога. Индивидуальный подход к ребенку.. Как научить детей выполнять требования родителей

Март

Классное родительское собрание

«Как мы говорим»

Консультации логопеда, психолога, социального педагога, медицинских работников  (по вопросам родителей) «Спрашивайте-отвечаем»

Профилактика правонарушений как залог успешной социализации ребенка:

1.Особенности подросткового  периода (выступление врача психиатра-нарколога)

2. Отчет  педагога психолога и социального педагога  о проблемах  трудных семей.

3. Куда пойти учиться.

Апрель

Индивидуальная беседа  соц.педагога с родителями, стоящими на ВШУ

Беседы с родителями, дети которых имеют большое количество пропусков занятий

Советы психолога по организации подготовки детей к государственной итоговой аттестации

Май

 Классное родительское собрание в

9 классе. Что нужно знать родителям о государственной итоговой аттестации.

 Подведение итогов года

Организация летнего отдыха

Летняя занятость