Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе.
методическая разработка на тему

Устюгова Юлия Станиславовна

Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе. Тема: "Прогулка в осеннем лесу" Занятие проводится совместно логопедом и муз.работником.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логоритмического занятия

 в подготовительной группе.

Учитель-логопед: Устюгова Ю.С.

Тема: Осенняя прогулка в лесу.

Задачи: 1. Уточнить признаки осени, название осенних месяцев.

  1.   Учить детей разбираться в форме музыкального произведения: передавать в движении энергичный, игривый характер 1-ой части музыки и спокойный  во 2-ой части. Учить двигаться в хороводе, т.е. соединять движение и пение.
  2. Развивать музыкальный, ритмический слух, речевое дыхание, фонематический слух, темп и ритм дыхания. Развивать умение пропевать звуки разной длительности.
  3. Развивать общую произвольную моторику, моторику мышц лица, слуховое внимание и зрительную память, соединить слуховое восприятие с движениями.
  4. Воспитывать любовь к родной природе, доброе отношение ко всему окружающему.

Оборудование: фланелеграф, плоскостное изображение клавиатуры с изображением 3-х регистров, осенние листочки, пенёчки, маски (медведь, лиса, заяц, мышка), муз. инструменты (барабан, бубен,  деревянные ложки, колокольчики, металлофон), шуршалки.

Диск с записью: П. И. Чайковский «Октябрь».

Музыкальная литература:

  1. «Полька» - венгерская нар. мелодия.
  2.  Песня: «Падают листья» муз. М. Красева, сл. Е Ивенсен
  3. Хоровод – «На горе-то, калина» - русская нар. песня.
  4. «Лиса» - русская нар. прибаутка.
  5. «Вальс»  муз. Е. Гречанинова.

Ход занятия.

  1. Вводное упражнение: дробный шаг и шаг на всей ступне.

Логопед: «Ребята, я предлагаю отправиться на прогулку в осенний лес (ответы детей). Лес далеко, поэтому поедем, сначала на автобусе, как мы это можем изобразить? (дети говорят, показывают). Правильно дробный шаг – будет изображать движение автобуса. А в лесу будем двигаться тихо, не нарушая лесного спокойствия и тишины. Как всегда нам подскажет и поможет музыка.

    Звучит музыка, дети сначала двигаются дробным шагом, затем тихим шагом на всей ступне.

  1. Дыхательная гимнастика.

а) «Ветерок шепчет»

И.П. Дети стоят, руки опущены вниз.

                     Вдох через нос – поднимается голова

                     Выдох через рот, произнося звук – ш-ш-ш…

                     (повторить 3-4 раза)

           б) «Слабый ветер»

            И.П. Стоят прямо, руки внизу.

            Вдох через нос – поднять голову и плечи.

            Выдох через рот – губы трубочкой, произнести: фу-фу

            Слегка наклониться вперёд, руки чуть-чуть отвести назад.

(повторить 3-4 р.)

           в) «Сильный ветер»

           И.П. Стоят прямо, руки внизу.

           Вдох через нос – подняться на носки, руки поднять вверх.

           Выдох через рот – губы трубочкой, произнести громко – ух – ух;

           Медленно опускаюсь на всю ступню, руки двигаются вниз.

           (повторить3-4 р.)

Логопед: Хорошо дышится в осеннем лесу.

А теперь моя загадка: Дом со всех сторон открыт.

                                         Он резною крышей крыт.

                                         Заходи в зелёный дом,

                                         Чудеса увидишь в нём. (лес)

  1. Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

 На музыку в высоком регистре дети имитируют трепетание листьев на ветру (машут пальцами и кистями рук), в среднем регистре – покачивание веток (машут руками), в низком регистре – раскачивание стволов деревьев (движения корпусом).

Логопед: В природе бывает ветер разной силы, помогите назвать (ответы детей). Вы сейчас превратитесь в деревья, музыка будет изображать ветер, её звучание подскажет,  когда дует слабый ветерок, когда сильнее, а когда совсем сильный ветер. Но сначала вспомним, подойдя к фланелеграфу, где будет звучать музыка для слабого, более сильного и, совсем сильного ветра (дети проговаривают и одновременно графически изображают разную силу ветра).

    А теперь давайте поиграем.

        Музыка звучит в разных регистрах, дети изображают это в движениях.

Муз. рук.: Молодцы, очень хорошо изобразили разный ветер.

                   Ой, мне показалось, что кто-то прячется за деревьями (находит лису). И лисе захотелось с нами веселиться.

  1. Упражнения для развития чувства ритма и темпа.

  - Давайте, ребята, расскажем лисе прибаутку про неё и поможем себе руками.

                  Лиса по лесу ходила

                  Звонки песни выводила.      

                  Лиса лычки драла.

                  Лиса лапотки сплела.

 - А теперь споём под металлофон и поможем ногами (пятками отстукивают ритм, а длинный звук - поднимаются на носки).

 - Лисе с нами понравилось. Сегодня у белочки день рождения. Приглашены: зайчик, медведь, лиса, мышка. Кто-то из вас превратится в зверей, а кто-то возьмёт музыкальные инструменты и будет приглашать своего гостя. Вспомните, как двигаются ваши герои, и какой инструмент его приглашает.

   Музыкально – дидактическая игра: «День рождения белочки».

   Цель: закрепить чувства ритма. Дети по ритму угадывают, кому нужно постучаться к белочке.  Медведь – барабан

                                            Лиса – бубен

                                            Заяц – ложки

                                            Мышка – колокольчик

Муз. рук.: Ребята, я предлагаю разделиться на гостей и музыкантов и отправиться в гости к белочке (дети по желанию разбирают роли и инструменты).

  Один ребёнок играет на заданном инструменте, и соответствующий персонаж двигается, выполняя характерные движения данного образа: медведя, лисы, зайчика, мышки. В конце игры все персонажи танцуют под весёлую музыку.

5.Слушание музыки.

Дети слушают пьесу П.И Чаковского «Октябрь»

Логопед: Хорошо мы повеселились у белочки, и немного устали. Вот здесь на полянке мы расстелем свои одеялки, чтобы лежать не на земле, полежим, закроем глаза и послушаем музыку.

  1. Пение.

Поют песню: «Падают листья» - муз. М. Красева, сл. М. Ивенсен

Муз. рук.: Прекрасно отдохнули, посвежели. Находясь в лесу, давайте вспомним о птицах (дети говорят). Что есть птицы, зимующие и птицы, которые улетают на юг. Ребята, а зачем люди ходят в лес с корзинками? (Ответы детей. непродолжительная беседа о съедобных и не съедобных грибах). Я предлагая обо всём этом спеть песню «Падают листья». (Исполнение песни с небольшими движениями).

  1. Упражнения для развития речевых и мимических движений.

Логопед: «В берлогу прилетела пчёлка. Решила она сесть кому-нибудь из медвежат на язычок, но медвежата стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали двигать ими вправо-влево. Пчёлка обиделась и улетела. Медвежата снова раскрыли рты, языки отдыхают. Пришла мама-медведица и зажгла свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчёлка. Медвежата не стали её прогонять, а покатали её у себя на лбу, двигая бровями вверх-вниз. Пчёлка поблагодарила медвежат и улетела спать».

      8. Упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев рук.

 Логопед: Продолжает чтение рассказа, дети выполняют названные в нём движения пальцами.

     «Не долетела пчёлка до своего дома, упала, шевелит лапками, взлетела, замахала крылышками, прилетела, ползёт в свой домик».

 - Хорошо вы, ребята, выполняли движения и руками и пальцами, и лицо у вас было выразительным. А сейчас давайте пальчиками с помощью шуршалок, изобразим шорох листвы под ногами.

 - В лесу, ребята, растёт много ягод, какие вы знаете (ответы детей). Я предлагаю подарить нашему лесу и его лесным жителям наш хоровод.

     9. Хоровод: «На горе-то, калина».

    Звучит вступление, дети становятся в хоровод и исполняют его.

     10. Заключительное упражнение.

Дети в свободных позах слушают, как падают листья (звучит соответствующая музыка), и потом спокойно уходят из зала, осторожно ступая по «ковру из листьев».

   - Прекрасный подарок мы оставили в лесу. А теперь время пришло прощаться. На прощание до свиданья  скажем листочкам, на музыкальное сопровождение взмахнём ими, а затем тихонько уйдём, не наступив ни на один листочек.

     

     Звучит музыка, дети взмахом разбрасывают листья, а затем спокойно покидают зал.

                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия для детей подготовительной группы.

Тема. Мишкин домик.Цель. Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.Задачи. Совершенствование грамматического строя речи (...

Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе "Зима - пекариха".

Интегрированное занятие логопеда  с музыкальным руководителем. Занятие было показано на районном методическом объединении логопедов и музыкальных руководителей ДОУ. Детям очень нравятся занятия с...

Конспект логоритмического занятия в средней группе "В гости к Бабе Яге"

Представлен конспект логоритмического занятия в средней группе для детей с нарушениями зрения и речи  "В гости к Бабе Яге". Конспект может быть полезен всем педагогам, работающим с детьми с наруш...

Конспект логоритмического занятия по обучению детей основам безопасности дорожного движения «Путешествие в страну Светофорию» для детей логопедической группы среднего дошкольного возраста

Методическая запискаДанная тема важна для работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, так как кроме работы по профилактике ДДТТ, она помогает решить важнейшие задачи, стоящие пер...

Конспект логоритмического занятия в старшей группе "За волшебным сундучком"

Конспект содержит практический материал по логопедической ритмике....

Конспект логоритмического занятия «Сказка «Домок - теремок» (старшая группа)

Конспект логоритмического занятия «Сказка «Домок - теремок»      (старшая группа)...

Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе

Логоритмическая гимнастика В работе с детьми, имеющими нарушения речевой функции, нужно использовать различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению ...