Проектная деятельность по программе патриотического воспитания 1-4 классов «С чего начинается Родина»
проект по теме
Гражданско-патриотическое воспитание - сегодня одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Данная программа - это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели - воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою родину.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность
по программе патриотического воспитания
1-4 класс «С чего начинается Родина»
Составила учитель начальных классов МКС (К)ОУ школы-интерната № 5 Устюгова Ю.С.
При составлении программы я опиралась на закон об образовании РФ, где сказано, что воспитание – специально организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства.
Также на Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»
Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.
Проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации обеспечивает достижение целей патриотического воспитания.
Актуальность
Работая учителем в коррекционной школе VIII вида, я обратила внимание на то, что наши воспитанники имеют крайне низкий кругозор представлений об окружающем, о Родине, о родном крае.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Данная программа – это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.
Ведь с воспитания чувств привязанности к родной семье, родной школе, родной улице, городу начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Целевое назначение программы
Цель программы: Воспитание гуманной личности, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- Обеспечение научно-методических, материально-технических условий для реализации программы: наличие методической литературы, пособий, художественной литературы для детей, организация экскурсий, создание развивающей среды в классах и группах и т.д.
- Формирование чувства привязанности к своему дому, школе, друзьям в школе, своим близким.
- Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
- Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.
- Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.
- Воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.
Принципы реализации программы
В основу реализации программы положены следующие принципы:
- Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с учителем, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
- Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: Родная семья, Родной город; Родная природа; На пороге большого мира; О труде людей; О народном творчестве; Твои защитники.
- Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.
- Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у учащихся желание выполнять виды заданий, стремиться к достижению результата.
Содержание программного материала
I Блок.
Родная семья. Родной город
Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своём ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, окружающим его людям. Уточняются представления детей об именах близких людей, их занятиях, семейных историях, традициях.
Ожидаемые результаты по 1 блоку:
- Знать своё ближайшее окружение.
- Знать имена близких людей, семейные традиции.
- Название города, рек.
- Символ города – герб.
- Уметь объяснить символическое значение герба.
- Знание народов, населяющих родной город.
- Знать достопримечательности родного города.
II Блок.
Родная природа
Знакомя детей с природой, педагог должен не только сообщать им конкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребёнка эмоциональный отклик.
Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учится определять своё отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках.
Встречи с природой возбуждают фантазию ученика, способствует развитию творчества ребёнка.
Таким образом, знакомя детей с природой, учитель формирует у них нравственное и эстетическое отношение к действительности.
Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, желание сделать свой край прекраснее.
Любовь к природе определяется, прежде всего, действенным, бережным отношением к ней.
Ожидаемые результаты по 2 блоку:
- Знать животных, птиц, растений родного края.
- Уметь объяснить назначение заповедников, Красной книги РФ.
- Знать правила поведения в лесу.
- Уметь правильно себя вести около водоёмов.
III Блок.
На пороге большого мира
На занятиях этого блока учащиеся получают географические сведения о территории России. Во 2 классе знакомятся с государственными символами России: герб, флаг и гимн. В 4 классе расширяются представления о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируется представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре.
Ожидаемые результаты по 3 блоку:
- Знать название страны и столицы.
- Знать и уметь объяснить символическое значение государственных символов России.
- Знания о столице России – Москве.
- Знание народов населяющих РФ.
- Знать названия крупных городов и рек России.
- Знать названия растений, животных и птиц России.
IV Блок.
О труде людей
С малых лет следует воспитывать положительное отношение к труду и трудящемуся человеку, на конкретных примерах показывать детям общественную значимость труда взрослых, раскрывать богатство человеческих отношений в труде.
Ожидаемые результаты по 4 блоку:
- Знать, где и кем работают родители.
- Знать названия профессий (дворник, продавец, маляр, врач, учитель, почтальон, столяр, плотник, портниха и т.д.)
- Знать, чем занимаются люди разных профессий.
- Знать названия предприятий своего города и что там производят.
- Иметь свои обязанности по дому.
V Блок.
О народном творчестве
Очень важно привить детям чувства любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа.
Народное творчество - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания школьников.
На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством.
Формируется у воспитанников общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте. Учат детей любить и ценить народную мудрость.
Ожидаемые результаты по 5 блоку:
- Знание народных примет о природе.
- Знать народные промыслы: дымковские игрушки, жостовские подносы, хохломская роспись и т.д.
- Знание народных праздников: Рождество, Масленица, Пасха и т.д.
- Знать народные песни, частушки.
- Знать народные традиции разных национальностей, населяющих РФ: русских, татар, башкир, мордвы и т.д.
Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством является важной стороной общей работы по формирования патриотических чувств, воспитанию любви к нашей Родине, её великому народу.
VI Блок.
Твои защитники
В этом блоке формируется уважительное отношение к армии РФ. К людям, которые в ней служат – военным.
Ожидаемые результаты по 6 блоку:
- Знать знаменательные даты: День Победы, 23 февраля – день защитника Отечества.
- Знать героев-земляков.
- Знать памятные места (улицы, площадь, парк, обелиски и т.д.), именованные в честь героев-земляков.
- Иметь представления о современном вооружении, об особенностях службы в разных родах войск.
Результаты по освоению программы:
- Дети знают свои ФИО, сколько им лет.
- Знают имена своих близких, чем они занимаются.
- Учащиеся знают свой адрес.
- Знают, в каком городе они живут, имеют о нем представления.
- Ребята знают, как зовут одноклассников, что им нравится, как зовут учителей.
- Ребята знают, как называется их страна, столица, крупные города России.
- Знают государственную символику.
- Дети участвуют в классных, школьных мероприятиях.
- Знают знаменательные даты ( День Победы, 23 февраля и т.д.)
- Знают основные предприятия города.
- Ребята имеют представления о людях разных профессий (дворник, плотник, почтальон, уборщица, сторож и т.д.)
- Учащиеся умеют себя вести в лесу, парке, около водоёмов.
Заключение
Реализация программы способствует усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями, а также способствует воспитанию патриотических чувств.
Наблюдения окружающего способствует развитию образного и элементов логического мышления. А это самое важное в коррекционно-воспитательной работы.
Окружающая жизнь даёт реальную возможность показать детям основные права и обязанности гражданина России, право на труд, отдых, образование, обязанность честно трудится, жить в дружбе, защищать страну от врагов.
Таким образом, эта программа помогает детям с ограниченными возможностями здоровья VIII вида социально адаптироваться в школьной жизни, а в дальнейшем и во взрослой, выбрать профессии, которые им подойдут, при этом адекватно оценивать свои возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7-ом классе "С чего начинается Родина ?"
Тема: «С чего начинается Родина?» (интегрированный урок на основе краеведческого материала; урок сотворчества) Цели:1.Отработ...
классный час для обучающихся 7 класса "С чего начинается Родина"
Воспитание патриотизма - одна из главных задач воспитания. Знаиние символов государства, его достижений должно отличать образованного человека. Любовь к своей Родине начинается с маленькой точки , с м...
Программа «Патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта»
«Патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта»...
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"
Пособие гражданско-патриотической направленнности...
Классный час патриотического направления "С чего начинается Родина?"
Цели:создавать условия для развития чувства патриотизма, осознания себя гражданином РФ и Амурской области, своей ответственности за будущее страны;способствовать активизации гражданской позиции, осозн...
Рабочая программа внеурочной деятельности (патриотическое направление) «С чего начинается Родина?» для 5 класса
Программа «С чего начинается Родина?» помогает выявить талантливых, инициативных детей и дать им возможность самовыразиться, она ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщ...
"С чего начинается Родина?" внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию
Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?»...