рабочая программа по письму и развитию речи 1 класс
календарно-тематическое планирование по теме

Шилохвостова Татьяна Николаевна

разработана для учащихся 1 класса коррекционных школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo.docx73.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида пгт Кумены Куменского района Кировской области

                                                                                                         

                     Утверждаю

                                                                                                          Директор школы                        Г.В.Зыкова                                                                                        

                                                                                                          Приказ №           от                            г.

Рабочая программа по письму и развитию речи

Базовый уровень

1 класс.

 Всего 165  учебных часов

                                                                                          Учитель:  Шилохвостова Татьяна Николаевна

2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.

Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

      Задачи обучения русскому языку:

      научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

      выработать элементарные навыки грамотного письма;

      повысить уровень общего и речевого развития учащихся;

      научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

      формировать нравственные качества
      Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
     
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД  

       Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.

      Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.

      Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).

      Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

      Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.

       Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.

      Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.

      Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.

       Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.

      Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.

      Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.

      Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.

      Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.

      Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

      Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.

      Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).

      Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.

      Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.

      Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски

Содержание образовательной программы по  письму  и развитию речи

Раздел программы

Кол-во часов

Содержание

1

Добукварный период

15 ч

 Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».
  Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
  Специальная подготовка к обучению письму.
  Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.
  Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.
  Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).
 Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

2

Букварный период

140 ч

  Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
   
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
  Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
  Образование из усвоенных звуков и букв слов (
ау, уа, ам, ум и др.).
  Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
   Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных:
о, м, с.
   
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.
  Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных:
ш, л, а, х, н, р.
  Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.
  Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.
 
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
 Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).  Образование открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (
па, ли, лук, вил).  Составление слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).
  Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных:
у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.
 Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.
    
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
    Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
   Образование усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (
тра, кни, пле).
   Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных:
е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.
   Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).
  Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.
  Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
   Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.

3

Повторение пройденного

10 ч

Закрепление изученных букв, слогов, слов, их написание. Написание  под диктовку слов, слогов и небольших предложений., используя правильной начертания букв, соединения после предварительного анализа. Чтение и понимание учебного текста. Адекватное слушание и восприятие небольшого произведения, ответы на вопросы по его содержанию. Работа с текстом. Отработка навыка безошибочного списывания. Знакомство с русским алфавитом. Обобщение и систематизация знаний

Итого:

165 ч.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся


      Учащиеся должны
уметь:
      -различать звуки на слух и в произношении;
      -анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
      -писать строчные и прописные буквы;
      -списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Содержание урока

Дата проведения

план

факт

           

                       Добукварный период 15 ч.

1

 Выявление знаний и умений учащихся. Рисование и обводка по трафарету, раскрашивание.

Подготовка к овладению первоначальными навыками письма.

Знакомство с разлиновкой тетради.

Знакомство с правилами посадки на письме, знакомство со штриховкой, обводкой по трафарету,  с техникой раскрашивания.

2

Рисование и обводка по трафарету

Подготовка к овладению первоначальными навыками письма.

  Правила посадки на письме, знакомство со штриховкой, обводкой по трафарету,  с техникой раскрашивания.

3

Знакомство с наиболее распространенными цветами.

Рисование и обводка по трафарету, раскрашивание и штриховка.

Различие и называние шести основных цветов. Выкладывание ряда цветных полосок (2-3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции.

Знакомство с правилами посадки на письме, знакомство со штриховкой, обводкой по трафарету,  с техникой раскрашивания

4

Обведение по трафарету: яблоко, груша, огурец, морковь. Раскрашивание

Подготовка к овладению первоначальными навыками письма.

Знакомство с правилами посадки на письме, знакомство со штриховкой, обводкой по трафарету,  с техникой раскрашивания.

 Называние названия овощей, формировать Умение  обводить  рисунки

5

Знакомство с оттенками основных цветов . Обводка, штриховка, закрашивание геометрических фигур: квадрата, круга, треугольника, прямоугольника

Подготовка к овладению первоначальными навыками письма.

Различение и воспроизведение сочетаний из цветных полосок. Закрепление основных цветов, геометрических фигур. Закрепление умений рисовать контуры знакомых предметов.

Совершенствование пространственной ориентировки, развитию мелких мышц рук.

Самостоятельный выбор цвета и штриховка для рисунков.

6

Различение и воспроизведение сочетаний из цветных полосок. Обводка, штриховка, закрашивание геометрических фигур:  круга, треугольника,

Закрепление основных цветов, геометрических фигур. Закрепление умений рисовать контуры знакомых предметов.

Развитие мелкой моторики руки; подготовка к овладению зрительным образом букв, а также их начертанием

Совершенствование пространственной ориентировки, развитию мелких мышц рук.

Самостоятельный выбор цвета и штриховка для рисунков.

7

Различие коротких и длинных полосок.

Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок) вместе с учителем или по заданному образцу.. Закрепление умений рисовать контуры знакомых предметов. Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху-внизу, справа-слева.

8

Рисование прямых и кривых линий в различных направлениях.

Закрепление умений рисовать прямые и кривые линии в различных направлениях. Вычерчивание горизонтальных,  вертикальных,  наклонных прямых линий.

Восприятие и воспроизведение основного элемента рукописных букв

9

Письмо  короткой прямой с закруглением внизу  и вверху.                                                  

Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв: прямая палочка с закруглением внизу- крючок для вешалки

Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций  из прямых линий и закруглений.

10

Письмо наклонных линий с закруглением вверху и внизу.

Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций  из прямых линий и закруглений.

11

Письмо левого и правого полуовалов

Формирование знаний и умений правильного написания элементов строчных и прописных букв.

 Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв: полуовал – месяц.

Развитие моторных умений. Формирование графических умений

12

Письмо  малого овала

Формирование знаний и умений правильного написания элементов строчных и прописных букв. Переключение  линий с одного направления на другое.

13

Письмо короткой наклонной линии  с закруглением вверху и внизу одновременно

Формирование знаний и умений правильного написания элементов строчных и прописных букв.

14

Письмо длинной наклонной линии с петелькой внизу

Формирование знаний и умений правильного написания элементов строчных и прописных букв.

Закрепление навыка плавного соединения.

15

Письмо изученных графических элементов букв.

Формирование знаний и умений правильного написания элементов строчных и прописных букв. Развитие и координация движений кисти руки и пальцев

Букварный период 140 ч.

16

Буква а. знакомство со строчной буквой а.

Знакомство с написанием строчной буквы а.

 Усвоение рукописного начертания буквы а.

17

Знакомство со строчной буквой у. упражнения в ее написании.

Знакомство с написанием строчной буквы у. Написание буквы у Развитие моторных умений. Формирование графических умений.

Списывание слогов с печатного образца.

18

Слова ау, уа.  Звуко –  буквенный анализ слов.

Знакомство с написанием данных слогов.

Закрепление навыка плавного соединения и правописания слогов.

 Написание; слогов; определение в них букв и их соединений.

Списывание слогов с печатного образца.

19

Буква м. знакомство со строчной буквой м.

Знакомство с написанием строчной буквы.

Усвоение рукописного начертания буквы м.

20

Обратные слоги ам, ум. Прописная буква М

Знакомство с написанием данных слогов. Написание слогов; определение в них букв и их соединений.

Отработка  навыка плавного соединения и правописания слогов

Знакомство с написанием прописной буквы М.

21

Прямой открытый слог ма. Прописная буква А

Знакомство с написанием прописной буквы А.

Закрепление навыка плавного соединения и правописания слогов.

22

Прямой открытый слог му.

Знакомство с написанием прописной буквы У.

Закрепление навыка плавного соединения и правописания слогов.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

23

Прописная буква У. Письмо слогов ам – ма,  ум – му.

Знакомство с написанием прописной буквы У.

Закрепление навыка плавного соединения и правописания слогов.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Печатание слогов и слов с голоса учителя

24

Буква О. Строчная и прописная

Знакомство с написанием строчной и прописной  буквой О.

25

Слоги ом, мо

Закрепление навыка плавного соединения и правописания слогов.

26

Упражнение в написании слогов ам-ма, ум-му, ом-мо, слова мама

Закрепление навыка плавного соединения и правописания слогов.

Совершенствование пространственной ориентировки, развитию мелких мышц рук.

27

Упражнения в написании слогов и слова мама

Списывание слов после предварительного анализа и четкого протяжного их проговаривания (интонирования). Закрепление навыка плавного соединения букв в слове.

28

Буква с. Знакомство со строчной  и прописной буквой с, упражнения в ее написании.

Знакомство с написанием строчной  и прописной буквой с.

29

Упражнение в написании слогов ас-са, ус- су, ос- со,

Списывание слов после предварительного анализа и четкого протяжного их проговаривания (интонирования). Закрепление навыка плавного соединения букв в слове.

30

Упражнение в написании слов о- са, са-ма и предложений с этими словами

Закрепление навыка плавного соединения и правописания слогов.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Печатание слогов и слов с голоса учителя.

31

Буква х. Знакомство со строчной буквой х,

Знакомство со строчной  буквой х.

упражнения в ее написании.

32

Прописная буква Х. Письмо слогов и слов с буквой х.

Знакомство с  прописной буквой Х.

упражнения в ее написании.

33

Составление и письмо слов сухо, муха, уха, ухо.

Закрепление навыка плавного соединения и правописания слов.

34

Составление и письмо  слов  с ранее изученными слогами

Закрепление навыка плавного соединения и правописания слогов и  слов.

35

Составление и письмо  слов  с ранее изученными слогами

Закрепление навыка правописания строчной и прописной  буквы, плавного соединения и правописания  слогов, слов

36

   Запись предложений: Ма-ма са-ма.

Ма-ма, ма-ма, О-са!

 Знакомство с предложением. Знаки препинания в предложении

Закрепление навыка плавного соединения и правописания слов, формирование  умения  писать предложения.  

37

Буква ш. Знакомство со строчной и прописной буквой Ш ш 

Знакомство со строчной и прописной буквой Ш ш.

Усвоение рукописного начертания букв ш, Ш.

38

Слоги прямые и обратные с буквой ш.

Звуко-буквенный анализ слогов.

Закрепление навыка плавного соединения и правописания слогов. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

Написание; слогов; определение в них букв и их соединений.

Списывание слогов с печатного образца.

39

Запись предложений: Ма-ша са-ма. Са-ма су-шу.

Употребление заглавной буквы в начале предложения, в именах собственных.

Списывание с печатного текста изученных слов и предложений

40

Упражнения в написании слов с буквами с-ш.

Закрепление навыка плавного соединения и правописания слогов.

Звуко – буквенный анализ слов в сравнении.

Закрепление навыка плавного соединения и правописания слогов и  слов

41

Упражнения в написании слов с буквами с-ш.

Закрепление навыка плавного соединения и правописания слогов.

Звуко – буквенный анализ слов в сравнении.

Закрепление навыка плавного соединения и правописания слогов и  слов

42

Буква л. Знакомство со строчной и прописной буквой Лл.

Знакомство с написанием строчной и прописной  буквой Лл.

43

Правописание открытых и закрытых слогов с буквой л.

Написание; слогов; определение в них букв и их соединений.

Закрепление навыка плавного соединения и правописания слогов.

44

Упражнения в написании слов с буквой л, предложения с этими словами.

Закрепление навыка плавного соединения и правописания слов.

Звуко – буквенный анализ слов в сравнении

45

Знакомство с буквой ы. Слоги и слова с буквой ы.  

Знакомство с  буквой ы.

Усвоение рукописного начертания буквы ы.

46

Слоги и слова с буквой ы.  Предложение с этими словами.

Закрепление навыка плавного соединения и правописания слов, формирование  умения  писать предложения.

47

Буква н. Знакомство со строчной  буквой  н. Слоги с буквой н.

Знакомство со строчной  буквой н. Развитие умения списывать с печатного текста.

48

Знакомство с прописной буквой Н. Слоги, слова, предложения с буквой н.  

Слоги, слова, предложения с буквой н.  

Развитие умения списывать с печатного текста.

49

Упражнения в написании слов состоящих из усвоенных слоговых структур.

Закрепление навыка плавного соединения и правописания слогов, слов состоящих из усвоенных слоговых структур

50

Буква р. Знакомство со строчной  буквой  р. Слоги с буквой р.

Знакомство со строчной  буквой н. Развитие умения писать слоги, слова с этой буквой.

51

Слоги и слова с буквой р.  Предложение с этими словами.

Усвоение написания буквы

Развитие умения списывать с печатного текста, умения и навык писать под диктовку.

52

Заглавная буква Р. Письмо слов и предложений.

Усвоение написания заглавной буквы Р

 Правописание прописной  буквы Р, плавного соединения и правописания  слогов, слов, предложений.

53

Упражнения в написании слогов, слов и предложений с буквой р – л.

Закрепление навыка плавного соединения и правописания слогов.

Звуко – буквенный анализ слов в сравнении

54

Упражнения в написании слогов, слов и предложений с буквой р – л .

Закрепление навыка плавного соединения и правописания слогов.

 Звуко – буквенный анализ слов в сравнении

 Орфографически четкое произношение слов за учителем

55

Упражнения в написании предложений. Списывание с печатного текста.

Развитие умения списывать с печатного текста.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

56

Письмо строчной  буквы к , слогов, слов и предложений с этой буквой.

Усвоение рукописного начертания буквы к.

 Списывание с букваря (рукописный шрифт) слов, предложений.

Знакомство со строчной  буквой н. Развитие умения писать слоги, слова с этой буквой.

57

Письмо  заглавной буквы, К, слогов, слов и предложений с этой буквой.

Знакомство с прописной   буквой К. Развитие умения писать слоги, слова с этой буквой.

Усвоение рукописного начертания буквы, К. Списывание с букваря (рукописный шрифт) слов, предложений.

58

Слоги, слова,  предложения с буквой Кк.  упражнения в их написании.

Развитие умения писать слоги, слова с этой буквой, предложения с этими словами.

Развитие умения списывать с печатного текста.

59

Буква Пп.  Знакомство со строчной и прописной буквой Пп.

Знакомство со строчной и прописной буквой п. Развитие умения писать слоги, слова с этой буквой. Сходство печатной и письменной буквы.

Усвоение рукописного начертания буквы, п, П Развитие умения списывать с печатного текста, умения и навык писать под диктовку.

60

Слоги с буквой п,  слова состоящие из данных слогов.

Сходство печатной и письменной буквы.

Усвоение рукописного начертания буквы

61

Слова с буквой п.  Предложение с этими словами.

Отработка навыка употребления прописной буквы в начале предложения, в именах.

62

Упражнения в написании слогов, слов,  предложения с этими словами.

Списывание с букваря (рукописный шрифт) слов, предложений.

Отработка навыка безошибочного списывания текста.

Закрепление  правил  написания слогов, слов, предложений

63

Письмо под диктовку отдельных букв, слогов, слов после разбора.            

 Написание  под диктовку слов, слогов и небольших предложений., используя правильной начертания букв, соединения.

64

Знакомство со строчной буквой т, слоги с этой буквой.

Знакомство со строчной буквой, учить правильному соединению букв.

Усвоение рукописного начертания строчной буквы т.

65

Прописная буква Т. Слоги, слова, состоящие из двух, трех усвоенных структур.

Знакомство с прописной буквой закрепить правила написания слогов, слов

66

Упражнения в написании слогов, слов. Предложений, текстов с буквой т.

Закрепление навыка списывания с печатного текста, правила написания предложений, имен собственных.

Составление, чтение и запись слов из изученных слоговых структур.

Составление и написание слов и предложения по сюжетной картинке.

67

 Знакомство со строчной буквой и. Буква Ии, как отдельное слово  

Звуко-буквенный анализ слов с новой буквой, определение ее места в слове.

Знакомство со строчной буквой, учить правильному соединению букв.

68

Прописная буква И.

Знакомство с прописной буквой закрепить правила написания слогов, слов.

Написание прописной  буквы И  в начале предложения, именах и фамилиях.

Списывания с письменного текста, правила написания предложений, имен собственных

 Самостоятельное составление слов и последующей записью.

69

Упражнения в составлении и написании слогов, предложений. И – показатель мягкости.  

Закрепление навыка списывания с печатного текста, правила написания предложений, имен собственных

70

И – показатель мягкости.  Упражнения в написании слов, предложений с печатного текста.

Закрепление навыка списывания с печатного текста, используя правила начертания букв, соединения

71

Правописание слога «ши». Письмо слов под диктовку после предварительного анализа.

 Правописание  слога «ши».

Написание  под диктовку слов, слогов и небольших предложений., используя правильной начертания букв, соединения.

72

Буква Зз. Знакомство со строчной буквой з.

Знакомство со строчной буквой з, учить правильному соединению букв.

Звуко-буквенный анализ слов с новой буквой, определение ее места в слове.

73

Слоги и слова со звуком и буквой з в твердом и мягком варианте.

 Усвоение написания строчных букв, слов.

74

Прописная буква З.

Написание составных слов со звуком и буквой з в различных позициях.  

75

Различие звуков з-с, слоги, слова, предложения

 Различение слогов, слов с буквами «с» и «з», их сравнительный звуко-буквенный анализ и написание.

76

Закрепление правописания слов, предложений с буквами з-с.

Закрепление правил написания  слогов, слов, предложений

77

Упражнения в написании букв, списывание слогов, слов, предложений  

Составление, чтение и запись слов из изученных слоговых структур.

Составление и написание предложений.

78

 Списывание с печатного текста

Списывание с печатного текста, правила написания предложений, имен собственных.

79

Запись под диктовку слов и предложений с изученными буквами.

Написание  под диктовку слов, слогов и небольших предложений., используя правильной начертания букв, соединения после предварительного анализа.

80

Буква Вв. Знакомство со строчной буквой в.

Знакомство со строчной буквой, учить правильному соединению букв.

81

Письмо  слогов и слов с  буквой в.            

Написание слогов, слов с буквой в.

Совершенствование навыка употребления строчной буквы в.

82

 Письмо прописной буква В.

Познакомить с прописной буквой, закрепить правила написания слогов, слов Упражнения в написании слогов, слов, предложений, текстов с буквой в.

83

Упражнения в составлении и написании слогов, слов с буквой Вв. Письмо предложений из текста.

Закрепление навыка правильного написания слогов, слов, предложений.

Ориентировка в тексте.

84

 Контрольная работа № 1 Списывание текста из букваря «Наши повара».

Закрепление навыка списывания с печатного текста, правила написания предложений, имен собственных. Определение начала и конца предложения в тексте. Ориентировка в тексте.

85

Буква Ж ж. Знакомство со строчной буквой ж. Написание слогов, слов с буквой ж.

Знакомство  со строчной буквой, учить правильному соединению букв.

Звуко-буквенный анализ слов с новой буквой, определение ее места в слове.

86

Упражнения в составлении и написании слогов, слов с буквой ж.

Закрепление правил написания слогов, слов, предложений.

87

Прописная буква Ж. Различение звуков и букв ж – ш. сравнительный звуко- буквенный анализ.

Знакомство с прописной буквой закрепить правила написания слогов, слов

Звуко-буквенный анализ слов с новой буквой, определение ее места в слове.

88

Упражнения в написании слогов, слов, предложений и текста с буквами ж – ш.

Развитие умения различать на слух и написании буквы и звуки ж – ш.

89

Упражнения в написании слогов, слов,  предложений, текстов с буквой ж с печатного текста.

Закрепление навыка списывания с печатного текста, правила написания предложений, имен собственных.

90

Письмо  слов под диктовку

Написание  под диктовку слов, слогов и небольших предложений., используя правильной начертания букв, соединения после предварительного анализа Словарная работа.

91

Буква Бб. Знакомство со строчной буквой б. Написание слогов, слов с буквой б.

Знакомство со строчной буквой, учить правильному соединению букв.

Звуко-буквенный анализ слов с новой буквой, определение ее места в слове.

92

Прописная буква Б.

Знакомство с прописной буквой закрепить правила написания слогов, слов.

Слоги и слова со звуком и буквой  б в твердом и мягком варианте.

93

Упражнения в написании слогов, слов, предложений, текстов с буквой  б.

Закрепление навыка списывания с печатного текста, правила написания предложений и текста

94

Различие звуков п – б, слоги, слова с этими звуками и буквами.

Сравнительный звуко-буквенный анализ. Развитие умения различать на слух и написании буквы и звуки п – б,

95

Буква Г г. Знакомство со строчной буквой г.

Знакомство со строчной буквой, учить правильному соединению букв.

Написание слогов, слов с буквой г.

96

Прописная буква Г. Слоги, слова, предложения со звуком и буквой  г.

Знакомство с прописной буквой. Звуко-буквенный анализ слов с новой буквой, определение ее места в слове.

Закрепить правила написания слогов, слов, предложений

97

Различение на слух и в написании звуков г – к.

Сравнительный звуко-буквенный анализ. Развитие умения различать на слух и написании буквы и звуки г – к.

98

Контрольная работа № 2 Списывание с  печатного текста.

Работа с текстом.

Отработка навыка безошибочного списывания.

99

 Письмо предложений под диктовку.

Составление, чтение и запись слов, предложений с изученными буквами с проговариванием.

100

Буква Д д. Знакомство со строчной буквой д. Написание слогов, слов с буквой д.

Знакомство со строчной буквой, учить правильному соединению букв

101

Прописная буква Д. Слоги, слова, предложения со звуком и буквой  Д.

Знакомство с прописной буквой закрепить правила написания слогов, слов.

102

Упражнения в написании слогов, слов. Предложений, текстов с буквой  д.

Закрепление правил написания слогов, слов, предложений и текста.

103

Различение на слух и в написании звуков д– т. Сравнительный звуко- буквенный анализ.

Развитие умения различать на слух и написании буквы и звуки д– т.

104

Списывание текста из букваря «Садик».

Работа с текстом. Отработка навыка безошибочного списывания.

105

Буква й. Знакомство со строчной буквой й. Написание слогов, слов с буквой й.

Знакомство со строчной буквой, учить правильному соединению букв

106

Слоги, слова, предложения со звуком и буквой  й.

Закрепление  правил написания слогов, слов, предложений.

107

Различение на слух звуков и букв й, и в написании. Сравнительный звуко- буквенный анализ.

Закрепление правил написания слогов, слов, предложений. Развитие умений различать на слух и написании буквы и звуки й - и.

108

Упражнения в написании букв, списывание слогов, слов, предложений с печатного текста.

Закрепление навыка списывания с печатного текста, умение писать под диктовку.

109

Письмо под диктовку из 2-3 предложений

Написание  под диктовку слов, слогов и небольших предложений., используя правильной начертания букв, соединения после предварительного анализа

110

Знакомство с буквой ь – как показатель мягкости согласных на конце слова.  

Знакомство с буквой ь, учить правильному соединению букв.

Употребление ь для обозначения мягкости согласности

111

Сравнительный звуко- буквенный анализ и письмо слов с твердыми и мягкими согласными на конце, когда мягкость обозначается буквой ь. 

Закрепление навыка написания слов с твердыми и мягкими согласными на конце, когда мягкость обозначается буквой ь.

112

Звуко- буквенный анализ и письмо слов с ь знаком в середине слова.

Закрепление навыка списывания с печатного текста, правила написания слов с ь знаком в середине слова.

113

Слова со стечением двух согласных в начале слова.

Закрепление  правил написания слогов, слов, предложений. Закрепление навыка списывания с печатного текста.

114

Составление и написание предложений со словами стечением двух согласных в начале слова.

Закрепление  правил написания слогов, слов, предложений. Закрепление навыка списывания с печатного текста.

115

Слова со стечением двух согласных на конце слова, написание предложений с этими словами.

Закрепление  правил написания слогов, слов, предложений. Закрепление навыка списывания с печатного текста.

116

Буква е. Знакомство со строчной буквой е.

Знакомство со строчной буквой, учить правильному соединению букв.

117

Буква е, как показатель мягкости предшествующей согласной. Прописная буква Е. 

Знакомство с буквой е, как показатель мягкости предшествующей согласной.

118

Упражнения в составлении и написании слогов, слов с буквой е. Письмо предложений и текста.

Закрепление  правил написания слогов, слов, предложений.

119

Буква Ее. Знакомство со строчной буквой е. Написание слогов, слов с буквой е- в начале слова.

Знакомство со строчной буквой, учить правильному соединению букв

120

Прописная буква Е. Сравнительный  звуко- буквенный анализ слогов, слов, с твердыми и мягкими согласными при обозначении твердости- мягкости буквами о-е

Развитие умения различать на слух и написании буквы и звуки о

121

Буква е, как показатель мягкости предшествующей согласной. Упражнения в написании слогов, слов в конце слова после гласной.

Закрепление  правила написания слогов, слов.

122

 Контрольная работа № 3

Письмо текста «Самолет» из букваря

Отработка навыков списывания с печатного текста.

123

Упражнения в написании букв, списывание слогов, слов, предложений с печатного текста.

Работа над ошибками.

Закрепление умений  правила написания слогов, слов.

124

Буква Яя. Знакомство со строчной буквой я. Слоги и слова со звуком и буквой я в начале слова.

Знакомство со строчной буквой, учить правильному соединению букв

125

Прописная буква Я.

Знакомство с прописной буквой закрепление правил написания слогов, слов.

Сравнительный  звуко- буквенный анализ слогов и слов с твердыми и мягкими согласными, при обозначении твердости-мягкости буквами а-я.

126

Закрепление правописания слов, предложений с буквами а-я.

Закрепление правил написания слогов, слов, предложений.»

127

 Списывание с печатного текста

Закрепление навыка списывания с печатного текста.

128

Буква Юю. Знакомство со строчной буквой ю. Написание слогов, слов с буквой ю. в начале слова.

Знакомство со строчной буквой, учить правильному соединению букв.

129

Прописная буква Ю. Упражнения в написании слогов, слов в конце после гласной.

Знакомство с прописной буквой закрепить правила написания слогов, слов

130

Упражнения в составлении и написании слогов, слов с буквой ю. как показатель мягкости предшествующей согласной.

Закрепление правил написания слогов, слов, предложений.

Сравнительный  звуко- буквенный анализ слогов, слов, с твердыми и мягкими согласными при обозначении твердости- мягкости буквами у – ю.

131

Буква Цц. Знакомство со строчной буквой ц. Написание слогов, слов с буквой ц.

Знакомство со строчной буквой, учить правильному соединению букв

132

Прописная буква Ц. Слоги и слова со звуком и буквой  ц..

Знакомство  с прописной буквой закрепление правил написания слогов, слов, предложений.

Упражнения в составлении и написании слогов, слов, предложений с буквой ц

133

 Письмо слов и предложений под диктовку после предварительного звуко-буквенного анализа

Написание  под диктовку слов, слогов и небольших предложений., используя правильной начертания букв, соединения после предварительного анализа Словарная работа

134

Буква Чч. Знакомство со строчной буквой ч.

Знакомство со строчной буквой, учить правильному соединению букв.

Написание слогов, слов с буквой ч.

135

Прописная буква Ч. Слоги и слова со звуком и буквой  ч. Упражнения в составлении и написании слогов, слов, предложений с буквой ч.

Знакомство с прописной буквой закрепить правила написания слогов, слов, предложений.

136

Различие в написании слогов,  слов буквами ц-ч.

Развитие умения различать на слух и написании буквы и звуки ц-ч.

Сравнительный звуко- буквенный анализ.

137

Диктант «Урок»

Усвоение навыка самостоятельного написания текста.

138

Работа над ошибками

Закрепление навыка правильного письма под диктовку.

139

Различение в написании слов со слогами ча – чу.

Закрепление правил написания слогов ча – чу,  слов, предложений.

Составление и написание предложений.

140

Буква Щш. Знакомство со строчной буквой щ.

Знакомство со строчной буквой, учить правильному соединению букв.

Написание слогов, слов с буквой щ.

141

Прописная буква Щ. Слоги и слова со звуком и буквой  щ. 

Знакомство с прописной буквой закрепить правила написания слогов, слов, предложений.

Упражнения в составлении и написании слогов, слов, предложений с буквой щ.

142

Различение в написании слов со слогами ща – щу. 

Закрепление правил написания слогов ща – щу., слов, предложений.

Составление и написание предложений.

143

Различение в написании слов со слогами ча – ща, чу-щу..

Закрепление правил написания слогов ча – ща, чу – щу, слов, предложений.

Составление и написание слов,  предложений

144

Буква Фф. Знакомство со строчной буквой ф.

Знакомство со строчной буквой, учить правильному соединению букв.

Написание слогов, слов с буквой ф.

145

Прописная буква Ф. Слоги и слова со звуком и буквой  ф. 

Знакомство с прописной буквой закрепить правила написания слогов, слов, предложений.

Упражнения в составлении и написании слогов, слов, предложений с буквой ф.

Отработка навыка написания буквы ф, Ф в предложениях, именах собственных. Различать согласные звонкие и глухие, твердые, мягкие.

146

Различие в написании слогов,  слов буквами в-ф.

Развитие умения различать на слух и написании буквы и звуки в – ф.

Сравнительный звуко- буквенный анализ

147

 Письмо слогов и слов. Списывание с письменного текста.

Работа с текстом.

Отработка навыка безошибочного списывания.

148

Буква Ээ. Знакомство со строчной буквой э.

Знакомство со строчной буквой, учить правильному соединению букв.

Написание слогов, слов с буквой э.

149

Прописная буква Э. Слоги и слова со звуком и буквой  э. 

Знакомство с прописной буквой закрепить правила написания слогов, слов, предложений.

Упражнения в составлении и написании слогов, слов, предложений с буквой э.

150

  Списывание слов и предложений с доски

Работа с текстом.

Отработка навыка безошибочного списывания.

151

Буква ъ, слова с буквой ъ. Составление и написание предложений.

Знакомство с буквой ъ, учить правильному соединению букв.

152

Буква ь, слова с буквой ь. Составление и написание предложений.

Знакомство с буквой ь, учить правильному соединению букв.

153

Сравнительный звуко-буквенный анализ и написание слов с буквами ъ – ь и без них. Составление и написание предложений.

Развитие умения различать на слух и написании букв ъ – ь.

154

 Контрольная работа № 4

Списывание с доски с рукописного текста

Адекватное слушание и восприятие небольшого произведения, ответы на вопросы по его содержанию.

Работа с текстом.

Отработка навыка безошибочного списывания.

155

Работа над ошибками

Закрепление навыка правильного письма под диктовку.

Повторение пройденного за год 10 ч.

156

Письмо букв строчных и заглавных, слогов разной сложности, слов с этими слогами».

Закрепление изученных букв, слогов, слов, их написание.

Написание  под диктовку слов, слогов и небольших предложений., используя правильной начертания букв, соединения после предварительного анализа

157

Письмо текста Л.Н.Толстого «Чиж»,

Чтение и понимание учебного текста. Адекватное слушание и восприятие небольшого произведения, ответы на вопросы по его содержанию.

Работа с текстом.

Отработка навыка безошибочного списывания.

158

Списывание текста Л.Н.Толстого «Котята».

Адекватное слушание и восприятие небольшого произведения, ответы на вопросы по его содержанию.

Работа с текстом.

Отработка навыка безошибочного списывания.

159

Контрольная работа за год по теме «Буквы и звуки»

Усвоение навыка самостоятельного написания текста.

160

Работа над ошибками

Закрепление навыка правильного письма под диктовку.

161

Письмо под диктовку с предварительным звуко-буквенным анализом слов и предложений.

Письмо под диктовку, правила написания предложений, имен собственных.

162

Списывание с классной доски и букваря слов и предложений.

Закрепление навыка списывания с печатного текста, письмо под диктовку, правила написания предложений, имен собственных.

163

Алфавит.

Знакомство с русским алфавито

164

Списывание с классной доски и с букваря слов из усвоенных слоговых  структур

Обобщение и систематизация знаний

165

Списывание с классной доски и букваря слов и предложений.

Закрепление навыка списывания с печатного текста, письмо под диктовку, правила написания предложений, имен собственных.

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)

Методические материалы

Дидактические материалы

1.Воронкова, В.В., Коломыткина, И.В. Букварь: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / 1 класс. – М.: Просвещение, 2007. – 142 с.

2.Тетрадь по обучению грамоте. Для учащихся 1 класса коррекционных образовательных учреждений VIII  вида-М.: Просвещение 1998г.

1.Программа 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, М., Просвещение, 2011                                                                     2. Зубарева, Л.В. Коррекция письма на уроках. 1-2 классы: Практические и тренировочные задания и упражнения/ авт. – сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2005. – 86 с.

3. Соловейчик, М.В. начальная школа: Русский язык: Сценарии уроков. 1-4 классы. – М. Издательство «Первое сентября», 2004. – 256 с.

4. Плешакова, Е.П.. Русский язык: коррекционно-развивающие задания и упражнения. 1-2 классы/ авт. – сост. Е.П. Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 134 с.  

5. Пушков, А.Е. Упражнения для формирования навыков письма / сост. А.Е.Пушков. – Минск: Современная школа, 2009. -  16 с.

6. Зубарева, Л.В. Коррекция письма на уроках. 1-4 классы: Практические и тренировочные упражнения/ авт. – сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград. – Волгоград: Учитель, 2007. – 67 с.  

1.Таблицы с элементами букв.

2. Образцы букв.

3. Касса букв и слогов.

4. Наборное полотно.

5. Сюжетные картинки по теме: «Сказки», «Семья», «Времена года»

6. Алфавит.

7. Предметные картинки к изучению каждой буквы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида

Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе для обучающихся по программе 8 вида...

Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе для обучающихся по программе 8 вида

Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе для обучающихся по программе 8 вида...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая программа по  письму и развитию речи  для  5  класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида...

рабочая программа по письму и развитию речи, чтению и развитию речи

рабочая программа по письму и развитию речи для обучающихся с ОВЗ...

Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 5 класс

Название курсаПисьмо и развитие речи Класс5 Количество часов175 ч (5 часов в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель курсаЦели программы:  Развитие речи, мышления, воо...

Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 7 класс

Название курсаПисьмо и развитие речи         Класс7 «б» Количество часов140 ч (4 часа в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель ку...