Статья: Обобщение опыта работы. Организация работы в классах для детей со сложным дефектом.
статья по теме

Представлен опыт работы учителя начальных классов с детьми с тяжёлой  степенью умственной отсталости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н.И. Винокурова,

учитель начальных классов высшей категории,

координатор работы специальных классов со сложным дефектом,

МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида, г. Арзамас, Нижегородская обл.

Особенности обучения детей с тяжёлой степенью умственной отсталости в условиях специально (коррекционной) школы VIII вида г. Арзамаса

Если вы удачно выберете труд и вложите

в него душу, то счастье само вас отыщет.

К.Д. Ушинский.

      До недавнего времени в России детям с тяжёлой степенью умственной отсталости не оказывались образовательные услуги. Они находились в семьях или учреждениях Министерства социальной защиты.

В настоящее время интерес к проблеме помощи детям с умеренным и тяжёлым нарушением интеллекта значительно возрос. Согласно Инструктивному письму Министерства образования РФ (от 03.04.2003г.) сегодня каждый ребёнок данной категории может получать образовательные услуги в учреждениях специального и общего назначения, если в них созданы необходимые условия. При этом программы обучения и воспитания определяются педагогическим коллективом с учётом индивидуальных возможностей ребёнка.

В соответствии с действующими нормативными документами (закон «Об образовании», Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; письмо Министерства образования РФ «Об организации работы с обучающими, имеющими сложный дефект» от 03.04.2003г, Устав Учреждения) в МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида г. Арзамаса разработано положение об обучении  детей с тяжёлой степенью умственной отсталости в классе для детей со сложным дефектом (приказ №546 от 15.11.2011г.). Положение определяет порядок комплектования и организацию работы данных классов.

Для данной категории детей в условиях коррекционной школы специальный класс впервые открыт в 2004 г. В настоящее время таких классов четыре: 2, 3, 6, 9 и направляются в них дети с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения городской межведомственной ПМПК после первого года обучения в школе. Подобные классы создаются с целью реализации прав ребёнка на образование, максимально возможной социализации и адаптации детей с тяжёлой степенью умственной отсталости.

Организация работы с данной категорией детей регламентируется учебным планом, расписанием занятий, годовым календарно-тематическим планированием с учетом особенностей и возможностей психофизического развития детей. Указанные документы, разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением и согласуются с департаментом образования администрации г. Арзамаса.

Учебный план разрабатывается на основе регионального учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида.

Учитель, педагог-психолог и учитель-логопед, на основе образовательной программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида ежегодно разрабатывают адаптированный вариант программы для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости. При составлении программ учитывается уровень психофизического развития и характер обучаемости учащихся. Адаптированный вариант образовательной программы рассматривается и принимается методическим советом и утверждается педагогическим советом школы.

В 2006 году я приняла группу детей с тяжёлой степенью умственной отсталости. В настоящее время это 6 класс в количестве 6 человек: 2 человека с глубоким недоразвитием и нарушениями речи, 2 человека с нарушениями общей моторики, выраженным синдромом гиперактивности и дефицита внимания и 2 человека с синдромом Дауна. Кроме того, все дети имеют значительные нарушения познавательных процессов и эмоциональной сферы. Деятельность их хаотична, самоконтроль отсутствует. В связи со спецификой развития данной группы детей были определены следующие приоритетные направления педагогической деятельности:

-  формирование у детей представлений о себе, об окружающем мире и ориентации в нём;

- формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения, коммуникативных умений;

-    обучение доступной предметно-практической трудовой деятельности;

- вооружение элементарными знаниями по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям и особенностям воспитанников.

Формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения, развития коммуникативных умений осуществляется на занятиях по самообслуживанию с использованием разнообразных видов труда. Приобретённые на занятиях навыки самообслуживания  постоянно отрабатываются и закрепляются в повседневной  жизни. С первого класса учителем осуществляется наблюдение за развитием состояния высших психических функций у учащихся. Совместно с педагогом-психологом была разработана индивидуальная карта – профиль-график состояния высших психических функций ребенка. На основе структурированного наблюдения в ней отражается состояние психических функций учащихся: познавательная деятельность, память, эмоционально-волевая сфера, социальная сфера, двигательная сфера и динамика их развития.

Наглядно динамику развития высших психических функций у учащихся отражает диаграмма на рисунке 1.

Рис.1. Уровень развития высших психических функций детей с тяжёлой степенью умственной отсталости.

Представленные результаты дают педагогу возможность проанализировать каждый из изучаемых показателей и определить, какие психические функции и операции развиваются своевременно, на что следует опираться в учебно-воспитательном процессе, какие анализаторы могут выступать как компенсаторный механизм, а какие нуждаются в дополнительной коррекции. 

Анализ профилей-графиков ВПФ и результаты педагогических наблюдений позволяют педагогу сделать вывод о том, что у учащихся слабо развита двигательная сфера, нарушена координация движений, очень слабо развиты навыки самообслуживания, особенно навыки, связанные с гигиеной одежды и обуви, гигиеной тела, приёмом пищи. Кроме того, уклад жизни и низкий уровень образования некоторых родителей, не позволяет дать детям достаточных знаний и умений в этой области, правильно подготовить их к самостоятельной жизни в семье.

На уроках самообслуживания даются теоретические знания и формируются практические умения и навыки по следующим разделам: «Уход за одеждой и обувью», «Гигиена тела», «Приготовление пищи». С целью эффективного обучения навыкам самообслуживания  в школе оборудован кабинет для практических занятий по хозяйственно – бытовому труду.

Предмет самообслуживания не обеспечен специальным учебником. Поэтому педагогами самостоятельно разрабатывается разнообразный методический материал: фотографические и картинные планы, пооперационные карты, используя который, отрабатываются конкретные практические умения и навыки учащихся по стирке мелких вещей, по уходу за зубами, по уходу за посудой и цветами. Приобретённые на уроках навыки учащихся закрепляются в домашней обстановке, во внеурочное время: во время дежурства по классу, столовой, при одевании на прогулку в группе продлённого дня.

За годы работы с данной категорией детей разработан и систематизирован значительный объём методических материалов, свидетельствующий о том, что творчество учителя не имеет границ. Хороши и полезны все методы, которые приближают педагога и учащихся к поставленной цели. Методы и приёмы работы, доказавшие свою эффективность в преподавании самообслуживания: моделирование реальных ситуаций, сюжетно - ролевые, дидактические игры, логические задачи, экскурсии, наблюдения. Кроме того, чтобы дети прочно усвоили материал, умели применять усвоенные знания на практике, необходимо грамотное планирование индивидуальной и групповой работы.

Важнейшим инструментом отслеживания качества, своевременной корректировки программного обеспечения и отслеживания персональной динамики развития учащихся выступает педагогический мониторинг (положение «Психологопедагогический мониторинг качества образования» приказ №58 от 31.12.12г). Он предполагает отслеживания динамики усвоения теоретических знаний и практических умений. Диагностика проводится по всем разделам программы с использованием апробированного пакета диагностического инструментария.

Пакет диагностического инструментария включает серию тестовых заданий, выполнение которых дает учителю представление об уровне сформированности знаний, умений, навыков детей, помогает правильно определить актуальное состояние практического умения, зону ближайшего развития ребёнка, определить стратегию работы по повышению мотивации ученика к овладению необходимыми навыками. Тестовый материал включает вопросы по всем темам каждого раздела. Групповая диагностическая карта по разделу «Уход за одеждой и обувью» отражает следующие параметры педагогического мониторинга: знания - виды одежды и обуви, предметы по уходу за обувью и одеждой, моющие средства для стирки белья; умения - складывание и размещение одежды в платяном шкафу, размещение обуви в специальных ящиках шкафа, чистка пальто платяной щёткой, ботинок кремом, стирка мелких вещей.

Позитивную динамику усвоения теоретических знаний и практических умений учащихся по разделу «Уход за одеждой и обувью» отражает диаграмма на рисунке 2.

Рис.2. Уровень ЗУН учащихся по разделу «Уход за одеждой и обувью».

О качестве коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлую степень умственной отсталости, свидетельствует повышение уровня их знаний и умений по курсу «Самообслуживание» в целом, что отражает представленная на рисунке 3 диаграмма.

Рис.3. Уровень ЗУН учащихся по самообслуживанию.

Проведение педагогического мониторинга позволяет учителю эффективно планировать работу не только с классом, но и индивидуальную работу на уроке. Кроме того, показателем продуктивной работы является то, что дети данной категории наравне с другими детьми, посещают кружки  школы «Сувенир», «Семь цветов радуги», а также участвуют в общешкольных мероприятиях.

Из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что дети с тяжёлой степенью умственной отсталости, имеющие значительные отклонения в развитии и обучении, имеют индивидуальную динамику развития, благодаря чётко, грамотно и профессионально спланированной педагогической деятельности.

Однако система специального образования и сопровождения детей данной категории, до сих пор находится в стадии становления. На современном этапе имеются апробированные, научно обоснованные программы обучения и воспитания детей с ОВЗ, ориентированные на лёгкую  и среднюю степень умственной  отсталости. Однако применение этих программ в работе с детьми, имеющими тяжелую степень умственной отсталости, не обеспечивает в полной мере эффективность коррекционных воздействий. Существующие программное и методическое обеспечение для данной группы детей носят рекомендательный характер и нормативно не утверждены. Очевидна необходимость организации специальной коррекционно-развивающей работы по подготовке учащихся к самостоятельному жизнеустройству. Вся коррекционно-педагогическая работа должна быть направлена на максимальное приспособление детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью к жизни в окружающей среде, в социуме.

Список литературы

1.Бгажнокова, И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта./И.М. Бгажнокова «М.:Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС.- 2007.

2.Забрамная,  С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. / С.Д. Забрамная «М.: Просвещение: Владос. - 1995.

3.Маллер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии, / А.Р. Маллер «Методическое пособие. М.:АРКТИ. -  2002.

4.Шинкаренко, В.А. Диагностика и формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда у умственно ограниченных детей: Метод. Материалы в помощь педагогам спец. учреждений и родителей. Минск, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по СБО в 5 классе для детей со сложным дефектом развития в коррекционной школе VIII вида по теме: «Обращение в поликлинику».

Урок объяснения нового материала и формирования практических умений и навыков  учащихся  обращения в регистратуру поликлиники для получения талона к врачу-специалисту с использованием ИКТ....

Рабочая программа 5 класс для детей со сложным дефектом

Рабочая программа создана для учащихся 5 класса для детей со сложным дефектом....

Обобщённый опыт работы по теме «Развитие речи у детей со сложными дефектами в период их обучения в начальном звене»

Описание обобщенного опыта работы по теме: «Развитие  речи у детей со сложными дефектами в период их обучения в начальном звене»...

Рабочая программа по предмету «Цветоводство» в 5 классе для детей со сложным дефектом.

Адаптированная программа по предмету «Цветоводство» предназначена для учащихся 5 класса со сложным  дефектом и рассчитана на один учебный год. На уроках решаются  следующие задачи:- про...

Урок чтения в 5 классе для детей со сложным дефектом

Урок чтения в 5 классе для детей со сложным дефектом "Звук и буква Юю. Звучание, артикуляция. конструирование буквы из палочек"...

рабочая программа по развитию речи в 6 классе для детей со сложным дефектом

данная программа предназначена для работы с глубоко умственно отсталыми детьми....

урок математики в 3 классе для детей со сложным дефектом

урок предназначен для детей с глубокой умственной отсталостью...