Главные вкладки

    Статья на тему:
    Инновационные технологии в работе учителя-логопеда

    Багдасаева Мария Александровна

    Статья  "Инновационные технологии в работе учителя-логопеда" раскрывает возможности ИКТ технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    statya_ikt_v_rabote_logopeda_bagdasaeva_m.a.docx22.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Инновационные технологии в работе учителя-логопеда

             “ Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса”

    (В. Г. Белинский)

               Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. Поэтому очень важно выявить ребенка, нуждающегося в особом внимании. По данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растет, поэтому актуальность проблемы своевременного выявления и коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер. Успешное овладение навыками чтения и усвоения письменной речи в первом классе напрямую зависит от уровня речевого развития ребенка. Это значит, что все стороны - произношение, словарный запас, грамматика языка- должны быть без нарушений.

    В последние  годы  контингент общеобразовательной школы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, это способствует формированию негативного отношения к учёбе и является одной из причин школьной неуспеваемости.

            Существует ряд речевых проблем, которые можно решить только в рамках специальной речевой школы, однако таковых незначительное количество, и напротив, огромное количество детей имеет речевые проблемы, которые возможно решить в рамках общеобразовательной школы, поэтому логопедическая работа в общеобразовательной школе занимает важное место в процессе предупреждения и преодоления неуспеваемости учащихся.
         Основной задачей работы логопедического пункта является коррекция дефектов устной и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательных программ, особенно по родному языку.

            Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

              Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии.  Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.

              Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.  

            Занятия с использованием компьютера провожу фрагментарно, при этом считаю обязательным соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:        

    • использование новых моделей компьютера

    • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
    • проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

             На подгрупповых и индивидуальных занятиях (по формированию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи, формированию звукопроизношения) использую  компьютерные презентации и специальные логопедические компьютерные программы.

    НАПРАВЛЕНИЯ   КОРРЕКЦИОННОЙ  РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ.

    • Развитие связной речи – пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.
    • Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа.
    • Формирование зрительно-пространственных отношений.
    • Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.
    • Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение.
    • Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей, мелкой моторики рук.

    Хотелось бы  рассказать о некоторых заданиях, подготовленных с использованием компьютерных технологий.

    1. Например, для дифференциации кинетически сходных букв, которые дети иногда смешивают  на письме предлагается следующий вид задания.

    Буквы на основе зрительных ассоциаций сравниваем с внешним образом животных и птиц (б - белка,   д - дятел).

    Используя анимацию, пишем прописную букву «б» на изображении белки. Её пушистый хвост направлен вверх, и она напоминает вторую букву алфавита.

    Также используя анимацию, пишем прописную букву «д » на изображении дятла. Его хвост направлен вниз, что схоже с написанием данной буквы. Формирование ассоциаций таким способом дает отличные результаты.

    2.На логопедическом занятии проводится зрительная гимнастика. Предлагается очень интересная зарядка для глаз, подготовленная заранее с помощью компьютерных технологий. Вниманию ребенка представляется таблица со слогами. На краю таблицы сидит бабочка, которая перелетает при каждом щелчке мыши с одного слога на другой. Ученик читает один за другим слоги, на которые приземляется бабочка, и произносит в итоге полученное слово.

    3. На занятиях по постановке и автоматизации звуков детям очень нравится делать артикуляционную гимнастику и  выполнять задания вместе с человечком из « Сказки о веселом язычке», когда упражнения появляются  мониторе в ярком виде .                              

    4. Задания на дифференциацию звуков. На экране изображен ряд предметов, в названии которых есть дифференцируемые звуки. Ученику необходимо выбрать  изображение только тех предметов, где имеется заданный звук.

    5. Задания на дифференциацию звуков, где ребенку необходимо вставить пропущенную букву.  

    Наряду с использованием собственного ЦОРа применяю в своей практике готовые компьютерные программы.  Это логопедическая компьютерная программа «Игры для Тигры»; Компьютерный практикум для проведения логопедической работы в начальной школе; "Лунтик. Русский язык для малышей"; "Гарфилд. Лексика и орфография"; "Супердетки. Веселый диктант".

       Для визуализации компьютерных занятий и с целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях используется Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи ("Игры для Тигры), которая  представляет собой единый программно-методический комплекс.

    Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

    В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: Фонематика, Просодика, Лексика и Звукопроизношение.

           Также на занятиях использую развивающие обучающие игры : «Учимся с Гарфилдом» (для дошкольников, перво- и второклассников). Руссобит-М, 2005

    «Лунтик. Русский язык для малышей». Фирма «1С», 2007

    Комплексы  программ  - веселая учеба с  мультипликационными героями! Ребята узнают, что такое гласные и согласные буквы, как они складываются в слоги, и как из слогов образуются слова, о существовании мягких и твёрдых согласных, закрепляют знания о гласных буквах, повторяют произношение слогов и тренируются складывать их в слова. Кроме того, герои рассказывают  о лексике русского языка, учат правильно использовать слова – от простых до самых сложных.

    Кроме того, программы помогают развивать память и концентрацию, которые так необходимы для успешной учёбы в начальной школе.

    И всё это в лёгкой игровой форме, просто и доступно!

    Так же  работаю  с “Компьютерным практикумом для проведения логопедических занятий в начальной школе” (компьютерный проект, разработанный под руководством Варченко В.И.)

    Он предназначен для практической отработки знаний, умений, навыков с детьми 6-10 лет.

    В состав практикума вошло 20 компьютерных игр и около 1500 дидактических упражнений. Его основным элементом является компьютерная игра. Использование элементов мультипликации позволяет сделать процесс обучения на логопедических занятиях более интересным и разнообразным. Игровая ситуация позволяет усваивать материал незаметно для ребёнка. Игра позволяет проявлять инициативу и творчество.

    Дидактический материал подобран в соответствии с требованиями общеобразовательной программы. 1-4-х классов, на основе программ и методов, используемых в логопедии (Лалаева, Левина, Ястребова, Садовникова).

    В качестве основных достоинств  практикума, которые, на мой взгляд, существенно дополняют традиционную работу логопеда, можно назвать следующие:

    • компьютерная игра повышает привлекательность учебного материала;
    • деление материала по разделам, а не по классам, позволяет планировать занятия в соответствии с особенностями той программы, по которой ребенок обучается, и уровнем его речевого развития;
    • Необходимо отметить, что использование компьютерных игр при проведении работы с проблемными детьми носит полифункциональный характер. Это значит, что происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств учеников согласно целям проведения занятий, но еще и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности.
    • Также развивается произвольная регуляция деятельности учеников: умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть результаты своих поступков.
    • Появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей, значительно возросла мотивация, эмоциональная заинтересованность детей в занятиях.

    Такое построение обучения не только намного облегчает труд логопеда, но и позволят добиться значительно лучших и более устойчивых результатов, чем применение только традиционных приёмов.

    Преимущества использования ИКТ в работе  для логопеда:

    • составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде  сокращает работу с бумажными носителями информации;
    • позволяет   составлять наглядно-дидактическое сопровождение к  занятиям;
    • компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу;
    • Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы учителя при подготовке к уроку, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения ученикам. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ученика в отдельности
    • Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на уроке и появляется возможность получить лучший результат

    Преимущества использования ИКТ в работе логопеда для ребенка:

    • повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;
    • формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения;

    • обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.

    • способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями);

    Анализируя свою деятельность за период с 2007-2012 г. могу сделать вывод, что применение данного вида информационных технологий, позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность.

    Создание мотивации, повышение эмоционального настроя – одна из главных составляющих залога успеха в предупреждении и коррекции нарушений чтения и письма. Хочется отметить, что использование ИКТ не заменит учителя при обучении ребенка. Только дополняя друг друга, учитель и техника могут добиться высоких результатов в оптимальные сроки. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для школьников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.     В дальнейшем планирую использовать компьютер в диагностических целях. Вижу необходимость обучения родителей грамотно использовать компьютер, с соблюдением гигиенических норм.