Размножение и развитие лягушки
методическая разработка (8 класс) по теме

Шиляева Вера Анатольевна

Разработка урока позволяет раскрыть особенности размножения и развития земноводных, выявить сходства и различия в стадиях развития головастика и лягушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razmnozhenie_i_razvitie_zemnovodny1.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РМ

ГКС (К) ОУ «Инсарская специальная (коррекционная) общеобразовательная

                       школа- интернат VIII вида»

                            ОТКРЫТЫЙ УРОК

                     по биологии

  «РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

                    ЛЯГУШКИ»

                         8 класс

                                                                   Провела:

                                                                Шиляева В.А.

                             Ноябрь 2013 г.

Размножение и развитие лягушки. 8 класс.

Цель:

1. Образовательные:
раскрыть особенности размножения и развития земноводных;
– выявить признаки сходства и различия в стадиях развития головастика и лягушки.

2. Воспитательные:

- воспитание любви к животным;

- развитие интереса к предмету;

- формирование у учащихся бережного отношения к природе.

  1. Развивающие:

- продолжить работу по формированию у учащихся умений выявлять частные признаки и находить на их основе общие закономерности, строить доказательства и обосновывать их.

Оборудование: презентация, карточки, таблица.

               

                                           Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение ранее изученного материала.

1.Беседа с классом.

2. Работа с карточками.

 1. Подчеркни одной чертой сведения о рыбе и двумя – сведения о лягушке:

тело разделено на голову, туловище и хвост;

тело разделено на голову и туловище;

имеются плавники;

имеются парные конечности;

снаружи тело покрыто чешуёй;

кожа голая, покрыта слоем слизи;

органы дыхания — жабры;

органы дыхания — лёгкие;

сердце состоит из двух камер;

сердце состоит из трёх камер.

  2. Внутреннее строение земноводных.

 а) органы дыхания лягушки

Напишите на указателях названия органов дыхания лягушки.

Раскрасьте органы дыхания в голубой цвет.

 Б) нервная система лягушки.

Напишите на указателях названия органов нервной системы лягушки Раскрасьте нервную систему в жёлтый цвет.

III. Изучения нового материала.

  А. Органы размножения.

  Земноводные – раздельнополые животные. Органы размножения земноводных и рыб схожи по строению. Яичники самок и семенники самцов располагаются в полости тела. У лягушек оплодотворение наружное. Икра откладывается в воде, иногда прикрепляется к водным растениям. Форма кладок икры у разных видов различна. Скорость эмбрионального развития сильно зависит от температуры воды, поэтому до вылупления из икринки головастика проходит от 5 до 15–30 дней. Появившийся головастик сильно отличается от взрослой лягушки; у него преобладают рыбьи черты. По мере роста и развития у личинок происходят большие изменения: появляются парные конечности, жаберное дыхание заменяется легочным, сердце – трехкамерное, второй круг кровообращения. Происходит изменение и во внешнем облике. Исчезает хвост, изменяется форма головы, туловища, развиваются парные конечности.

Развитие головастика.

Оплодотворенная яйцеклетка
(икринка)

Головастик
(наружные жабры, боковая линия, хвост)

Головастик
(внутренние жабры, боковая линия, хвост, дыхание кожное)

Головастик
(легкие, появление задних конечностей, кожное дыхание, появление передних конечностей, уменьшение хвоста, исчезновение боковой линии)

Лягушонок
(
выход на сушу)

Продолжительность личиночного периода зависит от климата: в теплом климате – 35–40 дней, в холодном (север России) – 60–70 дней.

У тритонов личинки вылупляются более сформированными: у них сильнее развит хвост, большие наружные жабры. Уже на следующий день они начинают, активно охотится за мелкими беспозвоночными.

Физминутка.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

Б. Забота о потомстве.

Для целого ряда земноводных характерна забота о потомстве, которая может проявляться самым различным образом:

а) Строительство гнезд (или использование других убежищ для икры).

Гнездо филломедузы. Южно американские лягушки филломедузы устраивают гнезда из листьев растений, свисающих над водой. Личинки некоторое время живут в гнезде, а затем вываливаются в воду.

б) Вынашивание икры на теле или в специальных образованиях внутри.

У жабы – повитухи самец наматывает жгуты икры на задние лапки и носит их до вылупления головастиков.

Самец лягушки ринодермы вынашивает икринки в голосовом мешке. Вылупившиеся головастики срастаются со стенками мешка: происходит контакт с кровеносной системой взрослой особи – это обеспечивает поступление в кровь головастика питательных веществ и кислорода, а продукты распада уносятся кровью самца.

У пипы суринаской яйца (икринки) развиваются в кожистых ячейках на спине. Из яиц выходят завершившие метаморфоз маленькие лягушата.

Подобная забота о потомстве вызвана, прежде всего недостатком кислорода в воде, а также – большим количеством хищников в тропических водоемах.

в) Живородность.

Известна для хвостатых (альпийская саламандра), некоторых безногих и бесхвостых (некоторые пустынные жабы).

IV. Закрепление изученного материала.

Сравнительная характеристика лягушки и головастика.

Признаки

Головастик

Лягушка

Форма тела.

Рыбообразная. Хвост.
На некоторых стадиях развития хорошо развиты две пары конечностей.

Тело укорочено. Хвоста нет.
Хорошо развиты две пары конечностей.

Образ жизни.

Водный.

Наземный, полуводный.

Передвижение.

Плавание при помощи хвоста.

На суше – прыжки при помощи задних конечностей. В воде – отталкивание задними конечностями.

Пища.

Водоросли, простейшие.

Насекомые, моллюски, черви, мальки рыб.

Дыхание.

Жабры (сначала наружные, затем – внутренние). Через поверхность хвоста (кожное).

Легочное, кожное.

Органы чувств: боковая линия, слух (среднее ухо).

Есть.

Нет.

Нет.

Есть.

Кровеносная система.

1 круг кровообращения, двухкамерное сердце, кровь в сердце венозная.

2 круга кровообращения, трехкамерное сердце, кровь в сердце смешанная.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: Размножение и развитие лягушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

размножение и развитие птиц

презентация к уроку...

Зачёт по теме_9кл._Размножение и развитие организмов_В1, В2

Зачёт по теме_9кл._Размножение и развитие организмов_В1, В2...

Зачёт по теме _Размножение и развитие организмов (№2)

Зачёт по теме _Размножение и развитие организмов (№2)...

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ. ГОДОВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ. СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ ПТИЦ конспект урока 7 класс..автор основного источника: http://dolg_i_svet@mail.ru...

Тема: Размножение и развитие земноводных.

Учащиеся должны знать:- особенности строения и жизнедеятельности, земноводных как первых наземных позвоночных;- особенности размножения и развития земноводных;- приспособленность к среде обитани...

презентация к конспекту урока "Размножение и развитие лягушки"

красочная презентация с использованием картинок развития земноводных, заботы о потомстве....

Открытый урок "Размножение и развитие лягушки" с использованием ИКТ.

Урок позволяет раскрыть особенности размножения и развития земноводных....