Классный час "Мир профессий"
классный час (9 класс) по теме

Шиляева Вера Анатольевна

Данный классный час даёт представления об основах профессионального самоопределения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_kl_chas.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый классный час «Мир профессий»

Цель:  дать учащимся представление об основах  профессионального самоопределения.

Задачи: 

  1. Познакомить с понятием «профессия», расширить знания детей о многообразии мира профессий;
  2. Формировать позитивное отношение к труду; побуждать детей к поиску информации о профессиях.
  3. Создать положительную мотивацию выбора профессии.

Оборудование: презентация, поговорки о труде, карточки.

Ход занятия

I. Организационный момент

                          Добрый день, добрый час!
                          Как я рада видеть вас.
                          Друг на друга посмотрели
                          И тихонечко все сели.

II. Основная часть

1. Выяснение темы занятия

- Сегодня на занятии мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Узнаем мы это, если отгадаем загадки и решим кроссворд (загадки о профессиях). Вы готовы это сделать? Тогда внимательно слушайте и отвечайте:

              1) Скажи, кто так вкусно
                Готовит щи капустные,
                Пахучие котлеты,
                Салаты, винегреты?

2) Кто в дни болезней всех полезней?
   И лечит нас от всех болезней?

3) В доме 10 этажей,
  В доме тысячи людей.
  Кто построил этот дом,
  Дом, в котором мы живем?

4) Ежедневно спозаранку
   В руки он берёт баранку,
   Крутит, вертит так и сяк,
   Но не съест её никак?!

5) Мы учим детишек
   Читать и писать,
   Природу любить,
  Стариков уважать?

6) С книжкой кто в руке – читатель.
   Книги пишет кто?

7) Зарю поёт селу петух –
   Коров на луг ведёт….

8) Хозяин книг и книжный лекарь.
   Так кто же он?

9) Вот на краешке с опаской
   Он железо красит краской,
   У него в руке ведро,
   Сам раскрашен он пестро.

- Молодцы, ребята, сумели отгадать все загадки. А теперь давайте прочитаем слово, получившееся в выделенных клетках.  Хором (профессии).

- Разговор у нас с вами пойдет о профессиях. И тема сегодняшнего занятия «Мир профессий» (на доске запись).

- Что же такое профессии? Как вы думаете?

- Вот какие сведения даёт нам Толковый словарь:

  «Профессия – это основное занятие человека».

Учитель: Кто-то с детства мечтает о какой-то одной профессии, а кто-то находит своё дело, уже будучи взрослым человеком. Трудно выбрать профессию и не ошибиться, чтобы она всю жизнь тебе нравилась, но надо к этому стремиться.

Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять.

 Послушайте легенду.

 Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

Вопрос командам: Почему? (Отвечают ребята).

Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.
Вопрос: Как вы думаете, почему?
 (Отвечают ребята).

Учитель: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

 - На свете огромное количество профессий, вы уже стали взрослыми, и скоро сами сможете выбрать себе занятие по душе.

Для того, чтобы освоить какую-либо профессию, надо обязательно окончить школу, затем учиться в училище.

- Все вы прекрасно знаете, что каждый человек должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле.

Ученики читают стихотворение:

Нетрудно, ребята, нам песенку спеть,
Нетрудно, а всё-таки надо уметь,
За что ни возьмись, нужно мастером стать.
И дело любое уметь выполнять!
Сломалась игрушка – умей починить,
А новую сам научись мастерить,
Недаром ребятам смекалка дана
Во всём и везде помогает она.
Умей, если нужно заштопать чулок,
Без помощи свой приготовить урок,
Будь первым в ученье,
Будь первым в труде,
У нас белоручек не любят нигде.

ЗАДАНИЕ № 1. Сейчас каждая пара учеников получит карточку с 4 предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.

"Закончить предложения": 

  1. Люди работают ради…
  2. Настоящий труд – это…
  3. При выборе профессии люди часто не учитывают…
  4. Счастье – это…

 (Записали, зачитали).

Учитель: А теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.

1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".
2.
Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
3.
При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.

А. Хочу - своё желание.
Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.
В. Надо - потребности рынка труда (востребованность профессии)

4. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.

Учитель: А сейчас слово предоставляется вам, ребята.

Ребята, а вы знаете, кто начинает день?

1 уч-ся:

Шофёр не любит долго спать,
Чуть свет встаёт шофёр.
К своей машине он спешит,
Чтоб завести мотор.
Везде дела шофёра ждут -
Во все концы Земли!
Возить готов он кирпичи,
Чтоб города росли.

2  уч-ся:

Едва забрезжила заря -
Поднялся хлебопёк,
Чтоб ты румяным калачом
Полакомиться мог.

3 уч-ся:

Маляр порадовать спешит
Природу и людей -
Нам пестроту весны дарит
Весёлый чародей.
Спроси у солнца и земли,
Спроси у быстрых рек:
"Кто начинает новый день?"

Все (вместе): Рабочий человек! (Ребята садятся на свои места).

ЗАДАНИЕ 2. «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ»

- О труде и об отношении к труду русский народ создал много пословиц. Предлагаю вам вспомнить некоторые.

(Работа в парах).

На каждом столе лежат рассыпавшиеся пословицы. Даю вам небольшую подсказку – их 5 штук.

Ваша задача: собрать пословицы, затем подумать и объяснить значение каждой. Понятно? Приступаем к работе. Кто будет готов – поднимите руку, я увижу.

  1. Кто любит труд, того люди чтут.
  2. Труд человека кормит, а лень портит.
  3. Языком не торопись, а делом не ленись.
  4. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
  5. Научился сам -  научи другого.

Задание 3.  «Угадай профессию»

- Я буду загадывать загадки о разных профессий, ваша задача- назвать профессию и сказать, чем занимается этот человек. Задание понятно?

Учитель (учит детей)

Парикмахер (делает стрижки людям).

Почтальон (приносит людям газеты, журналы, письма).

Сантехник ( ремонтирует кран, устанавливает раковину)

Часовщик (ремонтирует часы).

Пожарный (тушит пожары).

Дворник (убирает улицы,  дворы).

Сапожник (ремонтирует обувь).

Продавец (продает продукты, различные товары).

Доярка (доит коров).

Учитель: Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, а другие теряют свои позиции, а третьи и вовсе пропадают, уходят в прошлое. Сейчас пришло время для нового задания.

ЗАДАНИЕ № 4: Сейчас вы получите карточки с заданием, где необходимо назвать профессии, которые:

А) Самые модные профессии -  …

Б) Самые забытые профессии - …
В) Профессии, которые всегда нужны-  …

Г) Самые отважные профессии -

Ребята работают в парах, дают свои названия и варианты профессий.

Для справки:

А) Юрист, президент, программист…

Б) Кучер, фонарщик, пряха, прачка, ямщик,  трубочист, городовой, купец и т.д.;

В)  Врач, учитель, шофёр, повар, строитель…

В) Пожарный, каскадёр, космонавт, спасатель, военный, шахтёр..

 

 ЗАДАНИЕ 5.

 Тест «Кто чем занимается?»

- У каждого на столе лежит листок с заданиями и карандаш. Постарайтесь правильно определить, кто чем занимается и подчеркните нужную профессию:

  • Зубы лечит: хирург, стоматолог, медсестра.
  • Корову доит: доярка, пастух, дворник.
  • Дом строит: маляр, строитель, слесарь.
  • Снег метёт: шофёр, лётчик, дворник.
  • Детей учит: библиотекарь, нянечка, учитель.
  • Рубашки шьёт: швея, сапожник, часовщик.
  • Охраняет границу: тракторист, пограничник, почтальон.
  • Добывает уголь: художник, водитель, шахтёр.

- Закончили, давайте будем проверять. (Я зачитываю, прошу кого-то одного ответить).

- Ребята, кто не допустил ни одной ошибки – молодцы! Ну, а остальные, не переживайте, в следующий раз у вас обязательно всё получится.

ЗАДАНИЕ 6  « КТО ТАК ГОВОРИТ?»

- Сейчас я буду произносить фразу, а вы должны вспомнить и сказать: человек какой профессии так говорит. Задание понятно? Слушайте:

  • «Кому добавки?» (повар).
  • «Какой зуб вас беспокоит?» (врач-стоматолог).
  • «Большое спасибо за покупку» (продавец).
  • «Вам посылка, распишитесь» (почтальон).
  • «В мою сеть попало много рыбы» (рыбак).
  • «Тема сегодняшнего урока «Полезные ископаемые» (учитель).
  • «Присаживайтесь, как будем стричься?» (парикмахер).

- Молодцы! Вы правильно отгадали профессии людей, произносящих эти выражения.

ЗАДАНИЕ 7.  «Профессии по ассоциации»

Сейчас я  вам буду показывать рисунки, а вы должны угадать, о каких профессиях идёт речь.

  • Шланг, вода, костюм (пожарный).
  • Зеркало, ножницы, расческа (парикмахер).
  • Кисть, валик, ведро с краской (маляр)
  • Поварёжка, колпак белый, кастрюля (повар).
  • Мяч, кеды, форма (футболист).
  • Корова, ведро с молоком (доярка).
  • Краски, кисть, картина (художник).
  • Автобус, билет, деньги (кондуктор).

- Хорошо, все профессии вы сумели отгадать. Молодцы, справились и с этим заданием.

Итоги.

- Молодцы, ребята! Хорошо сегодня работали, о разнообразных профессиях вспомнили и поговорили.

  Вопрос выбора профессии за одно занятие, за один день не решить. Пройдет еще несколько месяцев, прежде чем вы будете делать свой выбор, а сейчас у вас есть главный труд. Какой?

- Учеба и получение хороших знаний – тоже труд и труд непростой.

Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И интересны, и важны.
И ты скорее подрастай,
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить!

  • Итак, скажите мне пожалуйста, можно ли назвать самую главную профессию? Нет! А почему? (Все профессии важны, все профессии нужны!)

 Посмотрите, с каким хорошим настроением мы закончили работу! Подводя итог классного часа, хочу привести слова Константина Дмитриевича Ушинского: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет".

Спасибо, ребята, за работу! Всего доброго, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое классное мероприятие "Профессия, которую мы выбираем – автомеханик". (Проведено в рамках «Фестиваля профессий»)

Каждый год мы проводим в училище "Фестиваль профессий ". Он включает открытые уроки, внеклассные мероприятия, классные часы, конкурсы газет, презентаций , рефератов в группах "Автомехаников". Хочу поз...

Классный час "Профессия: выбираем вместе!"

Классный час предназначен для учащихся 8-11 классов. Данная разработка  поможет рассказать о мире современных профессий, способах и мотивах выбора профессий, способах влияния на профессию и типич...

Сотрудничество со школой: Классный час "Профессия - учитель-логопед".

В данной статье раскрыто сотрудничество со школой: проведение классного часа "Профессия - учитель-логопед"....

классный час "Профессии сегодняшнего дня"

Классный час «Профессии сегодняшнего дня»Важно не кем быть, а каким быть.Далеко не каждый станет ученым, Писателем, артистом, далеко не каждому суждено открыть порох, но поэтом, художником в своем дел...

Классный час: "Профессии, которые мы выбираем". Презентация к классному часу: "Профессии".

Классный час был разработан для учащихся 9 - х классов и вызвал большой интерес. В 16 лет ученики начинаются задумываться над выбором своей будущей профессии.  В презентации рассказывается о проф...

Классный час "Профессии будущего"

Классный час для учеников 10-11 классов...