Статья "ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗна уроках окружающего мира".
статья по теме

Голуб Людмила Николаевна

IВ статье раскрыты особенности применения ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида, обосновано (проведены исследования)  использование ИКТ как средства повышения эффективности и качества образовательного процесса на уроках окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках окружающего мира.

I Актуальность темы

В современном обществе уровень информации характеризует уровень развития государства. Начавшийся ХХI век специалисты называют веком компьютерных технологий. Это вполне справедливо и для учебного процесса, где без компьютера не обойтись. Используя компьютер в учебно-воспитательном процессе, мы готовим новое поколение к будущей жизни в информационном обществе.

 Одним из основных направлений информатизации образования является использование новых информационных технологий для реализации развивающего обучения и повышения качества образования. Для школьников с ограниченными возможностями здоровья компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитательный процесс в коррекционной школе уже немыслим без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными методами определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе.

  Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие у школьников учебных и интеллектуальных навыков через использование ИКТ.

Применение мультимедийных технологий в процессе обучения на уроках окружающего мира, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к информации, осуществления "диалога" с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации

 Трудно представить себе современный урок без использования информационных технологий. Они могут быть органично включены в любой этап урока - во время индивидуальной  работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля знаний, умений и навыков. Использование ИКТ позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний, тем самым способствуя формированию и развитию навыков и умений.

    Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает учителю "оживить" урок. Наглядные материалы в форме взаимосвязанных объектов и картинок, видеофрагменты, возможности выделения текста рамками любого цвета и формы обеспечивают всеобщее внимание.

     Результатом использования новых информационных технологий, как способа комплексного развития учебных и интеллектуальных навыков на уроках окружающего мира учащихся является более легкое, свободное и быстрое протекание учебной деятельности, благодаря чему снимается утомляемость (хотя, сама деятельность совершается при достаточно высоком интеллектуальном и волевом напряжении). Ребенок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, инициативным, настойчивым и трудолюбивым.  Активизируются все психические процессы (мышление, восприятие, внимание, память, воображение), что способствует продуктивности учебной деятельности.

    Использование медиатехнологий на уроках окружающего мира способствует повышению эффективности урока, наглядности преподавания, интереса учащихся к предмету, осознанности в овладении программным материалом, а также позволяет значительно активизировать зрительный канал, мнемонические центры личности, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная активность учащихся, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается мышление.

    Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

II Особенности применения ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Для школьников с ограниченными возможностями здоровья компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитательный процесс в коррекционной школе уже немыслим без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность  использования информационных технологий в коррекционной работе.

Информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веры в свои силы.

 Учащиеся коррекционной школы VIII вида – это дети, для которых характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально-волевая сфера этих учащихся тоже в ряде случаев нарушена, что проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера учащихся с ограниченными умственными возможностями, у всех без исключения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии. Но  у детей с ограниченными возможностями здоровья сохранны слуховое внимание и зрительное восприятие. Благодаря использованию информационных технологий зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведёт к положительному результату обучения и развития данной категории детей

 Ребенок с ограниченными возможностями здоровья недостаточно четко воспринимает окружающее, он не выделяет существенного и главного в предметах и явлениях, плохо обобщает. Все эти черты, характеризующие учащихся нашей школы, заставляют соответствующим образом строить и учебно-воспитательную работу с ним. Необходимо максимально конкретизировать предлагаемый учащимся учебный материал.

   У педагога коррекционной школы должен быть огромный запас методических приемов, и он должен ясно представлять себе, что он вправе ожидать от каждого из них. Особую важность в этом контексте приобретает умение педагога пользоваться разнообразными методами работы, комбинируя их как на одном уроке, так и в цепи уроков.

    В последнее время выпускается большое количество мультимедийных продуктов, предназначенных для использования в общем образовании.

 Несмотря на значительное количество программных продуктов, они не предназначены для использования в коррекционных школах VIII вида. Поэтому учителя  используют их не в полной мере, как они задуманы для массовой школы, а выборочно.  Чаще всего используются различные презентации, выполненные в программе PowerPoint, обеспечивающие наглядность.

 Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления, используемую на уроке учителем и требующую его комментариев и дополнений. Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день актуальнo,  поскольку именно здесь учитель имеет возможность учесть специфику конкретного класса.

 

Модель использования ИКТ на уроках:

 

   1. Презентации для повторительно-обобщающих уроков, в том числе с использованием игровых моментов.

 2. Презентации – диафильмы.

 3. Компьютерные презентации, имеющие полноценное методическое сопровождение урока и позволяющие учителю, не знакомому с методической разработкой урока, за счет грамотной компоновки материала в презентации провести высокопродуктивное занятие.

      Безусловным плюсом презентации, создаваемой в PowerPoint, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок в конкретном классе.

 Введение информационных технологий во все области специального образования подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии.

  Применение мультимедийных технологий в процессе обучения на уроках окружающего мира, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, звуковой речи расширяет возможности представления информации.

Проектируя урок с использованием электронной презентации учитель должен продумать, какие цели он преследует, для чего предназначен такой урок: для изучения нового материала, предъявления новой информации, для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков, для обобщения, систематизации данных. Вполне очевидно, что степень и время показа презентации на уроке могут быть различными и применяться на любом этапе урока. Как бы ни был разработан урок, многое зависит  от того. Как учитель подготовился к нему. Учитель должен не только и не столько уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Практика показывает, что благодаря использованию КТ учитель экономит до 30% учебного времени, а экономя время можно увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Вместе с тем, не следует увлекаться использованием ИКТ в учебном процессе. Важно помнить, что по требованиям  СанПиНа в течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать 3-4 уроков. После занятий с применением презентаций  необходимо проводить гимнастику для глаз. 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Урок с использованием современных информационных технологий в специальной (коррекционной) школе способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.

III Обоснование использования ИКТ как средства повышения эффективности и качества образовательного процесса на уроках окружающего мира.

Я провела исследования для обоснования использования ИКТ как средства повышения эффективности и качества образовательного процесса на уроках окружающего мира

  1. Влияние ИКТ на активизацию процесса восприятия и запоминания информации на уроках окружающего мира.

В исследовании принимали участие 4 ученика класса «Особый ребенок». Дети должны были заучить стихотворение  за 2 недели:

а) без наглядности

б) с использованием картинок в качестве наглядности

в) с использованием КТ (картинка +звук) и воспроизвести содержание через месяц

Результаты исследования показали, что в случае, когда стихотворение запоминалось без использования наглядности или использовались картинки, через месяц только 1 ученик смог воспроизвести текст.  В случае. Когда при заучивании стихотворения использовалась презентация, через месяц 1 ученик рассказал самостоятельно и 3 ученика - по слайдам.

  1. Влияние ИКТ на активизацию зрительного внимания на уроках окружающего мира.

Исследование проводилось в 2010-2011уч. году по теме «Транспорт». По результатам исследования видно, что при проведении урока с использованием презентации у 4-х учеников из 4-х зрительное внимание достаточно  устойчивое (до 15 мин)

В 2011-2012уч. году  такие же исследования проводились по темам «Домашние животные и их детеныши» и «Собираем букет».

 Результаты:

  1. Три ученика из 4-х показали достаточно устойчивое внимание (до 15 мин.) и один – устойчивое (свыше 15 мин.)
  2. Два ученика из двух показали устойчивое внимание (свыше 15 мин.)

Выводы:

При условии реализации возможностей современных компьютерных технологий усвоение учебного материала идет успешнее, обучающий эффект достигается в более короткие сроки по сравнению с традиционными методами обучения. На уроках с использованием ИКТ повышается быстрота и прочность усвоения материала, активизируется внимание, усиливается мотивация обучения,  расширяются границы наглядных методов обучения, развивается способность к осознанному восприятию информации, расширяются возможности представления информации.

Использованная литература

«ИКТ в образовательном процессе» доклад  Мохаммад Н.В. http://pages.marsu.ru/iac/school/sc11/ikt.html

Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009.- №4(34)

Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. М., 2001

4. Информационное письмо МОРФ о Проекте Информатизации системы образования., 2006г.
5. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпавева Н.В. Основы коррекционной педагогики.- М., 1999г.
6. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.- М., 1986г.
7. Карпунина О.И., Рябова Н.В. Специальная педагогика в опорных схемах. – М., 2002г.
8. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995г.
9. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М., 2003г.
10. Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы. – М., 1982г.. 
11. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно педагогические аспекты. – М., 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-развивающее обучение на уроках физики как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Важнейший фактор успешного формирования прочных  знаний  по  физике  – развитие  учебно-познавательного  энтузиазма  учащихся...

Групповая форма работы на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Использование групповой формы работы на уроках математики для развития  коммуникативных способностей и познавательных процессов школьников....

ИКТ - ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

С появлением компьютера и мультимедийных  программ по физике появилась возможность часть работ физического практикума для 10-11 класса проводить с использованием ИКТ - технологий.Компьютерн...

Нестандартные уроки как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ

Предмет ОБЖ никогда не воспринимался всерьёз, многие ученики считают его слишком простым, поэтому не уделяют должного внимания подготовке домашнего задания. Да и многие взрослые считают, что ОБЖ - пре...

Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."

В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...

«Самостоятельные работы учащихся как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

     В нашей школе уже длительное время изучение общей биологии в 10-11 классах осуществляется на профильном уровне, т. е. с углубленным изучением предмета. Школьники на профильн...