Работа над развитием речи учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка по теме

Сафронова Наталья Анатольевна

1.     Исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков, работа над звукопроизношением.

2.     Уточнение, расширение и активизация словарного запаса.

                3         Развитие умения строить и грамматически правильно оформлять предложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_razvitiem_rechi.docx39.86 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над развитием речи учащихся

начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.

Умственно отсталые дети приходят в школу говорящими. Однако их речь в силу нарушенного интеллекта имеет столь существенные отклонения от нормы. Что обучение  становиться возможным только при условии большой коррекционной работы. В большинстве своем у\о дети почти не владеют развернутой фразой, и их речь лишена логической последовательности и не всегда понятна окружающим. Предложения, используемые детьми, состоят их 1-2 слов, словарь крайне беден.

У у/о детей снижен интерес к окружающему миру , они мало наблюдательны и не умеют анализировать происходящее. Развитие у/о учащихся – одна из важнейших задач, которая решается коррекционной школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Задачи, которые реализуются в работе по развитию речи у/о детей:

  1. Исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков, работа над звукопроизношением.
  2. Уточнение, расширение и активизация словарного запаса.
  3. Развитие умения строить и грамматически правильно оформлять предложения.

Задача начальных лет обучения – устранение недостатков произношения, выработка и закрепление произносительных навыков. Эту работу я начинала с развития фонематического слуха. Формировала умение слушать, прислушиваться. Различать звуки окружающей действительности. Во время прогулок и экскурсий предлагала ученикам послушать шуршание листьев под ногами, передать его звуками: «Ш-Ш-Ш»; как звенит звонок: «З-З-З»; жужжит жук: «Ж-Ж-Ж».

Слушали и различали голоса некоторых птиц, животных, различали звуки транспорта (машина, автобус). Проводила игры «Кто услышит больше звуков?», «О чем говорит улица». Развивая внимание к звукам окружающей действительности  читала стихотворения, загадки, потешки, в которых передаются голоса животных: «Кто на елке на суку, счет ведет: КУ-КУ».

Проводила работу по усвоению термина «СЛОВО», различали на слух и в произношении слова сходные по звучанию (мишка – миска – мышка, кот – кит, ложка – лодка). Далее учила строить из слов предложения на основе слов. Членили предложения на слова. Из полосок  составляли условно-графическую запись предложения и делали его анализ. При членении слов на части (слоги) проводила игру «Угадай слово по первому или второму слогу».

Подбирали слова на данный звук, выбирали картинки, в названии который есть этот звук. Загадывала загадки, где в тексте или в отгадке встречается нужный звук. В ходе подготовительных занятий выделились дети, у которых в большей степени, чем у других появляются трудности в различении звуков.

Наряду с развитием фонематического слуха провожу работу над выработкой

правильного произношения. Формирование слухового восприятия способствует коррекции произношения у детей, у которых нарушение связано с недостатком фонематического слуха.

С начала года мы выделили детей, нуждающихся в специальных коррекционных логопедических занятиях. Однако и сам учитель должен вести работу над произносительной стороной речи: исправление неправильного произношения и развития артикуляционного аппарата. Начиная с добукварного периода и в течении всего года на каждом уроке чтения провожу артикулярную и дыхательную гимнастику, которая направлена на совершенствование артикулярного аппарата, развитие речедвигательного механизма- языка, губ.

Каждый ребенок в классе имеет маленькое зеркальце, чтобы следить за правильным укладом речевых органов при произнесении звуков.

Упражнения провожу в форме игр: «Вкусное варенье», «Почистим зубы», «Лошади», «Часики», «Фокус».

Уточнение произношения также способствуют разучиванию четверостиший, загадок, скороговорок, в которых наиболее часто встречается нужный звук:

        «Вот иголка и булавки

        Выползают из под лавки

        На меня они глядят

        Молока они хотят»

Коррекционная работа помогает не только учащимся с выраженными нарушениями произношения, но и тем, у кого нечеткое произведение отдельных звуков зависит от малозаметных дефектов артикуляции.

Обучение произносительным навыкам неразрывно связано с развитием словаря ребенка.

У у/о детей в сравнении с нормально развившимся детьми имеются существенные недостатки в словарном составе речи, связанные с недоразвитием познавательной деятельности.

Для учащихся вспомогательной школы характерно отставание активного словаря от пассивного. Активный словарь крайне беден различными частями речи и не дифференцирован.

Программа по русскому языку предусматривают поведение словарной работы в 1-3 классах в 3-х направлениях:

  1. Работа над уточнением слов;
  2. Работа над обобщающими словами;
  3. Работа над активизацией словаря и его расширением.

Первое направление в работе над словом – уточнение значения слов. Работа по уточнению слов в 1-3 классах проводится на основе установления правильного соответствия между словом, обозначающим предмет и самим предметом. Она связана с обучением грамоте, экскурсиями и наблюдениями, уроками развития устной речи, трудом, разнообразной внеклассной деятельностью и включает 3 этапа:

        1-й этап: показ предмета и название его.

        2-й этап: рассматривание предмета в целях выделения его существенных признаков для установления правильного соответствия между представлениями учащихся о предметах и явлениях окружающей обстановки и теми словами, которыми дети пользуются для называния этих предметов в своей речи. И показ предмета, и выделение его существенных признаков проводится в ходе уроков развития устной речи.

        3-й этап: установленное в процессе работы соответствие слова – названия и предмета, который им обозначается, закрепляется путем чтения соответствующих буквенных текстов, заучивания стихотворений, бесед по картинкам, дидактических игр, а также списывание с доски и письмо под диктовку.

Работая над уточнением словаря учащихся 1-3 классов необходимо постоянно помнить о том, что установив соответствие между словаря и предметом (действием, признаком) следует постоянно возвращаться к работе над этим словом. В противном случае реальное значение слова вскоре забывается у/о детьми, а установленная правильная связь снова разрывается.

Для того, чтобы этого не было, необходимо время от времени возвращаться к тем словам, которые были введены в активный словарь учащихся, причем приемы работы над словом должны постоянно варьироваться в зависимости от характера того словесного материала, с которым ведется работа.

Второе направление в работе над словом в 1-3 классах вспомогательной школы – это работа над обобщающими словами.

Так как познавание есть непрерывная аналитико-синтетическая работа мышления, то задача учителя при проведении словарной работы – развивать и укреплять в детях силу этой аналитико-синтетической деятельности. Путем сравнения предметов, выделения существенных признаков и конкретных действий предметов обеспечивается активное восприятие предмета и приобретается надежный навык произнесения и написания слов, над которыми идет работа в процессе обучения устной и письменной речи. Сравнение, сопоставление, противопоставление предметов и явлений должно быть непременным приемом при ознакомлении учащихся с новым предметом или явлением во время экскурсий, в процессе предметных уроков, на уроках чтения и грамматики.

В 1-3 классах необходимо дать следующее:

  1. Простейшие классификации предметов: животные, растения, вещи, деревья, кустарники, травы, овощи, фрукты, ягоды, грибы, платье, обувь, головные уборы, белье; классификация животных (по признакам питания, образа жизни);
  2. Видовые и родовые понятия (подведение видового понятия под родовое)
  3. Соотношение и его части, деление целого на части (комната: пол, стены, потолок)
  4. Сравнение предметов: по цвету, форме, величине, запаху, вкусу, сначала по признаку, указанному учителем, затем (в 3 классе) – самостоятельно выделять признаки, по которым можно сравнивать данные предметы.

В то же время проводится составление коротких связанных описаний, выделение черт сходства и различия хорошо известных детям предметов. Уже в 1 классе в добукварный период организуется работа над уточнением видовых понятий, устанавливается сходство и различие предметов, знакомых детям (мяч, яблоко и т.д.). Целью таких уроков является выработка у детей умения называть предметы и давать их простейшую характеристику.

Работа над обобщающими словами тесно связана с обучением детей умению классифицировать как предметы, так и слова-названия, их обозначающие.

Все слова по мере изучения отражаются учителем в настенных таблицах, а учениками  в тетрадях. Каждое слово обозначается картинкой.

Термин «обобщающее слово» первоклассникам не дается (употребляется термин «общее слово»). Работа по обозначению групп предметов обобщающими словами продолжается во 2 классе. Она проводится с помощью слов, записанных на доске.

Задача учителя заключается в том, чтобы подвести уч-ся к классификации только по словесному заданию (без помощи наглядности).

В 3 классе уч-ся упражняются в группировке действий и предметов, а также в обозначении их словами.

Третье направление в работе над словарем уч-ся 1-3 классов – его активизация.

В 1 классе вся работа по активизации словаря направлена на обогащение речи уч-ся именами существительными.

Эта работа ведется на уроках обучения грамоте и на уроках развития устной речи, значение каждого слова уточняется, а затем путем организации Речевых упражнений оно вводится в активный словарь детей.

Ведется работа над родственными словами (слова типа: зуб – зубы).

Во 2 классе работа над активизацией словаря продолжается.

Обогащение речи детей идет за счет слов, обозначающих названия предметов и их действий.

Проводятся следующие виды работы:

  1. Определение по картинке действий, совершаемых предметом;
  2. Определение частей предмета, их количества;
  3. Определение предмета по его частям;
  4. Определение значения данного предмета;
  5. Сравнение предметов по их действиям;
  6. Различение предметов по характерным для них действиям;
  7. Согласование слов, обозначающих предметов, со словами, обозначающими действие;
  8. Подбор к предмету присущие ему действий (например: мальчик идет, стоит, бежит, сидит).

Усложняется и работа над родственными словами, учащимся предлагаются слова типа: зуб – зубок, шел – ушел, зашел, пришел, т.е. слова с суффиксами и приставками. Работа выполняется устно с помощью записи на доске под руководством учителя. Все слова сопровождаются показом предметных картинок.

В 3классе основное направление в работе над активизацией словаря – это обогащение речи уч-ся словами, обозначающими названия предметов, действий, признаков.

При работе над словами, обозначающими название предметов и действий могут быть использованы упражнения:

  1. Определения правильности употребления слов, обозначающих действие;
  2. Слова, обозначающие действия, совершенные одним предметом;
  3. Переносное значение состояния некоторых предметов (часы идут, ходят, бегут. Солнце ходит, село);
  4. Замена окончаний глаголов и сопоставление окончаний глагола 3 лица с окончанием 1 лица (стол стоит – я стою);
  5. Подбор к местоимению глаголов, к глаголу местоимения;
  6. Усвоение детьми глаголов 2 лица единственного и множественного числа;
  7. Знакомство с множественным числом местоимений я(мы), он(они);
  8. Возвратные глаголы (папа одевается – я одеваюсь);
  9. Подбор к предмету слов, обозначающих действие в настоящем, прошедшем, будущем времени.

При введении слов, обозначающих признаков, используются упражнения:

  1. Подбор к предмету присущих ему признаков и свойств (яблоко, сладкое, круглое, румяное);
  2. Подбор к разным предметам одинаковых признаков (яблоко – красное, вишня – красная, пальто – красное, яблоко, вишня, пальто – красные);
  3. Определение предмета по его признакам (пушистый, длинноухий, зимой белый, а летом серый – заяц);
  4. Сравнение и сопоставление предметов и явлений по признаку (например: каковы на вкус сахар, лимон, соль; какого цвета уголь, мел, кирпич);
  5. Сравнение предметов по нескольким признакам (по цвету, величине, форме, весу, скорости, температуре).

Большое внимание уделяется родственным словам. Для ознакомления берутся такие слова, которые отличаются друг от друга окончаниями или суффиксами (глаза, глазки, глазища).

Систематическая работа над словом с уч-ся 1-3 классов способствует уточнение знаний слов, наполняет обобщающие слова адекватным содержанием, обогащает формальную сторону владения структурой родного языка у/о ребенка.

Не менее важная работа по исправлению недостатков в построении предложений и связной речи. Сформированность предложений в речи учащихся – это критерии определенного уровня их мышления и владения грамматическими средствами языка.

Школьники младших классов преимущественно пользуются простыми мало распространенными конструкциями, с аграмматичной связью слов, с пропусками лексических единиц, проводящими к аморфности выражения мысли или полному ее искажению.

Работая с учащимися над предложением, учитель обращает внимание на правильность его грамматического оформления, конкретность содержания.

Точность построения грамматической конструкции достигается с помощью системы упражнений, предусматривающей поэтапное овладение формоизменением слов, умением сочетать их друг с другом, постепенным увеличением числа второстепенных членов (пишут карандашом, положил книгу, положил портфель; Маша пишет, Маша пишет письмо, Маша пишет письмо подруге).

Ученики 2 класса уже в состоянии использовать для построения предложений все знаменательные части речи, однако необходима тщательная обработка схем предложений, включающих второстепенные члены со значением обстоятельства образа действия (пел громко), времени (сделал сегодня), места (сидел рядом).

С 3 класса пристальное внимание обращается на изменение формы слова в различном контексте (мы писали рассказ (о ком?)…(летчик). Пионеры вручили цветы (кому?)…(летчик). На правильное употребление глагольных форм, на осознанное использование предложных конструкций.

В 1 классе должны уметь: полностью отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса, составлять простые нераспространенные предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов.

2 класс – участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос, составлять распространенные предложения , правильно употребляя формы знакомых слов, использовать предлоги и некоторые наречия.

3 класс – участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей, связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов.

В процессе работы по развитию у/о школьников кроме общеизвестных задач, связанных с развитием мышления, и изучением языка, решается также задача формирования осознанного, положительного отношения к предмету, а на его основе – познавательного интереса. Познавательные интересы наиболее эффективно формируются на содержании материала, служащего речевому развитию.

Деятельность учащихся наиболее эффективна в тех случаях, когда в ней реализуется следующая структура: хотеть – знать – уметь – получать удовлетворение от результатов.

Правильно организованное коррекционно-направленное обучение, осуществляемое в младших классах вспомогательной школы, в большей степени предопределяет дальнейшее успехи учащихся. Оно способствует развитию их познавательной деятельности, становлению личности в целом, подготавливая тем самым учащихся социальной и трудовой адаптации.

Каким же методами познавательной деятельности в области речи необходимо вооружать умственно отсталых учащихся? Чтобы ответить на этот вопрос, следует установить, какие из умений являются действительно необходимым в работе по развитию речи, какие из них вызывают наибольший интерес, а также наиболее интенсивно используются в практике, т.е. способствуют развитию устойчивого интереса к речевому деятельности, как должна быть поставлена работа по овладению умственно отсталых школьниками определенными приемами речевой деятельности.

В современной педагогической науке мысль о необходимости развития речи разрабатывалась многими авторами. Каждый из них дает свой перечень умений, которые можно в общем разделить на две группы: теоретические (связанные с определенными знаниями у учащихся речевых навыках).

К числу первых следует отнести:

  1. Умение соотносить имеющийся материал с темой высказывания и подчинять его данной теме.
  2. Умение организовать  материал в соответствии с задачей высказывания.

В свою очередь эти умения расчленяются на ряд составляющих. Так, умение соотносить имеющийся материал с темой высказывания включает в себя: умение анализировать и систематизировать материал, умение раскрывать тему высказывания, т.е. целесообразно выстраивать материал, умение совершенствовать написанное.

Умение организовывать материал в соответствии с задачей высказывания расчленяется на: умение спланировать высказывание, умение выразить его в речи, умения, связанные с оформлением работы.

ЗАГАДКИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Нередко учителя начальной школы как на уроках чтения, так и на уроках русского языка используют пословицы, поговорки, загадки. Это помогает возбудить у у/о учащихся интерес к занятиям и повысить их активность. Из разнообразных фольклорных материалов чаще всего применяются в младших классах загадки, народные и авторские. Такое внимание к загадкам не является случайным. Еще в дошкольном возрасте у ним относятся как к увлекательной и интересной игре. Дети пытаются не только отгадать загадку, но и запомнить ее, чтобы загадать другим. Нередки случаи, когда дети сами стараются составить свою загадку.

Кроме занимательной игровой формы, загадка интересна для детей еще тем, что она вводит их в мир открытий: дети узнают уже известные им предметы и явления с новой, ранее незнакомой им стороны. Тем самым учащиеся углубляют и уточняют свои знания об окружающем мире; их увлекает яркость и образность языка.

Над загадкой я работаю много, но не теряю чувства меры.

Загадки использую на различных этапах урока. И при объяснении нового материала, и при закреплении и повторении изученного.

При объяснении нового материала можно использовать три-четыре загадки, при закреплении – больше количество. Использую их по-разному: только одни загадки, слова из текста загадок, и, наконец саму образность, выразительность загадок. Загадки подбираю заранее. На уроках читаю загадки, прошу поднять руку тех, кто отгадал. Когда загадка понятна, разрешаю записать отгадку в тетрадь и прошу выделить в ней нужную орфограмму.

При изучении темы «Безударные гласные, непроверяемые ударением» можно использовать такие загадки:

Круглый, полосатый, с огорода взятый,

Сахарный и алый стал – кушайте, пожалуйста!

                                                (Арбуз)

Как на нашей грядке выросли загадки –

Сочные да крупные, вот такие круглые.

Летом зеленеют, к осени краснеют.

                                                (Помидоры)

В словах арбуз, помидоры дети ставят ударение, пытаются проверить гласные и приходят к выводу: написание этих слов нужно запомнить (как и написание родственных слов). Учащиеся лучше запоминают загадки, чем написание слов отгадок и по загадке вспоминают правильное написание словарных слов – отгадок.

При изучении звонких и глухих согласных используют загадки типа:

Маленькие зверьки, серенькие шубки,

Черненькие глазки, остренькие зубки.

                                                (Мыши)

В сенокос горька, а в мороз сладка.

Что за ягодка?

                                                (Рябина)

Загадки записываю до урока на доске. Каждую загадку ученики читают, находят слова с орфограммами. Затем я закрываю загадки и прошу учащихся записать другой текст, в который включены слова "зубки", "глазки", "сладкий" и т.д. Например: «У кошки зоркие глазки и острые зубки». Выполнив работу, ученики проверяют правильность написания слов с сомнительной согласной путем сравнения записей в тетрадях и на доске. Этим развивается орфографическая зоркость у/о школьников.

Правописание гласных после шипящих (закрепление темы).

Я все знаю, всех учу, но сама всегда молчу.

                                        (Книга)

Мы проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы.

                                        (Лыжи)

Ученики записывают слова "учу", "молчу", "режим", "бежим" и подчеркивают в словах сочетания чу-щу, жи-ши, ча-ща.

Использую загадки и при подготовке к сжатому пересказу текста. При этом применяю опорные слова или картины. Так, чтобы подготовить детей к пересказу рассказа Чехова «Первый снег», нужно обогатить их язык образными, меткими выражениями и словами, выделенными из стихотворений, рассказов, загадок, пословиц, поговорок. Дети вспоминают загадки о зиме, снеге, морозе, ветре, пурге. Затем предлагаю подобрать к словам отгадкам слова-признаки, слова-действия. Например:

– Какой снег?

– Белый, блестящий, колючий, искрящийся, узорчатый, красивый, пушистый.

– Снег что делает?

– Блестит, искрится, сверкает, белеет, падает, идет, сыплется.

Такие упражнения дают возможность ученикам практический овладеть изобразительными средствами языка, давать более полные ответы подбирать слова, точно определяющие тот или иной предмет, явление, действие.

Некоторые загадки у/о дети не могут отгадать из-за отсутствия жизненного опыта, т.к. не видели или не знают тех предметов, о котором идер речь. Например, загадка о самоваре:

        «В небе дыра, в землю дыра, а в середине огонь да вода».

Дети, живущие в городе, не всегда могут отгадать даже загадку о корове («Посреди двора стоит копна, спереди вилы, а сзади метла»), т.к. им незнакома понятия «копна», «вилы».

Т.к. в основе многих загадок лежит переносное значение предмета и явления, то наиболее типичным способом создания образа является замена предмета загадывания другим, с определенными характерными признаками или действиями, поэтому учащимися сначала предлагает найти в знакомой, уже отгаданной загадке, слова, которые не прямо, а косвенно называют предмет, объяснить, почему он так назван, какое сходство он имеет с задуманным предметом.

Пример работы с загадкой о дятле.

«Живет в глуши лесной старательный работник, лесной, носатый, плотник»

Анализ проводится в форме беседы:

        – Как назван в загадке дятел? (Старательный работник.)

        – Кого так называют? (Того, кто много и хорошо работает.)

        – Есть ли еще какое-либо название у дятла? (Его еще называют носатым плотником.)

        – Почему дятел так назван? (Плотник – это ток, кто работает по дереву. У этого "плотника" длинный клюв.)

        – Какие еще слова помогают отгадать загадку? (Живет в лесу, в глуши, не на опушке.)

        – Кто же это из лесных жителей? (Зверей таких нет, значит это птица, которая носом действует как топором. Это дятел.)

В результате такого анализа у/о учащиеся овладевают приемом сравнения.

Как же научить детей отгадывают загадку? Рассмотрим это на примере отгадывания загадки про морковь, на уроке чтения в 3 классе.

За кудрявый хохолок лису из норки поволок, на ощупь очень гладкая, на вкус, как сахар сладкая.

Отгадка явилась результатом беседы с использованием приема сопоставления и способа подстановки.

        – С кем сравнивается предмет, который нужно отгадать? (С лисой)

        – Если сравнили с лисой, значит у лисы и у этого предмета есть что-то общее. Назовите самые яркие черты, присущие лисе, ее свойства. (Хитрая, рыжая, плутовка, хищница.)

        – Подставим место слова "лиса" слова, которые мы подбирали, когда описывали лису.

Дети весело смеялись, когда подставляли в загадку словосочетания «хитрая плутовка», «рыжая хищница» и др. В результате подходит слово "рыжая", значить предмет, который нужно отгадать, рыжего цвета. И беседа продолжается.

        – Как по-другому можно назвать рыжий цвет? (Оранжевый.) Почему же в загадке задуманный предмет сравнивается с лисой? Могли бы взять другой предмет оранжевого цвета, например, осенние листья, солнышко. Поищите в загадке ответ на мой вопрос. (Лиса живет в норке, которая находится в земле, и этот предмет тоже.)

        – Найдите в загадке слова, с помощью которых описывается загаданный предмет. (У нее кудрявый хохолок, гладкая, сладкая.)

        – Что же это такое? Может быть какой-то овощ? Какие овощи имеют такие признаки? (Морковь)

Работу по составлению своих загадок можно начинать с выяснения того, что необходимо сделать, чтобы составить загадку.

Надо сравнивать предмет с другим, похожим на него по цвету, форме, вкусу, движению и т.д., описать предмет так, чтобы можно было догадаться, т.е. найти слово-отгадку. Например,  было предложено задание составить загадку о скворце. Даны опорные слова «Скворец-певец», «скворечник-дворец».  В составлении загадки учитель должен активно помогать учащимся, у которых нет опыта составления загадок.

Опорные слова должны быть написаны на доске парами. Детям предлагается прочитать слова, затем проводится беседа:

        – С кем сравнивается скворец? (С певцом)

        – Почему? (Он хорошо и много поет)

        – Вместо слова скворечник нам надо употреблять слово дворец. Какое здание называется дворцом? (Большие и красивые здания)

        – Почему слово скворечник можно заменить словом дворец? Чем же похож скворечник на дворец? (Скворцы живут в домиках, которые им делают люди. Это самые красивые птичьи дома, дворцы для птиц).

После этого учащиеся приступили к составлению загадок. Несмотря на общее задание, загадки, составленные детьми отличаются. Учащиеся с высоким уровнем речевого развития составляли загадки с большим количеством перечисленных признаков, характеризующих предмет. Учащиеся со средним и низким развитием речи тоже с большим удовольствием составляли загадки, хотя и далекие от совершенства, однако свидетельствующие о том, что их составление посильно и для слабых учащихся.

Приведу несколько примеров детских работ:

С папой сделал я дворец, и поселился в нем скворец;

На березе висит дворец, появился в нем скворец.

Приведенные примеры являются типичным. Некоторые учащиеся не ограничивались перечислением этих признаков и вводили еще и свои:

        Певец прилетел во дворец и песни звонкие поет;

        На дворе растет береза, на березе есть дворец, а во дворце живет маленький певец.

Дети в процессе составления проникали в сущность загадки, и, в результате выполнения указанного задания, приобщались к использованию слов с переносным значением, что особенно важно для дальнейшей работы по русскому языку и на уроках чтения.

Самостоятельное составление загадок укрепляет в детях веру в свои творческие возможности, ибо, как показывают у у/о школьников умение сравнивать, сопоставлять явления окружающей среды, действительности, раскрывает красоту окружающего мира, учит чувствовать и воспринимать выразительность родного языка.

ОБОГАЩЕНИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ ИМЕНАМИ

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ

Довольно большую и обширную тематическую группу в русском языке составляют слова, обозначающие цвет. В методической литературе приводится описание особенностей зрительного восприятия детей с нарушением интеллекта. Остановимся на особенностях группы слов, обозначающих цветовую гамму окружающего мира и на примере дидактического материала, который дополняет и расширяет возможности учебников, помогает обогатить словарь учащихся как можно большим количеством таких прилагательных, которые употребляются в таких важных видах работ по развитию речи, как пересказ или устное сочинение по картине.

Основное направление в этой работе – показать детям с нарушением интеллекта, как писатели учат видеть богатство красок вокруг нас, как употреблять в речи имена прилагательные, обозначающие цвет, на лучших образцах художественного слова.

Однако в речи у/о младших школьников цветовая гамма представлена однообразно и очень бедно. Как правило дети хорошо знают только прилагательные для обозначения цветов солнечного спектра, но совершенно не знакомы со словами, обозначающими их оттенки. Хотя словарь учащихся вспомогательной школы в отношении цветообозначений, и, конкретно прилагательных, обозначающих цвет, невелик, это не говорит о том, что дети не обладают искусством видеть мир в красках и не получают эстетического наслаждения от его восприятия. Детям свойственно чувство прекрасного и они пытаются выразить его соответствующими словами, но для этого им необходима помощь учителя.

Вот упражнения, которые можно предложить ученикам 2-3 классов, в работе над обогащением речи прилагательными на уроках чтения в период знакомства с временами года, на основе рассказа И. Соколова-Микитова «Осень в лесу».

  1. Прочитайте рассказ. Найдите в нем слова, обозначающие цвет грибов. Какое настроение передает автор в перечислении цветов грибов?
  2. Заключительный урок по теме «Золотая осень». Задание: Какие слова использовали авторы, рассказывая нам об осени? Какая она? Какими словами описаны деревья? Какие они?
  3. Стихотворение «Хлеб» Н.Аникеева. Задание: Объясните, почему в стихотворении часто используют слово желтый? Прочитайте это слово вместе со словами, с которыми оно употребляется. На самоподготовке постарайтесь изобразить содержание данного стихотворения.
  4. А.Барков «Голубые стрелы». Задание: Найдите в предложении слова, обозначающие голубой или близкий к голубому цвету. Найдите в тексте слова, обозначающие цвет. Подумайте и объясните происхождение названий следующих цветов: сиреневый, малиновый, вишневый, лимонный.
  5. Подумайте и определите, что обозначают выражения: «Зеленый дуб – зеленый юноша», «Черный карандаш – черные мысли», «Серая ткань – серый человек».

Имена прилагательные являются ведущим речевым средством создания зрительно ощущаемых, колоритных картин, необходима целенаправленная работа над усвоением детьми прилагательных, обозначающих цвет и употребление их в речи. Основа этой работы заложена в учебниках по русскому языку и чтению. Но несмотря на высокую частность употребления отдельных прилагательных, в учебниках по русскому языку, не во всех упражнениях их живописная сила велика. Возможно этим объясняется немногочисленность прилагательных, обозначающих цвет в словарном запасе у/о школьников.

В книгах для чтения приводится великолепные образцы описания русской природы, в которых посредством прилагательных, обозначающих цвет, воссоздается красочная палитра поэтических образов. Это стихи М.Исаковского, пейзажные зарисовки К.Паустовского,  Г. Скребицкого, И.Соколова-Микитова.

Используя в своей речи прилагательные, обозначающих цвет,  дети учатся более вдумчиво читать, сосредотачивать внимание на анализируемых словах. Пересказывая прочитанное учащиеся без особого труда сохраняют в своей речи все прилагательные, на которых более подробно останавливались на уроке, передают радостное настроение автора и свое отношение к описываемым событиям.

Таким образом прилагательные, обозначающие цвет:

  1. Позволяют избежать повторения одних и тех же слов при пересказе;
  2. Они необходимы для речевой практики учащихся;
  3. Доступны пониманию учащихся;
  4. Являются частотными в общеупотребительной лексике литературного языка.

Исходя из этого, работа с загадкой и именами прилагательными, обозначающими цвет, как средство активизации познавательной и творческой деятельности учащихся с нарушением интеллекта, формирует у них умения речевой деятельности, повышает успеваемость, вызывает устойчивое положительное отношение к учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование лексико - грамматического строя речи.

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико - ...

Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Восполнение недостатков в области овладения лексикой и грамматикой.

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико - ...

Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Восполнение недостатков в формировании связной речи.

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лекс...

КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего мероприятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Признаки осени»

Цель: обобщить материал по теме, сформировать представление о признаках осени, жизни животных в осенний период.Задачи:Образовательные: дать представление о характерных признаках осени в неживой ...

Говорение как средство развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

P { margin-bottom: 0.21cm; } P { margin-bottom: 0.21cm; } Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить красиво и грамотно. Ведь именно умение говорить даёт нам возможность устана...

Сказкотерапия, как средство развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование сказки. как средства развития речи, обогощение словарного запаса, развитие эмоциональной сферы на уроках чтения....