Классный час "Мир души"
классный час (8 класс) на тему

Карамышева Лидия Алексеевна

Классный час в ходе которого дети учатся разделять понятия "добро", "зло", "терпимость"; а также уважать общечеловеческие нравственные ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "мир души"25.04 КБ

Предварительный просмотр:

     Цели: разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпимость»; убедить в необходимости добра и недопустимости зла.

Задачи.

1.Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.

2.Учить вырабатывать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

3.Учить задумываться о своем месте в жизни.

4.Формировать навыки самоорганизации в индивидуальной работе и участия в коллективной деятельности.

5.Развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения.

6.Стимулировать совместную деятельность родителей и детей.

Подготовка;

Наглядность ( название темы на доске, цель, эпиграф, основные понятия);

Домашние творческие задания (рисунки, сочинения-рассуждения).

Воспитатель. Добрый день ребята! Сегодня я предлагаю вам поговорить на одну из актуальных тем. Ребята, как  вы понимаете смысл слов душевный человек? (Ответы детей.)

Воспитатель. Душевный человек-это, в первую очередь, человек, любящий людей. И любовь его проявляется через уважение, внимание к людям. Ко всем без исключения. И к детям и к взрослым.

Душевный человек всегда старается понять, посочувствовать, помочь другому человеку. Душевность также проявляется в доброте к животным.

Сегодня наш разговор пойдет о добре и зле. Важна ли эта тема, заслуживает ли она того, чтобы тратить время на ее обсуждение? (Ответы детей.)

Послушайте индийскую сказку «Награда», ответьте на вопросы, затем попробуйте продолжить ее.

Чтение ученицей индийской сказки «Награда», ответы на вопросы, продолжение сказки.

 Награда

Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так,

что мимо проходил путник. Увидел его тигр  и давай слезно  просить:

-Сжалься надо мной человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.

Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выскочил из ямы и говорит:

- Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!

Страшно стало путнику.

-Ох, тигр, - сказал он, - неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить за добро?

- Она и есть, - ответил тигр.

-Какая же это награда – платить злом за добро? – возразил путник.

- Давай спросим кого - нибудь – награда это или нет?

Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:

- Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?

- Злом!  - ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет пора уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят за мое гостеприимство.

- Ну, теперь – то я тебя съем! – обрадовался тигр.

- Давай еще кого – нибудь спросим! – взмолился путник. Прошли они еще немного. Видят: на пустоши пасется корова.

- Эй, корова! – окликнули они ее. – Скажи, чем платят за добро?

- Злом! – отвечает корова. – Судите сами: пока я была молода и давала много  молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!

Выслушал ее тигр и сказал путнику:

- Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя!

- Подожди немного! – попросил человек. – Давай спросим еще кого – нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тогда, нечего делать, ешь меня…

Вопросы.

  1. Почему путник решил помочь тигру? Можно ли назвать его помощь бескорыстной?
  2. Как поступил тигр? Если бы он почувствовал, что помощь путника продиктована совсем другими соображениями, поступил бы он так же?
  3. Так нужно ли платить за добро? А чем платят за зло?
  4. Как закончится сказка? Съест ли тигр путника? Удастся ли героям найти того, кому за добро платили добром?

На эти вопросы постарается ответить (фамилия и  имя ученицы), она же продолжит индийскую сказку.

Ученица (продолжает сказку).

Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили ее:

- Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?

- Добром! – ответила птица. – Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.

Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.

Таким образом, каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать добрые поступки.

Воспитатель. Дайте определение словам « добро » и « зло », « добрый человек » и « злой человек », предварительно посоветовавшись с одноклассниками.  (Учащиеся вырабатывают собственные определения, затем формулировки этих понятий записывают на доске.)

Добро – все положительное, хорошее; ласковое, приветливое; хорошее, доброе дело; поступок приносящий пользу. Помнить добро.

Зло – все дурное, плохое, вредное; беда, несчастье, неприятность; злое чувство, гнев, досада.

Добрый человек – человек, обладающий мягким характером, расположенный к людям, сострадательный, сердечный.

Злой человек – человек недоброжелательный, проникнутый враждой, ненавистью.

Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в следующих ситуациях.

Ты идешь по улице, видишь плачущего ребенка. Какими будут твои действия?

В подъезде ты встречаешь бездомное домашнее животное. Твои действия?

Обсуждение.

Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Священное Писание).

Воспитатель. Послушайте рассказ Марии Скребцовой «Юноша и морские звезды» и ответьте на вопросы.

Чтение рассказа. Ответы на вопросы.

 Юноша и морские звезды

Как – то на рассвете старик шел по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звезд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звезды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца.

- Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звезд миллионы. Что толку в твоих усилиях! – сказал старик.

Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил ее в море и тихо произнес:

- Толк есть для этой звезды.

Вопросы.

  1. Что побуждало юношу бросать в воду морских звезд?
  2. Согласились бы вы или возразили, услышав слова: «Всем все равно не поможешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуждающихся»?
  3. Перечислите, какие добрые дела вы сегодня совершили, кого вы порадовали своими поступками. Как люди реагировали на проявление вашей доброты? Приятно ли вам было делать добрые дела?

Вот по этому поводу говорил арабский мыслитель Аль – Маали: «Когда будешь делать какое – нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получаешь такое же удовольствие, какое получает и тот человек».

Воспитатель. Настало время проверить домашние творческие задания.

Задание 1.

А.Представьте, что доброта – это яркое солнышко. Нарисуйте его и                                                                                                                                                                                                                                                                   напишите на лучиках те качества, которые включает в себя понятие «доброта».

Б.Представьте что зоба – это темная тучка. Нарисуйте ее и напишите на ее капельках те качества, которые включает в себя понятие «злоба».

«Доброта» - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. «Злоба» - чувство недоброжелательности, враждебности по отношению к кому – либо; желание причинить зло.) Быть добрым надо по привычке,

Не по расчету. Пригодись

Хотя бы маленькой синичке –

Задание 2.

Раскройте смысл изречения: «Думай при каждом пробуждении: какое доброе дело совершить мне сегодня? Зайдет солнышко и унесет часть моей жизни». Следуете ли вы этому совету? Какой стала бы наша жизнь, если бы каждый человек поступал таким образом? Напишите сочинение на тему «Что значит быть добрым, злым?». Аргументируйте свои утверждения, используя собственный жизненный опыт.

Как вы понимаете китайскую пословицу: «Добра и зла исток – в душе у нас, а не вовне»?

Задание 3.

Прочтите и выучите стихотворение.Какова его главная мысль?

Быть добрым надо по привычке

Сумей преодолеть преграды,

И боль, и призрачный успех.

Живи, не требуя награды

За свой поступок ради всех.

Еще печалью мир простужен,

Ты должен быть кому – то нужен –

Исподтишка разит беда.

Всегда – как хлеб или вода.

Пусти ее из клетки ввысь.

Воспитатель. Мы с вами много внимания уделили понятиям «добро» и «зло». А что же такое терпимость? ( Ответы детей.)

(Учащиеся вырабатывают свое собственное определение).

Терпимость – способность мириться с кем - либо, чем – либо. Относиться снисходительно к кому либо, чему – либо; терпимое отношение.

А как следует вести себя, чтобы не провоцировать людей на злые, грубые поступки? Как нужно относиться к окружающим тебя людям? Ко всему ли в окружающем нас мире надо относиться примирительно, терпимо? (Ответы детей.)

Ученик. Я думаю, что каждый из нас должен проявлять терпимость к чужим мнениям, поведению, традициям. Именно понятие «терпимость» включает в себя мысль о том, что люди должны жить в мире друг с другом, уважать друг друга, стремиться к взаимопониманию и познаванию друг друга.

Воспитатель. В завершение нашей беседы хочу вас познакомить с правилами, помня о которых, вы научитесь понимать друг друга. Их перечень вы видите на доске. Прочитайте их вслух поочередно.

Ставь интересы других людей выше собственных.

Будь верен и надежен.

Терпимо относись к другим точкам зрения.

Воспринимай людей как равных себе.

Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

Умей прощать и не будь обидчив.

Живи в согласии с собой и с другими людьми.

Проявляй чуткость.

Будь уверен в себе.

Будь свободен от лжи и обмана.

Умей контролировать свои желания и свои поступки.

Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.

Стремись делать все как можно лучше.

Воспитатель. Понравился ли вам классный час? Что именно вам понравилось? Спасибо за общение.

Используемая методическая литература.

Научно – методический журнал «Воспитание школьников» №1 2007.

                                                                                                                                                                       

 

                                   

                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В дела ты добрые вложи всё лучшее своеё души"-классный час

Цель-воспитание духовно-нравственной стороны личности. В материалах используются цитаты В.А.Сухомлинского, Конфуция, А.М.Горького, Бетховена, стихотворение Р.Гамзатова, факты из биографии Я.Корчака и ...

Классный час "Афганистан-боль души"

Классный час на тему «Афганистан- боль души» .Цели: 1. Наполнить благородством и уважением отношение к России....

Классный час в 5 классе «О красоте души и сердца» (ко дню пожилого человека)

Очень добрый классный час совместно с бабушками и дедушками помог ещё больше сблизиться разным поколениям....

Классный час "Афганистан болит в моей душе"

Данный классный посвящен очередному году вывода войск из Афганистана Цели: Воспитательные: воспитание любви и уважения к своему народу, истории страны, бережного отношения к ветеранам и воин...

Классный час "Душа способная.."

Из цикла классных часов для учащихся 7-8 классов о свойствах души...

Классный час "Души моей окна я в мир распахну"

Данный классный был составлен к открытию года литературы. Это первый классный час  проекта "Души моей окна я в мир распахну". Результатом проекта является сборник стихов учащихся класса. Цел...