Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с нарушениями зрения
статья

Кравченко Ольга Валерьевна

Применение  работе здоровьесберегающих  технологий помогает организовать коррекционный  процесс с учетом  интересов ребенка и отклонений его развития, поддержать его активность, самостоятельность, инициативность. Упражнения, помимо коррекционных задач,  способствуют пробуждению интереса к занятиям, повышают настроение детей, способствуют развитию  внимания, памяти, усидчивости. Если ребенок сам захотел заниматься и получал от этого удовольствие, тогда процесс обучения не нанесет ущерба его здоровью.

Презентация в формате pdf.: http://yadi.sk/d/FMsokxQ-Gbzt7

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное образовательное учреждение Тульской области

 «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад III – IV видов»

Доклад на тему:

«Здоровьесберегающие технологии

в работе логопеда с младшими         школьниками с нарушениями зрения»

Подготовила:

учитель-логопед

Кравченко О.В.

Ефремов - 2013 год

В образовательном учреждении  я работаю два года. Занятия посещают дети с нарушениями зрения 7-12 лет.

С заключением ФН – 4 человека.

С заключением ОНР – 2 человека.

С нарушениями письменной речи – 9 человек.

Профилактика нарушений письменной речи – 5 человек.

Всего занятия посещают 20 учащихся.

Логопедическое заключение

Количество человек

ФН

4

ОНР

2

Нарушения письменной речи

9

Профилактика нарушений письменной речи

5

Всего

20

Нарушение речи у  детей с ослабленным зрением, как и у детей с другими аномалиями, является вторичным отклонением. Нечеткость узнавания предметов, их форм, внешних признаков создают изначально неблагоприятные условия для формирования речи. Дефект зрения оказывает влияние на накопление словаря, формирование лексико-грамматической стороны речи. Для таких детей характерно явление вербализма (это нарушения понимания смысловой стороны слова, которое не соотносится со зрительным образом предмета).

Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла слов, делают рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логичный рассказ из-за снижения количества конкретной информации.

Устная речь детей с нарушением зрения часто бывает сбивчива, отрывочна, непоследовательна. Они не всегда планируют свои высказывания.

Ослабленное зрение не может не сказаться на письменной речи. Отмечается снижение скорости восприятия букв, буквосочетаний. Замедленность, фрагментарность, нечёткость, искажение восприятия наблюдаются при чтении и письме. Выявлено отрицательное влияние снижения зрения на формирование графических навыков письма. Наблюдается искажение элементов букв, их неправильное расположение относительно друг друга в словах, строках, пропуски изобразительных элементов, «зеркальное» письмо.

Также отмечаются трудности, связанные  с недостаточным развитием фонематического слуха и неумением проводить звуковой анализ структуры слова.  Учащиеся допускают ошибки в виде пропуска букв, слогов, замены или перестановки.

У  детей с нарушениями зрения, помимо нарушения речи, в силу их дефекта нарушены также:

-  внимание. Учащимся трудно длительно заниматься одним делом, они часто отвлекаются. Внимание можно удержать на одном объекте не более 10 минут. Отмечаются низкий уровень произвольности, повышенная возбудимость, замедленность зрительного анализа и синтеза, недостаточность зрительного контроля, общая заторможенностью осуществления различных предметно-практических и умственных действий.

 - память. Сниженное зрение не позволяют многим обучающимся достаточно правильно опознавать и наблюдать многие предметы, явления природы, жизнь и труд людей. В связи с этим их представления об окружающем мире обеднены и нередко носят фрагментарный характер. Полученная с помощью неполноценного зрения информация слабо закрепляется в памяти. Сложившиеся образы быстро стираются или заменяются другими. Более богатые представления в памяти у детей, связаны с практическим действенным восприятием, участием в играх.

 - мышление, которое играет огромную роль в познавательной деятельности, в компенсации и коррекции нарушенных и недоразвитых функций. У детей с нарушениями зрения отмечаются трудности установления смысловых связей между объектами, изображенными на картинке, затруднения при классификации предметов. У учащихся первых классов операции анализа, сравнения, обобщения сформированы в разной степени, свидетельствующей в большинстве случаев об отставании в развитии мышления.

В связи с множеством  аномалий, работа с данной категорией детей требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики, спецпсихологии.

Приоритетным направлением деятельности  педагогов является охрана зрения детей, профилактика дальнейших зрительных нарушений и развитие зрительного восприятия. Это – обязательное условие, каркас, на котором устойчиво держится плодотворная идея возвращения слабовидящих детей в среду здоровых сверстников.

Система работы призвана реализовать следующие задачи:

1. Организация  успешного, многопланового сотрудничества всех звеньев коррекционного процесса.

2. Коррекция речи ребенка на базе параллельной работы  по развитию основополагающих функциональных областей:

-  общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- воспитание навыков  перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия;

- развитие пространственной ориентировки;

- развитие графических навыков;

-  развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс специального коррекционного образовательного учреждения.

  1. В своей работе я учитываю возраст, специфические трудности усвоения знаний, работоспособность, утомляемость, потенциальные возможности компенсаторного развития и формирования личности  в целом, а самое главное зрительный дефект.

При проведении  занятий особое внимание  обращаю  на зрительные возможности ребенка и предъявляю дидактический материал необходимой величины и цветовой гаммы. Предметы и картинки с блестящей поверхностью исключаются полностью!

Дидактические игры адаптирую: наношу чёткий контур (с помощью черной самоклеющейся бумаги или черного фломастера)  

Использую фон, улучшающий зрительное восприятие при демонстрации объектов. Наиболее благоприятен показ предмета на черном, либо белом фоне (соблюдение контрастности). Так же  можно использовать фон:

зеленого цвета (который оказывает успокаивающее действие на организм);

желтого цвета (тонизирующий цвет, наименее утомляющий, стимулирует зрение и интеллектуальные способности, вызывает радостное настроение, помогает сконцентрировать внимание);

оранжевого цвета  (стимулирующий, улучшает настроение);

красного цвета  (возбуждающий, активный. Использую красный фон, когда необходимо запомнить информацию).

Для рассматривания объектов в вертикальном положении использую подставки; для детей со сходящимся косоглазием и  миопией (близорукостью) использование подставок обязательно. Для детей с расходящимся косоглазием  должна быть горизонтальная рабочая плоскость.

Если у ребенка близорукость, то у него трудно изменяется рефракция,    поэтому работаем только вблизи, при дальнозоркости — работаем на доске.

Демонстрационный наглядный материал должен располагаться на уровне глаз детей и на доступном расстоянии.

Демонстрация наглядных пособий сопровождается четкими, ясными и конкретными пояснениями, которые позволяют детям понимать, выделять конкретные визуальные признаки предметов окружающего мира.

При фронтальном демонстрировании настенных картин детям со зрительной патологией предлагаю  выйти к доске для полного и правильного восприятия картины. Если ребенку врач назначает окклюдор, то ученик стоит у доски со стороны открытого глаза.  (Наклейка на левом глазу, ребенок стоит справа. Наклейка на правом глазу, ученик стоит от доски слева).

Правильно подобранный  учебный материал способствует сохранению зрения учеников, а также облегчает им использование слабого зрения в учебном процессе.

Во время урока, особенно в процессе выполнения письменной работы, необходимо следить за осанкой учеников.  Расстояние от глаз ученика до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см.

Для  школьников  с ослабленным зрением зрительная нагрузка не должна составлять более 10-15 минут без перерыва, отдых между периодами зрительной работы должен составлять не менее 5 минут.  Необходимо чередовать письменные упражнения с устными формами деятельности, давая, таким образом, отдых глазам.

Дети с нарушениями зрения значительно менее внимательны при прослушивании заданий. Поэтому при необходимости использую многократное повторение инструкции (от 2 до 6 раз).

Скорость выполнения заданий у детей с нарушениями зрения на 60% ниже по сравнению с аналогичными показателями зрячих, они быстрее утомляются и теряют работоспособность. Наименьшее утомление  зафиксировано у слабовидящих с амблиопией, с осложненной близорукостью и альбинизмом. Наибольшее утомление испытывают дети с атрофией зрительного нерва и помутнением роговиц. (по данным Н.В. Шубиной (1967). Исходя из этого, при планировании занятия я учитываю индивидуальный темп работы. 

Чтобы избежать утомления детей  на занятиях, повысить их работоспособность, необходимо предусмотреть чередование видов деятельности, смену динамических поз.

  1. Обязательным компонентом коррекционной работы является зрительная гимнастика. 

Зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения – норма и правило жизнедеятельности. 

Состоянием глазных мышц во многом определяется зрительная работоспособность. Офтальмологами доказано положительное влияние физкульминуток на состояние органа зрения, а некоторые ученые, например Уильям Бейтс, считают, что зрение можно улучшить с помощью специальных систематических упражнений.

Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила: всегда снимать очки, сидеть (стоять) прямо, не напрягаться, расслабить плечи и опустить их, следить за дыханием, оно должно быть глубоким  и равномерным, сосредоточить все внимание на глазах, после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

В своей работе использую различные варианты гимнастики для глаз:

- со стихами;

- с опорой на схему;

- с сигнальными метками;

- с настенными тренажерами.

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким, не очень большим. Хорошо подбирать предметы в соответствии с тематикой занятий. Например, при изучении насекомых для зрительного ориентира можно использовать фигурку яркой бабочки и т.п. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные – располагаются дальше.

Для гимнастики можно использовать также мелкие индивидуальные предметы и проводить её по словесным указаниям: посмотри вверх, вниз и т.п.;  необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию. Следует отмечать старание, желание детей работать и результаты работы.

Таким образом, зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, которая:

- обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза;

- повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;

- укрепляет мышцы век;

- снимает переутомление зрительного аппарата;

- развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре;

- корректирует функциональные дефекты зрения.

Считаю очень важно приучать детей заботиться о своем зрении и в повседневной жизни.

         3.Артикуляционная гимнастика.

В работе над звукопроизношением использую артикуляционную гимнастику -  совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

  1. Дыхательная гимнастика.

Применяю в своей работе дыхательную гимнастику. Формирование правильного речевого дыхания особенно важно при коррекции звукопроизношения. Использую  упражнения без игровых приемов и с игровыми приемами («Футбол», «Снегопад», «Кораблик», «Ветряная мельница» и другие)

Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.

  1. Мимические упражнения.

Поскольку у детей с нарушениями зрения отмечается снижение уровня эмоционального фона восприятия, недостаточность развития мимической и пантомимической выразительности, то развитие перечисленных характеристик является важной составляющей коррекционного обучения.

На первых занятиях предлагаю детям выполнить самые простые мимические движения: нахмурить брови, поочередно открывать и закрывать глаза. Затем предлагаю упражнения, в ходе выполнения которых дети учатся выражать эмоциональное состояние – печаль, радость, веселье, огорчение, страх, испуг и т.д.  Для поддержания интереса к такого рода заданиям использую наглядный материал: пиктограммы с изображением лиц людей в различных эмоциональных состояниях.

  1. Обязательной частью в структуре логопедических занятий с детьми

с нарушениями зрения являются динамические паузы и пальчиковые игры, которые направлены на совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве.

Упражнения, являющиеся органичным продолжением темы занятия, объединённые с другими заданиями единым сюжетом, способствуют продуктивной реализации целей и задач занятия, повышают активность учащихся.

  1. Так же  использую кинезиологические  упражнения.

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

             Кинезиологическая  коррекция может служить средством профилактики и преодоления  нарушений устной речи, чтения и письма, укрепления психического здоровья ребенка. Кроме того,

                кинезиологические  упражнения способствуют

- улучшению почерка, так как развивает мелкую моторику рук,

- позволяют улучшить, внимание, память, пространственные представления,

- повышают работоспособность, снижают утомляемость,

- активизируют познавательные процессы и повышают способность к произвольному контролю.

     Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Кинезиология  уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличие от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном, происходят на уровне спинного мозга.

С  детьми использую   упражнения: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка",  "Ухо-нос", зеркальное рисование.

Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак-ребро-ладонь» (выполняем серию последовательных движений, убыстряя темп)

«Лезгинка» Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Выпрямленной ладонью правой руки прикасаемся к мизинцу левой. Одновременно меняем положение правой и левой рук. Повторяем 6-8 раз, добиваясь высокой скорости смены положений.

«Буратино» Ладонь левой руки ребром к лицу, большой палец приставить к носу. Прижать к мизинцу левой руки большой палец правой, пальцы не прижимаем друг к другу. Двигать пальцами вместе, по одному и перебирают от указательного пальца левой руки до мизинца правой. Руки поменять.

«Ухо-нос» Левой рукой беремся за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью "до наоборот".              

ЗЕРКАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ. Берем в обе руки по карандашу, рисуем одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки, синхронизируется деятельность обоих полушарий головного мозга.

         

  1. Су – Джок терапия.

Су – Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек,  расположенных на кистях рук и стопах, которые соответствуют всем органам и системам человека. На  занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук ребёнка при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи).

  1. Релаксация. 

                Чтобы успокоить и снять чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение, на занятиях провожу упражнения на релаксацию. Умение расслабляться помогает детям снять возбуждение и сконцентрировать внимание.

  1. Смехотерапия.

                Одним из  важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на занятии. Здоровый юмор в нашей жизни так же нужен, как воздух, солнце и вода. Влияние его на нас огромнейшее!

                Юмор не только помогает создать положительную атмосферу, но и оказывает позитивное влияние на здоровье (когда мы смеёмся, исчезает напряжение в мышцах, укрепляется сердечно-сосудистая система, кровь интенсивнее обогащается кислородом, увеличивается синтез эндорфинов – гормонов счастья). Поэтому на занятиях часто использую эмоциональную разрядку. Это может быть поговорка, шуточное высказывание или смешное четверостишие.

Применение в моей работе здоровьесберегающих  технологий помогает организовать коррекционный  процесс с учетом  интересов ребенка и отклонений его развития, поддержать его активность, самостоятельность, инициативность. Применяемые  упражнения, помимо коррекционных задач,  способствуют пробуждению интереса к занятиям, повышают настроение детей, способствуют развитию  внимания, памяти, усидчивости.

 Я стараюсь сделать так, чтобы ребенок сам захотел заниматься и получал от этого удовольствие, тогда процесс обучения не нанесет ущерба его здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда ДОУ

Обобщение опыта по теме : "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда ДОУ"....

«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда»

  Сохранение устойчивой тенденции увеличения в детской популяции количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, осложнение речевых проблем требует пои...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда.

Одной из приоритетных задач образования становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора здоровьесберегающих технологий, ад...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

В данной статье представлен опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

В данной работе приведена исчерпывающая информация о здоровьесберегающих техологиях, используемых учителем-логопедом в дошкольном образовательном учреждении....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, важно отметить, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на к...