конспект занятия по обучению грамоте детей в старшей группе. Тема "Звук "В"
план-конспект занятия по теме

Бочкарева Ольга Станиславовна

конспект занятия для учителей - логопедов  работающих в детских садах  Тема: Звук "В"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_v.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук «В»

Цели:1. Добиваться чёткого произношения звука «В».

2. Развивать  фонематический слух,внимание, память, связную речь,фантазию, воображение, тактильные рецепторы детской руки, логическое мышление

3.Активизировать словарь детей по теме «весна» (любознательный, ворчун.)

 З.Обогощать словарь детей через ответы на вопросы.

4.Воспитывать нравственно эстетические чувства.

Оборудование:

Предметные картинки на звук «В». Замки (синий, зелёный), образы звука «В», «костюмчики» для звуков, «Ворчун» - мягкая игрушка. «Волшебная палочка», шапочки для звуков (гласных и согласных), тетради, карандаши (синий, зелёный), схемы (для определения места звука в слове). Шары (для деления слов на слоги). Сюрпризная коробочка.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1 .Организационный момент.

Психогимнастика.

Мы с вами на весенней полянке, светит яркое весеннее солнышко нам тепло вдохнули носиком свежий весенний воздух, при выдохе скажем све-жо, хо-ро-шо. Подул ветер, спряталось солнышко за тучку, заморосил дождик нам холодно, мы промокли. А теперь, почувствуйте, как лучики ласкового солнышка пробиваются сквозь тучку и согревают нас — вам тепло и комфортно. Развитие слухового внимания.

Давайте поиграем в игру «дождик», (кап-жал) - жю был дождиком? Коммуникативная игра «Зелёный мир» Шелестит трава, шелестит листва и т.д.

Игра «Вообразилия»

Для того чтобы нам сегодня очутиться в волшебной стране знаний, каждый из вас должен вообразить, что он весна, и сказать, какая я весна. -Я весна чарующая, торжественная, журчащая, ласковая, солнечная, весёлая, звонкая, разговорчивая, ледоходная, долгожданная, шумная, капельная, нежная, полевая, певчая).

2. Сообщение темы занятия.

-Ну вот, мы с вами в волшебном мире звуков, где каждый звук - загадка.

Звуки эти разные. Какие? (гласные и согласные)

-Что вы знаете о гласных звуках?

-А что вы можете сказать о согласных звуках.

-Какие бывают согласные звуки (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие)

- В волшебной стране звуков, вы знаете, есть дома, где живут звуки, и улицы, по которым они ходят.

-Чтобы звуки не попали в беду, будьте внимательны, верно, подайте сигнал.

А Б У К Т О Ы Х И Д.

Доказать почему зажгли красный или синий свет.

Упражнение для развития внимания, фонематического восприятия, общей координации движений (с элементами кодирования)

Звук. А - хлопнуть в ладоши.

Звук. О -   хлопнуть по коленкам.

Звук. У - ударить кулаком об кулак.

Звук. -И - хлопнуть в ладоши над головой. 

Сначала произносить по два, затем три, четыре звука

А У,   И О,  О О А,  О А У,  У У А,  А О У И.

Игра «прятки со звуками»

Какие звуки хитрые только что перешли через дорогу, а уже спрятались в словах.

 Что ж придётся поискать.

Какой гласный звук спрятался в слове кот, сыр, лук, мир, луна.

С какого согласного звука начинается слово дорога,

 какой третий звук в слове камыш,

каким звуком заканчивается слово волк,

где звук «Г» в слове магазин.

Замечательно! Вы меня очень порадовали своими ответами.

Знаете, о чём я подумала, почему в волшебной стране нет волшебницы, давайте это исправим, закройте глазки скажите - дом-том-дом.

(одеть на себя накидку)

-Сегодня волшебницей буду я, так как умею делать чудеса в стране звуков и вас этому учу.

Я хочу поиграть с вами в игру «Любознательный»

А кто такой «любознательный?» (человек, который хочет о многом узнать)

-Ваша задача - отвечать на вопросы быстро и правильно, (после ответа вывешивается предметная картинка)

1 .На что вешают одежду? (на вешалку)

2.Что надевают на ноги зимой в холод? (валенки)

З.Кто без разгона ввысь взлетает, стрекозу напоминает? (вертолёт)

 4.Как гулять - так надевать, чтоб не мёрзли пять да пять, (варежки)

5.Чёрная, большая, крыльями машет, на деревьях гнёзда вьёт, (ворона)

б.Когда звенят ручьи, прилетают грачи (весной)

Посмотрите на эти картинки и скажите, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

Почему?

З.Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Во всех ли этих словах звук «В» звучит одинаково?

Назовите слова где он звучит мягко, а теперь где звучит твёрдо.

 Когда мы произносим эти звуки нижняя губа подтягивается к верхним зубам, между нижней губой и зубами только узенькая щелочка.

Зубы и нижняя губа мешают воздуху свободно выходить изо рта.

Слегка дотроньтесь зубами до нижней губы.

Произнесите звук «В»

Приложите ладошку к горлышку.

Голос в домике спит или работает?

Значит звук, «В» какой глухой или звонкий?

Игра «Одень звук».

-Наденьте на звук костюмчик и объясните, почему выбрали такой.

В каких замках будут жить эти звуки?

Звук «В» в синем, потому что он согласный, твёрдый, а звук «Вь» в зеленом, потому что он (мягкий).

Игра «Камень - вата»

Если в слове услышите мягкий звук, произнесите «Вата» если твёрдый «Камень».

Винт, ванна, кровать, вилка, вареники, сова, клюв. 

4.Схематическая запись звуков в тетрадь.

Откройте тетрадки и поселите звуки в свои квартирки.        

Всё это вы должны успеть сделать пока звучит музыка.      

  5. Произношение слогов, слов со звуком «В» определение позиции звука.

В моём волшебном чемоданчике лежат слова, в которых живёт звук «В». Только где же он там находится? Помогите мне, пожалуйста, его найти. Заштрихуйте тот квадрат, где он находится. Если в начазе слова то первый, если в середине то второй, если в конце то третий.

Коврик. Клюв. Ворона.

Спасибо, что помогли мне.

б.Пальчиковая гимнастика. «Кто кого обидел первым» 

Давайте немножко отдохнём.

7.Проблемная ситуация.

 Что было бы, если бы вы все поссорились?

Скажите, а что лучше иметь друга или врага?

Почему?

8.Развитие фонематического восприятия. Звуковой синтез.

Дети, вы ничего не слышите.

А мне всё время слышится, будто кто-то ворчит, шуршит, возится.

А что это за домик?

 Кто в нём живёт?

 Прикоснусь я своей волшебной палочкой.

Так это же » ворчун».

Здравствуй, мой шутник.

Что случилось?

Дело в том, что все звуки в его имени разбежались

Дети, давайте поможем, соберем его имя.

 Игра «Живые звуки».

Дети надевают шапочки, с обозначением звуков читают слово. Делят его на слоги.

Появляется сказочный герой. Благодарит детей.

9.Развитие зрительного внимания

 Игра «День и ночь».

Ворчун хочет поиграть с вами в игру «День, ночь»

Когда он скажет «ночь», вы закройте крепко глазки, а когда скажет «день», откройте и назовёте слова, которые он спрячет.

 10.Деление слов на слоги.

А что это ты нам принёс ворчун? (воздушные шары).

Ребята по просьбе «Ворчуна» все эти слова мы отправим на воздушных шарах.

Если в слове один слог, то слово полетит на одном воздушном шаре.

Если в слове два слога, то слово полетит на двух воздушных шарах.

Если в слове три слога, то слово полетит на трёх воздушных шарах.

Сколько воздушных шаров поднимут в воздух слово вертолет?

Три воздушных шара поднимут слово вертолёт.(анологично с другими словами)

 11.Произношение звука «В» в предложениях. 

Давайте покажем «ворчуну» как мы умеем составлять предложения

 «Вешалка».  На вешалке весит пальто. Мама повесила платье на вешалку.

«Волк».  В лесу воет серый волк.

12.Итог занятия.

Дети, время, отпущенное мне на волшебство, заканчивается.

Практическое усвоение глаголов единственного и множественного числа. 

Что мы делали в волшебной стране (занимались, фантазировали, учили звуки, делили слова на слоги, составляли со словами предложения, слушали, отвечали, играли)

С какими звуками мы сегодня познакомились?  (В,Вь)Что это за звуки? (согласные, звонкие)

Ворчуну вы очень понравились, он доволен, что вы такие сообразительные, внимательные, старательные) И я сейчас дотронусь до волшебной коробочки, и пусть там появится угощение, которое начинается на звук «в» заканчивается звуком и. Что это за угощение? (Вафли)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Знакомство детей со звуком «с», «с\'». У нас в гостях Бабушка-Загадушка.

Знакомство детей со звуком «с», «с\'».У нас в гостях Бабушка-Загадушка. Программное содержание Познакомить детей со звуком «с», «с\'», сравнивать звуки по произношению и звучанию, обозначать и...

Конспект занятия по математическому развитию детей в старшей группе

Цель: Развитие интереса к предмету математика, на основе познавательной активности и любознательности.Образовательные задачи:1. Закрепить умение детей в решении и составлении простых арифмет...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: БЕСЕДА О ЗИМЕ. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «КОМ». СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ 2, 3, 4 СЛОВ

Тема: БЕСЕДА О ЗИМЕ. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «КОМ».СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ 2, 3, 4 СЛОВЗадачи:• совершенствовать умение детей слушать и слышать; да­вать обоснованные ответы на во...

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Дифференциация звуков [ш] - [с]».

В конспекте представлены игры и упражнения по обучению грамоте с  детьми старшего дошкольного возраста на  дифференциацию звуков [ш] - [с]....