Рабочая программа психологической помощи детям с трудностями в поведении в условиях детского дома
рабочая программа по теме

Горбатова Ольга Владимировна

Цель данной программы-содействие  социально-психологической адаптации детей-сирот с трудностями в поведении,профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков в условиях детского дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области

«Северодвинский детский дом»

Рабочая

Программа психологической помощи

детям с трудностями  в поведении

в условиях детского дома

Автор-составитель:

педагог-психолог О.В. Горбатова

                                          Северодвинск, 2011


Пояснительная записка

Ключевым вопросом проблематики социально-психологической адаптации детей-сирот остается профилактика и коррекция их девиантного поведения. Этот вопрос глубоко волнует педагогические коллективы детских домов.

Проблема отклоняющегося поведения довольно широко отражена в научной психолого-педагогической литературе (М.А. Алемаскин, А.С. Белкин, Н.Н. Верцинская, Л.М. Зюбин, А.И. Кочетов, И.А. Невский и др.). Исследователи рассматривают данную проблему с точки зрения как возрастного подхода, так и общественной активности школьников.

Под девиантным поведением понимают устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. К основным видам девиантного поведения относятся агрессивное, делинкветное, зависимое и суицидальное поведение. Форма проявления девиантного поведения зависит от индивидуальных особенностей,  физического развития и социальных условий, а главное от возраста человека. Детей данной группы достаточно часто определяют как трудновоспитуемых, или трудных детей. Само слово трудновоспитуемость указывает на затруднения в воспитании, формировании личности ребенка, на его неспособность или нежелание усваивать педагогические воздействия и активно на них реагировать. Трудновоспитуемый ребенок – это прежде всего тот, кто оказывает активное сопротивление воспитанию, выражает неуважение, недоверие к педагогу, проявляет негативизм к педагогическому процессу, провоцирует и создает предпосылки для конфликтных ситуаций. Трудновоспитуемость может проявляться как результат возрастного кризиса развития ребенка, неумения найти индивидуальный подход к нему или как следствие дефекта психического и социального развития, а также педагогических ошибок, особенно при проявлении самостоятельности ребенка.

При отсутствии полноценной и своевременной коррекционно-педагогической работы у ребенка возникает состояние педагогической запущенности, и сфера проявления его трудновоспитуемости расширяется.

Проблема социализации трудного ребёнка в условиях детского дома является мало исследованной и особенно актуальной, так как численность трудных детей неуклонно растет. Изменение основной сферы влияния на ребёнка с семьи на педагогический коллектив детского дома, отсутствие у большинства детей значимых и авторитетных взрослых (родителей), ради благополучия которых дети готовы к положительным изменениям в деятельности и поведении, приводит к усугублению психологических трудностей и противоречий, характерных для всех категорий трудных детей. В условиях детского дома оказывается невозможным воздействие на ребёнка через изменение стиля воспитания в семье, оптимизацию и гармонизацию внутрисемейных отношений.

Психолого-педагогические исследования (Л.Н. Галигузова С.Ю. Мещерякова, Л.М. Царегородцева) позволили выявить ряд специфических эмоционально-личностных особенностей детей-сирот: несформированность основных коммуникативных умений и навыков, неумение соблюдать социальную дистанцию в общении со взрослым, эмоциональная неустойчивость, неумение распознавать эмоциональные состояния окружающих людей, острая потребность в защите значимого взрослого человека, отсутствие системы ценностно-нравственных представлений, повышенная враждебность к окружающим взрослым, ярко выраженные реакции протеста в сложившихся условиях, отсутствие самоанализа, рефлексии, трудности в выражении собственных чувств.

Дети «группы риска» Северодвинского детского дома были выявлены в ходе педагогических исследований и наблюдений нашего коллектива. Проблемы в воспитании этих детей связаны с их повышенной возбудимостью, импульсивностью, отсутствием самоконтроля в двигательной и эмоциональной сфере, конфликтностью, упрямством, негативизмом, агрессивностью по отношению ко взрослым и сверстникам, несоблюдением норм и правил поведения.

Проведенное глубокое психологическое изучение детей «группы риска» позволили определить следующие особенности их эмоционально-личностной сферы: заниженная или завышенная самооценка, трудности понимания эмоций окружающих людей, неспособность выражать свои чувства и эмоции приемлемыми способами, отсутствие умения отстаивать свои мысли, действия и чувства во взаимодействии с другими; неспособность раскрываться в общении (давать людям информацию о себе),спонтанности поведения, отсутствие самоконтроля в эмоциональной, двигательной сфере, несформированность нравственных представлений, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, высокий уровень межличностной и самооценочной тревожности, наличие внутреннего напряжения, эмоциональная неустойчивость, отсутствие чувства защищённости, «психологической безопасности», доминирование отрицательных эмоций: грусти, подавленности, обиды, гнева.

Выявленные особенности отражаются в поведении воспитанников «группы риска» всех возрастных категорий, являясь своеобразным механизмом психологической защиты в сложившейся жизненной ситуации. Они негативно влияют на формирование личности детей-сирот, что препятствует их дальнейшей благоприятной социальной адаптации. В связи с этим необходимо создание и реализация в условиях детского дома программы работы с трудными детьми по профилактике дезадаптации в социуме.

Итак, анализ психолого-педагогических исследований по проблеме девиантного поведения, глубокая психодиагностика личности детей «группы риска» Северодвинского детского дома позволили нам разработать программу психологической помощи детям с трудностями поведения, цель которой является содействие социально-психологической адаптации воспитанников «группы риска» Северодвинского детского дома. Программа рассчитана на 2 этапа: 1этап – профилактика и коррекция отклонений в поведении у детей младшего школьного возраста; 2этап – психологическая помощь трудным подросткам.

1этап.

Профилактика и коррекция отклонений в поведении

у детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для психолого-педагогического воздействия.. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная деятельность. Самооценка ребёнка формируется в процессе обучения в школе и зависит от его успеваемости. Но далеко не все дети в школе попадают в ситуацию успеха. Дети-сироты часто имеют задержки развития вследствие  длительной депривации или каких-либо наследственных факторов, что негативно влияет на процесс усвоения знаний и обучение  в школе. Большинство детей-сирот имеют ограниченный жизненный опыт, узкий кругозор, задержки в развитии эмоционально-волевой и познавательных сфер личности, что также обуславливает трудности обучения в школе, приводит к неуспеваемости. Отсутствие успеха в учебной деятельности влечёт к значительному снижению самооценки. В ситуации стойкого длительного неуспеха ребёнок не только осознаёт свою неспособность «стать хорошим», но может потерять к этому стремление: «Я плохой, потому что плохо учусь. Но мне это безразлично». Фрустрация потребности в достижении успеха может вызвать у младших школьников не только снижение самооценки, но и появление негативных защитных реакций. При активном типе поведения защита оборачивается агрессией к одушевлённым и неодушевлённым предметам, компенсацией в других видах деятельности. При пассивном типе появляются неуверенность в себе, страх, замкнутость, настороженность. Негативные последствия материнской депривации, фрустрации потребности в признании приводят к различным эмоционально-поведенческим расстройствам, трудностям социальной адаптации воспитанников  младшего школьного возраста, вследствие чего они оказывается в «группе риска».

Проблема психокоррекционной работы с детьми с отклонениями в поведении в младшем школьном возрасте недостаточно изучена. По мнению Мухиной, именно в младшем школьном возрасте происходят качественные изменения личности ребёнка, начинает формироваться самомосознание. Именно качественные изменения очень важны для ребёнка, они могут сыграть как позитивную, так и негативную роль в формировании личности ребёнка. Таким образом, чем раньше ребёнок с эмоционально-поведенческими проблемами будет включён в систему мероприятий психологической коррекции, тем меньше вероятность развития у него девиантных форм поведения и социальной дезадаптации в подростковом, юношеском, а также более старшем возрасте.

Задачи 1этапа:

1)  Коррекция и профилактика отклонений в поведении.

2)  Формирование положительной нравственной направленности личности.

3) Развитие коммуникативных и социальных навыков.

4) Личностное развитие: формирование адекватной самооценки, уверенности в себе.

5) Эмоциональное развитие: работа с чувствами и эмоциями,  развитие способности эмоциональной саморегуляции.

6) Гармонизация эмоциональной, двигательной сферы (психогимнастика).

Реализация перечисленных задач предполагает овладение детьми следующими знаниями:

  • о том, что чувства важны и нужны, не могут быть плохими;
  • о приёмах саморегуляции, релаксации;
  • о собственной уникальности и неповторимости;
  • о навыках эффективного взаимодействия с окружающими.

и умениями:

  • выплёскивать гнев и негативные эмоции в социально приемлемых формах;
  • осознавать, принимать и понимать чувства, эмоции, настроения свои и окружающих людей, проявлять сочувствие, сострадание, эмпатию;
  • уверенного поведения, бесконфликтного общения;
  • самостоятельно принимать решения в ситуациях нравственного выбора;
  • правильно реагировать в трудных жизненных ситуациях;
  • применять навыки социально-психологической адаптации в современном социуме.

2этап.

Психологическая помощь трудным подросткам.

В группу риска по возникновению социальной дезадаптации входит большое количество детей в возрасте от 12 до 14 лет. Большинство психологов считают этот возраст «пиком» переходного возраста, острым кризисным моментом в развитии ребёнка. Основной особенностью данного возрастного периода является появление «чувства взрослости» у подростка, желание автономности и независимости, противопоставлению себя миру взрослых, что выражается в нарушении правил, требований и запретов, вербальной агрессии по отношению к взрослым. Бурный физический рост и гармональное развитие обуславливает эмоциональную неустойчивость большинства подростков. Ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, авторитетами для подростков являются ровесники или старшие дети. Но в то же время для подростков очень значимо одобрение или порицание старших, в этом возрасте формируется устойчивый образ «Я», самооценка, которая во многом зависит от окружающих как взрослых, так и сверстников.

Мы исходим из позиции, что подростковый возраст – наиболее благоприятный период развития человека, когда еще можно научить правильному поведению, изменить характер личности. Недаром русские педагоги конца XIX – начала XX века (Д.Дриль, П.Ерогин, И.Сикорский, Д.Тальберг) считали этот возраст драгоценным временем для педагогических влияний. При общении с данной категорией детей основным правилом является избегание тона категорических приказов. Доверительные доброжелательные отношения с подростком, обращение к нему «на равных» являются залогом успешного воздействия на личность трудного подростка. Особенности данного возраста необходимо учитывать при построении коррекционно-развивающей и воспитательной работы.

Задачи 2 этапа:

  1. оптимизация взаимодействий в системе «воспитатель-воспитанник»;
  2. коррекция агрессивного поведения;
  3. формирование положительной нравственной направленности личности;
  4. развитие коммуникативных и социальных навыков, навыков уверенного поведения;
  5. формирование навыков самопознания, самораскрытия, устойчивой «Я-Концепции», уверенности в себе;
  6. обучение способам  саморегуляции, релаксации;
  7. обучение способам выплёскивания гнева и негативных эмоций в социально-приемлемых формах.

Реализация перечисленных задач предполагает овладение подростками следующими знаниями:

  • о методах и приёмах самоанализа, самопознания, самосовершенствования;
  • о приёмах саморегуляции, релаксации;
  • об индивидуально-личностных особенностях;
  • о способах поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях;
  • о навыках эффективного взаимодействия с окружающими.

и умениями:

  • применять на практике навыки саморегуляции, самоконтроля, релаксации; овладеть способами выплёскивания гнева и негативных эмоций в социально приемлемых формах;
  • осознавать, принимать и понимать чувства, эмоции, настроения свои и окружающих людей, проявлять сочувствие, сострадание, эмпатию;
  • применять навыки уверенного поведения, бесконфликтного общения;
  • самостоятельно принимать решения в ситуациях нравственного выбора;
  • правильно реагировать в трудных жизненных ситуациях;
  • применять навыки социально-психологической адаптации в современном социуме.

Основные принципы построения и реализации программы.

Методологической основой программы стали принципы структурного, когнитивного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов.

К принципам построения содержания программы относятся:

  • единство диагностических и коррекционных мероприятий;
  • учёт психологических и возрастных особенностей воспитанников, их социальной ситуации развития;
  • взаимосвязь этапов реализации работы;
  • комплексность и системность коррекционно-развивающей работы.

Реализация содержания программы основывается на следующих положениях:

  • гуманизма утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над личностью; 
  • конфиденциальности – информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению. Участие обучающихся должно быть сознательным и добровольным;
  • компетентности – психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности;
  • ответственности – психолог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред. 

Формы организации работы с детьми.

1. Групповая деятельность – социально-психологические тренинги и занятия-беседы, круглый стол, работа в группах, групповые консультации, обучающая психодиагностика.

Особенностью занятий является дискуссионный характер общения с детьми, способствующий возникновению доверительной атмосферы, что позволяет ведущему затрагивать сложные темы, которые обычно дети обсуждают только между собой, получая искаженную, противоречивую информацию. Доверительные отношения побуждают детей открыто высказывать свои мысли, выражать свои чувства, что  позволяет ведущему эффективно воздействовать на сознание детей в процессе проведения занятий.

2. Индивидуальная коррекционная работа с детьми – личные беседы, игры и упражнения, обучающая психодиагностика.

Потребность в одиночестве присуща всем детям и необходима для развития личности, самосознания в этом возрасте. Воспитанники детского дома испытывают перегрузку общением, постоянно находясь в коллективе сверстников. В результате чего может возникнуть негативное отношение к групповым занятиям. Таким образом, наряду с групповыми формами работы необходимо предусмотреть и индивидуальные формы работы с детьми.

3. Консультативная работа с педагогическим коллективом с целью оптимизации взаимодействий в системе «воспитатель-воспитанник».

Основные направления работы.

  • Диагностика личности детей «группы риска»;
  • Работа с педагогами;
  • Коррекционно-развивающая работа с детьми.


1 этап

Краткое содержание программы

Направление (этап)

Задачи

Срок

Мероприятия психологической коррекции

1. Диагностическое

Сбор информации об индивидуально-психологических особенностях

Детей младшего школьного возраста с проблемами в поведении

Сентябрь - октябрь

Диагностические исследования по экспериментальным методикам программы.

Составление плана работы с ребёнком

Октябрь

Разработка планов индивидуального сопровождения.

2. Работа с педагогами

Информирование об индивидуально-психологических особенностях детей

Октябрь

Составление психологических карт воспитанников.

Разработка рекомендаций для педагогов.

Консультации.

3. Коррекционно-развивающее

Коррекция отклонений в поведении

Ноябрь-декабрь

Групповые психологические тренинги.

Формирование положительной нравственной направленности

Январь-февраль

Этические беседы.

Развитие коммуникативных и социальных навыков, навыков уверенного поведения

Март-апрель

Групповые психологические тренинги.

Эмоциональное развитие ребёнка; введение в мир человеческих эмоций

В течение года по индивидуаль-ным планам

Индивидуальная работа.

Гармонизация эмоцинальной и двигательной сферы (психогимнастика)

В течение года по индивидуаль-ным планам

Индивидуальная работа.

Формирование положительного образа Я

В течение года по индивидуаль-ным планам

Индивидуальная работа.

4. Диагностико-аналитическое

Оценка эффективности проведённой работы

Май

Обследование по диагностическим методикам программы.

Основное содержание деятельности психолога

1. Диагностические процедуры в программе.

Важным аспектом реализации программы сопровождения детей «группы риска» в детском доме является проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития воспитанников  и планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций по оптимизации воспитательного процесса, оценки эффективности развивающей работы.

Программа диагностики личности младшего школьника

Название, автор

Цель

Рисунок человека (К.Маховер)

Особенности личности

Самооценка Дембо Рубинштейн

Самооценка

Графическая беседа «Мой круг общения»

Особенности взаимоотношений

«Что мы ценим в людях»

Отношение к нравственным нормам

Проективная методика «Кактус» Панфиловой

Наличие агрессивных тенденций

Модификация методики “Изучение понимания эмоциональных состояний людей.(Никишина В.Б.

Понимание эмоциональных состояний

«Страхи в домиках»

Количество страхов

2. Коррекционно-развивающая работа с детьми.

Цель: формирование навыков социально-психологической адаптации.

1) Групповая деятельность:

Задачи

Содержание

1.

Коррекция и профилактика отклонений в поведении

Тренинг «Здравствуй, Я».

2.

Формирование положительной нравственной направленности

«Школа доброты». Этические занятия-беседы

3.

Развитие коммуникативных и социальных навыков

Тренинг «Среди людей».

Организационные условия проведения групповых форм работы.

  • Возраст участников: от 8 до 10 лет;
  • Численность группы: не более 6 человек;
  • Продолжительность занятий: 40 минут (1 академический час);
  • Периодичность занятий: 1 раз в неделю на протяжении 6 месяцев, с ноября по апрель;
  • Количество занятий: 24;
  • Помещение: достаточно просторное, хорошо проветренное, с преобладанием спокойных, неярких цветов в интерьере;
  • Материалы: бумага, карандаши, ручки, фломастеры, мячи, тихая спокойная музыка;
  • Структура занятий: ритуал приветствия, разминка, основное упражнение. Разминки и ритуалы приветствия и прощания выбираются в зависимости от состояния группы и приоритетов ведущего. В конце каждого занятия обязательно проводится рефлексия и саморефлексия (при необходимости рефлексия проводится после или в процессе выполнения упражнения).

Задачи тренинговых занятий:

  • помочь детям ощутить единение с другими.

Нередко "плохое" поведение возникает из-за того, что ребенок ощущает себя изолированным и беспомощным, с помощью асоциального поведения он пытается привлечь к себе внимание. Чтобы научиться ощущать свою принадлежность к группе, детям, как ни странно, необходимо признание их личной истории. Они хотят показать, что они гордятся собой, хотят, чтобы все обратили внимание на то, какие они, что они умеют, чему хотят научиться, какими видят своих друзей.

  • вселить в детей надежду.

Важно укрепить веру детей в то, что они сами могут управлять своей жизнью. Надежда – это та экзистенциальная установка, которая помогает человеку пережить тяжелые обстоятельства. Когда все в порядке, надежда не нужна. Надежда дает человеку способность наслаждаться жизнью со всеми ее трудностями и поражениями, она дает детям и взрослым внутреннюю силу и целеустремленность.

  • показать детям, что значит уважение.

Уважение взрослого проявляется, например, в том, что он подчеркивает ответственность детей за свое поведение. Ребенок чувствует, что его уважают, когда его спрашивают: "Чему научил тебя этот случай?" или "Что ты сейчас чувствуешь?" и внимательно выслушивают его рассуждения на эту тему.

  • помочь детям ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность.

Именно в школьном возрасте детям важно научиться различать мышление и эмоции, истину и фантазию. Мы должны помочь им жить в мире реальности.

  • помочь детям научиться принимать решения – самостоятельно и в группе.

Дети, так же, как и взрослые, стараются поступать правильно, но иногда они торопятся, не знают, что правильно, а что нет, и не всегда замечают все имеющиеся у них возможности. Мы можем выработать у них навык обсуждения и анализа различных вариантов решения.

  • учить детей сочувствию.

Мы можем учить их ставить себя на место другого, понимать и чувствовать внутренний мир человека другого возраста, другой культуры или воспитанного в совершенно другой жизненной позиции.

  • помочь расцвету личности ребенка.

Мы должны помочь ребенку следовать его собственным внутренним целям и желаниям. Обычно детям бывает легче осознавать свои личные цели, когда они выражают их в творчестве: когда они пишут, сочиняют музыку, играют на музыкальных инструментах, рисуют или ставят детские пьесы.

  • развивать в детях открытость и мужество выражать свое отношение к другим.

Желание принадлежать к группе отчасти препятствует общению детей с ровесниками. Боясь испортить отношения со значимыми людьми, дети очень часто ведут себя по примеру взрослых, а именно: молчат, когда им что-то неприятно, подавляют свои желания в угоду желаниям других, не выражают свою точку зрения. Очень важно побуждать детей давать обратную связь взрослым и сверстникам. Это обеспечивает открытое, искреннее и живое общение.

  • помочь детям справляться со своими страхами и стрессом.

Для этого нам необходимо предоставить детям возможность говорить и о неприятных для них вещах, внимательно выслушивая их при этом. Мы можем показать им, как рационально распределять свое время, выполнять свои обязательства и расслаблять душу и тело.

  • показать детям, как можно жить без насилия.

В ситуации, когда ребенок рассержен или обижен, можно помочь ему выразить свои чувства без агрессии и конфликта.

  • помочь детям достичь баланса между стремлением к личной свободе и близким отношениям.
  • помочь детям открыть для себя искусство достигать внутренней гармонии и уравновешенности.

выбирая игру, мы должны иметь в виду конкретных детей, которым эта игра поможет больше других.

  • помочь детям развить в себе сильные стороны своего характера.

1 блок. Профилактика и коррекция отклонений в поведении.

Задачи:

1) облегчение психологического страдания ребенка, снятие психологического напряжения

2) активизация знаний и представлений о себе, акцент на позитивных сторонах собственной личности

3) обучение способам релаксации

4) тренировка навыков взаимодействия в группе. Активизация позитивного восприятия жизни.

5) Позитивное программирование будущего. Ощущение принадлежности к группе сверстников.

6)  восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок – взрослые», «ребенок – другие дети»;

Тематический план тренинга «Здравствуй, Я»

                       Тема занятия. Краткое содержание.

Кол-во часов

1

«Я и мы»

1) Вступление.Выбор ритуала приветствия.

2) Игра «Ласковое имя»

3) "Меняются местами те,…"

4) «Лишний стул»

5) "что я люблю"

6) «Сегодня утром…»

7) "Путаница"

8) Релаксация «Лимон»

9) Рефлесия. Прощание.

1

2

«Мы рядом»

1) Ритуал приветствия.

2) «Слон».

3) «Пианино».

4 )Поменяться местами.

5) «Молекулы»

6) "Колечко".

7) Релаксация «Кошечки».

8) Совместный рисунок.

9) Рефлексия. Прощание.

1

3

«Кто я такой ?»

1) Приветствие.

2) «Жмурки».

3) «Добрый-злой мяч».

4) «Задай вопрос».

5) «Кто я».

6) «Расскажи о себе хорошее».

7) Релаксация. «Черепашки».

8) Рефлексия. Прощание.

1

4

«Совместное творчество»

1) Приветствие.

2) «Калека 21 века».

3) «Кошки-мышки».

4) «Подарок».

5) «Что я умею и чему хочу научиться».

6) «Совместная история».

7) Драматизация придуманной истории.

8) Релаксация « Жвачка».

9) Рефлексия. Прощание.

1

5

«Мы команда».

1) Приветствие.

2) «Кошки-мышки».

3) «Пианино».

4) «Крокодил».

5) «Почему хорошо и почему плохо…».

6) «Совместный рисунок».

7) «Релаксация Муха».

8) Рефлексия. Прощание.

1

6

«Приятные события»

1) Приветствие.

2) «Калека 21 века».

3) «Недостающий стул»

4) «Мне нравится в тебе…»

5) «Приятные события».

6) «Человек и его тень».

7) «Красный уголёк».

8) Релаксация «Слонёнок».

9) Прощание. Рефлексия.

1

7

«Позитивные изменения».

1) Приветствие.

2) «Жмурки».

3) «Слон».

4) «Подарки».

5) «Изменения в моей жизни».

6) «Школа зверей».

7) Релаксация «Щель».

8)Рефлексия. Прощание.

1

8

«Розовый куст».

1) Приветствие.

2) «Кошки-мышки».

3) «Лабиринт».

4) «Просьба. Отказ и соглашение».

5) Совместная история.

6) Драматизация придуманной истории.

7) «Красный уголёк».

8) Релаксация «Розовый куст».

9) Рефлексия. Прощание.

1

2блок. Формирование положительной нравственной направленности

Нравственность (мораль) – одна из важнейших сфер человеческих отношений, полных страстей, внутренней борьбы, взлетов и падений. Моральные проблемы проходят через сердце каждого ребенка, касаются самых сокровенных желаний, стремлений, чаяний. Мораль – это единственное знание, которое лежит в основе оценки всех действий и деяний людей и, разумеется, всех направлений их общественной деятельности.

Задачи:

  • создание собственного отношения к жизни;
  • формирование нравственных основ личности;
  • формирование гуманистического отношения к окружающему миру;
  • изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей учащихся;
  • формирование внутренней потребности у обучающихся к самосовершенствованию;
  • расширение культурного кругозора;
  • развитие культуры этического мышления;
  • развитие способности морального суждения и оценки;
  • развитие умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора;
  • обучение обучающихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

В личности ребенка младшего школьного возраста  происходят качественные изменения, связанные с развитием самосознания. Ребенок начинает ощущать, осознавать себя личностью. Он еще не личность в восприятии взрослых, но уже личность в собственном восприятии. Овладение комплексом нравственных требований и умений способствует его личному развитию.

В процессе занятий дети учатся заглядывать внутрь себя, задумываться о своей жизни, своих взаимоотношениях с окружающим миром, проявлять себя в творчестве. Все занятия начинаются так, чтобы дети учились пользоваться в своей жизни мудростью, накопленной человечеством.

Тематический план занятий-бесед «Школа доброты»

Тема занятия:

Кол-во часов:

1.

Доброта вокруг нас. Доброе сердце. Трудно ли быть добрым.

1

2.

Хорошие качества людей. Мои хорошие качества.

1

3.

Кто такой доброжелательный человек. Приветливые слова.

1

4.

Помогаем другим. Теплота сочувствия.

1

5.

Скромность. Скромный человек.

1

6.

Секрет трудолюбия.

1

7.

Честность. Как найти друга.

1

8.

Очищаем своё сердце. Я желаю добра всем ребятам

1

3 блок. Развитие коммуникативных и социальных навыков.

Задачи:

  • овладение способами активного продуктивного общения;
  • развитие доверия к окружающим людям;
  • развитие представлений о ценности другого человека и себя самого;
  • усвоение способов разрешения собственных проблем.

В тренинге коммуникативных умений рассматривается формирование навыков и умений общения с группой сверстников. Воспитанникам  крайне важно научиться жить среди людей, общаться с удовольствием, не избегать, а использовать любую возможность контакта с человеком для того, чтобы понять других. Проводя занятия, следует особо заботиться о создании атмосферы открытости и спонтанности, где каждый из участников может делиться своими чувствами и личным опытом без боязни быть осужденным или не принятым сверстниками. Важно создание ситуации доверия, психологического комфорта и чувства  защищённости на занятиях, что побуждает детей раскрывать свои чувства ,открыто высказывать своё мнение.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ.

Темы занятий.
Краткое содержание

Кол-во
часов

1

Приемы активного общения "Я и другие".

      Вступление.    Настрой на работу.
      Упражнение    "Ты мне нравишься"
      Упражнение    "ЗУМ"
      Упражнение    "Аппаратчики"
      Упражнение    "Здравствуй, ты представляешь?"
      Упражнение    "Испорченный телефон"
      Упражнение    "Ищу друга"
      Упражнение    "Объятие"
      Подведение итогов, рефлексия.

1 ч.

2

Качества общения "Какой я и какие другие"

      Вступление    Настрой на работу.
      Упражнение    "Прошепчи имя на ушко"
      Упражнение    "Интервью"
      Упражнение    "Что важно для меня"
      Упражнение    "Отдам тебе то, что есть у меня"
      Упражнение    "Хороший друг"
      Упражнение    "Биография друга"
      Упражнение    "Все мы чем-то похожи"
      Упражнение    "Никто из вас не знает, что я..."
      Подведение итогов, рефлексия.

1 ч.

3

"Обучение владению собой". Часть 1.

      Вступление.    Настрой на работу.
      Упражнение  "Рычи, лев, рычи, стучи, поезд, стучи"
       Упражнение  "Ролевая гимнастика"
      Упражнение  "Взаимоотношения"
       Упражнение  "Розовый куст"
      Упражнение   "Поза покоя"
      Подведение итогов,   рефлексия.

1 ч.

4

"Обучение владению собой". Часть 2.

      Вступление.    Настрой на работу.
      Упражнение  "Морские волны"
       Упражнение  "Чемодан"
      Упражнение  "Дыши и думай красиво"
       Упражнение  "Замри!"
      Упражнение  "Волшебное слово"
      Подведение итогов,   рефлексия.

1 ч.

5

Сплочение группы "Учимся общаться". Часть 1.

      Вступление.    Настрой на работу.
      Упражнение  "Выбери остров"
       Упражнение  "Встреча"
      Упражнение  "Вездеходы"
       Упражнение  "Ёжик"
      Упражнение  "Эхо"
       Упражнение  "Передача ритма"
      Подведение итогов,  рефлексия.

1 ч.

6

Сплочение группы "Учимся общаться". Часть 2.

      Вступление.    Настрой на работу.
      Упражнение  "А теперь я"
       Упражнение  "Бабочки"
       Упражнение  "Властелин кольца"
       Упражнение  "Командный узел"
       Упражнение  "Давайте жить дружно"
       Упражнение  "Спиной к спине"
      Подведение итогов, рефлексия.

1 ч.

7

Устранение барьеров общения "Я + Ты"

      Вступление.    Настрой на работу.
      Упражнение  "Какие бывают улыбки"
       Упражнение  "Улыбнись другому"
      Упражнение  "Через стекло"
       Упражнение  "Мне кажется, что ты..."
      Упражнение  "Окажи внимание другому"
       Упражнение  "Попроси игрушку"
      Упражнение  "Конкурс хвастунов"
      Подведение итогов,  рефлексия.

1 ч.

8

Стили общения "Давай поговорим"

      Вступление.    Настрой на работу.
      Упражнение  "Бездомный заяц"
       Упражнение  "Мой хороший попугай"
      Упражнение  "Улыбнись-ка!"
       Упражнение  "Разыгрывание ситуаций"
      Упражнение  "Обмен ролями"
       Упражнение  "Станем другими"
       Упражнение  "Кто есть кто?"
       Упражнение  "Как бы ты поступил?"
       Упражнение  "Серебряное копытце"
      Подведение итогов,  рефлексия.

2) Индивидуальная работа.

Многолетний опыт психологической работы с детьми в детском доме показывает эффективность индивидуальных форм проведения занятий со всеми возрастными категориями воспитанников. Воспитанники детского дома постоянно находятся в детском коллективе, вследствие чего они испытывают недостаток индивидуального взаимодействия со взрослым. Доверительные отношения и доброжелательная обстановка на индивидуальных занятиях создают благоприятные условия для личностного роста ребёнка, повышения самооценки, коррекции имеющихся негативных личностных отклонений. На индивидуальных занятиях происходит усвоение знаний, приобретённых во время групповых форм работы, а также создаются условия для самопознания, самораскрытия ребёнка.

Содержание индивидуальной работы с детьми «группы риска»

  1. Эмоциональное развитие ребёнка

На данном этапе работе важной задачей становится ознакомление ребёнка с различными эмоциональными состояниями людей, мимическими проявлениями настроения, которые испытывают люди в разных жизненных ситуациях. На первом занятии ребёнку предлагаются следующие типы заданий:

  • определить настроение колобка по фотографиям (используются изображения-пиктограммы с разными эмоциональными состояниями),
  • придумать ситуацию для каждой из эмоций,
  • определить эмоцию по описанию ситуации,
  • вспомнить ситуации, когда можно испытывать одну и ту же эмоцию.

В конце занятия ребёнку предлагается вспомнить и подобрать эмоцию к своему настроению в разные моменты жизни. Следующим шагом является переход от визуализации чувств к их вербализации. Важно объяснить ребёнку, что плохих чувств не бывает, бывают плохие поступки, не стоит стесняться своих чувств, так как все люди их испытывают и не боятся их выражать, чтобы быть понятым окружающими. На всех занятиях необходимо использовать метод обращения и переработки прошлого опыта, побуждать ребёнка вспоминать, озвучивать и перерабатывать события своей жизни, способствовать раскрепощению в общении.

На последующих занятиях центральным элементом становится проработка чувств гнева, страха и горя. Многие дети имели опыт переживания этих чувств, но не имели опыта их выражения. В качестве основной техники выражения используется опыт визуализации чувства страха, вины и гнева. Ребёнку предлагается нарисовать самый-самый ужасный страх, потом обсуждается, что необходимо убрать, чтобы страх перестал быть страшным.

На данном этапе работы также уделяется внимание рассмотрению чувств и эмоций окружающих людей. Для полноценного становления личности ребёнка необходимо формирование у него морально-нравственного компонента самосознания, развитие таких качеств, как эмпатия, чуткость, отзывчивость, умение ставить себя на место другого человека, преодолевая эгоцентризм, сочувствовать, сопереживать, понимать и уважать чувства другого человека. С этой целью используется чтение и анализ сказок нравственного содержания, рекомендуется просмотр и обсуждение мультфильмов.

На данном этапе необходимо завести индивидуальный «альбом настроения», где ребенок выполняет рисунки в ходе занятий.

Перечень игр и упражнений, используемых в работе по данному направлению:  

1) Игры с использованием пиктограмм: «Назови настроение», «Подбери эмоцию», «Придумай ситуацию», «Моё настроение».

2) Закончи предложение:

«Мне грустно, когда…»;

«Мне весело, когда…»;

«Я боюсь, когда…»;

«Я сержусь, когда…»;

«Я удивляюсь, когда…»

3) Этюды на изображение страха с переходом в положительную эмоцию (удивление, радость). Темы предлагает ребёнок.

4) Упражнение «Страх, я тебя не боюсь». Нарисовать рисунок «мой страх»,затем дорисовать веселыми деталями, смешными рожицами, сделать самолетик, кораблик, аистенка

5) Упражнение «Лист гнева» (нарисовать фигурку обидчика, закрасить, скомкать рисунок.

6) Упражнение «Мешочек с криками».

7) Упражнение «Коробочка для гнева» (порвать бумагу, газету и покидать в коробочку).

8) Рисование в «Альбоме настроения» на тему «Я злюсь», затем из черно-белого изображения злого персонажа, цветными карандашами перерисовать в доброго.

9) Упражнение «Изобрази настроение»:

«Мне грустно»;

«Я удивлён»;

«Я рассержен».

2) Гармонизация двигательной, эмоциональной сферы (психогимнастика).

Основной целью работы по данному направлению является формирование спонтанности и раскрепощения поведения. Большинство детей скованы, зажаты, имеют телесные барьеры в общении. Психогимнастические упражнения направлены на преодоление барьеров в общении, способствуют снятию психофизического напряжения, самовыражению детей. На занятиях используются этюды на выражение различных эмоциональных состояний, развитие воображения с помощью перевоплощений, чередование различных по характеру движений: быстрых и медленных, частых и редких, напряжённых и расслабленных.

На данных занятиях центральным моментом является обучение детей пониманию сигналов своего тела, способности контролировать двигательную сферу, умению расслабляться и раскрепощаться, развитию способности эмоциональной саморегуляции;

Игры и упражнения по данному направлению:

1) Игра «Прогулка»:

этюд «Хорошее настроение»;

этюд «Золотые капельки»;

этюд «Гроза»;

этюд «После дождя»;

Аудиозапись «Звуки природы».

2)«Игра «На берегу моря»:

этюд «В холодной воде»;

этюд «Брызги»;

этюд «Босиком по горячему песку»;

этюд «Пчела»;

этюд «Колючая ёлочка»;

этюд «На песочке»;

Аудиозапись «Шум моря».

3) Игра «в мире животных»

Этюд «Недовольный медведь».

Этюд «Трусливые зайчата».

Этюд «Неуклюжий слон».

Этюд «Обезьянки».

Этюд «Тигрёнок на солнышке».

Этюд «Ты-лев!»

Аудиозапись «Звуки леса».

4) Игра «В гармонии с природой»

Этюд «Снежинки».

Упражнение «Сосулька».

Этюд «Из семечки в деревце».

Этюд «Солнышко и туча».

Упражнения: «Могучий дуб», «Старая ель», «Мечтательная березка», «Плакучая ива», «Веселая рябинка».

Упражнения: «Листочек на дереве», «Солнечный зайчик», «Камень у ручья», «Одуванчик».

Этюд «Танец пяти движений».

Аудиозапись «Звуки природы».

3)Формирование положительного образа Я.

На данном этапе работы с младшими школьниками «группы риска» основным моментом является развитие положительного представления о себе с целью профилактики негативных личностных отклонений (агрессивности, враждебности, замкнутости, тревожности) в дальнейшем. По мнению Мухиной, именно в младшем школьном возрасте начинает формироваться самосознание ребёнка и помощь, оказанная на данном этапе развития  личности ребёнка,  поможет избежать проблем в эмоционально-поведенческом плане. Важным моментом является формирование веры в себя, в свои способности. При неуспешности ребёнка в учебной деятельности необходимо акцентировать внимание на деятельности, в которой могут реализоваться и развиться его способности, направить его на достижение успеха. что особенно важно в условиях закрытого учреждения. Отсутствие родителей (значимых взрослых) препятствует самоиндентификации личности ребёнка, негативно влияет на формирование устойчивой жизненной позиции,

Задачи:

1)  укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;

2)  коррекция и предупреждение деформации в формировании Я – концепции;

Игры и упражнения: «Мои успехи достижения», «Я могу…», «Дерево-характер», «Мои особенности и преимущества», «Копилка  достижений», «Самопохвала», «Мой идеал и антиидеал», «Я-реальное и Я-идеальное»

2 этап

Краткое содержание программы

Направление (этап)

Задачи

Срок

Мероприятия психологической коррекции

1. Диагностическое

Сбор информации об индивидуально-психологических особенностях подростков

Сентябрь - октябрь

Диагностические исследования по экспериментальным методикам программы.

Составление плана работы с подростком

Октябрь

Разработка планов индивидуального сопровождения.

2. Работа с педагогами

Информирование об индивидуально-психологических особенностях подростка

Октябрь

Составление психологических карт воспитанников.

Разработка рекомендаций для педагогов.

Консультации.

Обучение приемам конструктивного общения с подростками.

3. Коррекционно-развивающее

Коррекция агрессивного поведения

Ноябрь-декабрь

Групповые психологические тренинги.

Формирование положительной нравственной направленности

Январь-февраль

Этические беседы.

Развитие коммуникативных и социальных навыков, навыков уверенного поведения

Март-апрель

Групповые психологические тренинги.

Формирование навыков самопознания, самораскрытия, устойчивой «Я-Концепции», уверенности в себе

В течение года по индивидуаль-ным планам

Индивидуальная работа.

Обучение способам выплёскивание гнева и негативных эмоций в социально-приемлемых формах

В течение года по индивидуаль-ным планам

Индивидуальная работа.

Обучение способам релаксации и саморегуляции

В течение года по индивидуаль-ным планам

Индивидуальная работа.

4. Диагностико-аналитическое

Оценка эффективности проведённой работы

Май

Обследование по диагностическим методикам программы.

1. Диагностические процедуры в программе.

Важным аспектом реализации программы сопровождения детей «группы риска» в детском доме является проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития учащихся и планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательного процесса, оценки эффективности развивающей работы.

Программа диагностики личности подростка

Название, автор

Цель

Методика КОС

Коммуникативные и организаторские способности

Рисунок человека (К.Маховер)

Особенности личности

Опросник Леонгарда

Акцентуации характера

ТестАйзенка«Самооценка психических состояний»

Тревожность,фрустрация,агрессивность,ригидность

Шкала тревожности Кондаша

Уровень межличностной, самооценочной, школьной тревожности

Опросник С.Шварца

Ценностные ориентации

Методика «Пословицы» С.М.Петровой

Сформированность нравственных представлений, особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе

Опросник Басса-Дарки

Агрессивность, враждебность

Тест Айзенка «Тип темперамента»

Особенности темперамента

2. Работа с педагогами.

Суть подросткового кризиса заключается в появлении чувства автономности, стремлении к независимости, противопоставления себя миру взрослых. Именно в этом возрасте появляются трудности в общении и понимании со взрослыми, поэтому на данном этапе работы необходимо работа с педагогическим коллективном с целью оптимизации взаимоотношений в системе «воспитатель-воспитанник».

Цель: оптимизация взаимодействия в системе «воспитатель-воспитанник».

Задачи:

  1. Информирование педагогов об индивидуально-психологических особенностях подростка по результатам психологических исследований.
  2. Обучение педагогов навыкам конструктивного, эффективного общения с подростками.

Рекомендации по конструктивному общению с подростком.

1. Применение приемов ненасильственного общения: активное слушание, Я-сообщение, отказ от речевой агрессии.

  • Обращайтесь к ребенку по поводу нарушения им правил поведения с помощью речевого сообщения – «Я-высказывания» («Я узнала», «Мне сообщили из школы, что ты был наказан…»). Дайте понять, что такое поведение не прошло незамеченным, опишите его.
  • Выразите свои чувства по этому поводу («Я чувствую, что…», «Я огорчена, обеспокоена» и т.д.).
  • Укажите на возможные последствия такого поведения, как вы их видите («Это, на мой взгляд, может привести…»)
  • Выскажите свои мысли по данному поводу («Я думаю…», «Я считаю…»; «Мне кажется…»; «По-моему…»; «На мой взгляд…»).
  • Дождитесь обратной связи, дайте опровергнуть или подтвердить ваши мысли. Будьте готовы к различным реакциям подростка: кричит, молчит, опровергает, обвиняет. Работайте с ним!
  • Выставите требования домашней «конституции»: «Я собираюсь предпринять меры» (указать, какие).
  • Выразите желание, что следовало бы сделать («Я хочу, чтобы ты бросил нарушать дисциплину, но решение за тебя принимать не могу»). Таким образом вы передаете ответственность за его поведение ему самому.
  • Напомните, что вы готовы помочь, если он захочет этого («Чем я могу помочь тебе?»). Предоставьте инициативу ему. Помогайте, а не овладевайте всей ситуацией.
  • Выразите свою уверенность в том, что он примет верное решение, непосредственно относящееся к его жизни, сохраняющее ее («Я верю, что в следующий раз ты поступишь по-другому»).

3. Выработка единых правил и требований к ребёнку.

  • В разговоре с ребенком выразите свои чувства по поводу этого разговора, подчеркните важность таких моментов для вас («Я рада, что мы с тобой поговорили»; «Спасибо, что ты меня выслушал»; «Мне было очень важно (трудно) поговорить с тобой на эту тему»).
  • Не стоит ругать, обвинять, задавать вопросы «почему», игнорировать, делать так, чтобы подросток испытывал чувство вины, выяснять причину, уличать. Это не будет способствовать налаживанию конструктивных отношений с подростком.

4. Отказ от наказания как основного метода воспитания.

В современной педагогической практике взрослые часто используют наказание, если негативный поступок уже совершен и его нельзя «отменить», если плохое поведение ребенка еще не превратилось в привычку.

Наказание может быть эффективным, если соблюдать следующие условия:

  • Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.
  • Наказание не должно восприниматься ребенком как месть или произвол. При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказании сообщается спокойным тоном; при этом особо подчеркивается, что наказывается поступок, а не личность.
  • После наказания проступок, плохое поведение должно быть «предано забвению». О нем больше не напоминают точно так же, как не вспоминают и о самом наказании.
  • Взрослым не следует менять стиль своего общения с ребенком, подвергнутым наказанию. Наказание не должно усугубляться бойкотом, суровыми взглядами или постоянным ворчанием.
  • Необходимо остерегаться, чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нервируют ребенка, весь детский коллектив.
  • Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребенок заявляет, что он готов в будущем исправить свое поведение, не повторять своих ошибок.
  • Каждое наказание нужно строго индивидуализировать.

5. Включение подростка в работу секций, кружков.

6. Применение необходимых психолого-педагогических мер в воспитании личности подростка:

Симптомы нарушений

Задачи развития

Методы развития

Нарушение взаимодействия со сверстниками

Научить приемам и навыкам эффективного межличностного общения со сверстниками, установления дружеских отношений, проявлению готовности к коллективным формам деятельности; обучать приемам самостоятельного разрешения конфликтов мирным путем

Участие в играх на организацию внутригруппового сотрудничества и распределения ответственности, на принятие подростком различных ролевых отношений: исполнительских, лидерских, контролирующих и т.д., на переживание общих чувств успеха и неудачи

Нарушение взаимодействия с педагогами

Научить устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне их, проявлять уважение к учителю

Различные ролевые отношения со взрослыми: позиция ведомого, ведущего, контролирующего; принятие помощи взрослого и оказание помощи взрослому; переживание общих чувств

Несоблюдение социальных и этических норм

Подвести к осознанию необходимости принятия и соблюдения классных и школьных социальных и этических норм

Разработка и обязательное выполнение игровых норм поведения и взаимодействия, контроль за исполнением определенных правил другими участниками группы, в том числе взрослыми, проживание различных ситуаций в условиях соблюдения и несоблюдения необходимых норм

Неадекватное отношение к себе

Формировать адекватную позитивную «Я-концепцию» и устойчивую самооценку

Создание ситуации успеха, создание условий для осмысления подростком себя, своих поступков и социальных отношений, организация ситуативной позитивной обратной связи и продуктивной критики

3. Коррекционно-развивающая работа с подростками.

Цель: формирование навыков социально-психологической адаптации у подростков.

1) Групповая деятельность:

Задачи

Содержание

1.

Коррекция агрессивного поведения

Тренинг «Пойми меня»

2.

Формирование положительной нравственной направленности

«Школа доброты»

3.

Развитие коммуникативных и социальных навыков

Тренинг «Мы вместе»

Организационные условия проведения групповых форм работы.

  • Возраст участников: с 10 до 14 лет;
  • Численность группы: не более 10 человек;
  • Продолжительность занятий: 40 минут (1 академический час);
  • Периодичность занятий: 1 раз в неделю на протяжении 6 месяцев, с ноября по апрель;
  • Количество занятий: 24;
  • Помещение: достаточно просторное, хорошо проветренное, с преобладанием спокойных, неярких цветов в интерьере;
  • Материалы: бумага, карандаши, ручки, фломастеры, мячи, тихая спокойная музыка;
  • Структура занятий: ритуал приветствия, разминка, основное упражнение. Разминки и ритуалы приветствия и прощания выбираются в зависимости от состояния группы и приоритетов ведущего. В конце каждого занятия обязательно проводится рефлексия и саморефлексия (при необходимости рефлексия проводится после или в процессе выполнения упражнения).
  • Перед началом занятий проводятся индивидуальные консультации с каждым подростком. После окончания групповой работы также проводятся консультации, на которых закрепляются произошедшие с детьми изменения и групповое тестирование по методикам Баса-Дарки, КОС, «Пословицы». Тестирование позволяет отследить динамику личностных изменений.

1 блок. Коррекция агрессивного поведения.

Задачи:

  • Обучение подростков приемам общения, стимулирование развития их коммуникативной культуры;
  • Формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях;
  • Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами;
  • Формирование умения справляться со стрессом;
  • Формирование умения делать выбор и принимать решения.

Тематический план тренинга «Пойми меня»

Тема

Содержание

Кол-во часов

Методическое, техническое, диагностическое, др. обеспечение

1.

Осознание и понимание своих эмоций и внутреннего состояния

Упражнение «Прогноз погоды», «Самопохвала».

1 час

Лист ватмана листы бумаги, карандаши, восковые мелки

2.

«Проблемы – на передний план» - правила взаимодействия в команде.

Упражнение «Камушек в ботинке», «Зеркало».

1 час

Бумага, карандаши.

3.

Работа с гневом и обидами

Упражнение «Спустить пар» и (или) «Шутливое письмо», «Тень».

1 час

Бумага, карандаши, корзина для бумаг.

4.

Агрессия может быть конструктивной

Игра «Датский бокс», «Обзывалки».

1 час

Изоматериалы.

5.

Что такое «Агрессивное поведение»

Упражнение «Агрессивное поведение», «Путаница».

1 час

Бумага, карандаши.

6.

Снимаем напряжение

Упражнение «Безмолвный крик», «Хочу сказать спасибо».

1 час

Изоматериалы.

7.

Формирование навыков отреагирования эмоций

Упражнение «Любовь и злость», «Компот».

1 час

8.

Конструктивные способы разрешения конфликта.

Упражнение «Ковер мира», «Цвета».

1 час

Кусок пледа или мягкий коврик, фломастеры, клей и материалы для оформления декораций: алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки и т .п.

2 блок. Формирование положительной нравственной направленности.

На данном этапе цели и задачи по формированию положительной нравственной направленности аналогичны  первому этапу, меняется лишь тематика занятий.

Тематический план занятий-бесед «Школа доброты»

Тема занятия:

Кол-во часов:

1.

Воспитание человечности. Настоящая мудрость.

1

2.

Кто достоин уважения. Как стать лучше.

1

3.

Разговор о совести. Помогаем другим.

1

4.

Красота души. Учимся видеть хорошее.

1

5.

Золотое правило жизни .Умение прощать.

1

6.

Тропа милосердия. Сила любви.

1

7.

Как стать счастливым .Жизнь в единстве.

1

8.

Быть ответственным. Разговор о совести.

1

3 блок. Развитие коммуникативных и социальных навыков.

Задачи:

  • овладение способами активного продуктивного общения;
  • развитие доверия к окружающим людям;
  • осознание различных видов мотивов межличностных отношений;
  • развитие представлений о ценности другого человека и себя самого;
  • усвоение способов разрешения собственных проблем.

В тренинге коммуникативных умений рассматривается формирование навыков и умений общения с группой сверстников. Воспитанникам  крайне важно научиться жить среди людей, общаться с удовольствием, не избегать, а использовать любую возможность контакта с человеком для того, чтобы понять других. Проводя занятия, следует особо заботиться о создании атмосферы открытости и спонтанности, где каждый из участников может делиться своими чувствами и личным опытом без боязни быть осужденным или не принятым сверстниками. Поддерживая доброжелательное и заинтересованное отношение к другим людям, следует давать понять подросткам, что в жизни они могут быть любимы или вызывать неприязнь, быть понятыми окружающими или не понятыми, признаваемы в своих правах или нет, поэтому не стоит манипулировать другими в попытке обрести их любовь, приходить в негодование от того, что окружающие тебя не понимают или не принимают таким, какой ты есть, что следует признавать за другими ровно столько же прав, сколько считаешь необходимым иметь сам. Желательно время от времени возвращаться к обсуждению этих проблем наряду с текущими темами групповых дискуссий.

Тематический план тренинга коммуникативных и социальных умений «Мы вместе»

Тема

Содержание

Часы

Методическое, техническое, диагностическое, др. обеспечение

1.

Осознание себя. Умение вести беседу.

«Части моего Я»

Игра-тренинг «Таможня»

Умение вести разговор»

1

Бумага, наборы цветных карандашей (6 цветов

2.

Умение слушать. Работа с чувствами.

«Слушаем молча»

«Значимые люди»

«Список чувств»

1

Бумага, наборы цветных карандашей

3.

Типичные проблемы. Игровой тренинг

«Мои проблемы»

«Ассоциации»

1

Бумага, ручка

4.

Осознание своих идеалов. Необычный опыт общения.

«Спина к спине»

«Мои идеалы»

«Монстр»

1

Бумага, ручки

5.

Осознание проблем в отношениях с людьми

«Мои проблемы»

«Своё пространство»

«Крокодил»

1

Бумага, ручки

6.

Осознание мотивов межличностных отношений.

Выражение чувств.

«Мотивы наших поступков»

«Чувства без слов»

1

Бумага, ручки

7.

Мотивы наших поступков.

«Мотивы наших поступков»Обратная связь

«Горячее место»

«Медитация»

1

Бумага, ручки

8.

Отношения с людьми.

«Чувство благодарности»

«Телеграммы»

«Я в глазах других людей»

1

«Волшебная папка», бланки «телеграмм», ручки.

2) Индивидуальная работа.

Многолетний опыт психологической работы с детьми в детском доме показывает эффективность индивидуальных форм проведения занятий со всеми возрастными категориями воспитанников. Воспитанники детского дома постоянно находятся в детском коллективе, вследствие чего они испытывают недостаток индивидуального взаимодействия со взрослым. Доверительные отношения и доброжелательная обстановка на индивидуальных занятиях создают благоприятные условия для личностного роста ребёнка, повышения самооценки, коррекции имеющихся негативных личностных отклонений. На индивидуальных занятиях происходит усвоение знаний, приобретённых во время групповых форм работы, а также создаются условия для самопознания, самораскрытия подростка.

Содержание индивидуальной работы с детьми подросткового возраста «группы риска»

Цель

Игры и упражнения

Формирование положительной устойчивой «Я-концепции».

«Мой портрет в лучах солнца»;

«Я-реальное и я-идеальное». Самоанализ.

«Автобиография». Самоанализ

«Мой темперамент». Диагностика.

«Мой характер». Тест Айзенка.

«Тип личности». Тест «Шесть рек»

«Мои чувства, мысли и желания»»;

«Хочу стать личностью. Мои цели, ценности и установки. Планирование жизни»

«Хочу, могу, надо». Самовоспитание

«Как стать лучше. Приёмы самовоспитания»

«Мои способности, интересы, достижения и успехи» и др.

Обучение способам выплёскивание гнева и негативных эмоций в социально-приемлемых формах.

«Копилка обид»; «Грустные мысли»;

«Лист гнева»; метание дротиков в мишень;

«Подушка-колотушка».«Воздушный шар»

Обучение способам релаксации и саморегуляции.

«Розовый куст»; «Камень у ручья»;

Аутогенная тренировка; «Маяк»,

«Поплавок»; «Передача энергии»

«Ритмичное дыхание», «плавное дыхание».

Самовнушение. Позитивные установки и др.

Список литературы:

  1. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Царегородцева Л.М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопросы психологии. – 1990. – №6. – С.17-25
  2. Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991
  3. Дубровина И.В. Предмет и задачи школьной психологической службы // Вопросы психологии. – 1988. – №5. – С.47-54
  4. Златогорская О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного поведения подростков. // Школьный психолог, 2003. – №№30, 31
  5. Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. – М., 2003
  6. Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004
  7. Панченко С. Межзвездный скиталец. Психологическая игра для учащихся 6-7классов. // Школьный психолог, 2003. – №16
  8. Практическая психология в тестах. – М., 2001
  9. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю.Хрящевой. – СПб.: «Ювента», Институт тренинга, 1999. – 256 с.
  10. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000
  11. Психологические рекомендации по воспитанию детей в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах / Под ред. И. В. Дубровиной и др. М.:Просвещение, 1986
  12. Рабочая книга школьного психолога / И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991
  13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1. – 384 с.
  14. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: «Романов», 2001
  15. Скребцова М., Лопатина А.. Ступени мудрости – М., 2008
  16. Уроки нравственности. Учебно-методический комплект. – ООО «Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2005
  17. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2001
  18. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2001
  19. Хухлаева О.В., Кирилина Т.Ю., Федорова О.В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000
  20. Хухлаева О.В. Лесенка радости: Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 80 с.
  21. Чистякова Психогимнастика. / Под ред. М.И.Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии воспитания экологического мировоззрения у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома.

Понятие «экологическая культура»  или «экологическое мировоззрение» включает соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения, экологическую ответственность, чувство "Гражданина планеты З...

ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА.

Аннотация: В данной статье раскрывается проблема необходимости проведения профилактики социальной дезадаптации детей, оставшихся  без попечения родителей в условиях детского дома. На пример...

презентация использование фольклора в коррекции речевых нарушений детей с общим недоразвитием речи в условиях детского дома

презентация использование фольклора в коррекции речевых нарушений детей с общим недоразвитием речи в условиях детского дома ...

Формирование фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр

Работа представляет собой разработку по формированию  фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр....

Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и школы - интерната

Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и школы - интерната...

Роль психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Детского дома-интерната

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ...

Статья:"Социальная реабилитация детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома"

Статья:"Социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"...